Лефт.ру __________________________________________________________________________



На соискание Переходящего Черного Знамени Фимы Собак

Тоша Гартен

"Цивилизационный кластер как локомотив модернити"

 
...Вечер Эллочка провела с Фимой Собак. Они обсуждали необычайно важное событие,
грозившее опрокинуть мировую экономику. 

– Кажется, будут носить длинное и широкое, – говорила Фима, по-куриному окуная голову в
плечи. 

– Мрак! 

И Эллочка с уважением посмотрела на Фиму Собак. Мадмуазель Собак слыла культурной
девушкой – в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно
такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово –
гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой. 

(И.Ильф, Е.Петров. "Двенадцать стульев".) 

Прошу извинения за цитирование классики.  Советское поколение знает эти строки наизусть.  Но вся ли современная молодежь слыхала о великом комбинаторе, стульях с брильянтами, золотом теленке и детях лейтенанта Шмидта?

Сегодня мы представляем  первых соискателей Переходящего Черного Знамени Фимы Собак.  Все они вышли, так сказать, из одной шинели - конференции "Россия между центром и периферией глобального мира: опора статус-кво или источник перемен?", состоявшейся 
10 июня 2003 г. в  Москве.  Организаторами ее были Институт мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук (ИМЭМО РАН) и Институт проблем глобализации ( ИПРОГ ).  Оплачивалась эта конференция  германским Фондом  Фридриха Эберта. Исчерпывающая характеристика этих  учреждений, как и обстоятельный анализ самой конференци, сейчас готовится  исследовательским коллективом бурцев.ру.  Я же ограничусь более приятной и легкой работой - цитированием наиболее удачных словесных находок наших соискателей и краткими комментариями.  Откуда цитаты?  Мы попросили московского представителя редакции посидеть на докладах и сделать для нас магнитофонную запись.  Другой наш редактор сделал ее транскрипт.  А Товарищ У по нашей просьбе создал замечальный дизайн ПЧЗФС.  Благодарим всех их за проделанную работу.  А теперь приступим.

Соискатели 




Александр Неклесса (Институт экономических стратегий/Институт Африки РАН) сделал доклад по теме “Реконфигурация мира")

Наиболее интересной представляется для меня 3-я формула цивилизационной
конструкции – это формула прочтения столкновения цивилизации как цивилизации модернити с некоторой новой формулой цивилизации, которая проявляется в процессе реинтализации Соединенных Штатов, в процессе конвергенции элит. Взаимодействие между этими двумя кластерами составляет суть цивилизационного кризиса. И последний, самый интересный для анализа кластер – дисперсия власти в рамках конвергенции элит, которая дает динамичную формулу мирового управления...

Цивилизационный кластер – локомотив модернити.

Элиты приобретают новый смысл, поскольку вместо прежней формулы Север – Юг
появляется Глобальный Север и Глобальный Юг как форма взаимодействия
индвидуальных, индивидуализирующихся организмов, в основе которых находится
деятельная личность. Но личность, выступающая не только в виде единичного 
субъекта действия, а в виде свободно постеризированных групп вне жесткой формализации этих групп. То есть появляются культурно-идеологические кластеры, имеющие серьезные политические и экономические потенции, то, что можно назвать феноменом амбициозной корпорации, астероидных групп, то есть прежние планетарные национальные  организмы рушатся, элиты объединяются по новым принципам, и эти по-новому  организованные элиты являются субъектами реального действия, от чего прочтение событий в  значительной степени на сегодняшний день приобретает анонимный характер, поскольку  грамматика и синтаксис действия не прописаны. Они до сих пор прописываются в старых  категориях, одновременно закладывая некоторые гетто из прежних систем прочтения.  Но их  нужно рассматривать в некоторой новой грамматике политического действия, на которой  на мой взгляд, следует описывать происходящие на планете события, т.е. ту самую  реконфигурацию мира, это наиболее оптимальная форма реконфигурации.

--------------------

Словом, Саша Неклесса был культурным молодым человеком.  Его словарь включал такие богатые слова, как "кластер" (не путать с клистиром) и даже "постеризированный" (не путать с пастеризованным). 

Не скрою, что доклад А. Неклессы произвел огромное впечатление на всю нашу редакцию, настолько огромное, что пробудил болезненное любопытство к этому научному работнику на предмет его фотографии, опубликованной в этом номере.  С большим отрывом он лидирует в борьбе за почетное звание первого в истории лауреата ПЧЗФС. Поэтому мы прилагаем ссылку на полный текст этого доклада.  Не расстраивайтесь, если вы не все поймете в нем... Ars longa, vita brevis - говорили древние.  А теперь, анонимно заложив А. Неклессу в некоторое гетто, перейдем к другим членам этой астероидной группы. 
 

Периферией быть никто не хотел...

Александр Бузгалин, профессор МГУ, редактор журнала "Альтернативы"

ДИСКУССИЯ по теме: “Альтернативные стратегии гражданского действия в условиях углубляющейся периферийности”

Теперь: Тезис – Антитезис - Синтез. Синтез возможен только на одном пути: уничтожить дихотомию Центра – Периферии.

И тень берлинского мудреца со скорбной улыбкой витала на тобой, ученый муж, в тот миг...

Тезис номер два. Россия не может быть периферией, т. к. иначе она во-первых, деградирует, и во-вторых, это неадекватно всем вызовам этой страны, и Россия периферией не будет. 

Теперь: Тезис – Антитезис - Синтез. Синтез возможен только на одном пути: уничтожить дихотомию Центра – Периферии.

Глубоко и адекватно всем вызовам профессора  Бузгалина!

Предлагается в качестве приоритета, в качестве снятия материальной цивилизации ставить цивилизации культур, знаний. В этой сфере по определению для развития подлинной культуры возможен только диалог равноправных культур, создается глобальная мода на культурную образованную жизнь, как мода на классиков, и в этом смысле Центра и Периферии быть не может, поскольку  Махапхаратра, Горький или кто-то еще по определению равноценны. Мы становимся не центром, но универсальной сетью, основанной на субъект-субъектных отношений. Вопрос только затем, чтобы это практически реализовать. 

Что и говорить, реализовать наше становление сетью непросто, но главное, это то, что мы становимся ею и как субъект с субъектом говорим...

Кстати, транскрипт доклада профессора Бузгалина содержит чью-то невразумительную реплику на это прекрасное предложение: 

- Дело в том, что сфера культуры, в том числе и культуры высокой, и сферы образования стали своего рода основой новой социальной сегрегации.

Стыдно должно быть этому отжившему свой век "традиционному" левому (по тонкой классификации А. Тарасова). Ведь русским языком сказали, что в сфере культуры и Махапхаратра и теща моя, бухгалтер первой категории, равны (она, кстати, обиделась, когда я ей это сказал). 

Еще более радикальный путь – это превращение всех ресурсов планеты во всеобщую собственность. Это даже не подрыв капитализма, просто рента идет человечеству в целом. Ничего капитализм отрицающего здесь нет, я уж  не говорю о рынке. Обоснование предельно простое: природные богатства созданы не страной, не капиталом.

Ай, да Бузгалин, ай, да сукин сын!  Век живи, а лучше не обоснуешь!  Поистине субтильно-радикальная мыслища!  И овцы целы, и волки не в обиде.  Виват радикальному профессору!

---------------------

Доктор философии Карин Клеман, представительница АТТАК-Франция в России, член Чеченского комитета Франции.

Если рассматривать трудящихся в России, то они создают Периферию, если считать, что Россия – периферия глобального мира. Они вытеснены из Центра, того, что можно называть, властных глобальных структур. Значит, у них очень мало влияния на те решения, от которых зависит судьба России.

Сказано глубоковато-замысловато. Прочитал это место теще, а она мне: "сам ты периферия"... и опять обиделась!

-----------------------

В.И.Максименко, (Институт Востоковедения РАН): 

Очень драматическое выступление, с придыханиями на словах вроде "свобода" и "личность."

Если мы, ничтоже сумняшеся, принцип иерархической организации начинаем переносить – речь идет именно о проекте – на планетарную совокупность человеческих обществ, а именно это является сутью глобального проекта (сейчас о вариациях глобального проекта я не говорю), сутью глобального проекта является попытка, замысел, проект перенесения иерархической организации на планетарную совокупность человеческих обществ, то субъектом этого проекта естественно выступает узкий субкультурный – я настаиваю на этом - субкультурный слой транснациональной, наднациональной, безнациональной, - короче говоря, глобальной элиты, и, как только мы оказываемся в сфере вот этого проекта, то происходят такие вещи, где я методологически начинаю задыхаться. Потому что я понимаю, что в сфере реализации этого проекта мне кардинально - сейчас я говорю о метафизических вещах, но, в конце концов, они в основе всего - так вот, в рамках реализации этого проекта мне недостает двух вещей: свободы и личности. 

Реализация этого проекта, о котором я говорю, коротко: глобального проекта – это квинтэссенция новоевропейского утопизма, где в случае осуществления утопии (помните, ту мысль, что самой страшной будет та утопия, которая осуществится) будет, безусловно, тот тоталитаризм, равного которому человеческая история не знает. Мне здесь, повторяю, метафизически душно и поэтому для меня это методологически неприемлемо.

И вот в парадигме 1 такие вещи, как (я их перечисляю через запятую): глобальное управление, всемирное государство, глобальная революция, глобальный социум, глобальное информационное общество, мир без границ, глобальная цивилизация против глобального терроризма) – все эти вещи выступают символами одного идеологического ряда, заместившими в конце XX века духовно родственную им символику мировой революции, она же: перманентная революция, она же коммунистическая революция. Здесь одно метафизическое пространство. 

Методологически прекрасно сказано! Становится как-то метафизически легче дышать (у тещи как всегда котлеты на кухне подгорают) и глобальней, планетарней что ли чувствовать себя. 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service