На соискание Переходящего Черного Знамени Фимы Собак Тоша Гартен "Цивилизационный кластер как локомотив модернити" Прошу извинения за цитирование классики. Советское поколение знает эти строки наизусть. Но вся ли современная молодежь слыхала о великом комбинаторе, стульях с брильянтами, золотом теленке и детях лейтенанта Шмидта? Сегодня мы представляем первых соискателей Переходящего
Черного Знамени Фимы Собак. Все они вышли, так сказать, из одной
шинели - конференции "Россия между центром и периферией глобального мира:
опора статус-кво или источник перемен?", состоявшейся
Соискатели
Александр Неклесса (Институт экономических стратегий/Институт Африки РАН) сделал доклад по теме “Реконфигурация мира") Наиболее интересной представляется для меня
3-я формула цивилизационной
Цивилизационный кластер – локомотив модернити. Элиты приобретают новый смысл, поскольку вместо
прежней формулы Север – Юг
-------------------- Словом, Саша Неклесса был культурным молодым человеком. Его словарь включал такие богатые слова, как "кластер" (не путать с клистиром) и даже "постеризированный" (не путать с пастеризованным). Не скрою, что доклад А. Неклессы произвел огромное впечатление на всю
нашу редакцию, настолько огромное, что пробудил болезненное любопытство
к этому научному работнику на предмет его фотографии, опубликованной
в этом номере. С большим отрывом он лидирует в борьбе за почетное
звание первого в истории лауреата ПЧЗФС. Поэтому мы прилагаем ссылку
на полный текст этого доклада. Не
расстраивайтесь, если вы не все поймете в нем... Ars longa, vita brevis
- говорили древние. А теперь, анонимно заложив А. Неклессу в некоторое
гетто, перейдем к другим членам этой астероидной группы. Периферией быть никто не хотел... Александр Бузгалин, профессор МГУ, редактор журнала "Альтернативы" ДИСКУССИЯ по теме: “Альтернативные стратегии гражданского действия в условиях углубляющейся периферийности” Теперь: Тезис – Антитезис - Синтез. Синтез возможен только на одном пути: уничтожить дихотомию Центра – Периферии. И тень берлинского мудреца со скорбной улыбкой витала на тобой, ученый муж, в тот миг... Тезис номер два. Россия не может быть периферией, т. к. иначе она во-первых, деградирует, и во-вторых, это неадекватно всем вызовам этой страны, и Россия периферией не будет. Теперь: Тезис – Антитезис - Синтез. Синтез возможен только на одном пути: уничтожить дихотомию Центра – Периферии. Глубоко и адекватно всем вызовам профессора Бузгалина! Предлагается в качестве приоритета, в качестве снятия материальной цивилизации ставить цивилизации культур, знаний. В этой сфере по определению для развития подлинной культуры возможен только диалог равноправных культур, создается глобальная мода на культурную образованную жизнь, как мода на классиков, и в этом смысле Центра и Периферии быть не может, поскольку Махапхаратра, Горький или кто-то еще по определению равноценны. Мы становимся не центром, но универсальной сетью, основанной на субъект-субъектных отношений. Вопрос только затем, чтобы это практически реализовать. Что и говорить, реализовать наше становление сетью непросто, но главное, это то, что мы становимся ею и как субъект с субъектом говорим... Кстати, транскрипт доклада профессора Бузгалина содержит чью-то невразумительную реплику на это прекрасное предложение: - Дело в том, что сфера культуры, в том числе и культуры высокой, и сферы образования стали своего рода основой новой социальной сегрегации. Стыдно должно быть этому отжившему свой век "традиционному" левому (по тонкой классификации А. Тарасова). Ведь русским языком сказали, что в сфере культуры и Махапхаратра и теща моя, бухгалтер первой категории, равны (она, кстати, обиделась, когда я ей это сказал). Еще более радикальный путь – это превращение всех ресурсов планеты во всеобщую собственность. Это даже не подрыв капитализма, просто рента идет человечеству в целом. Ничего капитализм отрицающего здесь нет, я уж не говорю о рынке. Обоснование предельно простое: природные богатства созданы не страной, не капиталом. Ай, да Бузгалин, ай, да сукин сын! Век живи, а лучше не обоснуешь! Поистине субтильно-радикальная мыслища! И овцы целы, и волки не в обиде. Виват радикальному профессору! Доктор философии Карин Клеман, представительница АТТАК-Франция в России, член Чеченского комитета Франции. Если рассматривать трудящихся в России, то они создают Периферию, если считать, что Россия – периферия глобального мира. Они вытеснены из Центра, того, что можно называть, властных глобальных структур. Значит, у них очень мало влияния на те решения, от которых зависит судьба России. Сказано глубоковато-замысловато. Прочитал это место теще, а она мне: "сам ты периферия"... и опять обиделась! В.И.Максименко, (Институт Востоковедения РАН): Очень драматическое выступление, с придыханиями на словах вроде "свобода" и "личность." Если мы, ничтоже сумняшеся, принцип иерархической организации начинаем переносить – речь идет именно о проекте – на планетарную совокупность человеческих обществ, а именно это является сутью глобального проекта (сейчас о вариациях глобального проекта я не говорю), сутью глобального проекта является попытка, замысел, проект перенесения иерархической организации на планетарную совокупность человеческих обществ, то субъектом этого проекта естественно выступает узкий субкультурный – я настаиваю на этом - субкультурный слой транснациональной, наднациональной, безнациональной, - короче говоря, глобальной элиты, и, как только мы оказываемся в сфере вот этого проекта, то происходят такие вещи, где я методологически начинаю задыхаться. Потому что я понимаю, что в сфере реализации этого проекта мне кардинально - сейчас я говорю о метафизических вещах, но, в конце концов, они в основе всего - так вот, в рамках реализации этого проекта мне недостает двух вещей: свободы и личности. Реализация этого проекта, о котором я говорю, коротко: глобального проекта – это квинтэссенция новоевропейского утопизма, где в случае осуществления утопии (помните, ту мысль, что самой страшной будет та утопия, которая осуществится) будет, безусловно, тот тоталитаризм, равного которому человеческая история не знает. Мне здесь, повторяю, метафизически душно и поэтому для меня это методологически неприемлемо. И вот в парадигме 1 такие вещи, как (я их перечисляю через запятую): глобальное управление, всемирное государство, глобальная революция, глобальный социум, глобальное информационное общество, мир без границ, глобальная цивилизация против глобального терроризма) – все эти вещи выступают символами одного идеологического ряда, заместившими в конце XX века духовно родственную им символику мировой революции, она же: перманентная революция, она же коммунистическая революция. Здесь одно метафизическое пространство. Методологически прекрасно сказано! Становится как-то метафизически легче дышать (у тещи как всегда котлеты на кухне подгорают) и глобальней, планетарней что ли чувствовать себя. При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру |
|