Моя тема – это контекст. Я хочу расставить определенные феноменологические
и когнитивные
декорации к той ситуации, которая разворачивается в мире.
Контекст – достаточно сложное понятие. Есть динамический аспект контекста.
Рамки
предельного развития ситуации – это контекст.
Так о чем идет речь? Речь идет о форме влияния проекции властных решений,
а в пределе – о
формах влияния на эти связки: “Проекция властных решений – проекция
влияний”,
выстраивается определенная конфигурация. И, соответственно, нынешний
момент, который
является изменением всей системы прежних конфигураций. Я рассмотрю
5 версий контекстов
реконфигурации:
1.Внешнеполитический аспект
2.Социосистемный аспект
3.Цивилизационный
4.биоструктурный
5.социоструктурный
То есть 5 видов становящейся нозологии проекции властных решений. Но
сначала
небольшое вступление. Когда же началась активная реконфигурация, реструктуризация
мира?
Процесс начался в 70-х годах позапрошлого столетния. Его 1-я фаза –
с 1870 по 1914 год. В этот
период ломается рисунок индустриальной формулы развития в рамках национальной
формулы мироустройства. Промышленная мощь выходит за рамки национальных
границ,
возникает кризис, в том числе экономический кризис, политический и
начинается
реконфигурация мира.
- Что вы понимаете под реконфигурацией?
- Реконфигурация – это изменение прежней формулы мироустройства, изменение
прежней
формулы организации политической власти в глобальном масштабе.
У нас была формула национальных государств, и эта формула, с одной стороны,
начинает
ломаться. И одновременно эта формула получает экстенсивное распространение
в мире. И вот
эта вторая, феноменологически, может быть, более богатая форма, закрывает
суть процесса.
Завершением процесса является зональная формула глобализации.
История 20 века – это поиск новой формулы мироустройства. И этот поиск
выразился в
феномене мировых регулирующих органов. В явной форме – это Версальский
договор, затем
ООН с элитарным Советом Безопасносте. Возникает переход от тоталитарной
структуры
международных отношений, характерных для философии нового времени -
то есть не
реальности, а философии, - к иерархической структуре. Но следующий
шаг мировых
регулирующих органов связан с Большой семеркой. Здесь более отчетливый
вкус элитного
клуба и возникает проблема новой легитимации, которая происходит по
типу тевтонского
права.
В самые последние годы возникает новая форма мирового регулирующего
органа в виде
мировой регулирующей державы, господствующей, по выражению Колина Пауэлла.
Глобальная держава, Соединенные Штаты, - с научной точки зрения не
является
национальным государством по самым разным параметрам, это очевидно
с точки зрения
экономики и еще более очевидно с точки зрения реальных, а не
административно-хозяйственных границ, которые затмеваются понятием
“зона жизненных
национальных интересов США”, которые реально охраняются вооруженными
силами
Соединенных Штатов, и поскольку на сегодняшний день достигнут глобальный
охват, то,
соответственно, распространение вооруженных сил носит глобальный характер.
Это введение.
Конкретное прочтение – первое: внешнеполитический аспект. Перестройка
национальных
государств идет по 3-м векторам:
1.мировой регулирующий орган – глобальная держава;
2.второй вектор – становление феномена страны-системы,
государства-региона (Шенген,
Большой Китай) Если взять Россию – то тоже.
3.Вектор субсидиарности. Идет процесс создания глобального
гражданского общества.
Процесс анонизации – деградации национальных
государств и появления государств,
которые не являются полноценными государствами.
Следующий методологический кластер: социально-системный.
Цивилизационный кластер – локомотив модернити.
Происходит разрушение понятия субъектности действия в совершающемся
историческом
процессе. Наиболее интересной представляется для меня 3-я формула цивилизационной
конструкции – это формула прочтения столкновения цивилизации как цивилизации
moderniti с
некоторой новой формулой цивилизации, которая проявляется в процессе
реинтализации
Соединенных Штатов, в процессе конвергенции элит. Взаимодействие между
этими двумя
кластерами составляет суть цивилизационного кризиса. И последний, самый
интересный для
анализа кластер – дисперсия власти в рамках конвергенции элит, которая
дает
динамичную формулу мирового управления.
Элиты приобретают новый смысл, поскольку вместо прежней формулы Север
– Юг
появляется Глобальный Север и Глобальный Юг как форма взаимодействия
индвидуальных, индивидуализирующихся организмов, в основе которых находится
деятельная личность. Но личность, выступающая не только в виде единичного
субъекта
действия, а в виде свободно постеризированных групп вне жесткой формализации
этих
групп. То есть появляются культурно-идеологические кластеры, имеющие
серьезные
политические и экономические потенции, то, что можно назвать феноменом
амбициозной
корпорации, астероидных групп, то есть прежние планетарные национальные
организмы
рушатся, элиты объединяются по новым принципам, и эти по-новому организованные
элиты
являются субъектами реального действия, от чего прочтение событий в
значительной
степени на сегодняшний день приобретает анонимный характер, поскольку
грамматика и
синтаксис действия не прописаны. Они до сих пор прописываются в старых
категориях,
одновременно закладывая некоторые гетто из прежних систем прочтения.
Но их нужно
рассматривать в некоторой новой грамматике политического действия,
на которой на мой
взгляд, следует описывать происходящие на планете события, т.е. ту
самую реконфигурацию
мира, это наиболее оптимальная форма реконфигурации.