Сергей Ермолин
Меньше пафоса – больше объективности
Великим феноменом второй половины ХХ века назвал Владимир Бондаренко крестьянский прорыв на вершины русской культуры. «Забудут о многих еще и поныне модных именах, и главным мировым открытием в русской литературе на века уже останутся впервые за тысячу лет услышанные голоса крестьянских детей, к тому же по преимуществу сирот», - уверен он. «Рядом с Фолкнером и Стейнбеком, Беллем и Гессе, Оденом и Фростом, Шолоховым и Твардовским на полках абсолютно на равных будут стоять книги Василия Белова и Валентина Распутина, Николая Рубцова и Александра Вампилова, Виктора Астафьева и Василия Шукшина, Федора Абрамова и Владимира Личутина... Будет звучать классическая музыка еще одного крестьянского сиротинушки Валерия Гаврилина...». Надо, очень надо обозначать и подчеркивать великие явления нашей культуры. Можно по-разному относится к некоторым творениям перечисленных писателей, но то, что все они явление нашей современной литературы это несомненно. Неплохо бы объективно исследовать, как, каким образом простолюдины, по выражению автора, взошли, по мнению автора, на вершину мировой литературы. Что же этому способствовало, что «деревенская безотцовщина» сумела стать творцами «Серебряного века простонародья». Талант? Несомненно! Но кроме таланта нужны были условия, позволившие этим деревенским мальчикам получить прекрасное университетское образование и доступ к сокровищам мировой культуры. Возможно ли это было именно для них в условиях православно-лапотной России, столь любезной сердцу так называемых русских патриотов? Будем честными сами перед собой - нет. Автор ни словечком не обмолвился в какой стране и когда расцвел их талант, зато с пафосом упирает на преграды и препоны, заслоны и трудности, якобы стоявшие у них на пути к вершинам литературы. Так что поменьше пафоса - побольше объективности. Начнем с объективности и приведем небольшую справку о наших героях. Абрамов Федор Александрович, 1920-1983 гг.
Астафьев Виктор Петрович, 1924-2002 гг.
Белов Василий Иванович, 1932 г.
Вампилов Александр Валентинович, 1937-72 гг.
Личутин Владимир Владимирович, 1940 г.
Распутин Валентин Григорьевич, 1937 г.
Рубцов Николай Михайлович, 1936-71 гг.
Шукшин Василий Макарович, 1929-74 гг.
Гаврилин Валерий Александрович, 1939-99 гг.
А теперь вернемся к автору: «Сквозь все трагедии и драмы ХХ века русский народ сохранил и вручил ключи от своей души уже не высшему сословию, не потомственной интеллигенции и не выходцам из дворянства, не наследникам революционеров и партийной номенклатуры, а не ахти как и образованным(?), прорвавшимся к культуре сквозь многочисленные комиссарские и интеллигентские заслоны(?), своим младшим детям, своим Иванушкам-дурачкам». Оставим пафос автору, а сами спустимся на землю и зададимся естественным вопросом: А по какой же причине русский народ вручил ключи уже не высшему сословию, потoмственным интеллигентам и дворянам, как в 19 веке? Автор скромно умолчал об этом, но мы напомним, что русский народ совершил Великую Революцию и освободился от высших сословий, а потомственная интеллигенция сама покинула народ в обозе белых генералов. И что же здесь удивительного, что в государстве рабочих и крестьян советская власть широко открыла двери в культуру, науку, искусство, в институты и университеты детям простых рабочих и крестьян, создав народную интеллигенцию, писателей и музыкантов. И зачем уничижать наших героев, и нас, людей одного поколения с ними, не ахти каким образованием? Наши герои получили возможность получить среднее образование (а не церковно-приходское), даже в деревне, которое позволило им всем поступить в лучшие университеты и Литературный институт и закончить их. Как известно, наше образование в те годы не только не уступало зарубежному, но и превосходило его. Что касается многочисленных комиссарских и интеллигентских заслонов на пути к культуре у наших героев, то оставим этот пассаж на совести автора. Могу только сказать, как ровесник Распутина и Вампилова, что единственным заслоном к культуре в те годы был очень высокий конкурс в институты и особенно в университеты. Но, как мы видим, наши герои успешно его преодолели. Хотелось бы уточнить, что имел ввиду автор под комиссарскими заслонами на пути к культуре? Не имел же он ввиду комиссаров времен Гражданской войны - наших героев тогда на свете не было, или комиссаров во время Великой Отечественной войны - Абрамов вполне мог сталкиваться с комиссарами, но вряд ли тогда вопрос о культуре был актуален. Астафьев начал службу в армии, когда институт комиссаров в армии был уже упразднен - мог сталкиваться с политработниками, но было не до культуры. Остальные герои были малы и с комиссарами дел не имели. Остаются народные комиссары - наркомы, но они тоже были переименованы в 1946 году в министров. Так каких же комиссаров имеет ввиду автор? Конечно, мы не настолько наивны, чтобы не понимать куда клонит автор. Это такой стиль, метод иносказания, характерный для антисоветских патриотов, у которых неприязнь к советской политической системы персонифицируется в слово комиссар, как у немцев в годы войны. А клонит автор к тому, что советская система была заслоном на пути к культуре у наших героев. Стоит напомнить автору, что некоторые из его героев тоже имели отношение к партийным или комсомольским органам в молодости. При чтении подобных рассуждений о комиссарских заслонах возникает ощущение чего-то очень знакомого, постоянно слышимого - об антисемитских заслонах перед евреями при поступлении в институты. И такого же лживого. Что же получается? Русские патриоты заявляют о комиссарских заслонах для русских на пути к культуре, а евреи говорят об антисемитских заслонах для евреев на пути к культуре. Для кого же были открыты тысячи вузов, если ни русские, ни евреи не могли туда проникнуть из-за комиссарских и антисемитских заслонов? Наверное, для "лиц кавказской национальности" и народов Крайнего севера. Еще одно утверждение автора: «Так сложилось, что почти все творцы этого Серебряного века простонародья выросли сиротами, безотцовщиной...Тем сложнее им было прорастать сквозь все идеологические заслоны и бюрократические преграды. Тем весомее тяжесть их Креста. Они не нужны были со своим словом никому...»(?) И в чем же эта сложность проявлялась? Некому было заступиться, протолкнуть... Миллионы советских детей потеряли отцов, но народное государство не бросило их на произвол судьба, вывело в люди, дало образование. Характерный пример «сиротинушки» Гаврилина. Он воспитывался в деревенском
детском доме, проявил музыкальные способности и его в 1953 году направляют
в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Да и не
принято было в те годы, когда наши герои входили в жизнь, опираться на
помощь отцов, и были они уже в таком возрасте, когда вышли из под опеки
родителей, и отслужили в армии, как Белов и Шукшин, или прошли через войну,
как Абрамов и Астафьев. И какие же такие идеологические заслоны и бюрократические
преграды должны были помочь преодолеть их отцы? Когда учились в университетах
и институтах никаких преград и заслонов в овладении знаниями не было (сами
мы через это прошли).В дальнейшем - была жизнь с борьбой и противоречиями,
как у всех творцов, имевших свой взгляд, свою позицию. Кто-то стал антисоветчиком,
а кто-то остался советским патриотом. Одни заслоны меняются другими. Все
зависит от позиции героев, а отцы здесь, как говорится, не причем. «Они
не нужны были своим словом никому...». Ну, почему же. Они были востребованы
читателями и властью, иначе бы мы сегодня о них и не говорили. Они были
оценены народом любовью и уважением, а властью от лица народа - званиями,
премиями и наградами, и миллионными тиражами книг. Автор все время старается
противопоставить своих героев и власть, государство, причем не нынешнее,
когда они действительно никому не нужны, а советское, народное, из недр
которого они и вышли не без помощи и поддержки властей и творческих
союзов. Старается убедить нас, как тяжко им было и как им мешали. А мы
не верим (см. краткую справку, приведенную выше).
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |
|