Left.ru __________________________________________________________________________

 

Плыть против течения
Выступление Гретты Даузенберг 9 февраля 2003 года

Дамы и господа,

Еще раз добро пожаловать.

Пару недель назад я получила письмо от Джамаля Джумаха. Он координирует кампанию нескольких палестинских организаций против строительства так называемой Стены Безопасности – израильской Берлинской Стены на оккупированных землях – и два дня был нашим гостеприимным хозяином во время нашего визита.

Он пишет; “ Я могу себе представить, что ты разочарована и деморализирована всей критикой в адрес твоей поездки, в то время как, с другой стороны, ты, возможно, настолько же разочарована тем, что люди, которые тебя поддерживают, называют твой визит “смелым”. Возможно, ты скажешь: “До чего же мы дожили, если после всего того, что я видела, то, что я говорю об этом, кажется кому-то таким храбрым и исключительным!”

Дамы и господа! Это правда – что вокруг моего визита на оккупированные территории было много шумихи. Многозначительно и то, что я получила открытое письмо от человека, который благодарит меня за мою “человечность”. Положение палестинцев настолько отчаянное, что такие визиты, как мой, ощущаются ими как огромнaя поддержка. Тем не менее, я хочу сказать две вещи – как по поводу критики, так и по поводу похвал в мой адрес.

Во-первых, речь идет вовсе не обо мне, не о моем разочаровании или успехе. Во-вторых, я считаю, что в сообщениях новостей о моей поездке был неправильно расставлен целый ряд акцентов. Например, вопрос о моем дипломатическом паспорте или предположение, что я одобряю акции-самоубийства. Или, еще хлеще того, - что я сравниваю Холокост с израильским угнетением палестинцев.

Я думаю, что eсть две причины, по которым в сводках новостей речь идет гораздо больше о моей личности, чем о положении палестинцев.

Первая причина - в телекадрах, на которых ясно видно, насколько потряслая меня эта поездка, благодаря которой я своими глазами увидела, что происходит там. Я раньше никогда не бывала на оккупированных территориях. Я не могу описать вам словами то, что я там увидела. Я все же попробую это сделать позже с помощью нескольких фото. Все происходящее там произвело на меня глубокое эмоциональное впечатление. По моему, это нормальная человеческая реакция. Но в сводках новостей первое место заняли мои эмоции. Эмоция - не всегда лучший советчик, когда необходимо сделать выводы. Именно поэтому я считаю, что сегодня, когда я уже мысленно переработала увиденное, нaдo  уточнить картину и поговорить об увиденном еще раз.

Вторая причина того, что был нанесен ущерб освещению моего визита  в прессе, - в той кампании, которая ведется против нашей группы вообще и в особенности – против данной поездки. Не так  просто оказывается изменить то, как в Нидерландах освещается израильско-палестинский вопрос. С давних времен политические круги в Нидерландах убеждены, что прежде всего необходимо оказывать поддержку Израилю. Это отношение подкрепляется и эффективным функционированием в нашeй стране произраильского лобби. Прошу обратить внимание, что я не веду здесь речь о каких-то теориях заговора таинственных сил. Но фактом является то, что целый ряд организаций весьма эффективным способом проводит в жизнь произраильскую точку зрения и знает, как парировать критику израильской политики, исходящую из Европы и из Америки. При этом они не останавливаются перед тем, чтобы облить грязью про-палестинские движения или активистов-правозащитников, выступающих в защиту палестинцев. На примере нашей организации могу сказать: это происходило путем разворачивания дискуссий вокруг источников финансирования нашей поездки ("Гретутники" заплатили за рейс из собственных сбережений – прим. перев.), как уже говорилось, поднятием шума по поводу моего дипломатического паспорта и попытками начать дискуссию по поводу поста, который занимает мой супруг (муж Гретты, Вим Даузенберг, - Президент Европейского Центрального Банка. Прим перев). Учитывая тот факт, что у произраильского лобби накоплен большой опыт, к сожалению, ему еще очень часто удается достигать своих целей, что нашло подтверждение в период подготовки мей поездки и после нее. 

Еще раз – именно поэтому на задний план отошло то, что должно было обсуждаться в первую очередь – её содержание. Возьмите, например, мою встречу с Яссером Арафатом. Многие люди начали спрашивать себя: с кем связала свою судьбу Гретта Даузенберг? Хочу ясно заявить: во-первых, не с террористами-самоубийцами. То, что я – стоя на развалинах уничтоженного израильтянами в Газе дома – почувствовала отчаяние этих людей и поняла, что акции-самоуйбийства являются прямым следствием израильского злоупотребления властью – не значит, что я одобряю подобные акции. Моя связь – в первую очередь не с Арафатом, который, если собрать вместе все факты, не является идеальным лидером. Но тем не менее, в настоящий момент Арафат - это символ осажденной палестинской нации, которая ведет борьбу за выживание.

Моя судьба связана не с Арафатом, - а с людьми по обе стороны баррикады, которые продолжают бороться за справедливый мир. С палестинцами, которые ищут альтернативы, которые работают в неправительственных организациях и пытаются заинтересовать нас в том, что там происходит. Eсть связь и с небольшой группой израильтян, которые принадлежат к лагерю мира. Некоторое время назад писательница Аня Меленбелт провела презентацию своей новой книги, в которой некоторые из них поведали своё видение, в особенности – видение нового, иного Израиля!  Один из них - М. Варшавский – приезжал на презентацию в Нидерланды. Я часто вспоминаю о данном им ясном, как хрусталь, анализе. 

Представителям лагеря мира в Израиле приходится нелегко. С одной стороны, они представляют собой маленькую группу, на которую все остальное общество смотрит с подозрением. С другой стороны, зачастую именно им приходится защищаться в ходе контактов с палестинцами – потому, что они единственные, кто такие контакты еще поддерживает! Эти активисты заслуживают нашей всесторонней поддержки.

Некоторые СМИ, освещавшие мой визит, к сожалению, не отразили тот факт, что встречалась я в оcновном с простыми людьми. Меня поражает тот паралич, который охватывает СМИ, когда pечь заходит о подлинных событиях на оккупированных палестинских землях. К сожалению, некоторые СМИ при этом скорее готовы присоединиться к и без того достаточному произраильскому лобби в Нидерландах, чем попытаться при помощи объективного изображения исправить существующее положение вещей. Как бы то ни было, сегодня я хочу подчеркнуть еще раз, что наша группа “Положить конец оккупации!” поддерживaет активистов мира в обоих лагерях.

Дамы и господа, как я уже говорила, мой короткий визит на оккупированные палестинские земли оставил в моей душе неизгладимое впечатление. Не только потому, что с палестинской стороны я увидела столько страданий, особенно с начала второй Интифады, уже болеe 2 лет назад. Огромная дыра, пробитая в Дженине операцией “Оборонный щит”, просто хватает за душу. Доклады различных правозащитных организаций только подтверждают то, что ты видишь там своими глазами. 

Речь идет об ужасающей нищете. Блaготворительная организация Christian Aid, сотрудничающая с голландской ITCO, заключает в опубликованном на прошлой неделе докладе “Теряя почву”, что ответственность за сегодняшний гуманитарный кризис лежит в основном на израильской военной оккупации палестинских областей. Непрерывно создаются условия для деградации палестинской жизни. С начала мирного процесса Осло 1993 года ситуация стала только хуже. Главными проблемами являются потеря земли (многие участки отобраны), строительство поселений (которые на данный момент занимают 42% территории на Западном Берегу реки Иордан), а также нехватка воды для ирригации, потому что Израиль контролирует большую часть источников, и палестинцам предоставляется в 5 раз меньше воды, чем. израильтянам. Кроме того, речь идет о блокадах палестинских поселений, отрезающих города и деревни от внешнего мира и друг от друга, и о частыx обьявленияx запретов на выход на улицу. Наконец, отсутствует мощное, развитое самоуправление палестинского народа, осложняющееся еще и тем, что Израиль удерживaет полагающиеся на это деньги налогоплательщиков и разрушил всю структуру Палестинской Автономии. Результатом всего этого является то, что 3/4 палестинского населения сегодня живет за пределами абсолютной черты бедности в 2 доллара в день.

Что также оставило у меня неизгладимое впечатление – так это поведение израильских солдат. Как унизительны для палестинцев их действия во время проверок на дорогах. Как они запугивают палестинцев – хотя в то же время и сами боятся. Оккупация коррумпирует их – и весь Израиль. Недавно до нас дошли сообщения о том, что в некоторых местах палестинцам, задержанным солдатами, последними предлагается бумажка, на которой они могут сами выбрать своё наказание. Наказание можно выбрать от “сломанного носа” до “сломанной ноги” и до “избиения и сожжения машины”. Эта “лотерея” абсурдна. Эта садистская форма жестокости показывает, что солдаты уже не знают границ, что место человека в них занял оккупант, что они подготовлены к поведению, в котором нормы морали не имеют больше никакого места. Желаем ли мы Израилю иметь такое молодое поколение, которое в будущем будет определять лицо страны? Желаем ли мы себе Израиль, в котором правит безнаказанность? Ибо только те, кто знает, что им все дозволено, склонны к таким жестокостям. Люди, которые, в конце концов, просто трусы и хотят взять реванш за то, что некоторые палестинцы сделали с их соплеменниками. “

Пожалуй, больше всего меня радует то, что даже после этой поездки я все ещё в состоянии мечтать о лучшем будущем, будущем в котором палестинцы и израильтяне будут способны видеть друг в друге просто людей. Не оккупантов, угнетателей – или террористов и проблему для безопасности. В настоящий момент это невозможно – из-за оккупации. Моя поездка и наша группа, таким образом, не являются “односторонними”. Мы начали с оккупации потому, что мы хотим развеять миф о “проблеме безопасности.” Идея о том, что на  Ближнем Востоке мы имеем дело в основном и главном с “проблемой безопасности”, приводит к дефиниции проблемы, при которой палестинцы изображаются как творители зла, которые – по каким-то темным причинам - просто вот так ненавидят все еврейское или израильское. Этот миф о “безопасности” губителен для обеих сторон.

Отношение к вопрoсам безопасности в Израиле лучше всего символизирует ранее упоминаемая “Берлинская стена”, которая в данный момент воздвигается в северной части Западного Берега реки Иордан. Эта стена призвана отделить Израиль от Западного Берега. По крайней мере, так это представляется израильской стороной. В действительности, стена возводится не на границе, а проходит через самое сердце палестинской земли. Больше того, если эта стена будет воздвигнута и её построение завершится и в южной части Западного Берега, то де-факто будет аннексировано около 10% территории Западного Берега. При этом аннексация осуществляется железной рукой. Охранная зона вокруг стены должна будет составлять около 40 метров – при этом вырубаются вековые оливковые сады . О компенсациях крестьянам, которым они принадлежат, никто даже и не заикается. Две недели назад подошла очередь деревни Назлат Иза. Для того, чтобы освободить место для стены, там были уничтожены 63 здания. Непонятно, как такой проект может рссматриваться в качестве законного. Даже с позиции безопасности. Израильская правозащитная организация Betselem попробовала разузнать, можно ли считать такое законным в рамках того, что дозволяет оккупирующей силе международное право. Это возможно только в том случае, если принимаемые меры служат интересам местного (то есть, коренного) населения или срочным военным целям. Betselem приходит к выводу, что то, как осуществляется эта мера, решительно нельзя назвать законным - это грубое нарушение международного права. Анализ того, как осуществляется строительство стены, как раз показывает, как много ущерба оно наносит. Конфискуется очень плодородная – и по этой причине весьма ценная – земля. Вскоре в одной только северной части жители 15 деревень окажутся “не на той” стороне стены – и будут отрезаны от остального Западного Берега. Ни для израильтян, ни для палестинцев этот проект не приблизит безопасность. …

Когда я веду речь о продолжении наших акций с неуменьшающейcя силой, я не имею в виду, что мы “покажем все все то же самое, только больше”. Наша группа хочет – на основании нашего опыта – воспользоваться этой возможностью для объявления новых шагов, нацеленных на будущее. Для ясности: главным остается наша борьбе против оккупации. Но мы хотим начать расширение наших акций и переход к болеe многообразным их формам…. Мы уже установили контакты с родственными группами в Англии  и в Бельгии и намереваемся превратить наше движение в общеевропейское.

Дамы и господа, нам придется засучить рукава. В данный момент мы слышим мало нового от наших политиков. Более того – призывы, такие, как наши, легко игнорируются ими и не принимаются ими всерьез. Мы практически не получили никаких ответов на наши письма. Только тогда, когда мы сможем мобилизовать большое количество людей, нам удастся заставить политиков пересмотреть свою точку зрения. Мы просим немногого. От наших политиков мы требуем только того, чтобы они соблюдали международные правила. Резолюции ООН, международные конвенции, - знак!
и мира, в котором правит закон. В отношении Израиля с недавних пор правит только закон джунглей. Необходимо положить конец этой безнаказанности.

Сегодня мир на Ближнем Востоке кажется далеким как никогда, - учитывая продолжающийся рост количества израильских поселений, объездных дорог и строительство стены, которая ещё больше отдалит воможность построения двух равноправных, независимых государств. Мир далек как никогда от сегодняшнего политического истеблишмента Израиля, особенно после недавних выборов. Движение за мир в отчаянии стремится вернуть себе былой размах. И мир далек как никогда и на междунарoдной арене, где преобладает грубый язык и бряцанье оружием в отношении Ирака, что – как мы опасаемся – будет иметь серьезные последствия для Израиля и для палестинцев.

Но мир по-прежнему – в наших мыслях. Какое право имеем мы становиться циниками, когда многие мужественные палестинцы и израильтяне не сдаются и продолжают борьбу за справедливый мир? Их девиз – упорство, плыть против течения.

И я рада, что мы, благодаря многим выражениям солидарности, и несмотря на всю критику, будем продолжать нашу работу!

Спасибо.

(перевод Ирины Маленко)

www.stopdebezetting.nl
 

 
 
 

Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service