Алла Никонова
ГОВОРИТ УХВАТ КОЧЕРГЕ – УЖ БОЛЬНО ТЫ, СЕСТРИЦА, ЧЕРНА! В процветающей свободной антикоммунистической российской прессе обнаружились нездоровые тенденции. Сразу в двух уважаемых газетах появились статьи на эту актуальную тему. Альберт Плутник в Общей газете заклеймил «в какой форме, с какими подробностями» «некоторые из них» пишут о личной жизни знаменитостей, на примере Наталии Гундаревой. Алексей Поликовский в Новой газете объяснил, что «Глянцевый журнал призван отменить голову и душу — за счет расширения потребностей». Спорить с таким правильными статьями очень трудно, Добролюбов называл подобные писания «статьями о вреде людоедства». Поэтому читатели ,как правило, или восторженно соглашались, или немедленно уклонялись от темы, вплоть до Чечни или протестов в Генуе. Конечно, интересную и полезную статью можно написать почти обо всем на свете, но для этого необходим, кроме всего прочего, честный взгляд в суть дела. Грамши утверждал, что говорить правду – революционно, поэтому на долю контрреволюционеров остается чистая ложь, или полуправда, замаскированная под правду, что еще противнее. В самом деле, что в остатке этих статей за вычетом отвратительных цитат и благородного негодования? Что сказано о корнях этих неприятных явлений? «Первичен для них не читатель. Первична для них реклама. Журналы издаются для нее. Они больше не журналы, они — рекламоноситель. А читатель, что делает читатель? Он, выражаясь на все том же новом эсперанто, хавает. Никаких других ролей для него не предусмотрено» -таков диагноз Поликовского. «Определенно, свобода слова, избавив журналистику от множества прежних пороков, сохранила, а то и приумножила в ней мощный заряд безнравственности. Теперь - вроде бы более добровольной, чем раньше»-это по Плутнику. Итак, все дело в том, что есть свободная пресса нравственная и для читателя (в том числе Общая и Новая газеты), а есть такая же свободная, но безнравственная и для рекламы. Блестяще! Одно маленькое но. Крупнейшая русскоязычная газета Израиля –«Вести» издает еженедельное приложение «Магазин»(одно название чего стоит. С одной стороны, magazine по-английски - журнал (глянцевый), а с другой – «налетай, не скупись») -«дайджест мировой прессы». В основном, это перепечатки из той же свободной российской... И, к сожалению, составители, похоже, не различают одну свободную от другой. Просто в начало суют «серьезные» статьи о Чечне, о Путине, об искусстве, а во вторую половину – те самые желудочно-половые откровения той другой, нехорошей, хоть и свободной. И я считаю, что они правы. Это все выпечка из одного теста, только форма другая. Конечно, вешать людям лапшу на уши «о раздвижных шкафах, преобразивших ... жизнь» нехорошо. А промывать тем же людям мозги историями о добродетельных, гениальных и моральных капиталистах, преобразивших жизнь завода, целой отрасли, на худой конец, деревни – чем лучше? По моему, даже хуже. А этим Новая газета занимается регулярно. Реклама – одно из необходимых условий современного капитализма, и рекламировать сам капитализм – важная задача «свободной прессы», о которой Чомски заметил, что она не читателю продает информацию, а читателя – рекламным фирмам. И писал он это не о Плейбое. Неприлично писать о чужом грязном белье, но одну из самых непристойных статей в моей жизни я обнаружила как раз в «Общей газете». В ней с чуством глубокого удовлетворения сообщалось, что воркутинские шахтеры не только больше не солидарны с интинскими, но готовы рвать им глотку за интересы нового, щедрого, хозяина. И пока критики бульварной прессы разносят отдельные, самые подходящие для отвлечения внимания, стороны капиталистической реальности, другие на соседних страницах поют осанну капитализму в целом. В общем, это прыщ - говорят они - а в остальном, пациент здоров. Ошибаетесь, господа, это не прыщ, а твердый шанкр.
|