Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Максим Лебский
Живой огонь
O роли женщин в борьбе Рабочей Партии Курдистана.

«…я превратил женщину в кусочек огня».(1)

А. Оджалан


"Когда женщина выходит из своего дома и берет в руки винтовку это не мелочь - это социальная революция».(2)

Aршем Курман, партизанка и член РПК.

«Женщина может участвовать в самых тяжёлых работах, идти в бой плечо к плечу с мужчиной и, вопреки утверждениям некоторых, морально не разлагает армию своим присутствием.

В суровой боевой жизни женщина – верная спутница партизана, которая делит с ним все трудности боевой жизни, внося в неё определённый домашний уют. Спору нет, она уступает мужчине в силе, но не в выносливости. Женщина–партизанка может выполнять всевозможные боевые задания, обычно поручаемые мужчине. В отдельные периоды борьбы на Кубе женщины сыграли выдающуюся роль». (3)

Эрнесто Че Гевара

Вопрос о роли женщины в курдском национально-освободительном движении исключительно важен. Это объясняется множеством причин, но в первую очередь – острой необходимостью преодоления сохранившихся остатков родоплеменного быта и феодальных отношений в курдском обществе.

Курдская женщина при настоящем кастово-буржуазном эксплуататорском строе подавляется тройным угнетением:

1. Как представитель угнетённого класса.

2. В качестве неразрывной важнейшей составной части курдского народа.

3. И непосредственно как женщина, подчиняясь нормам религии и морали патриархальной семьи – общественного носителя, отражающего и консервирующего существующие отношения в обществе.

Несмотря на то, что курдская женщина, как и в целом во многих ближневосточных и мусульманских странах, занимает подчинённое положение по сравнению с мужчиной, известный исследователь В. Никитин приводит множество фактов, говорящих об определённом уважении по отношению к женщине, существующем у курдов: «Курд никогда не стремился ограничить права женщины. Он её считает достойной равного доверия, способной пользоваться теми же правами и обязанностями, что и мужчина. С психологической точки зрения женщина в его глазах обладает теми же наклонностями, теми же добродетелями и теми же пороками, что и мужчина».(4)

«Курд имеет свою семью, и скорее моногамную (5), а его жена (kabani) пользуется большим авторитетом во всём, что касается внутренней жизни семьи. Это она руководит домочадцами и слугами, она во время еды распределяет порции, и без её разрешения не садятся кушать. В отсутствии своего мужа она принимает посетителей, угощает их и свободно с ними беседует. Она не закрывает лица, как другие женщины-мусульманки ».(6)

Вышесказанное касается, прежде всего, знатных курдянок. В бедных же семьях женщина занимала и занимает более приниженное положение, усугублённое общей эксплуатацией бедной семьи, и на неё ложились более тяжкие заботы.

Во второй половине XX века Турция оставалась фактически разделённой на две части: сравнительно преуспевающий запад и отсталый юго-восток страны. По данным турецкой прессы, к началу августа 1987 года в районах, где около 85 % населения  составляли курды, в 105 населённых пунктах врачей не было вообще и на одного врача приходилось в среднем до 30 тысяч человек.

Не лучше дело обстояло и с образованием. В одном из крупнейших городе турецкого Курдистана – Диярбакыре – 26 тысяч детей не имели возможности учиться из-за нехватки школ. (7)

Курдской культуры, курдского языка - как и самого понятия курд – для турецких властей не существовало. Проводя агрессивную ассимиляторскую политику среди курдов - так называемых «горных турок», власть не стремилась модернизировать и развивать регион традиционного проживания курдов на юго-востоке, тем самым целенаправленно способствуя распылению курдов на остальной территории Турции.(8)  Притеснение курдов доходило до явного абсурда. Согласно закону «О персональном статусе граждан»: «Запрещается давать новорождённым имена, запрещённые законом или не являющиеся отражением культурных традиций нации, моральных критериев и обычаев». Турецкие чиновники могли отклонить регистрацию имени, если оно не попадало в имеющийся список турецких имен.(9)  В середине 70-х годов в Турции с населением чуть больше 50 миллионов человек действовало 638 тюрем, в которых содержались сотни тысяч заключённых.(10)  По курдским данным, в 1980-83 годах было арестовано более 170 000 человек, 200 человек погибли под пытками, 700 – в  результате карательных операций турецких военных , 48 человек было казнено, 170 приговорено к смертной казни.(11)

На сегодняшний день точная цифра курдских политических заключённых находится в промежутке от 7 000 (12) до 9 000 (13) человек. Общая же цифра политзаключённых, томящихся в турецких застенках – более 30 тысяч человек! (14)

В мае 1983 года выходит Закон о национальном переселении. В ходе его осуществления целые курдские деревни были насильственно переселены на запад страны. Идя на это, правительство стремилось запугать курдов, сломить их волю к сопротивлению и борьбе и лишить РПК массовой поддержки.(15)

Анализируя эти факты, мы можем прийти к обоснованному выводу, что для повстанческого движения в Северном Курдистане и активного участия в нём женщин существовали значительные объективные общественно-исторические причины.

Курдскими революционерами в лице А. Оджалана осознавалась ключевая мысль – что победа над турецким империализмом во-многом зависит от преодоления собственной отсталости и – в том числе – всестороннего развития женского и молодёжного общественных движений. РПК изначально уделяет этим вопросам большое значение. В программе 1984-го года сказано, что одной  из задач партии является: «Устранение всех видов феодального угнетения женщин и установление гарантий равноправия мужчин и женщин во всех социальных и политических областях». (16)

В действующей современной программе РПК тезис об освобождении курдских женщин представлен в более развёрнутом виде: «Оплот реакции на Ближнем Востоке – это существующий институт семьи. Влияние подстрекателей-капиталистов здесь очевидно: проигравший во всех отношениях ближневосточный мужчина вымещает свою злобу на женщине. Исторически патриархальная западная цивилизация с идеалом сильного государства в своём современном виде зашла в тупик. Чтобы выйти из него, необходимо не только преодолеть рабское положение женщин, но и пересмотреть вопрос о главенстве мужчин. Ведь к подобным изменениям, в основном, не готовы именно мужчины.

Решение проблемы, вобравшей в себя реакционное мировоззрение семьи лежит в основе пути ближневосточного общества к демократии. И самый правильный подход к этой проблеме государственной важности – диалектический». (17)

Идеологическое переосмысление роли женского освобождения в контексте обшей политической линии РПК началось во второй половине 90-х годов XX века и продолжилось в начале 2000-х. В рамках традиции марксистской мысли, женская эмансипация подчиняется принципу тотальности освобождения угнетённого класса, в огромной своей части состоящего из трудящихся женщин. В вульгаризированном же виде этой идеи, женское освобождение понималось лишь как автоматическое следствие установления новой политико-социальной системы. Но, как верно указывал Г. Маркузе, экономического равенства(18) с мужчиной женщина может вполне успешно добиться и в рамках капитализма. Равноправие полов – это новый принцип общественной реальности, который должен пронизывать все основы создаваемого социалистического общества.

«Борьба идёт, прежде всего, против ценностей эксплуатации и угнетения, свойственных патриархальной цивилизации. Против ценностей, порождаемых и воспроизводимых мужским господством в обществе. И такой радикальный подрыв ценностей ни в коем случае не может быть лишь побочным продуктом новых социальных институтов. Он должен быть укоренён в мужчинах и женщинах, создающих новые институты».

«Социализм, как качественно иное общество, должен воплощать антитезис, своего рода отрицание агрессивных и репрессивных потребностей и ценностей капитализма как культуры мужского господства». (19)

А. Оджалан в своих «тюремных книгах» (20) развивает следующую мысль: что одним из следствий классового расслоения первобытного человеческого коллектива было резкое падение уважения и роли женщины в первобытном  обществе. В программе партии написано: «Мы можем говорить об этом изменении положения женщины в (первобытном – М. Л.) обществе как о первой контрреволюции».(21) Снятие этого противоречия возможно лишь с ликвидацией капиталистической формации и с созданием «новой демократической цивилизации». О последней А. Оджалан даёт крайне скудные сведения, из которых совершенно непонятен принцип функционирования будущей экономической и политической системы - т. н. «демократической цивилизации». Определяющей константой данной системы является её безгосударственный и конфедеративный характер. В этих идеях заметен элемент редукционизма – это, прежде всего, касается наложения структур института семьи на иерархию государства. В программе партии говорится: «Проблема сформированного в обществе отношения к семье и женщине обострилась настолько, что стала, по меньшей мере, вопросом государственной важности. Представляя собой микромодель государства, семья является идеальным примером его организации. Главе государства в семейной иерархии соответствует глава семьи – мужчина. Неважно, насколько влиятелен и богат правитель большой страны, – отец семейства, состоящего из нескольких женщин и детей, находится в равноценном положении». (22)

А. Оджалан пишет о причинах женского бесправия: «Женщины традиционно считаются «слабым полом». Одно это уже говорит о том, что ни о каком равенстве не может быть и речи. Правда, кто-то считает, что такое отношение к женщинам должно заставить мужчин беречь и защищать их. Однако на деле получается наоборот, что и неудивительно: навязываемые нам ценности общества потребления учат не защищать, а унижать и эксплуатировать слабых. В современном мире дискриминация женщин и потребительское отношение к ним неизбежно вытекают из капиталистической системы, культивирующей соответствующее отношение ко всему окружающему: к любимым, супругам, детям, родителям, друзьям, животным, природе». (23)

Для курдянок, большая часть которых проживает в сельской местности (по данным на 1987 год – 70 % курдов проживало в сельской местности) (24),  РПК  является едва ли не единственной возможностью личной эмансипации от гнетущих порядков в семье и племени. РПК – это революционная кузница, в которой индивид становится личностью, приобретая политическое и национальное самосознание.

Вот часть интервью одной из партизанок, приведённого в статье немецкой корреспондентки Sozialistische Zeitung Бриджит (Brigitte Kiechle): «В обычной  жизни женщина не может развиваться. Я столкнулась с репрессиями, и они как для женщины стали невыносимы для меня. Я не хотела выходить замуж в 13 лет. Когда ты молода, твой отец находится в тюрьме, солдаты унижают и бьют ваших  братьев, сестёр и мать, заставляют вас в школе говорить на турецком языке, хотя вы не можете, то вы должны сопротивляться этому.

Я решила бороться. Это была внутренняя потребность. Только в этом я видела перспективу для меня и других женщин. Горы являются основой для нас, чтобы организоваться и найти себя. Через наш выбор пути партизана мы являемся  символом других женщин. Мы показываем на практике, что может быть другой выбор жизни для женщин, не предусмотренный заявленными традициями». (25)

Закономерен тот факт, что большая часть женщин приходит в РПК из сёл. Но это не является единственным источником кадров для женских боевых частей. Вторым таким источником является курдская городская интеллигенция. Как правило, это женщины, добившиеся высокой личной и общественной реализации, но глубоко переживавшие страдание и угнетение своего народа и поэтому решившие вступить в ряды РПК. Яркий пример такого подвижничества – курдская национальная героиня Зилан

Зилан (Зейнаб Киначи) родилась в 1972 году в городе Малатья в Северном Курдистане. Она была младшим ребенком в небогатой семье, принадлежавшей к роду Мамурки из села Алмали. Успешно окончив среднюю школу в 1986 году, Зилан поступила в лицей для девочек в городе Стамбуле, по окончании которого, став техником-рентгенологом, она устроилась на работу по специальности в Стамбуле. Затем Зилан поступила в университет города Малатья, на факультет психологии, ей приходилось совмещать учёбу с работой в больнице. В 1994 году она вступила в РПК и в 1995 году ушла в горы к партизанам . 30 июня 1996 года она взорвала себя на военном параде в городе Дерсим в знак протеста против очередного покушения на Оджалана и символизируя своим актом самопожертвования готовность всего курдского народа сражаться за свое существование, несмотря ни на какие преграды. (26)

В одном из своих последних писем, Зилан писала : «Я иду на это осознано, без колебаний. Высший смысл моей жизни — счастье людей. Эта жизнь должна быть изменена. Я хочу поддержать в людях веру. Я жертвую собой  ради блага всех угнетенных и эксплуатируемых людей, ради независимости народов Курдистана и освобождения курдских женщин…

Я не боюсь встать перед дулом автомата. Не думайте, что это чисто эмоциональный порыв — мое сердце послушно моему разуму. Я так сильно люблю жизнь, что готова умереть ради нее. Вы поймете меня, друзья! Расскажите об этом нашим товарищам».( 27)

Определенную процентную нишу в числе членов РПК занимают турчанки, которые видят больше перспектив в борьбе курдов, нежели в деятельности расколотых турецких левых. В 90-ые годы в РПК состояло небольшое количество европеек. (28)

Третьим источником были европейские курдские общины, оказывавшие активную материальную и кадровую помощь РПК.

Женщины в рядах РПК выполняют самые различные функции – начиная от непосредственного участия в боях и продолжая пропагандисткой деятельностью, организацией уличных городских демонстраций, материально-техническим обеспечением, разведывательной деятельностью, службой связи и другими.

В начале 90-х годов турецкое правительство активизировало свои действия против РПК, но на практике они часто выливались в террор против гражданского курдского населения. По данным на декабрь 1994 года в боях между РПК и правительственными войсками погибло уже свыше 5 тысяч человек, среди которых более 3,5 тысяч были мирными жителями. Было уничтожено почти 3000 курдских сел.(29) Эти репрессии подхлестнули новый приток активистов в ряды РПК, что вызвало определенные сложности, т.к. новобранцы не обладали сложившимся политическим мировоззрением и решали присоединиться к партизанам под непосредственным давлением репрессий со стороны властей. (30)

Активное строительство женских организаций в структуре РПК началось в 1993 году с создания «Союза за освобождение женщин Курдистана» YAJK (Yeketiya Azadiye Jinen Kurdistan).В 1995 году была созвана большая женская конференция (350 участников), на которой анализировались определенные итоги деятельности YAJK. (31) Крупной вехой в развитии и консолидация женского движения РПК стало создание Рабочей Партии Женщин Курдистана. По решению 6-го съезда РПК, состоявшегося 13 марта 1999 года, было провозглашено создание на базе её женского состава Рабочей Партия Женщин Курдистана (РПЖК). В 2000-м году она была переименована в Партию свободных женщин (ПСЖ). (32)

Дилан Дерек, член руководства ПСЖ, описывает её основные цели следующим образом: "Мы активно поддерживаем курдскую освободительную борьбу всеми нашими силами и ведём борьбу вплоть до окончательного достижения наших целей. У нас речь идёт о том, чтобы строить новое, демократическое и свободное общество, в котором твердо зафиксированы женские права".(33) 

Крайне характерен тот факт, что в настоящее время в ротации  управленческих структур РПК закреплено правило, согласно которому 40 % мест в них должны занимать женщины. На практике же имеются комитеты с женским участием больше чем в 50 %. (34)

Подобный принцип действует и в организации деятельности прокурдской легальной «Партии Мира и Демократии» (BDP). (35) В формировании местных и национальных структур , BDP применяет минимальную 40%-ую квоту для женщин и отстаивает принцип женского сопрезидентства в высшем руководстве партии.(36) На сегодняшний момент сопредседателем BDP является Гюльтан Кышанак.

Женские военные подразделения при строгом подчинении верховному командованию партии, имеют определённую самостоятельность в своей деятельности. Чаще действует сборные отряды как из мужчин и женщин. "Мы участвуем не только в общих вооружённых акциях. Атаки на символы женского подавления также принадлежат к акциям женской герильи. Например, ночной клуб был атакован в  Дерсиме", - говорит Нуриже.

Партизанки ведут борьбу против проституции: "Мы боремся не против  проституток, а против системы, которая принуждает женщин к тому, чтобы они пребывали в такой роли. Мы преодолеваем дискриминацию по полу как часть общественной системы и двойной морали. Проституция в Амеде (Диярбакыр - М. Л.) и других городах в Курдистане распространяется в течение последних лет. Время от времени мы берёмся за бары и т. д. – чтобы продемонстрировать их разрушением несовместимость данных обществ  с нашими целями".(37) При это какое-либо жесткое гендерное разделение труда отсутствует в партии.(38)

А. Оджалан пишет о создании женского движения: «Я всегда говорил о том, что женщины должны стать гарантией свободной и прекрасной жизни и подчёркивал свою веру и надежду на то, что в недалеком будущем они обретут силу, позволяющую им призвать к ответственности лживых и злых мужчин. Нельзя обрести истинное величие и стать настоящим мужчиной, устанавливая власть собственника над женщиной. Я никогда не стремился к благополучию, считая такой метод унизительным. Я знаю, что поставил перед женщиной очень тяжёлую задачу. Более того, я превратил женщину в кусочек огня. Я знаю, что есть среди женщин и такие, кто встал на вражеские позиции и совершил много несправедливых деяний. Не найдя поддержки, они фактически остались одинокими. Однако истина, которую я хотел бы познать – это обязанность женщины быть настолько сильной, чтобы суметь стать определяющим фактором – как в борьбе, так и в мирных буднях. Без этого жизнь попросту теряет смысл, а любовь становится  невозможной».(39)

В курдском национально-освободительном движении существует бессмертный список женщин, своей жизнью зажёгших огонь веры курдского народа в свою окончательную победу. Среди них – Зилан (Зейнаб Киначи), Гулан (Филиз Ерликая), Лейла Зана, Сакине Джансыз, Сэма Юджа и многие другие героические борцы.

Парижское убийство (10 января 2013 года) курдских активисток: 28-милетней Фидан Доган, 25-тилетней Лейлы Сойлемез и 55-тилетней Сакине Джансыз (40) носило совершенно явно неслучайный характер. Враг курдского народа, нанёс точный удар по авангарду движения, который олицетворял собой честь и достоинство всех борцов курдского сопротивления.

У Назыма Хикмета есть такие восхитительные строки :

«Он говорит :

-зачем кричишь ?

Себя ты в пепел превратишь !.

Вот, как Керем,

сгоришь,

сгоришь !

«Здесь много бед.

Подмоги нет.» 

Оглохли

уши у сердец,

Здесь воздух давит, как свинец.

Я говорю

в ответ ему:

- Пусть, как Керем,

сгорю,сгорю !

Ведь если я гореть не буду,

и если ты гореть не будешь,

и если мы гореть не будем,

Так кто же здесь

рассеет мрак?» (40)


Высший нравственный императив самопожертвования – главная категория, которой характеризуется освободительное движение курдского народа. Каждый новый день борьбы женщин Курдистана– это ещё один шаг на пути к историческому бессмертию.

Максим Лебский, июль 2013 года.

http://kurdistantribune.com/2012/amazons-of-mesopotamia/

http://militera.lib.ru/science/guevara/03.html

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2531:eie--29-ia-eoeaeneia-ainnoaiea-&catid=49&Itemid=67

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2531:eie--29-ia-eoeaeneia-ainnoaiea-&catid=49&Itemid=67

11.М.А. Гасратян «Курды Турции в новейшее время».,Ереван. Издательство «Айастан» , 1990 г . \\ Турецкая политика в Курдистане в 1960-1980-е годы.

http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=302

12. von Nick Brauns «In die eigene Kraft vertrauen»
http://www.sozonline.de/2013/05/in-die-eigene-kraft-vertrauen/

13. Эдуард Сахинов «Курдский вопрос : за или против.» // Ноев Ковчег

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5733:2012-06-27-17-56-05&catid=7&Itemid=16

14. Эдуард Сахинов «Курдский вопрос : за или против.» , Ноев Ковчег

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5733:2012-06-27-17-56-05&catid=7&Itemid=16

15. Демиденко Сергей Владимирович. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999) : диссертация ... кандидата исторических наук , Москва, 2003.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/666-7 ,стр.13

16. Arbeiterpartei Kurdistans PKK. Programm. Wesanen Serxwebun. 1984. // Teil III – Die Revolution Kurdistans

http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/programm_1/03.htm

17. PKK Programi – iKinci Bцlьm // B- Demokratik Ortado?u Konfederasyonu

http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239

18. В иных случаях и экономического превосходства.

19. Герберт Маркузе «Марксизм и феминизм».

http://accion-positiva.ucoz.es/publ/aktivizm/gerbert_markuze_marksizm_i_feminizm/7-1-0-62

20. А.Оджалан «От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации» ,Т.1-2, ,М.2003

А.Оджалан «В защиту народа.» М., 2007. — 528 с

А.Оджалан «Дорожная карта. Проблемы демократизации в Турции. Модели урегулирования ситуации в Курдистане.» — М.: «Onebook.ru», 2011

А. Оджалан «Проблема преодоления капиталистического модернизма и демократизация. Цивилизация. ЭПОХА БОЖЕСТВ В МАСКАХ И БЕЗЛИКИХ ЦАРЕЙ.» Т.1, М., 2009.

А. Оджалан «Манифест демократического общества. Капиталистическая цивилизация. ЭПОХА БОГОВ БЕЗ МАСОК И ГОЛЫХ КОРОЛЕЙ.», Т.2, М.: Зебра, 2012..

А. Оджалан «Манифест демократического общества. Социология Свободы.» Т.3 М.: Зебра, 2013

21. PKK Programi – iKinci Bцlьm // B- Demokratik Ortado?u Konfederasyonu

http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239

22. PKK Programi – iKinci Bцlьm // B- Demokratik Ortado?u Konfederasyonu

http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239

23. Свободная женщина создает свободное общество».

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6534:2012-11-22-15-07-28&catid=33&Itemid=40

24. М.А. Гасратян «Курды Турции в новейшее время».,Ереван. Издательство «Айастан» , 1990 г . \\ Турецкая политика в Курдистане в 1960-1980-е годы.

http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=302

25.  Sozialistische Zeitung, Dezember 2007, Seite 14

http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php

26. «День памяти товарищ Зилан».

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5723:2012-06-26-07-51-43&catid=92&Itemid=147

27. «Шаг в бессмертие»

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7393%3A2013-07-05-07-09-47&catid=24&Itemid=1

28. Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK

http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm

29. Демиденко Сергей Владимирович. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999) : диссертация ... кандидата исторических наук , Москва, 2003.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/666-7 ,стр. 128

30. Ali Цzcan, Nihat "PKK Recruitment of Female Operatives," Global Terrorism AnalysisJamestown Foundation, Volume 4, Issue 28, September 11, 2007.

http://web.archive.org/web/20070915044101/http://jamestown.org/terrorism/news/article.php?articleid= 373638

31. Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK

http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm

32. Демиденко Сергей Владимирович. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999) : диссертация кандидата исторических наук , Москва, 2003.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/666-7 ,стр.178

33. Sozialistische Zeitung, Dezember 2007, Seite 14

http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php

34. Sozialistische Zeitung, Dezember 2007, Seite 14

http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php

35. Bar?? ve Demokrasi Partisi – «Партия Мира и Демократии» основана 2 мая 2008 года.

36. The Kurdistan Tribune // The Amazons of Mesopotamia

http://kurdistantribune.com/2012/amazons-of-mesopotamia/

37. Sozialistische Zeitung, Dezember 2007, Seite 14

http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php

38. Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK 

http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm

39. А.Оджалан «От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации» Т.2, Стр. 416

40. Сакине Джансыз называли одной из основательниц Рабочей партии Курдистана (РПК), уже более 30 лет ведущей борьбу за независимость курдского народа.

Фидан Доган — представитель Национального конгресса Курдистана, который борется за права курдов организации, базирующейся в Брюсселе.   

Лейла Сойлемез была совсем молода и только начинала политическую работу и была сотрудницей информационного центра Курдского института.

«Кровавая Расправа в Париже : Убийство курдских – женщин – известных общественно –политических деятелей»

http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1128

41. Назым Хикмет «Лирика», М. 1968 г. // «Как Керем», стр. 39-40


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100