Сергей Бобров
Конституция отмирающего государства диктатуры пролетариата

«Пролетариату нужно государство — это повторяют все оппортунисты, социал-шовинисты и каутскианцы, уверяя, что таково учение Маркса, и «забывая» добавить, что, во-первых, по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. А, во-вторых, трудящимся нужно «государство», «то есть организованный в господствующий класс пролетариат»». (В.И. Ленин, ПСС, изд. 5, т. 33, стр. 24.)

В этой цитате из работы Ленина «Государство и революция», являющейся, по сути, концентрированным выражением всего марксистского мировоззрения по вопросам государства и демократии, наиболее полно выражено основное требование к социалистическому государству.

В марксистской литературе постоянно повторяется, что социалистическое государство должно быть государством диктатуры пролетариата, «то есть организованный в господствующий класс пролетариат», но нигде не говориться о конкретных формах организации такого государства, как и о формах его отмирания. «Поэтому мы и вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет». (В.И. Ленин, ПСС, изд. 5, т. 33, стр. 96.)

Но после победы Великой Октябрьской Социалистической революции в 1917 году, вопрос об устройстве социалистического государства, о форме и содержании отмирающего государства диктатуры пролетариата, обеспечивающего организацию в господствующий класс именно пролетариат, т.е. создание системы, обеспечивающей его господство, стал первоочередным. Конституция РСФСР 1918 года является, по сути, первой и единственной попыткой определиться с формой государственной власти соответствующей марксистскому пониманию сущности социалистического государства. Поэтому именно она интересна заложенными в ней нормами, обеспечивающими именно диктатуру класса, диктатуру трудящихся в целом, а не какого-то узкого слоя общества, и закладывающую основу именно отмирающего государства диктатуры пролетариата.

Какие же задачи должна решать система государственной власти социалистического государства для обеспечения господства интересов трудящихся, и как это решалось в Конституции РСФСР 1918 года?

Идеи, как известно, возникают в головах отдельных индивидуумов. Затем эти идеи находят своих сторонников, в нашем случае политические партии, которые внедряют их в массы. И только после того, как идея овладеет массами, она превращается (в лице этих масс) в материальную силу, которая только и способна провести соответствующие преобразования в обществе. Это одна из фундаментальных основ марксизма. И если мы говорим о государстве диктатуры пролетариата, то и все преобразования в обществе должны проводиться на основе уже достигнутого уровня сознание этого класса, на основе массового сознания пролетариата, большинства трудящихся, иначе это не диктатура пролетариата, это насилие над ним, а следовательно диктатура другой, более мощной на этот момент силы. Даже если всё делается в интересах пролетариата, это всё равно насилие и сила эта противостоит пролетариату, его массовому сознанию, стоит над ним.

Всё это, в той или иной форме, было неоднократно разобрано в марксистской литературе, но вот вопрос о том, как выявлять этот достигнутый уровень сознания масс в явном виде никогда не поднимался (во всяком случае, мне неизвестно) до тех пор, пока не возникла реальная необходимость создание государства соответствующего типа. И только на примере первой советской Конституции, Конституции РСФСР 1918 года, можно проследить, какое решение этого вопроса предлагалось.

Статья 24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Статья 25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

Статья 26. Всероссийский съезд Советов созывается … не реже двух раз в год.

Статья 53. Съезды Советов составляются следующим образом:

а) Областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету …, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.

б) Губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету …, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.

в) Уездные (районные) - из представителей сельских Советов по расчету ….

г) Волостные - из представителей всех сельских Советов волости по расчету ….

Статья 54. Съезды Советов созываются … не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

Статья 57. Советы депутатов образуются:

а) В городах - по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов.

б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) - по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение. Срок полномочий депутатов- 3 месяца.

  1. Совет депутатов созывается … не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

Из приведённых статей Конституции видно, что выборы предлагались ступенчатые. Народ участвовал только в выборах местных Советов, выбирал только одного своего депутата, на которого возлагал ответственность за решение всех вопросов, как местных, так и общегосударственных. Обращает на себя внимание и то, что депутаты избирались от такого количества населения, что все избиратели могли их знать либо лично, либо, в крайнем случае, через своих знакомых или родственников, что исключало возможность навязывание неверного представления о личности кандидата в депутаты с помощью средств массовой информации или других форм недобросовестной агитации. А частота созыва Советов говорит о том, что предусматривался жёсткий контроль создаваемых ими исполнительных комитетов.

На более высоких уровнях Советы не создавались, там Съездами Советов создавались исполнительные комитеты, работа которых контролировалась довольно часто созываемыми (ст. 54) соответствующими Съездами, которые формировались либо из депутатов Советов, либо из делегатов нижестоящих Съездов Советов.

Таким образом, вся система Советов формировалась так, что каждый вышестоящий Съезд Советов формировался из представителе нижестоящих Съездов Советов или Советов депутатов, а следовательно, они отражали совокупные интересы этих нижестоящих органов, а в пределе, и всего населения обладающего избирательным правом. Т.е. любой член общества, обладающий избирательным правом, мог поставить перед своим депутатом вопрос любого уровня, а заручившись поддержкой большинства избирателей, что учитывая нормы представительства (ст. 57) не так уж трудно сделать, и требовать от него рассмотрения этого вопроса на сессии Совета депутатов соответствующего территориального образования. Т.е. любой вопрос от местного до общегосударственного уровня может быть инициирован любой, довольно малочисленной, группой граждан и либо решён, пройдя поочерёдно рассмотрение в Советах и на Съездах Советов всех необходимых уровней, либо мотивируемо отклонён на каком-либо из этапов. Такая постановка вопроса обеспечивала: а) рассмотрение предложений большинства членов общества, б) обобщение схожих предложений на каждом этапе и выработку по ним компромиссного решения, в) избавление вышестоящих Съездов от перегрузки путём решения большинства вопросов на более низких уровнях, или, по крайней мере, представления их в уже достаточно обобщённом виде.

Депутаты Съездов Советов, отчитываясь перед делегирующими их органами, несут информацию о рассматриваемых на них вопросах в эти нижестоящие органы и, в конечном счете, всему населению, позволяя, таким образом, им изъявить свою волю.

Не трудно заметить, что нижестоящие Советы и Съезды Советов совершенно ни как не зависимы от вышестоящих Съездов Советов, поскольку любой вышестоящий Съезд Советов формируется из представителей нижестоящих Советов или Съездов Советов, что естественно не относится к исполнительным органам.

Система выстроена таким образом, что позволяет выявлять волю избирателей и принимать решения именно в соответствии с ней. Партии могут проводить любую агитационную и пропагандистскую работу среди населения, формируя в обществе то или иное массовое сознание, но любые изменения в жизни общества, любые преобразования осуществляются опираясь только на уже достигнутый уровень массового сознания, выявленный через систему Советов и Съездов советов. Таким образом, система советов, заложенная в Конституции РСФСР 1918 года, разрабатываемая под непосредственным руководством В.И. Ленина, предусматривала именно диктатуру трудящихся (пролетариата) и ни какого допуска партии к непосредственно государственной власти не предусматривала.

Обеспечивая диктатуру трудящихся масс, Конституция открыто, безо всякого лицемерия, ущемляла в правах определённые категории граждан.

Статья 65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Безусловно, с позиций современности Конституция РФСР 1918 года может выглядеть далеко не совершенной, но вопрос сейчас не в этом. Вопрос в самом подходе к организации представительной власти в социалистическом государстве, в отмирающем государстве (полугосударстве) диктатуры пролетариата. Вопрос в форме обеспечения этой самой диктатуры, потому, что Конституция 1936 года, по своей сути, построена уже на совершенно другой идеологии, идеологии господства верхов над низами во всей системе власти. И этот вопрос открыто ставился в тексте Конституции РСФСР 1918 года.

Статья «9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».

Вопрос в том, власть народа или власть для народа, в интересах народа. Только вот власти для кого-то не бывает, власть всегда для тех и в интересах тех, кто ею реально обладает, всё остальное только на их милость.

Если то, что касается диктатуры трудящихся в Конституции РСФСР 1918 года явно просматривается, поскольку решение вопроса о структуре государственной власти после октябрьского переворота стало насущно необходимым, а В.И. Ленин, формируя новую систему власти, не мог не опираться на теорию, то вопрос о форме отмирания государства на тот момент оставался открытым. Насущной необходимости в то бурное время в этом не было, как не было и «материала для решения таких вопросов» (из цитаты в начале статьи). Но сама система обеспечивающая диктатуру трудящихся масс уже создавала основы для начала немедленного отмирания государства, поскольку трудящиеся массы, основная масса населения страны, никак не заинтересованы в избыточной государственной власти, а заинтересованы как раз наоборот, в максимально возможном самоуправлении везде где это только позволяет уровень развития производственных отношений. Но опыт семи десятилетий Советского Союза уже даёт представление о возможных путях отмирания государства.

Поскольку с отмиранием государства отмирает и демократия, преобразуясь в простое и добровольное подчинение меньшинства большинству, резонно предположить, что большинство функций управления обществом будут распределены между различными общественными организациями, поскольку в любом случае должна быть какая-то система выявления воли этого большинства. Несмотря на то, что государство времён СССР трудно было назвать отмирающим, за период его существования возникло множество общественных организаций. И хотя все они жёстко контролировались сверху, они всё же выполняли достаточно большой объём функций по управлению обществом. Это и управление производством, вплоть до создания Советов Трудовых Коллективов, и распределение общественных фондов потребления (в частности профсоюзы), и различные творческие союзы и т.п. А жёсткий контроль сверху объяснялся именно тем, что партийно-советская номенклатура, которая реально и осуществляла диктатуру в СССР, была абсолютно не заинтересована в отмирании государства, наоборот, заинтересована во всемерном его усилении, поскольку это усиливало и её власть. Но развитие производительных сил неуклонно вело и к развитию производственных отношений и к усложнению управления обществом, а общественные организации, хоть и под жёстким контролем власти, брали на себя изрядную часть этих функций, что упрощало управление обществом со стороны господствующего слоя. Государство же диктатуры пролетариата, соответствующее Конституции РФСР 1918 года, заинтересовано в передачи как можно большего числа своих функций общественным организациям, поскольку это упрощает решение многих вопросов непосредственному носителю власти – трудовому народу.

Развитием производственных сил и производственных отношений неизбежно влечёт за собой и увеличение специфических областей знания и интересов отдельных членов общества. Если мы говорим о самоуправлении, то резонно предположить, что члены общества будут объединяться в общественные организации по интересам. Но интересы одних общественных организаций могут противоречить интересам других общественных организаций, возможно и большинству членов общества в целом, а возможно даже и членам этой общественной организации, не сознающим возможные побочные эффекты. Значит, самоуправление общественных организаций должно касаться исключительно той области, которая определена ей либо государством, либо вышестоящим объединением общественных организаций.

Если рассматривать отмирание государства с подобных позиций, то не трудно заметить, что общественное самоуправление будет во многом повторять систему Советов, предусматриваемую Конституцией РСФСР 1918 года. В любом случае думается, что внутреннему содержанию, самой идеологии заложенной в Конституции РСФСР 1918 года в настоящее время коммунистическими партиями уделяется незаслуженно мало внимания.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна