Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Алла Никонова
Орубама

Нобелевская речь Обамы при получении им того, что некоторые остряки назвали «Нобелевской премией войны» вызвала среди его левых критиков любопытный эффект: почти каждый поминал Оруэлла. Повод был и впрямь подходящий, но, на мой взгляд, был потрачен впустую, потому, что никто не задался самыми элементарными вопросами о правоте создателя бессмертного лозунга «Война это мир»

В самом деле, с одной стороны, всем очевидно, что многое, описанное в «1984», спустя 25 лет - налицо. Например – бесконечные войны, которые ведут Вашингтон (Обама) и Лондон (в котором происходит действие этой страшилки). Ирак, Афганистан, Пакистан, а также Сомали, Йемен, на очереди еще несколько...Похоже на 1984, не правда ли?

Другая черта, предсказанная Оруэллом, тоже налицо – а именно, повальная слежка. Вся Англия (и особенно Лондон) напичкана камерами, так что от них некуда укрыться. США еще таких вершин не достигли, но вовсю шпионят за электронной почтой, телефонами и прочим своего населения (не говоря уж о прочих).

Наконец, особо милая сердцу профессионального писаки деталь – постоянная ложь в СМИ, особенно при посредстве переименования неприятных явлений, когда убийство мирного населения именуется «побочными повреждениями», а пытки – «передовыми технологиями допроса ». Да,и пытки, само собой, куда же без них, раз зашла речь о 1984!

Но как только поклонники Оруэлла (включая так называемых «неавторитарных левых» приготовятся торжествовать, придется мне их огорчить – на самом деле пророчество их кумира (а, точнее, анализ, так как он явно имел в виду не только будущее) оборачивается полным пшиком.

В 1984 все эти мерзости (и еще несколько других) устраивает некая темная сила именуемая «Партией» под руководством некоего «Старшего брата» (именно так правильно переводится Big Brother) – нечто неясного происхождения и еще более туманных целей, зато явно «тоталитарное». Но какое все это отношение имеет к Обаме и США? Где тут все эти главные злодеи? Где даже мелкие сошки, вроде чиновников министерства правды, что за дрянную кормежку и выпивку врут о настоящем и стирают прошлое, поминутно опасаясь за свою жизнь, если ошибутся? На их месте сидят хорошо оплаченные журналисты свободной прессы и независимого ТВ, которым и в голову не придет бояться, потому, что они прошли слишком хорошую школу лжи, и не в силах от нее отказаться, а если кому-то и надоест (крайне редкий случай), все равно он никому не опасен.

Вся идея 1984 и прочих опусов Оруэлла, столь горячо любимых ЦРУ и «антисталинистами» - это угроза западной демократии со стороны тоталитарных сил. А что та самая демократия может вытворять все это и еще почище – это уже явно не из той песни.

Другая крайне важная «ошибка» Оруэлла, а точнее, его сознательная ложь – это изображение бесконечных войн как схватки трех огромных монстров, охватывающих всю Землю. Эта тройка, в которой условия жизни, судя по всему, примерно одинаковы, и которая борется за ничтожные клочки земли, не имеет ничего общего с реальностью, где кучка империалистических стран воюет, чтобы подчинить себе весь остальной мир – воюет в остальном именно с этим миром, который крайне отличен от США и Англии и т.д. Правда, в прошлом империалистические хищники иногда схватывались и между собой (последний раз в 1939-1945 гг), но и тогда речь не шла о мелочах – на карте стояли целые континенты.

Впрочем, не будем слишком суровы к Оруэллу. Когда современный российский анархист с ученым видом знатока заявляет, что не только США собираются вести империалистическую войну против Ирана (что верно), но что и Иран желает вести ту же самую войну с США – какие тут могут быть претензии к покойнику?

Похоже, что даже там, где Оруэлл был на первый взгляд прав, он явно садится в лужу. Оно и неудивительно. Описание реальности, с которой он был знаком из первых рук, родившись в семье колониального чиновника, а затем служа колониальным полицаем, никогда не принесло бы ему тех лавров от тех защитников западной демократии, которой он был готов служить и буквально на смертном одре – хотя бы доносами, если иначе уж не мог.

После этого не сложно прийти к заключению, что «антиутопия» Оруэлла – явная халтура, где нет никакого реального основания для всех ужасов, кроме желания запугать читателя (который может без этого ненароком и усомниться в достоинствах своей родимой демократии). Войны, голод и холод, пытки и даже запрет на секс – совершенно идиотский запрет, надо отметить – нужны в 1984 году только для того, чтобы зловещий Старший брат мог мучить своих подданных, как его злодейской душе угодно. Заодно это экономит автору необходимость потеть и придумывать сюжет. Ведь если бы секс не был объявлен преступлением, неженатый Уинстон (имя-то какое) и незамужняя Джулия спокойно могли бы заниматься им, не рискую ничем, и, скорее всего, так бы и поступили, и никакого «романа» бы не вышло, разве что экстремальная порнушка.

Любопытно, что само избрание Обамы и его последующее «миротворчество» оказались с точки зрения эстетики куда убедительнее, чем все выдуманные старшие братья. Обама – яркий, почти карикатурный пример того, что для того, чтобы пытать, бомбить и шпионить, вовсе не нужно даже быть белым косноязычным садистом-придурком из богатой семьи, вполне годится и красноречивый темнокожий сын прогрессивной матери с хорошими мозгами и отличным образованием. Лишь бы он был президентом империалистической страны, ведущей совершенно настоящие, а не оруэлловские, империалистические войны. А остальное — дело прогрессивной техники


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100