Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Денис Решетов
Как Ману Чао привез в северную Россию огненную звезду

Мне посчастливилось побывать сразу на двух российских концертах Ману из трех, которые он дал во время его последнего визита в Россию. Сначала, 24 июня в Москве, в Зеленом Театре парка имени Горького, где публика была более искушенной и отчасти богемной. Там на Ману Чао пришли эстетствующие, анархиствующие, растаманствующие и просто пижонствующие - из тех, кто носит красный флаг на бедрах. Потом я видел Ману в Казани 27 июня на фестивале Сотворение Мира, где он в качестве одного из хедлайнеров завершал фестиваль…

Эти два мероприятия были совершенно разными по формату и по зрителю, которого они собрали. Интересно, что в Москве, после того как Ману отыграл основную часть программы, публика не отпускала его еще часа полтора, да и самому Ману настолько нравится то, чем он занимается, что иногда, кажется, он готов играть и петь бесконечно. В Казани же наоборот. После часового с небольшим выступления Ману, который, на мой взгляд, просто порвал на до и после весь концерт и всю кремлевскую площадь, ему просто выключили звук и попросили прекратить петь. Ведущая Ксения Стриж отчитала вышедшего за пределы отпущенного им времени музыканта строго, как школьная учительница, заявив, что «это фестиваль, а не дискотека, и если ты поиграл и уважаешь других, то дай поиграть и им». Видимо, за кулисами ворчала «совесть русского рока» Шевчук, которому не терпелось. Недалекая, зато «популярная», Стриж просто неспособна понять, что Ману - пророк, и ему плевать на отпущенное ему время. Когда он поет свои огненные гимны, времени просто не существует. Время существует для тех, кто считает деньги. Там, в Казани на фестивале, прямо возле звуковых колонок, в компании отвязных малолетних панков, мы улетели так далеко, насколько возможно, когда Ману, словно бог солнца, пустил волну и началось плавное революционное реггей. Там - я, наконец, понял, что такое музыка!

Медленный, завораживающий распускающимися плавными ритмическими каденсами, реггей под конец убыстрялся до предела, переходя в бешеное панковское ска. И мы танцевали как одержимые демонами! Да это и были демоны - демоны революции и освобождения, демоны дарующие, наконец, нам нашу природную свободу быть людьми! Эти очень опасные силы, которые будит в нас музыка Ману, угрожают окружающим нас по всей границам БаБилона линиям тотального полицейского кордона. Но счастье было недолгим - стрижы и прочие существа, недолюбливающие красный цвет, выключили нам звук и вытащили на сцену пыльное чучело шевчука, которому вот уже лет двадцать как нечего сказать, но почему-то этот человек до сих пор упорно мнит себя нашей совестью.

После обжигающего солнца огненной революционной стихии Ману Чао убогие похмельные поллюции немолодого Юры не наводили на меня ничего кроме невыносимой скуки, тоски и зевоты. Шевчуки предлагают нам в качестве главного духовного блюда серую нудную музыку, под которую можно только тихо и послушно спиваться на кухнях и в подъездах. У русского рока и в помине нет ничего такого, что походило бы на духовную силу. Жажда денег и самообожание плюс почему-то постоянное воспевание бесконечной импотенции.

Что еще есть у вас, рокеры?

Вы самые обыкновенные подпитые обыватели с гитарками, воспевающие свои мелкие мещанские неудачи!

Ману Чао – вот истинный голос нашего времени - времени последней войны всех против всех, войны, которую так трудно прекратить, потому что сама структура БаБилона немыслима без дурной бесконечности враждебных действий, когда все «играют» только за себя и против любого, кто может занять твое место, ты можешь применять самые низкие приемы.

Ману Чао - это голос босоногого мальчишки с улицы, захваченной в плен магазинами, банками и полицейскими участками.

Ману - это современный Мальчиш-Кибальчиш в большой цвета хаки буденовке с красной звездой и одних рваных шортах.

Каждый, у кого есть совесть и чувство справедливости, имеет право почувствовать себя в современном мире одиноким солдатом защищающим из последних сил человеческие ценности и человеческое достоинство от злого огромного дракона. У этого дракона много имен. Я называю его БаБилон, но его можно назвать и неолиберализм, и капиталистический тоталитаризм, и рыночная глобализация. Однако, даже становясь солдатами, мы спешим не проливать кровь, мы защищаем простые человеческие ценности и неприкосновенные границы человеческого достоинства. И музыка Ману Чао это одно из наших оружий, наше солнечное чистое знамя, которое высоко реет над бедными вымирающими городами и пустынными заросшими мусором и безнадежностью пристанями, к которым больше не приплывают корабли.

Мы подняли как знамя музыку Ману Чао, и мы готовы оказывать сопротивление до тех пор, когда будет разрушен последний полицейский кордон и отвоевана наконец ценность человеческой жизни и ее законные гражданские права! Пусть шевчуки спиваются и жгут свечку – партизаны готовы к бою и находятся в реальном мире обращенном лицом в будущее с музыкой Ману Чао !

p.s. когда я еще работал в коммерческой среде среди менеджеров, консультантов и прочих водорослей, я заметил один выразительный симптом их состояния - почти все они большие поклонники и шевчука, и зеленого змия. Вечерами по пьянке петь со слезою в глазах под гитарку что-нибудь из ДДТ, обманув с утра пораньше человек по сто на рыло - вот из какого противоречия рождается «крик души» этого слоя. А он не мал, и та модель нравственного существования, которую предложил Юра и иже с ним - по трезвости быть обыкновенным нечистоплотным обывателем, в лучшем случае просто ничтожеством, зато по пьянке корчить из себя саму совесть - нашла десятки тысяч приверженцев!

Итак – кто такой Ману Чао?

С точки зрения БаБилона - просто мультимиллионер, сделавший себе состояние на игре с революционными лозунгами. Вечно пьяный популист, играющий на трех блатных аккордах. Такие авторитетные заявления способны сбить твой прицел. Но чтобы все стало на свое место, товарищ, спроси себя вот о чем: а кто такой ты сам в глазах БаБилона?

Трудный вопрос с простым, но неприятным ответом! Итак, нельзя ни на мгновение доверять людям, говорящим от лица денег. Все, что внушает нам официальная пропаганда, все, чему учит официальная религия - самая чудовищная ложь, которая только существует на земле. Может быть, по прошествии более чем двадцати лет непрерывного творческого труда Ману и разбогател, но он разбогател только благодаря своему таланту и трудолюбию. Не надо забывать, что на обычном портативном магнитофоне он сумел создать такой шедевр, как альбом CLANDESTINO, только официальных не пиратских копий которого по всему миру было продано более четырех миллионов, и это безо всякой рекламы! И насчет трех блатных аккордов - это ведь еще надо так на них сыграть, чтобы весь мир заслушался!

Так что не будем слушать трусливых лжецов, которые учат нас, что все в этом мире - всего лишь возня капиталов, переманивание с помощью идей, образов, музыки или, что чаще всего, просто хитроумных махинаций части общественных денег в свой карман. По их поганой логике музыкант играет только для того, чтобы разбогатеть; поэт пишет, чтобы набить кошель; художник рисует только для того, чтобы продать; революции совершаются, чтобы захватить власть… Самого главного - акта творения! - они не знают, поэтому и не способны понять, что творец творит прежде всего, потому что он творец и не может не творить...

Другой, гораздо более занимательный вопрос, который нас интересует – это, действительно ли Ману Чао есть что сказать своему слушателю, или он бесконечно жует одну и туже «красную» жвачку, вкус которой давно исчез? Главная сила творчества Ману в том, что он говорит - у тебя нет необходимости потреблять без конца престижные вещи для того, чтобы чувствовать себя полноценным! Все как раз наоборот: чем меньшим из ненужного ты способен обходиться, тем полноценнее и счастливее может стать твоя жизнь.

Помни всегда о том, что где-то есть люди - их сотни миллионов, у которых нет даже самого необходимого и все-таки, не смотря ни на что, они сохраняют чувство человеческого достоинства и солидарности.

Помни о том, что ты живешь в ложной системе координат, и твой компас на самом деле пустая игрушка. Ведь только сердцем можно чувствовать, что хорошо, а что плохо, что тебе нужно, а что тебе более чем ненужно. Нужны ли тебе в действительности шелковый галстук и лакированные туфли, или тебе просто нужно любить и быть любимым? Нужны ли тебе высокий социальный статус и холодные неспособные любить красавицы с мертвыми глазами, любящие только деньги, или тебе достаточно того, что над тобой чистое небо, а внутри - спокойная совесть, и что твой близкий человек, каким бы несовершенным он ни был, действительно нуждается именно в тебе и твоем тепле, а не в твоих деньгах и твоем социальном статусе?

Ману Чао поет о необъявленной войне за души людей, которую международная политическая система ведет уже много лет, когда в человеке убивается человек, и остаются одни только пустые и стерильные люди-машины, а вместо подлинно человеческого общества складывается зловещая паутина, в которой так легко погибнуть навсегда...

Ману Чао поет о том, что государствам нужны границы, для того чтобы на них постоянно гибли солдаты, правительствам нужны войны, чтобы манипулировать народами, что все мы в последнее время не граждане своих стран, а скорее их заложники…

Ману Чао поет о раненых партизанах, бедствующих нелегалах, о любви и марихуане, о далеких пограничных городах, живущих своей собственной неповторимой жизнью, о днях когда перед глазами ничего кроме луны и боли …

Ману Чао поет! И ему есть, о чем рассказать тебе!

Конечно, идеи Ману не он изобрел. Он не идеолог, а художник. Но как музыкант он блистательный популяризатор левой идеологии. Именно Ману и такие как он привлекают к прогрессивной политике все новые поколения молодежи. Захотите узнать больше о возможных альтернативах современному кошмару капитализма – читайте первоисточники!

Ману Чао нужно слушать вживую!

Для того чтобы полностью прочувствовать тот неистовый заряд энергии и протеста, который способны создавать музыканты RADIO BEMBA SOUND SYSTEM на сцене, нужно хотя бы один раз побывать на их концерте. Хвала небесам мне такая возможность совсем недавно представилась даже дважды- сначала мы с братом приехали в Москву в парк Горького на большой концерт Ману- билеты достались нам чудом в буквальном смысле этого слова, я выиграл их поразительным образом, победив в конкурсе «Переведи и попади на кабельном телеканале A-ONE». Стихотворение свое я отправил совершенно случайно и в самый последний момент и тут же забыл об этом, решив что чудес не бывает, и надо же было такому случиться, что мое творение признали достойным и нам выдали пару билетов.

Добирались до Ману Чао мы долго - сначала два часа на автобусе до Казани, потом еще тринадцать часов на поезде до Москвы в душном битком набитом плацкартном вагоне без единого глотка свежего воздуха на верхних боковых полках возле туалета, затем еще тринадцать часов непрерывного кружения по Москве в итоге на концерт мы добрались в состоянии полного физического истощения. За все время пока Ману Чао выступал перед нами, а выступал он почти три часа непрерывно, у меня не хватило сил ни то что на то чтобы потанцевать, но даже и подпевать я был не в состоянии. Все, что мы смогли, это пробраться к самой сцене, расчехлить свои фотокамеры и жадно, одними только глазами и нервами, впитывать в себя данное священнодействие. Ману Чао как всегда блистал – его солнечная музыка разогнала все облака над пасмурной серой и дождливой Москвой, алая звезда (на самом деле улыбающийся рогатый демон) на его буденовке светилась весело и чисто словно нимб святого. -Который час, Москва?- восклицал Ману - который час Россия?!

Народ вокруг собрался сплошь бывалый, большинству было давно за тридцать и, может быть, поэтому, а так же потому, что поблизости не продавали спиртного люди больше не танцевали, а подпевали. Правда, был один интересный момент когда Ману в очередной раз окончательно попрощался и покинул сцену, а делал это он не менее четырех раз за все выступление. На сцену, перемахнув через огромную разделительную яму, взлетел какой-то перепивший анархо-панк, молодой и страстный, как и та музыка которой он был преисполнен, молниеносно схватился за микрофонную стойку и громко сказал в микрофон обращаясь ко всем присутствующим: «А самое главное ребята это то, что…» -договорить ему не дали молчаливые люди в черных костюмах из службы безопасности, выловив его в стремительном прыжке, словно баскетбольный мяч, они быстренько отпасовали его один другому со сцены и уже там, судя по плотному звуку, крепко припечатали кулаками к земельке.

Казань

Поразительной контрастностью мне запомнилось выступление Ману Чао в Казани на фестивале Сотворение Мира и сразу за ним выступление ДДТ. Контрастность эта состояла в том, как ДДТ, выйдя сразу за MANU CHAO, тут же словно спасаясь от солнца принялся убивать весь тот мощный позитив, который так легко создали за полтора часа реггей музыки нон-стоп музыканты RADIO BEMBA SOUND SYSTEM. Только что мы плавно покачивались на басовых волнах в лучах солнечного реггей, и весь мир вокруг был улыбчив и прекрасен, и вот уже хмурые тучи серого скучного псевдорока опять обрушили нас назад на землю…

После Ману Чао слушать ДДТ мне не то что не хотелось - меня затошнило уже от первых гитарных рифов. У рокеров подобного рода нет никакого будущего. Но они не хотят осознать это, живут прошлым и в прошлом времени, и своему слушателю навязывают это тошнотворное вчера. И слушатель их покорно работает на Систему, а по вечерам надевает на плешивую голову бандану с костями и идет пить и плакаться под гитарку.

Весь подвиг наших легендарных рокеров заключался в том, что они стали петь о преступлениях системы только после сигнала сверху, после того как сама система стала позволять им это делать…

Пел бы этот шевчук свою Родину в тридцатых, он бы, конечно, был достоин уважения - а в конце восьмидесятых, присоединившись к своре и не опасаясь никаких смертельных последствий, это был уже не подвиг, а что-то больше похожее на предательство… Ведь тогда под лозунгом «мы хотим перемен» совершался демонтаж социальной системы государства, лучшего что было в нем, и людей лишали последнего … А между тем Сева Новгородцев, представивший Ману Чао безо всякого уважения и даже с показным пренебрежением, вдруг начал представлять Юру Шевчука словно это живой пророк или полу-божество. Впрочем, в этом есть своя логика – все-таки Ману Чао – левый художник крайне неудобных взглядов, а не продажный Шевчук. Севам Новгородцевым и их хозяевам нужны шевчуки и не нужны Ману Чао. Я бы представил шевчука фразой из притч Соломона –думаю в этом не было бы никакой натяжки- И ПСУ ЖИВОМУ ЛУЧШЕ НЕЖЕЛИ ЛЬВУ МЕРТВОМУ: ВСТРЕЧАЙТЕ ДДТ!!!

И если вы спросите меня, что ты так привязался к этому ДДТ, я отвечу - мне неприятны такие ДДТ именно потому, что они за статус кво, в котором им самим уютно и сытно (вспомним к скольким милицейским, бандитским и даже поповским телесериалам шевчук не за бесплатно понаписал песен), а остальным просто можно пожелать всех благ.

Да, вроде бы они тоже мечтают о том, чтобы мир изменился в лучшую сторону, и даже поют об этом утопические гимны, но, с другой стороны, они никогда никого не призывают ни к каким реальным действиям, как будто они верят, что все образуется само собой, нужно только научиться терпению. А чтобы терпеть было легче, будем петь утопические гимны. Перемены, как всегда, придут сверху от бога, от власти, от кремля или вашингтона - от всей святой троицы. Помните, еще Мандельштам делил все произведения мировой литературы на написанные «с разрешения», которые суть дрянь и ложь, и на «ворованный воздух». Ману Чао это и есть наш ворованный воздух!

И последнее, что мне врезалось в память на фестивале Сотворение мира в Казани, - это когда ведущие фестиваля начали останавливать не на шутку разыгравшегося Ману словами «Финиш! Финиш!», а Ману неистово стучал в ритме сердца микрофоном себе в грудь и возбужденно дышал словно разыгравшийся и вошедший в злой азарт дикий зверь. Мне понравились его глаза в этот момент – в них было столько огня неукротимости и здоровой наглости - это были бесстрашные глаза победителя, и это были наши глаза!

Когда однажды система бесконечной манипуляции нашим сознанием даст сбой, именно простые парни с такими горящими глазами придут на сцену истории, погнав оттуда взашей теперешних хозяев полицейских!


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100