Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Разнообразные не те...
Единство и борьба чуждых нам противоположностей

Мне звонят читатели и задают два вопроса: "Что происходит?" и "За кого же голосовать?". На первый вопрос я могу ответить: происходит полный абсурд и типичное "не то", чего бы стоило ожидать в нормальной стране. А вот на второй ответа у меня нет. Потому что "ни за кого" или "не голосуйте" – это не ответы, а другие суждения элементарно нелогичны. И так некстати вспоминается древнеиндийская мудрость, согласно которой человеческая жизнь в реальном мире не есть нечто такое, от чего можно что-либо получить. Судьба человека схожа с положением блохи, попавшей на горячую сковородку; у блохи только два выхода: подпрыгнув, упасть и упав, подпрыгнуть. Третьего не дано. Вот такова, в общих чертах, предвыборная ситуация в Молдове, которая, полагаю, еще очень долго не рассосется. Что же тут посоветуешь и что сам себе пожелаешь?

Проф. Преображенский в "Собачьем сердце" М. Булгакова не советовал читать с утра советских газет. Если бы он знал, какова будет пресса в постсоветских державах, то воздержался бы от сарказма. Дружные рассуждения знатоков о том, что нам нужна "справедливая и нормальная избирательная кампания", их призывы к "конструктивному сотрудничеству власти и оппозиции" – идеальное рвотное средство. Рекомендую.

Конечно, большинство людей хотело бы спокойствия и мира в нашем общем доме – в стране, в обществе, в государстве. Но давайте задумаемся, чего стоят призывы кота Леопольда "жить дружно" в конкретной ситуации. Нас много раз обманывали, нам вешали на уши бесчисленное количество лапши – будем же хотя бы сами честными и рассудительными.

Мы вступили в такую фазу общественного состояния, когда гражданам, по сути, предлагается проголосовать, выбрав не между абстрактным "белым" и "черным" или "хорошим" и "плохим", а между врагами и предателями. Безо всяких кавычек и метафор. Извините, но вещи надо называть своими именами. Предложение нам дано однозначное – и не имеющее сколько-нибудь значимого спроса. Ну кто же хочет голосовать за врага? А кто – за предателя?

Поставлю точку над "i": предатели – это воронинцы, потому что от своих предвыборных обязательств 2001-го они отказались, да не по частностям или мелочам, а по-крупному, в принципе. «Коммунисты» отказались восстанавливать социализм, как обещали избирателям. Любой человек ума и совести должен согласиться: за "кидал" и "редисок" голосовать грех. Общеизвестно: лучше открытый враг, чем предатель.

Но легче ли от того, что за предателей голосовать нельзя, если поэтому надо голосовать за врагов?

Почему – за врагов? Потому, что рвущаяся во власть оппозиция ратует за вступление не только в Евросоюз, но и в НАТО, и за выход из СНГ, и прямо-таки сияет нелюбовью к России, к русскоязычному населению Молдовы и ко всему русскому. Но это еще не вся подлость предвыборной ситуации. И те, что враги – одновременно тоже предатели: открыто говорят об уничтожении молдавской государственности и унии с Румынией. А нас призывают к "гражданскому согласию". Кого с кем, спрашивается?! Я уже писал, что следствием "вступления в общеевропейский дом" (через румынскую светлицу) станет доселе невиданный геополитический сдвиг, который навеки вырвет нас из присущего исторического и духовного пространства. Для этнических молдаван это обернется катастрофой менталитета, отказом от традиционных ценностей и культурной модели, а для русскоязычных – двойной ассимиляцией, превращением в бессарабских "еврорумын".

Итак, с одной стороны – предатели-редиски, а с другой – враги и предатели, пятая колонна "европейской Румынии". Хорош выбор, а? Скажите на милость, общество ратовало за такую дилемму? Мы такой расклад заказывали? При том, что нашу беднейшую в Европе и СНГ страну с разогнанным по забугорью людом должно, по идее, заботить совершенно другое?

И вот полная оценка противостояния и соперничества "наших" и "не наших": "наших" среди претендентов на власть вообще нет, при этом правящая "редиска" – не "единожды предавшая", а предатель вдвойне. На сегодняшний день идеалы партбонз ПКРМ, включая Воронина, мало чем отличаются от идеалов оппозиции, за исключением лукавых фраз и сомнительных клише. Нейтралитет Молдовы, не позволяющий ей вступать в НАТО, давно растоптан властью. Де факто мы уже состоим в альянсе: армия переведена на натовские стандарты, в Маркулештах – аэродром подскока, нужный не Молдове, а альянсу, наши военные участвуют во всех натовских учениях, в том числе на собственной территории, в Министерстве обороны рулят натовские генералы... Будучи еще иерархом ПКРМ и спикером парламента, Мариан Лупу на официальном уровне выболтал цель власти: "Молдова твердо намерена стать частью пространства НАТО в контексте европейской интеграции". Да иначе и не бывает: кто же примет Молдову в ЕС, не вогнав ее сначала в натовский блок?

Еще одно якобы принципиальное отличие ПКРМ от оппозиционных партий и Владимира Воронина – от их лидеров состоит в так называемом молдовенизме и защите молдавской государственности в противовес румыноунионизации. Но кто всерьез поверит в этот национально-государственный маскарад, если за восемь лет воронинской власти ни разу не был дан результативный бой румынской пятой колонне, бесчисленным агентам влияния и свободному проникновению запрутских спецслужб в наши государственные и социально-духовные структуры? А грызня президента Воронина с президентом Бэсеску выеденного яйца не стоит и выглядит как ерничание забияки-слабака, отлично знающего, что в драку он не полезет, потому что очень уж сильно получит.

Напомню заявление Владимира Николаевича на торжественном чествовании ныне покойного поэта Григоре Виеру. Воронин, вручая ему высокую награду, по сути, за унионизм (чем и был славен покойник), признался, что и сам "тоже националист". Какой – не уточнил, но известно, что Григоре Виеру – националист конкретно румынский...

У нас нет никакой уверенности в том, что, исчерпав все попытки влезть в Евросоюз сквозь закрытые для Молдовы двери, власть во главе с Владимиром Николаевичем не сдаст – ради "абсолютного приоритета" – Республику Молдова "европейской Румынии", использовав любой предлог. Например, ссылку на то, что "общественность требует"; ведь проводить референдумы у нас не принято. Кстати, во всех разглагольствованиях оппозиционеров про то, что "мы – румыны" и что надо объединяться с "матерью-родиной", ни разу не прозвучало требования или предложения поставить сей спорный, мягко говоря, вопрос на референдум.

Беспочвенны и упования на так называемый "восточный вектор" Воронина и промосковские позиции ПКРМ. Нет ни вектора, ни позиций, есть вечная кривизна воронинской линии, а курс на "евроинтеграцию" сам по себе есть предательство по отношению к СНГ и России: чтобы вступить в Евросоюз, надо не только войти в НАТО, но и выйти из СНГ.

Призывы "жить дружно" абсолютно невыполнимы и исходят либо от наивных людей, либо от провокаторов. Будем же объективными и в разборе другого вопроса: кто расколол общество и кто теперь в ответе за происходящее? Общий тон таков, что во всем виноваты ПКРМ и ее лидер. Извините, но это не так. Что воронинщина обескровила и разорила страну, вытолкнула за кордон наиболее активную часть граждан, что власть ведет себя не просто по-хамски, а, в сущности, как бандит с большой дороги, – это верно. Но я не убежден, что от смены власти что-либо существенно изменится, ибо власть рекрутируется из общества, то есть из тех же самых людей, что и оппозиция. Разница одна – эти "рулят", а этим не дают, тогда как они очень хотят. Отсюда все страсти и вся драка. Но вспомним, как все-таки была взорвана ситуация, – не так уж много воды утекло.

"Борьба между черным и белым" – тезис воронинцев в эту предвыборную кампанию. Плюс "борьба на поражение". Но разве мы забыли, как накануне апрельских выборов в либеральном стане заявляли, что предстоят не просто выборы, а борьба между добром и злом – и не на жизнь, а на смерть. По сути, антиворонинская оппозиция в те дни сеяла ветер, который перерос в бурю. Но чуть не вся пресса заявляет, что "коммунисты устроили политическую бойню", "раскололи страну", "до предела дестабилизировали ситуацию". Но ведь начинали другие: либералы вовсю раскачивали лодку и выступали с самыми грубыми угрозами.

А власть – она и в Африке власть. Это – сила, и воронинцы отвечали как правящая сила. Я не думаю, что если тебе вмазали в левую скулу, то надо подставить правую; полагаю, следует ответить по возможности нокаутирующим ударом, ибо если не ты нокаутируешь, то следующим ударом нокаутируют тебя.

Дело, конечно вкуса; кто-то думает, что надо быть толерантными и демократичными; вот тот пусть и подставляет обе скулы, а также ухо, солнечное сплетение, пах и т.п. Как бы то ни было, а запредельно агрессивную предвыборную риторику начала именно оппозиция; это ведь она обещала пересажать всю воронинскую верхушку, грозилась распустить и запретить «компартию», ввести закон о люстрациях и т. п. Мало того: понимая, что им не победить и даже не набрать достойного числа голосов, три оппозиционные партии, перешагнувшие избирательный порог 5 апреля, и кучка мини-партий, отсеявшихся в тот день, задолго до выборов внушали обществу, что выборы будут фальсифицированы, – и грозили "оранжевым" сценарием.

Напомню также об открытом призыве к насилию, с которым вышла газета "Timpul" в понедельник после выборов. Несостоятелен и расхожий тезис: де, оппозиция не отвечает за то, что некие отморозки и экстремисты устроили погромы и насилие. Отвечает на все сто. Во-первых, именно на эти действия она намекала на митингах, и именно к ним призвал "Timpul". Во-вторых, подавая заявку на акции протеста, их инициаторы по закону берут ответственность за все происходящее. В-третьих, поза типа "я не я и лошадь не моя" оппозиционных лидеров, попытавшихся умыть руки 7 и 8 апреля, отнюдь не говорит в их пользу: они не были невинными жертвами "провокаторов", а сами были провокаторами, укрывшимися за спинами исполнителей. В-четвертых, после погромов и поджогов президентуры и парламента только самозатухание мятежа предотвратило штурм Дома правительства, но именно штурмом грозила оппозиция; на переговорах в тот день она вела себя ультимативно и, выйдя наружу, объявила о несогласии с властью, фактически давая отмашку на продолжение насилия...

А газеты продолжают агитационный блеф. В "Молдавских ведомостях" опубликовано заявление: "ЛДПМ: те, кто незаконно арестовывал, убивал, пытал и насиловал, ответят". Кого убивали? Есть лишь одна жертва, погибшая при невыясненных обстоятельствах, которые, возможно, не имеют отношения к событиям 7 апреля. Было единственное заявление о неких "сексуальных действиях" полицейских против задержанной девушки, но девушка скрылась, а распространивший эту новость адвокат оказался вообще не адвокатом, а всязанным с оппозицией аферистом. Есть свидетельство одной либералки о том, как полицейские избивали юношей за то, что те переворачивали табачный киоск. Видимо, надо было погладить их по головке. Это как надо прогнуться под "европейские ценности", чтобы защищать погромщиков и насильников, а в насилиях обвинять зверски изнасилованную и избирую полицию!

Третий сюжет, который следует обсудить перед "выборами без выбора", состоит в том, что вдруг откуда ни возьмись, среди всего этого бедлама появляется белый и пушистый Мариан Лупу с намерением "прекратить политическую войну". Центрист, пацифист, гуманист и все такое в одном флаконе. А "купил" наш Леопольд одиознейшую из молдавских партий (или она его "купила" – не знаю).

Можно подумать, что политическая команда Лупу, оформившаяся под крышей Демпартии Дьякова, – политический центр. Ничего подобного: центр бывает между левым и правым флангами, но левого фланга у нас нет, на нем абсолютно никто не представлен. ПКРМ – партия очень крупного капитала "Семьи" плюс реакционных элементов госбюрократии и силовых структур. Кто правее – либералы, социал-либералы, АНМ или "редиски" – вопрос спорный, но все они круто правые. Из того же, простите, трактира и "новое формирование" Лупу, если не считать его американской выучки; но она никак не может сделать его и возглавленную им партию центристами. Скорее всего, это породистый троянский жеребец, но вполне возможно, не совсем воронинский.

Подведем некоторые итоги, стоически сдержав слезы. Я не считаю, что несчастное молдавское общество стало невинной жертвой воронинского деспотизма и вполне достойной его оппозиции. Не надо надеяться на европейскую халяву. Нечего ждать от жизни выгоды! Не следует алкать шика и богатства, – а как взалкал их молдавский социум! Нечего держать фигу в кармане, когда пора вынуть из кармана кулаки. Позорно бежать из страны в тяжкую для нее годину. Недостойно искать счастья за бугром, надо создавать его дома. Мы получили ровно то, что заслужили.

Теперь мы все оказались на пепелище, на развалинах, а точнее, на мусоросборнике общественно-политической жизни. Толпа "политологов", "наблюдателей" через лукавые СМИ мастерят новые мифы, источая беспочвенные иллюзии. Лейтмотив таков: стоит попробовать с "новой властью", коли старая привела страну к фиаско. Но гипотетическая "новая власть" – вполне старая. Из-за ее спины торчат уши тех, кто начинал развал Советской Молдавии, нажился на приватизации и ограблении масс. Не случайно на днях с призывом голосовать за оппозицию выступили с печатным заявлением ветераны молдавской демократии – "депутаты первого демократически избранного парламента (1990-1994)". В списке подписавших, наряду с нынешними оппозиционерами (изящно призывающих голосовать за себя), числятся знаменитые, хотя отчасти уже забытые имена: В. Бешлягэ, Н. Дабижа, К. Тэнасе, В. Матей, И. Косташ, А. Шалару, В. Згардан, М. Гимпу, С. Урекян, И. Хадыркэ, И. Буга, В. Долганюк и т. д. Ба, да это же полное разоблачение тех, кто выдает себя за праведников!

Партия власти и партии оппозиции азартно соревнуются в глупостях, напраслинах, чудовищных "наворотах" друг на дружку, не зная ни меры, ни стыда. Между тем обвинения в преступности и вреде для государства равно относимы ко всем участникам предвыборной "борьбы на поражение". Оппозиция вывалила на Воронина и всех "редисок" Цынцаренскую свалку обвинений; но ведь бонзы ПКРМ преуспели в коррупции, казнокрадстве и лихоимствах более их противников только благодаря близости к Кормилу. А непрезвзятая Фемида, особенно если бы она руководствовалась советским законодательством, выдвинула бы и против нынешних борцов за свободу и демократию достаточно обвинений, чтобы те сели не во власть, а туда, где намного теснее. Ибо политиками в истинно демократическом обществе, тем паче в молдавском, могут быть только богатые и очень богатые, а забогатеть можно было только через грабеж советского достояния...

Остается желать единственного – чтобы не получили победы ни власть, ни оппозиция, чтобы по итогам "перевыборов" создалось зыбкое равновесие, которое бы не дало противостоящим силам осуществить свои ненасытные планы. Может быть, соперничая недруг с недругом, они меньше нас ограбят.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100