Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Сергей Исрапилов
Иллюзия земного рая

Современную Россию вполне можно считать страной, где уже сложилось «общество потребления». Но, в отличие от богатых западных соседей у нас главный потребляемый товар – образы и иллюзии. Ради того, чтобы покупать эти иллюзии, мы порой экономим даже на продуктах питания или качественных товарах повседневного спроса.

«Думай о хорошем?..»

Одной из величайших наваждений современной Россия является всеобщее убеждение, что у нас уже сложилось постиндустриальное «общество потребления».

Блистающие рекламными огнями мегаполисы, потоки престижных иномарок, безумное веселье ресторанов и оплаченный позитивизм информационных потоков, – да, трудно было не поддаться соблазну и не увидеть в изобилии последних лет приметы земного потребительского рая.

В «сытые» 2000-е годы доходы россиян в долларовом эквиваленте выросли в несколько раз. Мы покупали много всего – нужного и не очень. Было хорошо, но это - «в среднем по палате». Кто-то скупал яхты, футбольные клубы, акции зарубежных компаний и бриллианты, а большинство россиян просто перестали голодать.

Общество сжимающегося потребления

В реальности в последние шестнадцать лет произошло существенное сокращение потребления важнейших благ. Большинство россиян стало меньше есть, хуже одеваться (в смысле качества материалов, из которых изготовлена одежда), и вынуждены обставлять квартиры мебелью, содержащей токсичные материалы.

Даже лощеная официальная статистика подтверждает, что ухудшение потребления имело место по большинству товарных групп. Ниже, в Табл.1 мы приводим данные Росстата. По сравнению с концом 1980-х (помните, это когда были очереди и дефицит!), россияне ограничивают себя в питании; стали меньше ездить и летать. Излишне напоминать, что и тогда мы не жировали и нынешнее падение потребления продуктов – признак национальной катастрофы.

Табл.1. Динамика физических объемов потребления

  1989 2000 2008
Годовое потребление основных продуктов питания, на человека, кг., т.ч.:      
Хлебные продукты 115 118 101
Мясо и мясопродукты 69 46 55
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 369 229 240
Яйца, шт. 309 210 250
Покупка телевизоров, млн. шт. 4,9 2,5 9,7
Строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности, тыс. квартир 1210 375 714,1
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом, млн. чел. 2372 1419 1278
Перевозка пассажиров воздушным транспортом, млн. чел. 90 22 40
Посевная площадь всех сельскохозяйственных предприятий, млн.га 112,1 69,1 76,9
Поголовье КРС, млн. голов 45,3 16,4 21,1

Но статистика не в состоянии передать всю глубину происшедших в нашей жизни перемен. У нас уже нет возможности получить бесплатно квалифицированную медицинскую помощь. После завершения реформы высшего образования значительная часть молодежи будет лишена возможности поступить в вуз. Все более стареет инфраструктура ЖКХ и даже сами дома, построенные 40-50 лет назад вот-вот исчерпают свой жизненный лимит. И, наконец, все более очевидным становится провал пенсионной реформы, что грозит весьма неприятными последствиями миллионам граждан стремительно стареющей бездетной России.

Даже длительный период экономического роста (2000-2008 гг.) не смог компенсировать провалы девяностых. На потребительском рынке в 2000-е годы рост, как правило, шел в сфере «новой экономики» - то есть в сфере модных игрушек, навязанных потребителю массированной рекламой.

А потребление важнейших товаров и продуктов питания стремительно падало. Таким образом, если вообще имеет смысл говорить о смене «потребительских эпох» в России, то последние шестнадцать лет – время непрерывной потребительской катастрофы, время сжатия потребления жизненно необходимых товаров.

Нет общества потребления, нет потребления, нет общества…

Практически повсеместно мы видим ухудшение «входящего трафика» социальных благ. Социальный пирог сжался до пирожка с картошкой. Но Россия все еще ослеплена блеском роскоши и потребительства.

В 2000-е годы российские чиновники гордились вздувшимися цифрами, а граждане в долг скупали иномарки и плазменные панели. О решении реальных проблем никто и думать не желал. Однако даже сейчас, на фоне кризиса, настроения потребительского общества оказались поразительно живучи. Наша элита неохотно расстается с иллюзией успехов. Население же просто ждет, когда «распогодится», поднимут зарплату или простят долги по кредитам.

Беда России не в том, что у нас нет никакого потребительского общества, а в том, что нет общества вообще. Беды одной части россиян не заботят их более удачливых сограждан. Между беднейшими слоями России и богатой, благополучной ее частью пропасть столь глубока, что население благополучных мегаполисов вообще не представляет истинных масштабов бед своих сограждан.

В девяностые я служил в депрессивном сибирском городке Юрга. Телевидение вовсю смаковало подробности войны на родном мне Кавказе, а я своими глазами видел трупы замерзших бомжей на юргинских улицах. Но стало ли в «сытые» 2000-е российское общество хоть чуточку терпимее к бедствующим согражданам? Хрен! Недавно телевидение скрытой камерой снимало реакцию россиян на просьбы переодетых «бомжей». Большинство прохожих брезгливо морщились или проявляли агрессию. А ведь в трудной ситуации всего двое суток без пищи и современный человек превращается в тупое животное, покорно дожидающееся собственной участи.

Потребление образов как символ российского «общества потребления»

Статистика наглядно показывает опасное для общества снижение уровня потребления. Беда в том, что те, кто не занят тяжелым трудом и имеет досуг читать статистику сыты и относительно довольны жизнью. Они не парятся за других.

Кроме того, долгое время реальное сжатие потребления маскировалось общим сокращением населения России и рынком кредитования, позволявшим жить в счет будущих доходов. 

Еще более важным фактором, маскировавшим сжатие потребления товаров и услуг, стало растущее потребление образов. Вкушение иллюзий – вот истинный характер потребительства в современной России. Как показывают данные продаж, россияне все охотнее платят за самообман.

Так, с 2000 года в стране почти в 4 раза выросло потребление телевизоров. Это – один из немногих рынков потребительских товаров, демонстрирующий столь хорошую динамику. И -  наглядный пример роста потребления иллюзий нашим обществом.

Не с погоней ли за иллюзией связан и рост продаж алкоголя в России – более чем в 3 раза за пятнадцать «постиндустриальных» лет?.. 

Или – еще один пример. Как преподаватель, я часто вижу студентов, общающихся по сверхдорогим смартфонам и айфонам, но обедающим всухомятку – пирожками и газировкой. Можно сказать, что в российских школах и вузах это – повсеместное явление. Трудно сказать, какую пользу извлекают молодые люди от общения по этим дорогим «гаджетам». Но очевидно, что эта польза меньше вреда, который они приносят своему здоровью.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100