Франк Молано Камарго
Поле классовой борьбы в центральноамериканской стране

История Гондураса может быть описана одной слезой…Страна вечноцветущих сосен и неприступных гор, по которой текут большие реки крови и над которой нависла одна большая ночь ненависти и страха.

Военный переворот против правительства Мануэля Селайи был оправдан международными правыми силами как «естественный» ответ гондурасского общества на стремление Селайи «нарушить Конституцию», предложив консультативный референдум с целью оправдать своё переизбрание в 2010 году; ответ, который может положить конец, как они говорят, чавистской экспансии в Центральной Америке. Однако подобные интерпретации оставляют в тени тот факт, что этот переворот был спланирован и подготовлен неолиберальными предпринимателями, империалистическими монополиями и прислуживающим им военным руководством, противостоящими попыткам перемен и демократизации, которые проводят правительство Селайи и общественные движения Гондураса. Переворот представляет серьёзную угрозу народам региона, которые, как в Никарагуа и Сальвадоре, находятся в поисках социального порядка, отличного от , навязываемого Соединёнными Штатами на всём протяжении XX века неоколониализма.

В данной статье военный переворот рассматривается как часть внутреннего и международного сценария, характеризующегося столкновением между проектом господствующего класса, поддерживаемого США, который защищает историческую систему привилегий, и противостоящим ему нарождающимся демократическим сектором Гондураса, который в период правления правительства либерала Мануэля Селайи добился политических и социальных перестановок, создав новые возможности для продвижения демократии и равенства.

Слезы ужаса и страха как национальная история

Гондурас – маленькая центральноамериканская страна, площадью 112088 км2 и почти 8-ю миллионами жителей. Кожа большей части населения напоминает о наследии майя, однако правящие классы, состоящие из маленького ядра землевладельцев, средней буржуазии и военной касты, образованы мигрантами европейского происхождения. Согласно историкам, своему названию Гондурас (Honduras, «ондурас», исп. «глубины») обязан тем, как с XVI века испанские колонисты описывали глубину моря на северном побережье страны.

В начале XX века страна превратилась в образец «банановой республики», сначала под всеобъемлющим господством Сама Семуррая (Sam Zemurray), основавшего «Куйямэль Фрут Компани», главного конкурента «Юнайтед Фрут». В последствии, с начала 1930-х годов, когда Семуррай присоединил свою компанию к империалистической монополии «Юнайтед Фрут», Гондурас стал образцом неоколониальной республички под контролем США. Это именно из Гондураса планировалось свержение демократического президента Гватемалы Хакобо Арбенса в 1953-м году.

В 1980-х годах Гондурас был военным анклавом США до такой степени, что международные СМИ окрестили его «армией со страной». В 1984-м году Гондурас был военной базой армии США для сдерживания Сандинистской революции и наступления народных движений в Сальвадоре и Гватемале.

В начале десятилетия два события определили политическую панораму Гондураса: в 1981-м году была создана Ассоциация во имя Прогресса Гондураса (АПГ), корпоративная организация, возглавляемая главнокомандующим Вооружённых Сил и крупнейшими предпринимателями. АПГ превратилась в настоящий орган власти в Гондурасе, для чего использовала, в зависимости от обстоятельств, две традиционные партии (Национальную и Либеральную) или армию. Президент АПГ был главнокомандующим Вооруженных Сил и вице-президентом наиболее могущественной в данный момент компании. Её приоритетом были борьба с международным коммунистическим движением, сохранение системы привилегий, союзнические отношения с США, устранение с политической арены народных объединений и систематическое отрицание прав народа. Компанию АПГ составили два фанатично-правых международных течения: христианская секта «церкви объединения» преподобного Муна и Кубино-Американский Фонд.

Второе событие произошло в 1982-м году под давлением Пентагона: военные, в тот момент уже превратившиеся в могущественную «бюрократическую буржуазию» и среднюю буржуазию, при участии семей предпринимателей и землевладельцев, таких как семьи Розенталь, Феррари, Канауати Ларач и Факуссэ, написали (отредактировали) действующую Конституцию. Этот документ освятил систему привилегий правящих классов и был изменён лишь один единственный раз в 1999-м году, когда в момент наивысшего расцвета неолиберальной модели была ограничена, но не устранена, экономическая и политическая власть военных, будучи открытой для средней буржуазии, собранной в Гондурасском Совете Частного Предпринимательства (ГСЧП).

В последние три десятилетия в Гондурасе под конституционным прикрытием проводились антинародные меры: антиповстанческая модель «национальной безопасности» - даже несмотря на то, что революционное партизанское движение там не преуспело, список пропавших без вести, подвергнутых пыткам, брошенных в тюрьмы людей состоял из лидеров крестьянских, индейских, студенческих и рабочих движений; эти списки приговорённых составлялись АПГ. С 1985 года на северном побережье страны был установлен пробный режим, ставший основой для смены экономической модели в 1990-х годах. Этот новый режим отводил большую роль предпринимательству и ограничивал в части экономической, но не политической, власть военных.

Место Гондураса в стратегии неоколониального доминирования

Современная неоколониальная североамериканская политика в отношении стран Центральной Америки всеми своими различными составляющими элементами выстраивается как система господства: Договор о свободной торговле (“TLC”), который пока ещё не подписан Гондурасом; контроль экономики со стороны империалистических монополий; гарантии того, что страна продолжит исполнять роль места размещения североамериканских военных на континенте, начиная с базы в Палмероле (самая крупная в регионе, построенная США в 1985-м году); и, наконец, принятие буржуазией за некоторый процент своей подчинённой роли в мировом порядке.

В такой ситуации господствующие классы различных стран ищут способы вклиниться в мировой порядок как мелкие участники и агенты империализма; вот потому Центральной Америке и поставили определённые задачи в мировом разделении труда, навязанном империалистической глобализацией: исчезновение традиционных сельскохозяйственных культур и производства, таких как рис, фасоль, курятина, свинина, крупное скотоводство и прочие и их замена на «новое сельское хозяйство»: производство и обработка фруктов (ананасы, дыни, апельсины), цветов, побегов и растений прочих экзотических сельскохозяйственных культур, также как и «новых» мясных продуктов: тилапий, суши из креветок, мяса перепелов, фазанов, крокодилов… Стал активно развиваться туризм во всяких его разновидностях, как и эксплуатация воды и других обильных ресурсов.

Буржуазии центральноамериканских стран находятся в отчаянном процессе обновления: одни сунулись в сектор энергетики, получившим название «биотопливо»: этанол, биодизель и биомасса. Другие, связанные с иностранным капиталом, в туристический бизнес. Есть и те, кто вернулся к фруктовым, креветочным и прочим предприятиям. Некоторые ринулись в программное обеспечение, кабельное телевидение, оптоволокно и пр. Для всех этих господствующих классов любое препятствие на пути к их цели стать частью «глобализации» воспринимается как вопрос жизни и смерти, от чего и идёт рост конфликтов между элитами и народными движениями региона.

В Гондурасе лишь немного семей, совместно с империалистическими монополиями сконцентрировали в своих руках более 90% богатств, политическую власть и СМИ. Предприниматели Хайме Розенталь Олива и Хильберто Гольдстейн управляют «Группой Континенталь», одной из наиболее могущественных компаний, и стоят за переворотом против Селайи. Эта группа монополизировала банки, сельскохозяйственную индустрию и крупнейшие СМИ: газету «Диарио Тьемпо», 11-й канал и канал «Кабле Колор». Вот другие богатые предприниматели, сопротивляющиеся демократизации гондурасского общества: Хосе Рафаэль Феррари (СМИ), Хуан Канауати (мука, Группа Ловабле), Камило Атала (финансы), Хосе Ламас (деревообработка), Фреди Нассер (телефония и теплоэнергетика), Хакобо Каттан (текстиль), Гильермо Липпман (сахарная индустрия) и Рафаэль Флорес (строительство). Мигель Факуссэ, награжденный колумбийским сенатом в 2004-м году орденом за заслуги перед демократией – один из самых сильных магнатов в Центральной Америке, занимается бизнесом по переработке масленичных пальм. В 1992 году он поддержал закон об аграрной модернизации, который способствовал концентрации земельной собственности, путём скупки земель крестьян по ценам ниже 10% их стоимости. Монокультура пальмы привела к сильному падению производства продуктов питания, но превратила Факуссэ в одного из главных производителей пальмы в Центральной Америке.

С другой стороны полтора миллиона гондурасцев живут в США, большинство нелегально, их часто называют «мохадос» (исп. «мокрые», т.е. в поту). Они поддерживают свои семьи денежными переводами, что сегодня составляет большую часть госбюджета, в то время как компании типа «Вестерн Юнион», «Хиганте Экспресс» обогащаются, собирая комиссионные за переводы.

Помимо этого, различные сообщества сопротивляются алчности компаний, например, почти полмиллиона темнокожих жителей, народностей Гарифуна гондурасского побережья вошли в конфликт с предпринимателем Розенталем Олива за контроль над своими территориями, которые хотят превратить в туристический мегапроект. Также предприниматель Факуссэ экспроприировал земли народностей Гарифуна под свои масленично-пальмовые мегапроекты.

Общественные движения и левые силы Гондураса

В условиях репрессивной политической модели 1980-х годов произошёл разгром левых сил и общественных движений Гондураса. Коммунистическая Партия самораспустилась в 1990 году, дав начало демократическому движению, которое сегодня называется «Партией Демократического Объединения», которая поддерживает Селайю. Рабочее, как, впрочем, и крестьянское и индейское, движения были уничтожены, однако противоречия современной экономической и политической модели заставили народные массы реорганизоваться для защиты своих основных прав. Одно из главных объединений – это «Гражданский Союз за Демократию», который сплотил различные общественные секторы в западной части страны. Другое – «Национальный Координатор Сопротивления», пожалуй, наиболее важная народная коалиция, наряду с «Народным Блоком». Индейцы ведут свою борьбу посредством «Конфедерации Индейских Народов Гондураса и Никарагуа» – КИНГН.

Все эти движения борются против грабительской горнодобычи, которая наполняет страну лагунами цианида, против строительства плотин, грабежа лесов, против нефтяной политики, дабы уменьшились цены на импортируемый бензин, против североамериканской военной оккупации и за демократизацию гондурасского общества.

Правительство Мануэля Селайи и появление нового поля классовой борьбы

В 2005-м году Либеральная Партия выдвинула Мануэля Селайю в качестве кандидата на пост президента, который победил кандидата от правящей Национальной Партии Порфирио Лобо Соса. Селайя обрел полномочия в январе 2006-го, и казалось, что это будет очередным «витком гайки» неоколониального порядка, однако динамика народного движения Гондураса и международная обстановка, способствовавшая демократическим переменам в Латинской Америке поставили Селайю на «необъяснимый и непереносимый», как выражаются господствующие классы и империализм, путь. Селайя происходит из семьи владельцев лесных угодий, вовлечённой в 80-е годы в ультраправые группы и репрессии против крестьянских общин. С очень молодого возраста он был частью истеблишмента, встав в ряды либералов и будучи карьерным чиновником в различных правительствах, как Либеральных, так и Национальных.

В течение первого года правления (2006-го) он столкнулся с волной народных протестов, от преподавателей, требовавших закрепления приобретённых прав и трудовых завоеваний в статусе преподавательского состава, до таксистов и других транспортников, требовавших льготных цен на бензин. Первоначально Селайя выглядел продолжателем старой политики, т.е. не признавал народные требования, но трения с североамериканской администрацией и разногласия со своими «братьями по классу», заставили его сменить свои политические координаты.

В 2007 году правительство Гондураса столкнулось с посольством Соединённых Штатов, которое защищало трёх импортёров нефтепродуктов, в течение 85 лет монополизировавших импорт: американские «Эссо» и «Тексако» и голландскую «Шелл». Селайя лишил их танкерных хранилищ топлива, купив продукцию у другой американской компании («Коноко Филлипс»), выигравшей конкурс. Этим он добился снижения цен на бензин, защитив интересы таксистов и других транспортников. Однако этот жест был расценен Соединёнными Штатами как вызов своей власти; посол Соединённых Штатов в Гондурасе, Чарльз Форд, обвинил Селайю в экспроприации и пригрозил тем, что будет ждать «инструкции Вашингтона», чтобы определить какие меры принять против правительства Селайи.

Более того, чтобы сделать данную политику низких цен на бензин устойчивой, Селайя сблизился с Венесуэлой, предложившей проект «ПетроКарибе»: форму покупки нефтепродуктов в кредит, с уплатой 50% и остальных подлежащих уплате 50% в течение 25 лет с под 1%, с возможностью направить часть сэкономленного капитала на проекты общественных преобразований. Это было альтернативное решение, критикуемое правой оппозицией, жаловавшейся на то, что Селайя пошёл на соглашение с «международным коммунизмом».

Другим поводом несогласия с доминирующими классами Гондураса стало намерение правительства защитить гондурасские леса от хищной алчности предпринимателей, которые незаконными вырубками наносили урон индейским общинам. Эта мера также не была принята хорошо господствующими классами, которые не понимали, почему выходец из элиты лесозаготовительного бизнеса Селайя сегодня наносит урон свободе предпринимательства.

Перед оппозицией предпринимателей и недовольством североамериканского правительства Селайа рискнул, усилив связи с демократическими правительствами Латинской Америки, в конце 2007-го года установил отношения с Никарагуа и Венесуэлой, и в 2008-м решил сделать страну частью АЛБА - «Боливарианской Альтернативы для Америк». Реакция предпринимательских кругов, собранных в Гондурасский Совет Частного Предпринимательства (ГСЧП), была ясной, в одном из своих коммюнике за 2008 год говорится: «Частный сектор демонстрирует своё несогласие с этой односторонней инициативой исполнительной власти, которая, не признавая нашей истории, традиций и культуры, пытается втянуть страну в политический, военный и идеологический союз, наносящий вред будущему гондурасского народа и свободе предпринимательства».

Как ГСЧП, так и депутаты традиционных партий, включая собственно председателя Конгресса Роберто Мичелетти (президент-путчист), отозвали подпись под соглашением о вступлении Гондураса в «АЛБА» и обязались оставить документ в виде мертвых букв, без какой либо жизнеспособности.

В 2009-м году ещё два вопроса ввели поле классовой борьбы в напряжение. Во-первых, намерение принять декрет о повышении минимальной заработной платы, который получил воинственную оппозицию в лице Гондурасского Совета Частного Предпринимательства (ГСЧП), который отказывается его выполнять.

Также в начале 2009-го года Селайя начал продвигать инициативу создания политических условий, которые сделали бы возможным новый политико-правовой порядок, собрав после выборов 2010 года Конституционную Ассамблею, пользующуюся поддержкой общественных движений и левых сил. Для этого на июньских выборах 2009 года должны были бы установить четвёртую урну для всенародного консультативного референдума. Эта инициатива «переполнила чашу терпения» правых: Высший Избирательный Суд, Генеральная Прокуратура, Верховный Суд, Республиканский Конгресс, Либеральная Партия (к которой принадлежит Селайя) и военачальники объявили референдум незаконным, аргументируя это попыткой переизбрания президента, нарушающей действующий конституционный порядок.

Со стороны общественных движений меры Селайи рассматривались как открытие новых возможностей для народа и как решения, которые должны быть поддержаны. И «Народный Блок», и «Национальный Координатор» решили активно поддержать политические инициативы, ведущие к демократизации. В майском коммюнике 2009-го года, «Народный Блок» провозгласил:

«Провозглашаем Народу Гондураса, что олигархию и ТНК не заботят вопросы переизбрания или прихода коммунизма, их заботит то, что при новой конституции они потеряют свои привилегии в подчинении труда и распоряжении нашими природными ресурсами, общественными службами и рынками для того, чтобы продолжить получать многомиллионные прибыли и подрывать наш суверенитет и независимость. И поэтому мы призываем весь народ поддержать всенародный референдум».

Всё это нарушило спокойствие господствующих классов, которые начали брать на вооружение стратегию переворота. 24-го июня Селайа отстранил генерала Ромео Васкеса, начальника объединённого штаба, за отказ распространить бюллетени опроса, после чего Министр Обороны и другие военные руководители ушли в отставку. В свою очередь Верховный Суд поддержал военачальников. 28-го июня, в день всенародного опроса, группы армейского спецназа арестовали Селайю и других членов правительства. Под предлогом того, что правительство ушло в отставку добровольно, Конгресс немедленно назначил Роберто Мичелетти, председателя Конгресса, президентом со сроком полномочий до января 2010 года и объявил комендантский час, что означало не только разгон правительства Селайи, но и новую волну преследований народного движения.

29-го июня Гондурасский Совет Частного Предпринимательства (ГСЧП) высказался в поддержку государственного переворота и поддержал законодательное решение о назначении председателя Конгресса Роберто Мичелетти: «Не просто заменяется один президент на другого. В рамках национального единства удается поддерживать законный порядок и уважение к Конституции и законам», говорится в коммюнике предпринимателей.

Между тем на международной арене можно наблюдать изумительное, если не сказать циничное сообщническое молчание североамериканского правительства Барака Обамы, который кроме выражения озабоченности не шевельнул и пальцем для того, чтобы потребовать восстановления правительства Селайи. Другие латиноамериканские правительства, в первую очередь правительства народной демократии Венесуэлы, Боливии, Эквадора, Никарагуа потребовали возвращения правительства отстранённого президента.

Народные движения Гондураса призвали к гражданскому неповиновению и мобилизации против нелегитимного режима, который установился в стране. Классовая борьба в Гондурасе входит в новый период: с одной стороны выступает народ, защищающий попытки демократизации и открытые президентом Селайей пространства возможностей и перемен, а с другой - поддерживаемые Соединёнными Штатами господствующие классы, решительно защищающие свои привилегии.

Оригинал статьи находится по адресу:

http://www.michelcollon.info/index.php?option=com_content&view=article&id=2146:el-campo-de-la-lucha-de-clases-en-el-pais-centroamerican&catid=6:articles&Item

Перевод Павла Барабанова

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна