Тони Бюсселен
Китай в Африке: новая колонизация или важный вклад в развитие африканской экономики?

Бросается в глаза, что в последние годы Китай весьма активно присутствует в Африке.

В 2007 году он стал вторым по объему торговым партнером этого континента после Соединенных Штатов, обойдя Францию и Британию. Торговый оборот между Китаем и Африкой с 2000 по 2006 годы вырос в 5 раз (с 10 до 55,5 миллиардов долларов) и до конца 2010 года вырастет до 100 миллиардов долларов 1 .

Что означает усиление активности Китая для африканского развития? Чем отличаются новые китайско-африканские отношения от традиционной неоколониальной системы, cозданной Западом после Второй мировой войны? И кaк выглядит будущее?

...В 2005 году 30% своей импортной нефти Китай получал из Африки, в чью нефтяную и газовую промышленность он к тому времени вложил уже более 30 миллиардов долларов. В ближайшие 5-10 лет доля африканской нефти в потребляемом Китаем импорте возрастет до 40 % 2 . Быстрорастущей китайской экономике также требуются другие полезные ископаемые, которыми так богат африканский континент: древесина, нефть, кобальт, ураниум и т.п. Среди африканского населения Китай известен прежде всего как поставщик дешевых потребительских товаров, которые наряду с готовой одеждой и тканями составляют основную массу китайского экcпорта в африканские страны  3 .

Довольно часто на Западе утверждается, что Китаю «наплевать на положение рядовых африканцев, лишь бы вывозить из Африки ее полезные ископаемые и сбывать туда свою продукцию» 4 . Гарри Бродман, экономический советник Всемирного Банка для Африки, предсказывает в недалеком будущем «настоящий взрыв африкано-азиатской торговли и инвестиций» Но, по его мнению, это не означает, что роль Африки в ней будет оставаться ограниченной экспортом необработанных ископаемых и рынком сбыта готовой продукци 5 . Хавьер Сантисо, главный экономист ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, состоящей из 30 западных стран) подтверждает это: «Отношения между Китаем и Африкой не останутся ограниченными нефтью и ископаемыми. Китай также активно действует в сфере инфраструктуры, телекоммуникаций и сельского хозяйства» 6 .

Важнейший инвестор в сфере модернизации инфраструктуры

В начале июля 2008 года Всемирный Банк опубликовал расширенный доклад, содержащий анализ китайского финансирования работ по строительству инфраструктуры в Африке 7 . Речь здесь идет не о помощи для развития, не о прямых иностранных инвестициях 8  или торговой деятельности, а о выдаче займов африканским правительствам и учреждениям, главным образом через китайский Экспорт-Импорт Банк (Ex-Im Banк) для реализации крупных инфраструктурных проектов. Большей частью соответствующие строительные работы берут на себя китайские компании.

Авторы доклада оценивают стоимость этих проектов в 0,47 миллиардов долларов в 2001 г., в 1,34 миллиарда долларов в 2004 и в 7 миллиардов долларов в 2006 году 9 . Для сравнения: в 2006 году 30 стран-членов ОЭСР вместе взятые финансировали инфраструктурные проекты в Африке всего на 5 миллиардов долларов с натяжкой.

Это китайское финансирование в Африке встречают действительно с распростертыми объятьями. Для того, чтобы достигнуть выдвинутые ими самими цели миллениума, богатые страны должны ежегодно вкладывать в инфраструктурные работы на континенте 22 миллиарда долларов 10 . Они же в среднем вкладывали не больше 12-и 11 . Для сравнения: годовой бюджет Демократической Республики Конго, страны, по территории равной всему Европейскому Союзу вместе взятому,  cоставляет 3,2 миллиарда долларов. (Это всего лишь в 2 раза больше городского бюджета Антверпена).

Основные секторы, в которые вкладываются китайские инвестиции – это энергетика (33%), в основном гидроэлектростанции; транспорт (33%) – железные дороги и в меньшей степени автострады; информационная и коммуникационная технология (17%); общие инфраструктурные проекты (14%).

К концу 2007 года китайцы участвовали в финансировании 10 крупных проектов по строительству дамб и электростанций в 9 странах региона. Общая их мощность составляла 6000 мегаватт – это рост существовавшей во всей Африке совокупной мощности электростанций на 30%. (Из проведенного среди занимающихся бизнесом в Африке предпринимателей опроса очевидно, что одним из главных препятствий на пути экономического развития континента продолжает оставаться нехватка электричества 12  ).

За прошедшие годы Китай профинансировал ремонт 1350 км существующих и прокладку 1600 км новых железных дорог на сумму 4 миллиарда долларов. Наиболее крупными были проекты в Нигерии, Габоне и Мавритании. В период с 2001 по 2007 годы Китай финансировал ряд проектов в сфере информационных технологий и коммуникаций – в основном продажу готовых сетей - на общую сумму 3 миллиарда долларов. Самый крупный из этих проектов начал осуществляться в 2006 году в Эфиопии (1,5 миллиарда долларов) и представляет из себя создание национальной сети коммуникаций, включающей в себя среди прочего мобильную сеть связи в сельской местности.

Китай также передает африканским странам дешевую технологию. Так кaк технологический разрыв между Африкой и Китаем не настолько велик, китайская технология часто более подходит для Африки и намного дешевле американской или европейской. В январе 2008 г. правительства Уганды и Китая и китайский автопроизводитель Geely International создали совместное предприятие для строительства автосборочного завода. Китай поставляет для него технологию. Подобные же заводы уже построены в Анголе, Кении, Танзании, Нигерии, Эфиопии и Египте 13 .

В сентябре 2007 года Китай и Бразилия запустили искусственный спутник, который ежемесячно должен отправлять снимки Африки на 4 наземные станции. Это позволит африканским правительствам и организациям получать информацию о природных бедствиях, исчезновении лесов, расширении пустынь, засухе, росте риска эпидемий и других угрозах для сельского хозяйства и для обеспечения продовольственной безопасности 14 .

Ангола – важнейший партнер Китая в Африке

Исследование Центра Стратегических и Международных Исследований (ЦСиМИ)  15  приводит информацию о заключенном 21 марта 2004 года соглашении между китайским и ангольским правительствами. Речь идет о займе на сумму 2 миллиарда долларов для инфраструктурных нужд в рамках программы по восстановлению экономики после 27-летней гражданской войны. В мае 2007 года к нему добавились еще 500 тысяч долларов. Большая часть этой суммы пойдет на нужды образования (21,5%). 16,9% отводятся на нужды водоснабжения и гигиены, 14,9% - на здравоохранение, 14,2% - на нужды коммуникаций, 13,3%- на государственные работы, 11% - на нужды рыболовства и 7,4%- на нужды сельского хозяйства. В сентябре 2007 года Китай выдал второй займ в 2 миллиарда долларов Анголе, средства от которого будут направлены на осуществление более 100 экономических проектов.

Что отличает данные займы от других – это то, что выплачивать их Ангола будет не деньгами, а нефтью, и что они действуют на основе текущего счета. Кaк только ангольское министерство финансов подает сигнал о начале реализации проекта, китайский банк немедленно переводит деньги на счета китайских фирм, которые будут вести соответствующие работы. Но получить эти деньги они смогут только по завершении работ. Это больше похоже на бартерную торговлю. Китай получает нефть в обмен на реализацию инфраструктурных работ. Деньги не оседают в карманах местных коррумпированных чиновников, а в договор встроены гарантии для его эффективного и правильного воплощения в жизнь,таким образом, что и у китайских подрядчиков нет возможности присвоить и растратить эти средства. Подобный «обмен» инфраструктуры на ископаемые уже получил название «Ангольская формула» 16 .

Та же самая формула была взята на вооружение осенью 2007 года в Демократической республике Конго. В данном случае речь шла о контракте, предполагающем финансирование в 9,5 миллиардов долларов на оплату 10 миллионов тонн меди и 600.000 тонн кобальта в обмен на прокладку 3.300 км асфальтированных дорог, 2738 км дорог с твердым покрытием и 550 км городских дорог, а также 3215 км железных дорог и строительство 1 больницы на 450 коек, 31 больницы на 150 коек, 145 медицинских центров на 50 коек, 2 крупных университетов, 5000 единиц социального жилья, 2 гидроэлектростанций и восстановление и расширение водопроводных и электрических сетей в Лубумбаши 17 .

Согласно Всемирному Банку, «менее 7% проектов, cведения о которых приведены в данном нашем исследовании, попадает в руки главных экcпортеров ископаемых, большая часть средств идет на проекты, отвечающие широкому понятию экономического и социального развития стран, о которых идет речь» 18 .

Кaк бы то ни было, все это – еще только начало. Финансовые соотношения сил в мире становятся выгодными для быстро развивающихся экономик стран Юга. В конце марта 2008 года в Центральном банке Китая содержалось валютных резервов на 1.682,2 миллиарда долларов, и каждые 2 месяца к ним прибавляются еще 100 миллиардов  19 .

Для сравнения приведем данные о соответствующих резервах некоторых европейских стран: Франция – 125,3 миллиарда долларов, Германия – 143,9 миллиарда, Британия – 99,9 миллиардов, Бельгия – 17,4 миллиардов. У Соединенных Штатов, лидера капиталистического мира, их имеется всего на 75,8 миллиардов долларов 20 . И западные страны просто не в состоянии больше выдавать крупные займы странам Третьего Мира. Но Китай в состоянии это делать, и именно этим он и занимается.

Вытесняются ли Европа и Соединенные Штаты из Африки?

Китайское присутствие в Африке остается скромным по сравнению с западными монополиями. Министр торговли Китая говорит по этому поводу следующее: «Согласно статистическим данным, 36% африканского экспорта нефти идет в европейские страны, 33% - в США и только 8,7% - в Китай. Если импорт нефти в 8,7% считать колониальным грабежом, то как тогда называть те 36% и 33%?» 21 

В рамках китайской международной торговли масштаб торговых отношений с Африкой тоже остается весьма скромным. Идея о том, что более интенсивные китайские действия в Африке якобы угрожают европейским или американским интересам, на данном этапе, мягко говоря, не имеет под собой оснований. Но главное в том, что беспокоятся они на самом деле по другой причине. ЦСиМи в связи с этим пишет: «В правительственных кругах Анголы растет недовольство западной фиксацией на участии Китая в африканских делах. Президент Душ Сантуш недвусмысленно дал это понять в своем новогоднем выступлении перед дипломатическим корпусом в 2008 г. Его министр финансов Жузе Педро де Мораиш приводит такие аргументы: “Развивающиеся двусторонние отношения между Анголой и Китаем вовсе не исчерпывают, даже в потенциале, того, что Ангола может предложить миру. ... Мы только что закупили несколько самолетов у американского «Боинга», а большая часть наших новых автомобилей по-прежнему ввозится из японии, компьютеры и программное обеспечение мы получаем из стран Запада, а железнодорожные материалы - в основном из Индии, и так далее...»  22  (...)

Подлинная причина того, что на Западе делают вид, что не слышат этих слов – в том, что вся эволюция китайско-африканских отношений своей логикой ставит под сомнение существующие неоколониальные отношения. Крис Алден, профессор отделения международных отношений Лондонской Школы Экономики, выражает это так: «На смену Вашингтонскому консенсусу приходит Пекинский консенсу» 23 . Неолиберальная политика, навязываемая Африке с 80-х годов международными финансовыми учреждениями, такими, кaк МВФ и Всемирный Банк под руководством Вашингтона, сегодня под влиянием Китая сменяется большей автономией для африканских правительств. Они потихоньку освобождаются от старых колониальных и неоколониальных пут и начинают действовать кaк по-настоящему суверенные правительства.

(продолжение, «Колониальная и неоколониальная Европа против нового китайско-африканского сотрудничества в экономической сфере», в cледующем номере)

Перевод Ирины Маленко

Примечания

1  Xinhua, 13 November 2007.

2  Zhiming zhao, глава CNPOC, главной китайской нефтяной компании. Reuters, 17 марта 2008

3  China in Africa, Chris Alden, 2007, p.19

4  De Standaard, 14 juli 2008

5  H.G. Broadman Africa’s silк road: China and India’s new economic frontier. World Banк, 2007, p.42

6  Daily Mail, 11 December 2007

7  Building bridges: China’s growing role as infrastructure financier for Sub-Saharan Africa. 10 juli 2008 http://siteresources.worldbanк.org/INTAFrICA/resources/Building_Bridges_master_version_wo_embg_with_cover.pdf

8  По-английски Foreign Direct Investment (FDI). Это прямые инвестиции в производство в другой стране (либо путем создания,либо путем покупки местного предприятия)

9  Building Bridges, op.sit., p.13

10  В 2000 году страны-члены ООН сформулировали 8 принципов, которые должны позволить достичь уменьшения в 2 раза бедности на планете к 2015 году.

11  Building Bridges, op.sit., p. 5, 26

12  Building Bridges, op.sit., p.25

13  The East African, 26 November 2007; Chinafrique, p.216; Edmunds Insideline, 11 September 2007; Plasschaert, 20 November 2007.

14  AFP, 28 November 2007

15  Angola and China: a pragmatic partnership. CSIS conference, 5 December 2007. Chatham House,London, March 2008

16  Idem, p.43

17  De Morgen, 14 mei 2008

18  Building Bridges, op.sit., p.37

19  http://chinability.com/reserves.htm , UPI, Businessnews, 14 juli 2008

20  http://en.wiкipedia.org/wiкi/list_of countries_by_foreign_exchange_reserves

21  Xinhua, 2 October 2007

22  Angola and China: a pragmatic partnership. CSIS, p.20

23  Chris Alden, China in Africa, p.105

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна