Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Трясина в пустыне
Молдову засосала политическая ложь власти

В квартире жилого дома в итальянском городе Виченца полиция нашла тело 36-летней гражданки Молдавии Людмилы Р. Труп пролежал более месяца. Женщина была почти раздета, но следов насилия не обнаружили. По словам соседей, смерть могла наступить от истощения, – в последнее время женщина почти не ела, а лишь пила воду. Молдавская гражданка работала в Италии более шести лет. Для изрядной части молдавских гастарбайтеров летальный исход по самым разным причинам – типичное и объяснимое следствие изгнания на чужбину, потери родной почвы под ногами. Еженедельно мы читаем сообщения о гибели соотечественников или их арестах в связи с вовлечением в разного рода криминальные события за рубежом. Такой ценой создается "первоначальный капитал" ворономики – на костях трудовых эмигрантов. При этом законопрения и разборки власти с оппозицией и оппозиционных групп между собой выглядят досужей суетой сытых бездельников и паразитов.

Другая бесспорная составляющая нашей поистине "публичной политики" – это несусветная ложь, примитивное лицедейство, банальное вранье. Молдавские политики едва ли читали наставления Никколо Макиавелли, но как-то инстинктивно усвоили его завет: никогда не говори правду, если можешь солгать. Привычка врать есть свидетельство несостоятельности – умственной, нравственной и вообще. А ведь речь идет о руководителях страны...

Прошедшие годы "воронизации" Молдовы показали, что установка на неправду в политике президента и его команды завела страну в топкую трясину, из которой нам будет очень трудно выбраться. Ложь, ставшая привычкой, превращается во "вторую натуру". "Вторая натура" с годами перерастает в первую. Иными словами, личность полностью перерождается. А если эта личность руководит государством, то ее перерождение сказывается на всей стране и населении самым трагическим и позорным образом. К примеру, все понимают, что сокрытие истины и установка на фальсификацию в экономике могут дать только отрицательный результат. Отсюда – итог семи лет в обрисованном режиме: Молдова превращена в социально-экономическую пустыню и трясину политического вертепа. Еврокоммунизм, так сказать; правда, местного разлива.

И далее: кто лжет уже по свойству натуры, тот более не в состоянии быть правдивым, даже когда это выгодно, а ложь, напротив, вредна. Что и показал старт нынешнего возобновления переговоров Молдовы с Приднестровьем.

Казалось бы, многообещающее начало: Воронин, в конце 2001 г. заявивший, что "никогда не сядет за стол переговоров со Смирновым", на днях сел-таки. И мы все охотно простили бы ему эту давнюю ложь, даже ее продолжение из года в год, когда Кишинев безудержно клеветал на "режим сепаратистов". Простили бы, кабы нынешнее стремление найти общий язык с приднестровцами было искренним. Да не тут-то было. Позвонив по категорической рекомендации главы МИД России Сергея Лаврова президенту ПМР, молдавский президент тут же дезинформировал общественность, заявив после телефонной беседы, что они договорились не только встретиться, но и "в ближайшее время... поставить окончательную точку в приднестровском конфликте". Окончательную точку. Эка хватил! Понятно, что ни один серьезный человек в это не поверил. И точно: в интервью московской "Независимой газете" Игорь Смирнов опроверг россказни Владимира Николаевича и объяснил, в чем была суть разговора и в чем – суть глубочайших противоречий между Кишиневом и Тирасполем. Главное – ни о какой "окончательной точке" они не говорили. Словом, некрасиво повел себя молдавский глава. Но если бы дело ограничилось мелкой неправдой! 11 апреля в Бендерах состоялась встреча, в которую мало кто верил. Тут уже и скептики, и недоброжелатели заговорили о вероятности позитивных продвижек.

Но Владимир Николаевич остался верен натуре. Через день в эфире Национального ТВ он грубо исказил содержание и итоги бендерской встречи, заключив: "...Я всегда оставался оптимистом относительно того, что приднестровская проблема будет решена в рамках единой Молдовы. После заявления Государственной думы России о признании целостности Молдовы всем должно быть понятно, что пора прекратить все разговоры о двух республиках и федеративном устройстве Республики Молдова". Кроме того, что это нимало не соответствует сути разговора, – создавалось впечатление, что под солидарным напором Москвы и Кишинева Тирасполь полностью сдался на милость победителя, – естественно, президента Воронина.

Между тем ни о какой единой Республике Молдова речи не шло и пока идти не может. Смирнов, сформулировав основу дальнейших переговоров – полное равноправие сторон, напомнил Воронину о референдуме в Приднестровье, о государственности ПМР, о русском языке как втором государственном в Молдове и присоединении РМ к российско-белорусскому союзу в качестве обязательных условий сближения сторон – пока только сближения! И наконец, тираспольский лидер вручил кишиневскому визави текст разработанного в ПМР договора о сотрудничестве между Молдовой и Приднестровьем. Накануне, когда Смирнов упомянул этот документ в интервью "Независимой газете", последовал вопрос, о чем идет речь – "о Договоре между двумя государствами?" – "Именно так", – ответил президент ПМР. И, насколько известно, от этих основ он в Бендерах не отступил ни на шаг. Да и не мог этого сделать, поскольку связан прежде всего итогами упомянутого референдума и статусом Приднестровья, объявившего себя самостоятельным государством.

Ни о чем подобном Воронин с телеэкрана не упомянул. Весьма любопытна эта его манера вечно передергивать карты и ставить всё с ног на голову, причем исключительно в свою пользу. Выступление на молдавском ТВ он начал с безудержной хвалы в адрес Москвы: "России принадлежит ведущая роль в возобновлении переговоров по приднестровскому урегулированию... После нашей встречи с президентом России Владимиром Путиным ситуация кардинально изменилась. Нам удалось провести встречу с лидером Приднестровья Игорем Смирновым, и мы будем продвигаться к возобновлению полномасштабных переговоров в формате «5 плюс 2»". Как видим, в первой фразе он хвалит Россию, а уже во второй – себя. "Наша встреча", "нам удалось", "мы пахали"... На самом-то деле молдавский президент уже надоел, кажется, и России, и Европе, и Джорджу Бушу. Причин относиться к нему благосклонно или сочувственно у Москвы нет. Мало того, что он "кинул" Кремль и лично Путина, отказавшись подписать "меморандум Козака" (а теперь жаждет к нему "вернуться"), так еще и много лет выводит осточертевший мотив о выводе российского военного контингента из Приднестровья. И не просто выводит, а непристойно интригует против стратегического партнера в Евросоюзе, в НАТО и в Вашингтоне. Москва активизировала усилия по разрешению приднестровского конфликта не из-за красивых глаз Воронина, а ради соотечественников, и связано это не только с геостратегическими интересами в регионе, но и с пакетом решений Москвы, касающихся ближайшего российского окружения и российской диаспоры.

Выпячивая "заявление Государственной думы России о признании целостности Молдовы", Владимир Николаевич умалчивает о том, что та же Госдума признала полную легитимность приднестровского референдума, по итогам которого ПМР объявила себя самостоятельным и независимым государством. Так что положение ныне сложное и более чем неопределенное. Основания для "осторожного оптимизма" у Смирнова, положим, есть, но у Воронина – ни малейших. Если переговоры все же сдвинутся с мертвой точки и пойдут вперед, то отнюдь не по кишиневскому сценарию. Прежде всего, Москва прямо заявила, что не будет в обозримом будущем выводить военных из Приднестровья, тем более ввиду угрожающего расширения НАТО. Далее, переговоры будут возможны только при том, что, с одной стороны, Кишинев примет за основу тираспольский сценарий, включая текст договора о сотрудничестве между молдавским и приднестровским государствами, а с другой, как выразился Смирнов, "Молдове придется поправить многие документы, которые она напринимала". Наконец, он же высказался определенно: "Переговоры могут действительно закончиться в ближайшее время.., но только в том случае, если Воронин сегодня возьмет и признает нас".

Понятно, что все это не входит в интересы лично Воронина, его ближайшего окружения и тем более прорумынской и прозападной оппозиции. Своих президент не боится, а вот перед оппозицией малодушно трепещет все годы, что так самодержавно правит. И у него, в очередной раз благодаря своему интриганству попавшего между молотом и наковальней, на самом деле нет выбора, кроме как продолжать курс по Макиавелли.

Показательно то, как он комментирует итоги бендерской встречи. В самих Бендерах, после беседы в закрытом режиме, он заявил для прессы, в частности: "...Мы договорились, что с обеих сторон создаются рабочие группы, которые будут изучать все вопросы отношений между нами (в том числе и меры доверия), с которыми я выступил некоторое время назад. Создание этих групп и их работа, к которой они незамедлительно приступят, я думаю, уже на будущей неделе, имеют предпосылки подготовить нас к тому, чтобы сблизить наши позиции до такой степени, когда мы могли бы предложить начало широких переговоров в формате «5 плюс 2»". Как видим, сближение намечено медленное, поэтапное и равноправное. А возвратясь в Кишинев, он собрал правительство и объявил, что разработанная в Молдове программа мер доверия с Приднестровьем "направлена на защиту прав и улучшение положения населения в Приднестровском регионе". То есть опять "мы пахали", опять передергивание карт, стремление "запиарить" суть, создать впечатление, что Кишинев будет опекать страдающих под сепаратистским игом приднестровцев.

Между тем, хотя приднестровцам сейчас экономически очень трудно, и именно из-за кишиневских блокад при поддержке Украины и Запада, – тем не менее ПМР представляет собой куда более зрелое и самостоятельное государство, чем румынствующая Молдова, скулящая под дверьми Евросоюза. Приднестровье не нуждается (во всяком случае, нуждается куда менее, чем сама Молдова) в благотворительных льготах и прочих патерналистских мерах, о которых твердит Воронин, – "в сфере здравоохранения и социальной защиты населения приднестровского региона; по вопросам образования и молодежи; по проблемам разоружения и демилитаризации; по предоставлению гуманитарной помощи; в области сельского хозяйства". И речь в Бендерах шла не о бессарабской гуманитарке, а о прекращении преступной политики удушения братского народа и о переходе к равноправным отношениям двух государств с возможной перспективой дальнейшего сближения.

Ясно как божий день: максимум, каким такое сближение вообще может быть, – это федерация на самом финише процесса при условии, что он будет безупречно успешным. Воронин, заявляя о том, что "пора прекратить все разговоры о двух республиках и федеративном устройстве Республики Молдова", не просто солгал, а сознательно торпедировал дальнейший прогресс в едва начавшихся переговорах. И я уж не знаю, чего он добивается: быть хорошим для Запада, для Москвы, для тех и тех сразу – или получить репутацию безбожного и неудачливого враля.

Если в основу дальнейших переговоров все же будет положен проект договора, врученный Воронину в Бендерах (а в противном случае никаких дальнейших переговоров просто не будет), – за этим автоматически последует утрата Кишиневом любых возможностей вмешиваться в приднестровские дела, в том числе грабить тамошнюю экономику, предпринимателей и население. А также требовать вывода российских военных.

Более того, если сложится соответствующая международная ситуация, то Россия может усилить свое военное присутствие в этом геостратегически важном регионе в ответ на действия США и НАТО, развертывающих свои силы в Румынии, Болгарии, Чехии, Польше и рвущихся в Крым и на Кавказ. И при этом, сколь бы ни топали штиблетами западные патроны, воронинская властвующая команда не сможет и глазом моргнуть. Это и вовсе как-то непристойно: как-никак, по настойчивым уверениям Владимира Николаевича, Россия – стратегический партнер и, значит, союзник. А тут еще исчезнет и сам предлог: да, Молдова – страна нейтральная, но ПМР здесь ни при чем. Так что зря Воронин распинался перед министрами насчет разоружения; только глупый человек может думать, что ПМР пойдет на разоружение или сокращение вооруженных сил.

Как видим, шансов на то, что Кишинев в очередной раз не солжет и не сорвет переговоры, очень мало. В этом легко убедиться, ознакомившись с текстом Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой (публикуется в этом номере на стр. 5). Конечно, это только проект, и, естественно, на какие-то компромиссы ПМР готова пойти, но принцип Тирасполь будет отстаивать неукоснительно, и никто не заставит приднестровцев отказаться от независимости, даже Москва. Да, в существующей международной реальности Кремль и Госдума поддакивют Западу, играя в его лживые, двойные игры, но не забудем, что прецедент Косово уже совершился. И в России сегодня понимают лучше всяких цивилизованных наций: ничего нельзя сделать в рамках законов, установленных врагами! Думаю, не за горами время, когда Россия будет говорить с Западом и США совершенно откровенно.

А пока в Москве могут просто развести руками: мы делаем все, что можем, но Молдова должна сама пройти свою часть пути навстречу Приднестровью. И при этом признание Госдумой РФ референдума в ПМР – аргумент куда сильнее, чем абстрактное признание "территориальной целостности Республики Молдова". Особенно в обстановке, когда Запад цинично плюет и на территориальную целостность, и на принцип нерушимости границ, и на суверенитет иных стран. Наивно думать, что в противостоянии Кишинева и Тирасполя Москва примет сторону своего лукавого "стратегического партнера".

А с другой стороны, игра в поддавки с Кишиневом пользы Приднестровью не принесет; пряники, которые, размахивая западным кнутом, сулит ему Правобережье, не столь сладки, как уверяет Воронин. Ведь, судя по всем его нынешним высказываниям, он намерен в ходе дальнейших переговоров навязать Приднестровью суррогат "широкой автономии" типа гагаузской, а как попирает Кишинев гагаузскую автономию - хорошо известно. Эта затея, как и все, до сих пор исходившее от молдавского президента, обреченная.

P. S.

Целую неделю эксперты и аналитики выдвигают самые разные версии о причинах и последствиях "исторической встречи" в Бендерах. Между тем уже в субботу в одной из телепрограм Вадим Мишин, похоже, нечаянно, но достаточно откровенно высказался на сей счет. Из контекста его выступления следовало, что ПКРМ очень надеется получить голоса приднестровских избирателей на грядущих выборах. Ну а из этого, в свою очередь, следует, что статус, который Молдова намерена предложить Приднестровью, не предусматривает регистрации там собственных партий, которые смогли бы участовать в парламентских выборах...

Как видим, снова интересы краткосрочные, вынужденные и к подлинной реинтеграции страны отношения не имеющие. Как видим, опять неискренность, двоемыслие и двоедушие в судорожных попытках найти рецепт "поддержки штанов" и избавиться от страха потерять власть. Словом, "дело – ничто, имидж – всё".

И при всем при том – как много разговоров, сколько дешевой демагогии насчет жгучего желания создать единое и достойное государство! Достойное – при недостойных, залгавшихся правителях, желающих править вечно?


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100