Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Стивен Гованс
Глобальный продовольственный кризис и неомальтузианство

Один миллиард людей – шестая часть населения Земли – голодает. Половина человечества страдает от недостатка питания. Около 18000 детей ежедневно умирают от истощения. 1 

Как будто бы этого мало, растущие цены на продукты питания делают их недоступными для постоянно увеличивающегося числа людей.

Государственные лидеры, корпоративные управленцы, владельцы крупнейших корпораций проявляют озабоченность – но не из-за того, что миллиарды голодают, а потому, что голод миллиардов людей грозит дестабилизировать их власть. Голодные бунты стали слишком частыми для того, чтобы их игнорировать. Глава ЦРУ предостерегает, что растущие во всем мире бедность и отчаяние ухудшают «безопасность США».

Причины роста цен на продовольствие многообразны и взаимосвязаны. Индустриализация Китая и Индии создала растущий спрос на нефть, погнав вверх цены на такие важнейшие составляющие сельхозпродукции, как бензин, машинные масла, удобрения и пестициды. Дорожающее топливо увеличивает стоимость перевозки продуктов питания на рынки. Растущий выброс газов в атмосферу вызывает парниковый эффект, что, в свою очередь, приводит к наводнениям, опустыниванию плодородных земель и погодным катаклизмам, наносящим колоссальный ущерб урожаю. Так, например, обильные дожди в прошлом году погубили десятки тысяч акров плодородных площадей в Северной Корее. Растущий спрос на нефть подтолкнул агробизнес к перепрофилированию земли под выращивание этаноловой продукции, сокращая при этом объемы поставляемых на рынок зерновых, идущих на питание людей и скота. Наконец, растущий уровень жизни в Китае и Индии приводит к увеличению спроса на продовольствие.

Наибольший ущерб от растущего спроса на продовольственные товары несут народы Третьего мира. Многие из них уже и так балансировали на грани выживания. Теперь многие миллионы стали голодать. Западное господство вынудило страны Третьего мира встать на путь монокультурного сельского хозяйства, когда одна или несколько культур выращиваются для продажи на экспорт, а бОльшая часть продовольствия импортируется. Такие страны теряют продовольственную безопасность, полагаясь на свою способность зарабатывать достаточно на экспорте, чтобы закупать необходимые продукты на мировом рынке. Но с ростом цен на продовольствие, страны – экспортеры сельхозпродукции вводят экспортные тарифы, ещё сильнее сокращая поставки продовольствия в бедные страны Третьего мира. Продовольственная помощь западных стран лишь сглаживает проблему на короткое время, при этом только усиливая глубинные причины кризиса. Продукты, посылаемые Западом в страны Третьего мира для спасения тамошнего населения от голода, производятся и выращиваются на Западе. Понятно, что таким образом проблема продовольственной зависимости Третьего мира от Запада никак не решается. Третий мир должен стать продовольственно независимым, что означает разрыв цепей неоколониализма.

Растущие цены не продукты питания привлекают сегодня существенное внимание, частью ввиду того, что их эффект ощущается и на самом Западе, частью из-за растущих угроз и вызовов мировой капиталистической системе. Но истинная причина голода шестой части человечества не имеет ничего общего с растущим уровнем жизни в Индии и Китае (на самом деле растущие жизненные стандарты сглаживают проблему). Корни голода находятся в том обстоятельстве, что пища производится ради получения прибыли, и половина населения планеты не имеет достаточных средств, дабы обеспечить производителям необходимый уровень прибылей.

Суть дела в том, что система задирает цены свыше возможностей половины человечества по этим ценам платить. Это не нехватка воды и пищи относительно количества населения создает нужду, как утверждает Вильям Блюм, автор книги «Убийство надежды» и регулярно выходящих «Антиимпериалистических обзоров». Блюм рекомендует «резко понизить рождаемость» потому что «при прочих равных, сокращение населения будет иметь благотворный эффект на глобальное потепление и доступность воды и пищи». Проще говоря, людей развелось слишком много, считает Блюм. 2 

В то время как Блюм демонстрировал свои неомальтузианские симпатии, Фрэд Магдофф в «The Monthly Review» указывал на то, что между миллиардами голодающих и ростом населения нет никакой связи, а причина голода кроется в капитализме. В США производится продовольствия больше, чем требуется населению, и при этом голод остается серьезной проблемой. Если сократить населения Соединенных Штатов наполовину, то избыток продуктов питания лишь возрастет. И что, продукты станут доступны всем и каждому и исчезнет необходимость в господдержке нуждающихся в еде? Конечно, нет. И так повсюду. Магдофф ссылается на два газетных заголовка, имеющих отношение к проблеме:

«Бедняки в Индии голодают, а избытки пшеницы гниют» 3 

«Нужда посреди изобилия: огромные урожаи и растущий голод» 4 

Во время Великой Депрессии бедность и голод сосуществовали бок о бок с изобилием. На самом деле нищета и голод были созданы богатством, «слишком большой цивилизацией», как выразились Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии».

Регулярные кризисы капитализма непременно сопровождаются приступами мальтузианства, случающимися сразу, как только система грозит обвалиться и обрушиться своими обломками на тех, кто несет ответственность за её извращения и бесчеловечность. Тогда интеллектуалы, как левые, так и правые, начинают бить тревогу и кричать о «перенаселенности». Их кажущийся реализм скрывает стремление сохранить систему: утверждение, что нищета и голод не являются порождением системы, а происходят по причине того, что слишком много ртов требуется прокормить. В 1936 году, когда предшественники Блюма объясняли Великую Депрессию перенаселением, один из противников этой глубоко реакционной точки зрения ответил так:

«Заявления о «перенаселении», о «давлении населения на природные ресурсы»… не имеют под собой никаких реальных оснований в мире фактов, т.е. среди физических и технических фактов, касающихся мировых ресурсов и мировой продуктивности. Предполагаемая «перенаселенность» определенных стран в первую очередь относится к общественным отношениями внутри этих стран и, в конечном итоге… относится к существующей системе разделения в мировой экономике. В мировом масштабе прогресс производительных сил и даже имеющаяся продуктивность намного превосходят прирост населения»

«Расширение мирового производства…включая продовольствие, намного превзошло рост мирового населения»

«Поэтому, потенциально мы имеем все условия для всемирного изобилия и для неизмеримого прогресса для каждого жителя планеты. Ведь имеющееся расширение производства не имеет никакого отношения к потенциальному расширению, которого можно было бы достигнуть, если существующие оковы (т.е. капитализм) были бы сняты» 5 

Решение проблемы голода не заключается в том, чтобы, как советует Блюм, «просить американских лидеров стать порядочными людьми» и сокращать уровень рождаемости. 6  Подлинной проблемой являются не моральная деградация американских руководителей или численность мирового населения. Проблема заключается в организующих принципах капиталистической системы. Продукты производятся не для того, чтобы накормить людей. Они производятся, чтобы приносить прибыль. Именно для этого устанавливаются цены. Если эти цены недоступны для половины человечества, то, с точки зрения системы, это достойно сожаления, но совершенно неизбежно. Прибыль есть альфа и омега системы. Люди же служат обыкновенным средством для достижения максимальной прибыли.

Блюм, хочет он того или нет, выступает в роли охранителя системы, пытаясь отвлечь внимание от её пороков и выбрасывая ложные приманки, вроде заявлений, что американские лидеры нуждаются в моральном тренинге, а женщины должны затянуть мальтузианские пояса, как в романе Олдоса Хаксли «О дивный, новый мир», чтобы сдерживать мировое население в необходимых пропорциях. Если вас удастся убедить в том, что причиной голода в мире является низкий моральный уровень Джорджа Буша и слишком высокая рождаемость, то система может благополучно работать дальше, без изменений и потрясений. А когда разразится очередной кризис, и возникнут нужда и голод на фоне «всех условий для всемирного изобилия и для неизмеримого прогресса для каждого жителя планеты», появится новый Блюм, такой же, как и все прежние блюмы, и начнет сваливать пороки капитализма на невыносимые размеры населения.

Оригинал находится на: http://gowans.wordpress.com/2008/05/04/william-blum-neo-malthusian/

Перевод Ильи Иоффе

Примечания

1  Fred Magdoff, “The World Food Crisis: Sources and Solutions,” Monthly Review, May 2008.

2  . William Blum, “Anti-Empire Report,” May 1, 2008. Блюм заявляет в этой работе, что повстанческая колумбийская армия FARC давно перестала быть марксистской и превратилась в колумбийский эквивалент мафии, занимаясь похищениями с целью выкупа, рэкетом и наркоторговлей. Блюм рассматривает определения «марксистский» и «криминальный» как взаимоисключающие. Находясь вне государства, FARC вряд ли может облагать население Колумбии налогами, чтобы существовать «легально», как это делает колумбийская армия. Рассуждения Блюма о «немарксистском» характере FARC приводят на ум слова Брехта: «Что преступнее – ограбить банк или основать его?» Непонятно, как Блюм хочет, чтобы FARC добывала себе средства к существованию – обратилась за грантом в Фонд Форда?

3  New York Times, December 2, 2002.

4  Wall Street Journal, June 25, 2004.

5  R. Palme Dutt, World Politics, 1918-1936, Random House, New York, 1936, pp. 27-28.

6  Anti-Empire Report.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100