Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Али Абунима
Косово и палестинский вопрос

Односторонняя косовская декларация независимости вызвала целую серию откликов со стороны израильских и палестинских обозревателей, обнаруживающих беспокойство по поводу своего соответствующего статуса.

Передовица израильской ежедневной газеты Haaretz обращается к израильскому правительству с требованием немедленно признать Косово, доказывая, что «борьба преследуемых жителей Косово за свободу напоминает борьбу других наций за право самоопределения». Само собой, Haaretz имеет в виду не палестинцев, а «Государство Израиль, которое было основано из-за последствий борьбы евреев за самоопределение» ("Признайте Косово," Haaretz, 18 февраля 2008).

Сравнивая Израиль с предполагаемыми аутсайдерами – представителями албанского этнического меньшинства в Косово - Haaretz допускает, что между ними действительно есть некоторые поразительные сходства, которые, однако, не так легко признать. Как и Израиль, Косово было незаконно создано силами другого государства против желания большинства населения, проживающего на всей территории страны. Обе сущности воплотились в жизнь и могли существовать только при спонсорстве и поддержке Великих Сил, которые толкнули их в жестокость международного закона, потому что подходило их основным интересам. Более того, оба этих образования управляются ожесточенным этно-национализмом, который по своему существу не совместим с ценностями свободы, толерантности и демократии, которые, как они утверждают, уже достигнуты. В этом смысле, Косово стыло последним экспонатом коллекции псевдо-государств, опирающихся на Запад, в которую также входит курдское образование на территории северного Ирака.

Желание Haaretz признать Косово проистекает не только от бескорыстного участия к судьбам угнетенных, но и от приспособленчества. Во-первых, это нравится Вашингтону (главному израильскому спонсору), во-вторых, это дает «уникальную возможность доказать, что еврейское государство не враждебно по отношению к мусульманам» - хотя Haaretz и упоминает осторожно, что албанцы в Косово – это «хорошие» мусульмане, «которые не связаны с экстремистскими тенденциями ислама и соперниками Израиля в арабском мире».

Полностью противоположный взгляд на Израиль показывает в газете Haaretz обозреватель Израэль Харель. Этот взгляд следует позиции, высказанной бывшим премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном в 1999 году, когда силы НАТО начали бомбардировку Сербии и последующую оккупацию Косово под предлогом защиты этнического албанского меньшинства в этой области от притеснений и этнических чисток Югославских властей. (Для оправдания войны эти сведения были чрезмерно преувеличены. Обширные албанские этнические чистки косовских сербов с 1999 года и бездействие НАТО, не остановившего их, тщательно документировано для контраста).

Согласно Харелю, Израиль следует сравнивать с Сербией. «Мусульмане в Косово составляют абсолютное большинство населения», - беспокоится Харель, - «и то же самое с арабами в Галилее». Такова его освобождающая точка зрения на палестинских граждан Израиля, проживающих в своих родных городах и деревнях на севере страны. Сокрушаясь о неудаче Израиля в попытке «иудаизировать» Галилею, он повторяет заявления правых о том, что палестинцы в Израиле – это неблагодарная лишняя нация, на которую чрезмерно щедрое и «слабенькое» государство Израиль тратит слишком много ресурсов. Игнорируя десятилетия расовой, правовой и экономической дискриминации, конфискации земель и вынужденные переселения, которые граждане Палестины в Израиле терпели и терпят до сих пор, он заявляет, что «израильское правительство идет на уступки вопиющим и откровенным сепаратистским действия галилейских арабов» ("Косово уже здесь," Haaretz, 21 февраля 2008).

В качестве доказательства этого «сепаратизма», Харель цитирует следующее высказывание: «Арабские интеллектуалы и должностные лица собрали документы под названием «Взгляд», в которых они отказываются считать Израиль государством евреев и родиной еврейского народа». На самом деле, различные документы, на которые ссылается Харель, выдвигают недвусмысленные демократические требования для единого государства, в котором все граждане независимо от их религиозной и этнической принадлежности обладают равными правами. Этот палестинский «взгляд» является не более чем призывом против узкого этно-национализма и отделения сионизма в пользу универсальных ценностей.

До настоящего времени израильское правительство не признало независимости Косова и сообщило, что в ближайшем будущем с этим вопросом разбираться нежелательно.

Косово так же представляет дилемму для палестинской перспективы. Джон Уитбек, международный адвокат и бывший юридический советник палестинских переговоров, указал на очевидную лживость западных оправданий признания Косова: «Нетерпение Америки и Евросоюза урвать кусок территории ООН (всемирно признано даже ими самими, что это часть территории суверенного государства), якобы потому что 90 процентов проживающих на данной территории поддерживают сепарацию, явно контрастирует с безграничным терпением Америки и Евросоюза, когда речь заходит о прекращении сорокалетней военной оккупации Западного Побережья и Сектора Газа» ("Если Косово, то почему не Палестина?" The Jordan Times, 20 февраля 2008).

Уитбек пропагандирует, что «палестинское руководство, находящееся в Рамалле, принято, как таковое, «международным сообществом», только потому что его воспринимают как слугу израильских и американских интересов». Использовать возможность провозгласить независимость палестинского государства на Западном Берегу и в Секторе Газа можно, только если «это руководство будет свято верить, невзирая на очевидность обратного, что мирное «двухстороннее разрешение конфликта» все еще возможно». Чтобы показать такое развитие событий более жизнеподобным, Уитбек предполагает, что палестинские лидеры прояснят тот момент, что если мир не признает и не поддержит их государство, они нарушат Палестинский суверенитет и самостоятельно решат проблему исторической Палестины.

Ясер Абед Раббо, советник Махмуда Аббаса президент палестинской администрации в Рамалле, вызвал море сенсационных заголовков в газетах по всему миру, предположив, что если переговоры с Израилем зайдут в тупик, «у них не будет другого выхода» кроме как последовать примеру Косова. «Косово не лучше Палестины», - заявил он.
Аббас и его остальные главные помощники, Ахмед Курейя и Саеб Ерекат, тут же заспорили с Абедом Раббо, утверждая, что никогда этого не сделают – вместо этого они будут придерживаться тех самых «переговоров», которые продолжаются вот уже пятнадцать лет и до сих пор не принесли никакого результата. В этом есть особоый смысл. Как заметил Уитбек, эти руководители подчиняются США и ЕС и никогда не будут кусать руки, которые их кормят.

Что они четко осознают – припоминая Абеда Раббо – что единственный принцип, которого стоит придерживаться в таких ситуациях – это делать то, что вам велят делать спонсоры. И это они, а вовсе не вы, являются законом. Албанские лидеры в Косово действуют только тогда, когда им это прикажут спонсоры из США и ЕС, и Аббас со своими приспешниками будет делать то же самое.

Так какие же выводы могут сделать обозреватели палестинского конфликта из событий в Косово? Невзирая на нарастающую агрессии в Сербии, официальные западные и известные балканские «эксперты» жизнерадостно уверяют нас, что скоро Сербия закончит разделяться, соблазненная обещаниями постоянно расширяющейся капиталистической империи ЕС поглотить ее. Их оптимизм весьма любопытен, если рассматривать девятилетнюю оккупацию Косова силами НАТО и пребывание вооруженных сил НАТО и ЕС в Боснии и Герцеговине длиной в полтора десятилетия, что вовсе не привело к долгосрочной стабильности.

Вынужденные разделения в Палестине, Ирландии, Индии, на Кипре и – этого стоит опасаться – в Ираке имеют одну общую черту: их защитники всегда оправдывают их тем, что пусть и далеко от идеала, но у них есть преимущество завершенности и ясности, и как только закончатся первичные неприятности, все успокоится и придет в норму. Как в печально известном высказывании первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона шесть десятилетий назад: «Старые умрут, а молодые забудут».

Но в любом случае, такие разделения породили новые конфликты, незаконные этнические зачистки и усилили национализм и ирредентизм. Каковы шансы, что Сербия станет исключением из этого правила?

Оригинал опубликован по адресу: http://electronicintifada.net/v2/article9328.shtml

Перевод Яры Айне


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100