Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джонатан Кук
Израиль изгоняет палестинцев-христиан

(От переводчика: слова "христиане" как и "мусульмане" в данной статье следует понимать - "происходящие из традиционно христианских/мусульманских семей", сами эти люди могут быть атеистами).

В новой книге палестинской писательницы Суад Амири "Шарон и моя свекровь" есть история, в своей абсурдности хорошо иллюстрирующая отношение израильских евреев к двум другим монотеистическим религиям (то есть исламу и христианству). В 1992 году, задолго до того, как Израиль превратил родной город писательницы Рамаллу в гетто за блокпостами и стенами, для палестинца все еще было возможно проехать в Иерусалим - и даже в Израиль - если у них было на это разрешение.

Однажды Амири поехала на своей машине в Восточный Иерусалим, половину города, которая была палестинской до войны 1967 года, и которая с тех пор поглощается бесчисленными незаконными еврейскими поселениями, организованными израильским государством.

Там она увидела пожилого еврея, выпавшего из своей машины на обочину. Она остановилась, поняла, что у того сердечный приступ, и положила его на заднее сиденье своей машины. Она не говорила на иврите, и пообещала ему по-английски, что отвезет его в ближайшую больницу.

Но когда тот сообразил, что она - палестинка, Амири поняла, что ее жест доброго самаритянина создал серьезную проблему: от страха тот может почувствовать себя еще хуже! "Что, если у него будет еще один приступ и он умрет на заднем сиденье моей машины? Поверит ли израильская полиция, что я только хотела помочь?".

Старые еврей, как видно, чтобы успокоиться, спросил Амири, не из Вифлеема ли она (как известно, в Вифлееме большинство палестинцев - христиане). Она не хотела врать и сказала ему, что из Рамаллы. "Ты христианка?", - спросил он прямо. "Мусульманка", - призналась она, к его полнейшему ужасу. Только когда они наконец добрались до больницы, он успокоился настолько, чтобы пробормотать в виде благодарности: "В конце концов, есть и хорошие палестинцы".

Я вспомнил эту историю, когда ехал в Вифлеем на Рождество. Маленький город, откуда, как надеялся еврей-сердечник, была родом Амири, сегодня так же отгорожен от остального мира, как и прочие палестинские города - или, точнее, отгорожен для их жителей-палестинцев.

Для туристов и паломников путь в и из Вифлеема облегчен до разумных пределов, очевидно, чтобы скрыть от иностранцев реальность палестинской жизни. Израильский солдат, контролирующий доступ в город, где, предположительно, родился Иисус, даже предложил мне веселого шоколадного Санта Клауса.

Но, как видно, не подозревая о схожих исторических событиях, израильские войска заставляют иностранцев проходить через "пограничный переход" - очень напоминающий черно-белые фотографии входа в Освенцим.

На воротах Освенцима красовался лживый лозунг ""Arbeit macht frei" (Работа делает свободным). Есть надпись и на израильских воротах в Вифлеем: "Мир вам" на английском, иврите и арабском, цветные буквы на сером бетоне. Жители Вифлеема написали свои, более реалистичные, оценки стены на бОльшей ее части.

Иностранные туристы могут уехать, но вифлеемские палестинцы заперты в гетто. И пока все эти палестинские города и деревни еще не сделали лагерями уничтожения, Запад не беспокоится. Просто концлагеря, очевидно, вполне допустимы.

Запад иногда вспоминает о стене, особенно после публикации в июле 2004 года ни к чему не обязывающего решения Международного Суда, осуждающего ее строительство. Сейчас мягкие упреки слышатся от лидеров христианства во время Рождества. Архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уильямс был одним из них в этом году.

Но даже эти замечания, в основном, ограничиваются опасениями, что число христиан - уроженцев святой земли, некогда - значительная часть палестинского населения, резко сокращается. Точных цифр нет, но израильские СМИ полагают, что христиане, которые когда-то составляли не менее 15% населения оккупированных территорий, сейчас насчитывают не более 2-3%. Большая часть их живет на Западном Берегу, рядом с Иерусалимом, в Вифлееме, Рамалле и соседних деревнях.

То же самое происходит и в Израиле, где христиане составляют еще меньшую долю палестинцев с израильским гражданством. В 1948 году они составляли почти 25% от 20% израильского населения в целом, сегодня - только 10%. Большая часть живет в Назарете и соседних деревнях в Галилее.

Несомненно, продолжающееся снижение числа христиан на святой земле заботит израильские власти почти так же серьезно, как патриархов и епископов, посещающих Вифлеем на Рождество - но по совершенно противоположной причине. Израиль счастлив, когда христиане уезжают - по крайне мере, коренные жители, палестинские христиане.

(Зато с распростертыми объятиями встречают здесь полоумных фундаменталистов - христианских сионистов, которые прибывают помочь организовать изгнание палестинцев, как мусульман так и христиан, потому, что верят, что когда евреи завладеют всей святой землей, приблизятся Армагеддон и конец света).

Разумеется, это не то, что Израиль заявляет официально. Его руководители всегда готовы обвинить в исходе христиан самих палестинцев, утверждая, что рост исламского экстремизма и победа Хамас на выборах поставила христиан под угрозу. Это объяснение ловко обходит молчанием тот факт, что процентное соотношение христиан снижается в течении уже десятилетий.

Согласно доводам Израиля, решение многих христиан покинуть землю, где жили многие поколения их предков - просто реакция на "столкновение цивилизаций", где фанатичный ислам противостоит иудеохристанскому Западу. Палестинцы-христиане, как и евреи, якобы оказались на ближневосточной линии огня.

Вот как, например, газета "Джерузалем пост" описывают судьбу немусульман на святой земле в передовице: "Мусульманская нетерпимость по отношению к христианам и евреям совершенно одного происхождения. Это тот же самый джихад." Дале газета заключает, что, только борясь с джихадистами, можно "улучшить участь преследуемых христиан и - и преследуемого еврейского государства".

Подобные настроения выражались в статье Аарона Кляйна в WorldNetDaily, перепечатанной на Ynet - самом посещаемом изральском сайте, которая нелепым образом изображает семейные процессии, проходящие через Назарет в самый почитаемый мусульманский праздник Эйд аль-Адха, как демонстрацию силы исламских боевиков, призванных запугать местных христиан.

Исламскими зелеными флагами "размахивали", согласно Кляйну, чей репортаж превратил местную группу скаутов и их оркестр в "молодых мусульман в полном боевом снаряжении", "бьющих в барабаны". Молодежь Назарета, очевидно, также и новая смена тех, кто делает ракеты "Кассам": "дети-мусульмане запускали в небо фейерверки, иногда промахиваясь, и небольшие взрывы приземлялись в опасной близости от толпы".

Такие сенсационалистские перевирания реальности палестинской жизни - обычная стряпня местных и американских СМИ. Поддержка Хамас, например, изображается как доказательство безумного джихадизма палестинского общества, а не показатель того, насколько палестинские массы сыты коррупцией ФАТХ и его сотрудничеством с Израилем, и желания найти руководителей, готовых оказать израильскому смертоносному цинизму настоящее сопротивление.

Теория "столкновения цивилизаций" обычно связывается с группой американских интеллектуалов, самый известный из которых - Сэмюэль Хантингтон, который именно так назвал свою книгу, пропагандирующую эту идею, а также ориенталист Бернард Льюис. Но плечом к плечу с ними стоят неоконы, тесно связанные с правящими кругами США, которых недавно в Ynet описали как "евреев, которых объединяет любовь к Израилю".

На самом деле идея "столкновения цивилизаций" выросла из точки зрения, сформированной израильским представлением о положении на Ближнем Востоке. Союз неоконов и израильских руководителей был закреплен в середине 90-х публикацией документа, озаглавленного "Явный разрыв: Новая стратегия обеспечения власти". В нем предлагалось переделать внешнюю политику США исключительно под интересы Израиля, включая планы вторжения в Ирак, сочиненные ведущими неоконами и одобренные тогдашним премьер-министром Израиля - Нетаньяху.

Когла неоконы пришли к власти с Джорджем Бушем-президентом, рождение ублюдка "столкновения цивилизаций" - войны против террора - стало практически неизбежным.

Как ни странно, это видение будущего, состряпанное американскими и израильскими евреями, глубоко пропитано религиозным символизмом фундаменталистского христианства, от проповеди крестового похода цивилизованного Запада против мусульманских орд до положения, что последнее противостояние этих цивилизаций (атомная бомбардировка Ирана?) может оказаться самым что ни на есть "концом света" - и тем самым приведет к приходу Мессии.

Если это столкновение и впрямь произойдет, это, конечно, будет только в одном месте - на Ближнем Востоке, точнее - на святой земле. Столкновение цивилизаций должно быть воплощено в существовании Израиля - цивилизованного, демократического государства, борющегося за свое выживание против соседей - мусульманских варваров.

Тут есть только одна небольшая проблема: христианское меньшинство палестинцев, столетиями живших счастливо под исламской властью на святой земле. Сегодня, приводя Израиль прямо-таки в бешенство, эти христиане продолжают портить всю картину, играя ведущую роль в определении палестинского национализма и сопротивления израильской оккупации. Они предпочитают стоять плечом к плечу с мусульманскими "фанатиками", а не с Израилем - единственной крепостью иудеохристианской "цивилизации" на Ближнем Востоке.

Присутствие палестинских христиан напоминает нам, что предполагаемое "столкновение цивилизаций" на святой земле на самом деле - не война религий, а борьба национализмов, борьба между коренными жителями и европейскими колонизаторами.

В самом Израиле, например, христиане, составляли костяк коммунистической партии, единственной несионисткой партии, разрешенной в Израиле на протяжении десятилетий. Многие палестинские деятели искусств и интеллектуалы, наиболее критически настроенные против Израиля - христиане, включая покойного романиста Эмиля Хабиби, писателя Антона Шамаса и режиссеров Элию Сулеймана и Хану Абу Ассад (все они сейчас живут в изгнании), а также журналиста Антони Шалхата (который, по неизвестным причинам, живет под своеобразным домашним арестом - ему запрещено покидать Израиль).

Самый известный палестинский националист в Израиле - Азми Бишара, еще один христианин, которого отдавали под суд и на которого постоянно нападают его коллеги в Кнессете.

Также христиане составили ядро широкого светского национального движения палестинцев, помогая определиться в борьбе: от профессора Эдварда Саида, жившего в изгнании, до активистов-правозащитников на оккупированных территорриях как Райя Шехаде. Основателями самых боевых групп национального движения - Демократического Фронта Освобождения Палестины и Народного Фронта Освобождения Палестины - были Найиф Хаватме и Джордж Хабаш, оба христиане.

Такое участие палестинских христиан в национальной борьбе - одна из причин, почему Израиль так старается их выжить - а потом обвиняет запугивание и насилие мусульман.

На самом деле, однако, снижение числа христиан можно объяснить двумя факторами, ничего общего не имеющими со столкновением цивилизаций.

Первая - более низкий уровень прироста населения среди христиан. Согласно последним данным израильского бюро статистики, средняя христианская семья в Израиле состоит из 3,5 человек, по сравнению с 5,2 среди мусульман. С другой точки зрения, в 2005 году 33% христиан были моложе 19 лет, и мусульман - 55%. Другими словами, соотношение снижается из-за более низкого уровня рождаемости.

Но второй фактор не менее, а то и более, важен. Израиль подавляет палестинцев как внутри страны, так и на оккупированных территориях именно с целью вынудить более привилегированных из них - что означает в первую очередь христиан, уехать.

Эта политика втихомолку проводилась десятки лет, но за последние годы резко усилилась со строительством стены и многочисленных пропускных пунктов. Цель - поощрить палестинскую элиту и средний класс искать лучшей жизни на Западе, покинуть святую землю.

Палестинским христианам легче уехать по двум причинам. Во-первых, традиционно у них более высок уровень жизни - они горожане, торговцы и деловые люди, а не бедные крестьяне. Во-вторых, их связь с мировыми церквами упрощает для них поиск приюта за границей, что часто начинается с поездок на учебу за границу.

Израиль использует финансовые возможности христиан-родителей и растущие возможности их детей в свою пользу, путем затруднения получения высшего образования палестинцами как в Израиле, так и на оккупированных территориях.

В Израиле, например, палестинским гражданам куда труднее попасть в вуз, чем гражданам- евреям, а особенно на самые престижные факультеты - медицинский или инженерный.

Вместо этого, многие десятилетия израильские христиане и мусульмане вступали в компартию в надежде получить возможность учиться в Восточной Европе. Христиане также могли использовать свои церковные связи для учебы на Западе. Многие из получивших там образование, разумеется, не вернулись, особенно потому, что знали - бОльшая часть израильской экономики закрыта для неевреев.

Подобное происходит и на оккупированных территориях, где палестинские вузы пытаются в условиях оккупации предоставить достаточно высокий уровень обучения, особенно в условиях жестких ограничений на передвижения для преподавателей и студентов (см. статью Лизы Тараки – прим. пер.).

И все равно, на Западном Берегу и в Газе нет возможности получить степень доктора, а Израиль не пускает студентов оттуда в свои университеты. Единственный выход для многих - заграница. И снова многие не возвращаются.

Но что касается студентов с Западного Берега и Газы, Израиль придумал дополнительные препятствия их возвращению. Израиль установил правила, в нарушение международного права, лишающие палестинских студентов за границей права проживания на оккупированных территориях. Когда те пытаются вернуться в свои родные города и села, многие обнаруживают, что им позволено оставаться только по временным визам, включая туристические визы, которые нужно возобновлять у израильских властей каждые несколько месяцев.

Почти год назад Израиль втихомолку принял решение начать выгонять этих палестинцев, отказываясь продлевать им визы. Многие из них -ученые и бизнесмены, которые пытались отстроить палестинское общество после десятков лет разрушений, причиненных оккупационным режимом. Недавний отчет самого уважаемого палестинского университета - Бир Цейт, рядом с Рамаллой, показал, что один факультет потерял 70% преподавателей из-за отказа Израиля продлить им визы.

Хотя точные цифры неизвестны, можно с уверенностью сказать, что непропорционально большая часть палестинцев, которым не продляют визы - христиане. Ясно, что разрушение системы образования направлено на исход нового поколения потенциальных руководителей, включая христиан.

Наконец, экономическое удушение палестинцев стеной, ограничения свободы передвижения и международная экономическая блокада Палестины все сильнее ухудшает положение палестинцев. Привилегированных палестинцев, включая многих христиан, поощряют быстрей покинуть оккупированные территории.

С точки зрения Израиля, чем больше христиан уедет, тем лучше. Еще лучше, если уедут все, и Вифлеем и Назарет перейдут под опеку международных церквей.

Без палестинских христиан, путающих всю картину, Израилю будет легче убедить Запад, что еврейскому государству угрожает единый враг - фанатичный ислам, и что палестинская национальная борьба - не более чем прикрытие для джихада и отвлечение от столкновения цивилизаций, причем Израиль - бастион Запада. Руки у Израиля будут полностью развязаны.

Израильтяне, как тот старик-сердечник, могут верить, что палестинские христиане не слишком опасны для них и для существования их государства, но будьте уверены - Израиль имеет веские причины продолжать преследование и изгнание палестинских христиан так же, а то и больше, чем палестинских мусульман.

Оригинал опубликован на http://www.jkcook.net/Articles2/0294.htm#Top

Перевод Аллы Никоновой


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100