Дмитрий Якушев
Выдвижение Медведева – это оранжевая революция, совершенная в кабинетной форме

То глубокое удовлетворение, с которым было встречено выдвижение Дмитрия Медведева кандидатом на пост Президента РФ на Западе, а также российскими элитами и, прежде всего, представителями крупного капитала не оставляет сомнений, что Россию ожидает изменение политического и социально-экономического курса. Очевидно, что сокращению будут подвергнуты элементы госкапитализма и укрепления государства в экономике, так раздражавшие Запад и российскую бизнес-элиту.

Буквально накануне выдвижения Дмитрия Медведева президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющего крупнейших капиталистов, Александр Шохин выступая на «Эхе Москвы» недвусмысленно дал понять властям, что бизнес не устраивает проводимая ими политика и он примет не всякого кандидата в президенты. Руководитель «профсоюза олигархов» заявил:

«В последнее время государство чересчур увлеклось предпринимательской деятельностью, создается много государственных корпораций… Я исхожу из того, что частный собственник гораздо эффективнее… Мне кажется, что для наших властей и для нашего государства очень важно объяснить, зачем государство расширяет свою сферу предпринимательской деятельности. Поэтому я говорю, нужна стратегия выхода. Объясните, когда и на каких условиях вы выйдете… Если же государство всерьез и надолго засело в этом бизнесе, считая, что частный сектор не эффективен, это неправильная была бы стратегия… В государстве работают не только сторонники усиления роли государства как предпринимателя, но и так называемые либералы… Во многом, рынок будет реагировать на то, кто станет, из какой группой товарищей будет выдвинут кандидат в президенты».

Нет сомнений, что кроме публичных заявлений была проделана огромная лоббистская работа по продвижению устраивающего бизнес круги кандидата в президенты. Зримым результатом этой работы и явилось выдвижение Дмитрия Медведева, которого с полным основанием можно назвать избранником не столько Путина, сколько крупного капитала.

Уже после выдвижения Медведева Шохин не скрывал своего удовлетворения. «Думаю, что в контексте активизировавшихся в последнее время дискуссий об усилении роли государства в экономике, кандидатура Дмитрия Медведева оптимальна, чтобы положить конец разговорам о «бархатной реприватизации». Это один из тех людей в окружении президента Владимира Путина, которые придерживаются установок на создание благоприятных институциональных условий для бизнеса», - заявил лидер РСПП.

Выдвижение Медведева и предстоящий разворот политико-экономического курса преодолевает раскол российских элит, а значит - делает неактуальными всевозможные оранжевые проекты. Не случайно сразу же после того, как было названо имя приемника Гарри Каспаров заявил, что не будет участвовать в президентских выборах. Действительно, зачем теперь? Можно сказать, что «оранжевая революция» в России совершилась в кабинетных формах. И вот уже рупор либеральных сил и «маршей несогласных» «Новая газета» пишет, что в России «впервые могут состояться честные выборы». В редакционной заметке «Новой газеты» читаем:

«Впервые в России все стороны, участвующие в выборах, заинтересованы в их честности. Медведеву важна чистая победа как для собственной элиты, так и в глазах западных партнеров… Настоящие выборы – вот что может стать главным итогом президентской гонки. Это обнадеживающий результат, в котором сохраняется демократическая непредсказуемость исхода».

Только подумайте, как мало, оказывается, надо для восстановления демократии. Просто сделать президентом человека, устраивающего крупный капитал. И у нас теперь уже все хорошо. Поразительное бесстыдство, которое еще раз доказывает, что этим людям совершенно плевать на демократию. А ведь с демократией-то как раз у нас лучше не стало. В стране создана избирательная система, которая полностью отсекает от выборов силы, не заручившиеся поддержкой крупного капитала. Кто теперь будет вспоминать об этом безобразии? Кроме настоящих коммунистов этого сделать сегодня некому.

Поддержав Медведева, Путин обманул своих избирателей. Ведь призывая голосовать за «Единую Россию» перед думскими выборами, он прямо кинул камень в тех, кто «шакалит у посольств» западных государств. Такое высказывание не могло быть расценено иначе, как намерение сохранить и усилить как раз государственнический госкапиталистический вектор. Получилось все наоборот. Президент как бы сказал: что вы там шакалите, я и сам все отдам.

Почему Путин поступил таким образом? Прежде всего, он не хочет и не может воевать с российской элитой, которая как была, так и осталась компрадорской. Обострение в отношениях между капиталом и государством дошло до такой степени, что Путину нужно было либо поворачивать резко влево, либо отступать. Он выбрал второе.

Можно сказать, что Путин выполнил общенациональную задачу по восстановлению российского государства и теперь передает его крупной буржуазии, обещая некоторое время за ней присматривать, чтобы она опять все не разгромила. Впрочем, несмотря на компрадорский характер российской элиты повторения 90-х годов не будет. Эти люди тоже в некотором роде научились ценить восстановленную российскую государственность. Можно предположить, что разворот в сторону неолиберальной политики будет достаточно постепенным. Но он все-таки будет со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как: приватизация госкорпораций, сворачивание социальных программ, смягчение позиций по Энергетической хартии и широкий допуск западных компаний к природным ресурсам. К власти возвращается наиболее сильный и наиболее реакционный отряд российской буржуазии.

P.S. Между тем, становится очевидным, что за всеобщим восхищением тандемом Медведев-Путин скрывается серьезная подковерная борьба, в результате которой Владимира Владимировича могут слить, причем уже в самое ближайшее время. Надо полагать в России, есть много влиятельных людей, которые не хотели бы, чтобы Путин имел возможность контролировать Медведева с поста премьер-министра. К тому же, если Путин окапается в правительстве, то убрать его оттуда будет совсем непросто. В этой связи лучше всего было бы прокатить Владимира Владимировича мимо премьерской должности. И такие предложения уже появляются. Так Валерий Фадеев главный редактор журнала «Эксперт», член Общественной палаты и человек близкий к руководству «Единой России» в интервью сайту Kreml.org заявил: «Путин может возглавить правительство, у него есть и другие возможности. На мой взгляд, самым спокойным вариантом было бы возглавить партию «Единая Россия» и выйти из оперативного управления страной». А вот, что сказал в интервью сайту OPEC.ru вновь избранный депутат от «Справедливой России» Иван Грачев:

«Напрашивается вывод, что смена команды Путина необходима. И Дмитрий Медведев – это хороший выбор. Во-первых, молод, во-вторых, не зашорен старыми догмами. Потенциально он может справиться с задачей успешного развития страны при условии, что подберет подходящую команду. Команду, которая сможет обеспечить форсированный экономический рост с использованием как госсобственности, так и развития частной собственности, обусловить переход к экономике знаний, изменение социальной структуры общества, рост социальных программ…Мне кажется, если остается главным действующим лицом, причем не в плане философии и общего определения стратегии, а в плане конкретных дел, Владимир Владимирович Путин, то, наверное, страна просто покатится по инерции, как она и жила по инерции последние четыре года».

Механизм дальнейшего отстранения Путина может быть разный. Могут хорошо попросить отказаться от премьерской должности, а могут и просто жестко не утвердить во время голосования Госдуме. Почему бы и нет?

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна