Б. Неупокоев
Настоящее – это хорошо забытое прошлое?

Более 11 лет назад в мариупольской газете «Трудовой Донбасс» (теперь уже не существующей) была опубликована моя статья, посвящённая очередной годовщине Полтавской битвы, в которой 42-тысячная русская армия под командованием Петра I разгромили 35-тысячную шведскую.

Вот её текст с некоторыми незначительными изменениями.

Можно не сомневаться, что украинские националисты встретят эту годовщину в трауре. Ведь в их трактовке Россия на протяжении всей своей истории – от нападения князя Андрея Боголюбского на Киев до Чернобыльской катастрофы – не имела другой цели, как только уничтожить украинский народ. Вот и Петру I они ставят в вину тяжёлые жертвы, понесённые украинским народом в Северной войне и на строительстве Санкт-Петербурга, ликвидацию автономии, которой пользовалась Украина по договору 1654 г., уничтожение Запорожской Сечи и массовые казни запорожцев. А Мазепу они объявляют национальным героем и патриотом, заветным желанием которого было освободить Украину от «московского ярма».

Но существуют объективные исторические факты. На протяжении пяти веков самой страшной угрозой для Украины были татарско-турецкие нашествия, которые нанесли её народу и народам соседних стран урон, сравнимый разве что с тем, какой нанесли африканскому континенту арабские и европейские работорговцы. А какую цель имели первые походы Петра I – Азовские? Достаточно глянуть на карту, чтобы убедиться: они должны были обеспечить безопасность Украины с юго-восточного направления.

Логика событий показала, что этого невозможно достигнуть, не имея постоянных торговых связей с Европой, морского выхода в Атлантику. Вот что было причиной Северной войны и строительства Санкт-Петербурга. И жертвы, понесённые при этом украинским народом, ничуть не больше жертв других народов Российской империи – прежде всего русского.

Но ещё в ходе этой войны, всего через два года после Полтавской битвы, Пётр I предпринимает Прутский поход. Опять-таки достаточно глянуть на карту, чтобы понять, что в случае удачного исхода он бы обеспечил безопасность Украины уже с юго-западного направления.

А теперь зададимся вопросом, который старательно обходят националисты: почему в войне, объективно отвечающей интересам украинского народа, должны были нести жертвы только другие народы? Националисты, которые судят о других по себе, стараются приписать украинцам эгоизм и стремление въехать в рай на чужом горбу. Но украинский народ понимал, ради чего приносятся эти жертвы. Именно поэтому не поддержал Мазепу, когда тот перешёл на сторону Карла XII.

Широко рекламируя участие Мазепы в Полтавской битве на стороне шведов, националисты умалчивают о других фактах. На поле битвы шведы пришли от стен Полтавы, где 6700 русских солдат и украинских горожан 84 дня (!) защищали город от 35-тысячной шведской армии. А в самом Полтавском сражении участвовали в составе русской армии украинские войска под командованием Семёна Палия – народного героя, прозванного «воскресителем Правобережной Украины». Оклеветанный Мазепой, сосланный Петром I в Сибирь, он после возвращения в должности белоцерковского полковника принял участие в сражении. Что заставило 70-летнего больного старика переступить через личную обиду? Сознание того, что политика Петра I объективно служит интересам украинского народа.

А чьим интересам служил Мазепа? С какой целью перешёл на сторону шведского короля? На кого рассчитывал опереться, какую политическую программу предлагал украинскому народу? Ответ может быть только один: это была авантюра, заранее обречённая на неудачу. И последствия этой авантюры стали трагическими для Украины.

Именно эта авантюра привела к тому, что добровольно присоединившаяся к России Украина потеряла автономию гораздо более широкую, чем та, которой завоёванная Финляндия пользовалась до самого свержения самодержавия. Именно эта авантюра стала причиной ликвидации Запорожской Сечи и гибели тысяч запорожцев, которых Мазепа повёл на гибель. А ведь если бы эти тысячи воинов – лучших в Европе, по мнению военных специалистов, – участвовали в Прутском походе, то возможно, что его исход был бы иным и Украина освободилась от турецкой угрозы на несколько десятилетий раньше.

Вот истинная цена «патриотизму» Мазепы.

И ещё об одном невольно думается в эту годовщину. На поле Полтавской битвы стоят два памятника павшим шведским солдатам: от шведов и от русских. И если вспомнить бесчисленные акты вандализма нынешних больших и малых правителей Украины против памяти советских солдат, освободивших Украину от фашистских оккупантов, – уничтожение и осквернение памятников, переименование улиц и т.д., – то напрашивается вывод, что с точки зрения «общечеловеческих ценностей» ненавистная Российская империя стояла недосягаемо выше нынешней «суверенной Украины».

Это было написано 11 лет назад. Мог ли тогда кто-либо представить, что не кто иной, как глава государства (!), объявит предателя и погубителя Украины Мазепу «национальным героем», своим единоличным решением назовёт одну из улиц столицы его именем и заявит о намерении поставить ему памятник!

Народ, который лишён своей истории, обречён на гибель. Народ, который позволит сделать это с собой, достоин такой участи. Неужели украинский народ настолько деградировал, если допускает это? Переименование и снос памятников временами трагического, но и самого славного периода нашей истории; открытие позорного «музея советской оккупации»; закон, объявляющий всесоюзную трагедию «геноцидом», направленным исключительно против украинского народа; и вот теперь – возвеличивание изменника, проклятого народом и преданного анафеме церковью. Куда же дальше?

Кстати, раз уж мы вспомнили историю, – ещё о памятниках. В далёком XV веке во время Столетней войны парижский горожанин Перинэ-Леклерк открыл ворота Парижа союзникам англичан бургундцам… и ему поставили в Париже памятник! Но для чего? Чтобы каждый прохожий бросал в него камень. По словам В.Гюго, «его статуя с лицом, избитым камнями и испачканным грязью, несла покаяние уже целых три столетия, стоя на перекрёстке… словно у вечного позорного столба».

Не ждёт ли такая же участь памятник Мазепе, если он будет поставлен? Если уж мы так стремимся в Европу, то, может быть, имеет смысл перенимать там некоторые традиции?

2.12.2007

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна