Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Эдуардо Димас
Боливия: между политикой и насилием

В воскресенье, 9 декабря Учредительное собрание Боливии, заседавшее в Оруро, двумя третями голосов присутствующих депутатов (примерно 160), утвердила 410 из 411 статей новой Конституции страны, процесс написания и принятия которой систематически бойкотировался оппозицией, возглавляемой олигархией. Только одна статья, посвященная землевладению, не набрала необходимого количества голосов.

Новая конституция содержит многочисленные исторические чаяния боливийского народа, который был одним из наиболее угнетенных в регионе. Среди них – автономия индейских народов, недавно поддержанная Генеральной Ассамблеей ООН, восстановившей права коренных народов мира, отрицавшиеся колониализмом.

Она также устанавливает законодательные предпосылки для государственной собственности на природные ресурс; вводит социальное страхование, существовавшее только в некоторых секторах боливийской экономики; обеспечивает бесплатный доступ к здравоохранению и образованию; гарантирует уровень автономии, необходимый девяти департаментам и этническим группам, составляющим страну.

Ясно, что такие конституционные принципы не по душе местной олигархии, олигархиям других стран и транснациональным корпорациям. Фактически, с их точки зрения, - это плохой пример для остальных народов Латинской Америки, которые надеются, что конституции их государств восстановят их права.

Если что и характеризовало боливийскую олигархию с момента обретения независимости страны, так это ее глубоко реакционная природа, ее расизм и стремление делать в Боливии все по своему усмотрению, разумеется, с оглядкой на правительство США, особенно после Второй мировой войны.

После освобождения от испанского владычества, в Боливии было наибольшее число государственных переворотов во всей латиноамериканской истории. Поэтому, неудивительно, что в ряде случаев лидеры оппозиции к правительству Моралеса требовали вмешательства армии. Во всех случаях, эти требования игнорировались высшим командованием Вооруженных Сил Боливии, сохраняющих преданность принципам конституции.

Тем не менее, возможность переворота нельзя исключать. Многие из высших офицеров армии связаны с олигархией семейными узами и разделяют ее интересы. Как и в других странах Латинской Америки, в Боливии каста военных участвовала в правлении, или прямо, находясь в правящих кругах, или защищая власть имущих.

С точки зрения некоторых обозревателей, правительство и оппозиция в тупике. Олигархия не способна свергнуть Моралеса без помощи армии из-за рейтинга поддержки президента (62 %), а правительство не может нейтрализовать оппозицию, не прибегая к силе.. Впрочем, последнее никогда не было отличительной чертой политики президента или его администрации.

Таким образом, армия склонить чаши весов на одну из сторон политического спектра Боливии. Если мы посмотрим на исторические прецеденты, скорее всего, она выступит на стороне олигархии и ее интересов. Народная поддержка Эво сильна, но ее может быть недостаточно, чтобы отразить военный переворот, особенно, с учетом разобщенности боливийской левой.

Эта ситуация повторялась во многих местах планеты. Олигархии, империя и их союзники могут договориться сравнительно легко, когда что-то по-настоящему угрожает их интересам, несмотря на конкуренцию и противоречия между ними.

Совсем по-другому с левыми, чьи идеологические различия, сектантство и, что еще хуже, личный эгоцентризм становятся непреодолимыми препятствиями. Это одна из главнейших угроз, стоящих перед процессом изменений в Латинской Америке в тот момент, когда силы реакции – правительство США, олигархии и правые международные организации, вроде христианских демократов – пытаются остановить изменения в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Никарагуа и на Кубе.

Возвращаясь к теме Боливии, я верю, что Эво Моралес недавно сделал умный и одновременно опасный политический ход. Осознавая невозможность положить конец действиям олигархии и столкнувшись со все возрастающей агрессивностью префектов (губернаторов) шести и девяти штатов Боливии, он попросил Сенат назначить референдум по отзыву себя и девяти префектов.

Сенат пока еще не дал зеленый свет референдуму, который должен пройти в первой половине 2008 г., но ясно, что общественное мнение в государстве будет сильно давить на него. Призыв к референдуму по отзыву ослабляет олигархию и ее союзников.

Все, что остается оппозиции – это насилие, которое она использовала, чтобы не дать Учредительному собранию собраться в Сукре (откуда оно перебралось в Оруро) и угрожать тем сегментам населения, которые поддерживают процесс изменений, отстаиваемых Эво Моралесом.

Это объясняет новые призывы к перевороту и поездку в США четырех префектов (Санта-Крус, Кочабамба, Пандо и Тариха) сразу после того, как президент Моралес попросил их присоединиться к диалогу. В США четверо префектов встретились с бывшим президентом Гонсало Санчесом де Лосадой (который разыскивается боливийским судом) и последователями бывшего диктатора Уго Бансера. Нет информации о встречах с чиновниками Белого Дома, но…

Также они связались с Хосе Мигелем Инсульсой, генеральным секретарем Организации Американских Государств и попросили его вмешаться в ситуацию в Боливии «из-за отсутствия демократии в стране».

Инсульса сказал, что делегация ОАГ отправится в Боливию, если запрос будет исходить от правительства. Ясно, что ОАГ должна просто отказать префектам, а не играть в игры с людьми, которые много раз нарушали конституционные и демократические принципы. Но не бывает, чтобы на вязе росли груши.

Принятие новой конституции народом кажется неотвратимым. Если это произойдет, Боливия вступит в период необходимых решений. Если Сенат даст разрешение на референдум по отзыву, на котором народ будет решать, останутся ли на своих постах президент Моралес и префекты, мы должны ожидать новых действий со стороны олигархии, препятствующей демократическому процессу.

Эти действия могут привести к отделению Полумесяца (департаментов Санта-Крус, Тириха, Пандо и Бенин, к которым, возможно, присоединятся Кочабамба и Чукисака). Это может создать крайне опасную ситуацию, так как может дойти до вооруженного конфликта, поскольку армия должна обязана будет предотвратить этот сценарий.

Лидеры Полумесяца столь самоуверенны, что они сказали, что армия будет разгромлена, если вмешается, чтобы предотвратить сецессию. В этом плане, мы должны помнить, что олигархия этих департаментов создала военизированные группы, которые обучали наемники из Колумбии и других стран.

Фотография американского посла Филиппа Голдберга с известными колумбийскими боевиками – это не совпадение, а выражение политики Белого Дома по отношению к Боливии, которую неоднократно осуждали Эво Моралес и вице-президент Альваро Гарсиа Линера.

В Боливии начинается время важных решений, которые могут привести как к созданию более справедливой страны, так и к новому периоды эксплуатации и рабства для боливийских индейцев. Я уверен, что все зависит от того, что будет делать большинство людей.

Если люди мобилизуются и поддержат новую конституцию, олигархия и ее союзники не смогут остановить ее, никак иначе, кроме как начав бойню с непредсказуемыми последствиями для всей Латинской Америки. Несомненно, жребий брошен. Время покажет.

Оригинал статьи опубликован по адресу: http://progreso-semanal.com/index.php?option=com_content&task=view&id=249&Itemid=1

Перевод Юрия Дергунова


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100