Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Ирина Маленко
Корейские впечатления

Оглавление

Часть 5. О независимости и о низкопоклонстве

«Человек, заразившийся низкопоклонством, перестает адекватно воспринимать реальность».

… Я просыпаюсь рано - от пения птиц, лая собаки и негромкого разговора на корейском языке за окном: судя по всему, людей, которые вышли обрабатывать огород. Вчера я оставила окно - затянутое по традиции бумагой вместо стекла - открытым, и через него до меня доносится журчание реки и все эти остальные, такие мирные, такие домашние звуки. На дворе - 6:30 утра, воскресенье...

Я потягиваюсь и переворачиваюсь на другой бок. Под толстым одеялом тепло. Вчера я никак не могла поверить, что смогу заснуть на такой постели, когда я ее первый раз увидела…Корейцы традиционно спят на полу, на соломенной циновке, а под голову кладут соломенный же твердый валик. Этот валик своим видом меня вчера особенно «напугал», но после долгой дороги и ужина я так устала, что просто свалилась на пол и через 10 минут уже спала. И валик, несмотря на свою твердость, оказался вполне удобным! После него даже шея не болела, как после многих наших подушек.

Этнографическая гостиница. Фото автора
Этнографическая гостиница. Фото автора

...Мы приехали в Этнографическую гостиницу в Кэсоне в субботу вечером, когда уже стемнело, и сразу столкнулись с повседневной экономической реальностью КНДР - перебоями в снабжении электричеством. Местные жители относятся к этому по-философски: например, выходя вечером на улицу, берут с собой карманный фонарик. А тьма наступает действительно кромешная! Через некоторое время свет возвращается, потом опять гаснет. Очень трудно в темноте не споткнуться о высокие деревянные пороги на месте нашего ночлега. А местные жители где-то там, в темноте, весело переговариваются, идя по улицам. Кто-то даже негромко поет… И какие-то заплывшие жиром гады за рубежом еще будут решать, нужны ли этим неунывающим, трудолюбивым людям атомные электростанции??!

Этнографическая гостиница представляет собой старинный корейский городок в миниатюре, за высокими воротами. Вдоль небольшого ручья тянутся традиционные дома с крышами, похожими по форме на морские волны. Здесь иностранный гость может попробовать, что такое жить по-корейски.

Для избежания жары и влаги летом (и холода зимой?) деревянный пол в корейских традиционных домах построен над землей и не касается ее. А может быть, это и от змей предохраняет? Сама я змей в Корее не видела, но они здесь есть, и на них даже готовят вкусную спиртовую настойку: «Гадючный ликер», который, по словам корейцев, помогает от гипертонии, - крепостью в 60%! В каждой бутылке запечатана небольшая змейка). Порог дома тоже очень высокий, так просто не переступишь, приходится залезать. Обувь полагается оставлять на улице.

Дома построены кругом, внутри - небольшой дворик с колодцем и дерево. По традиции, в каждом из таких домиков живут члены одной большой семьи, несколько ее поколений - все рядом! Внутри дома комнаты разделены раздвижными дверями, затянутыми, как и окна, плотной, похожей на пергамент бумагой. Мебели почти нет, кроме кресел и сундука, в который на день убираются циновки, валики и одеяла. Около ванной комнаты стоят резиновые шлепанцы, которые полагается надевать, когда туда заходишь (часто полы в корейских ванных комнатах влажные или даже мокрые). Ванна заполнена до краев водой, на тот случай, если с ней будут перебои. В воде плавает ковшик (на случай, если понадобится смывать за собой в туалете). Такое чувство, что у корейцев предусмотрено все! Все кругом чистенькое, аккуратное. Жалко, что мне не удалось испытать на себе, как работает ондор - традиционная система отопления в корейских домах, через пол. Говорят, что пол нагревается до приятных 15 градусов, и что когда сидишь или спишь на таком полу, это предотвращает ревматизм. Но я приехала в Корею в неподходящее для этого время года…

За столом корейцы тоже сидят на полу (сам обеденный столик очень низенький). Мы без привычки все не знали, куда нам девать ноги. В конце концов не по-корейски спрятали их под стол. Когда работница отеля увидела, как мы мучаемся, она принесла нам несколько циновок-подушек и сложила их на полу для нас небольшой стопочкой - вместо сиденья. Корейская еда на вид почти вся выглядит как что-то сладкое, как десерт - а на поверку оказывается очень острой. Причем вкусы какие-то необычные, ни с чем из знакомой еды ее даже сравнить. Правда, у нас в России сейчас популярна так называемая «корейская капуста», но на вкус не сравнить ее с горячо любимой корейцами «кимчи» (наша - всего лишь слабое ей подражание). Когда корейские женщины в октябре заготавливают кимчи на зиму, они даже берут на работе на несколько дней отгулы специально для этого! Причем заготавливают ее все хозяйки сами - включая жен членов правительства, которые шинкуют капусту рядом с рядовыми жительницами Пхеньяна (об этом рассказано в книге прожившего в КНДР 7 лет британца Майкла Харрольда «Товарищи и чужаки», речь о которой у нас еще пойдет). Рис на корейский стол обычно подают отдельно от основных блюд - как у нас хлеб. А суп подается в конце обеда, причем лапшу (почти черную, из гречневой муки) едят холодной. Нам, как иностранцам, подают кофе (сами корейцы к нему непривычны).

В Кэсоне довелось нам попробовать и знаменитый кэсонский женьшень (который, по словам медиков, помогает даже от рака и радиации) отваренный в меде. Тоже вкус весьма своеобразный! Женьшень в Кэсоне такой особенный из-за качества здешней почвы. Он хорошо растет в тени, и поэтому на полях над ним заботливо возведены соломенные покрытия….

… Субботний вечер - а на улице никакого тебе шума, кроме стрекотания цикад да негромкого пения под гармонь, которое смолкает часам к 10. Как здорово! И я засыпаю…

Ночью мне снится корейский сосновый лес - такой, какой растет вокруг могилы короля Тонмена в 30 км от Пхеньяна, которую мы посетили несколькими днями раньше. Стоял невыносимый летний зной, и сосновый бор, разгоряченный и пронизанный насквозь солнцем, благоухал так, что в носу щекотало. По дорожкам ползали огромные черные муравьи, а между деревьями летали бабочки и где-то неподалеку звонко журчал родник. «Отсюда можно просто, вот так, пить воду?»- искренне удивился один из моих спутников. В этом лесу хотелось остаться, сидеть под деревьями с рассвета и до заката и любоваться ими! Видимо, поэтому он мне и приснился…

Впрочем, сосновые леса растут в Корее не только там - вокруг Кэсона их тоже очень много. Когда-то город этот даже именовали Сондо (город соснового бора). Кэсон - столица древнего корейского государства Коре. Здесь, в отличие от Пхеньяна, сравненного с землей американскими бомбардировками в 1950-1953 годах, сохранилось много старинных зданий. В городе есть свой ботанический сад, зоопарк, бассейн, несколько стадионов, различные музеи ( в том числе - музей истории древнего государства Коре, в одном из старинных дворцов), древняя обсерватория …Здесь, чувствуется, теплее, чем. в Пхеньяне, повсюду растет виноград.

Вставать было еще рано. Но и спать больше не хотелось. Я поднялась, выглянула в «бумажную» форточку. Голоса стали слышны еще яснее, но никого не было видно: дома скрывались в зелени деревьев за заборами. На крышах многих домов, словно в «Корейских сказках» Гарина-Михайловского, которые я читала в детстве, росли огромные тыквы. Как непохоже на Пхеньян!

Я закрыла глаза и попыталась представить себе еще раз корейскую столицу...

Несколько дней назад мы побывали на смотровой площадке на вершине Монумента идей чучхе. В хороший ясный день Пхеньян виден оттуда как на ладони. Монумент этот был воздвигнут в 1982 году, к 70-летию со дня рождения тов. Ким Ир Сена, и состоит из (светящегося по ночам) факела, обелиска и скульптурной группы из 3 фигур, олицетворяющих рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию. По бокам от основной скульптурной группы находятся вспомогательные – «Чучхейская промышленность», «Железная крепость», «Долголетие», «Богатый урожай», «Страна учебы» и «Чучхейское искусство». Окружают монумент различные беседки и фонтаны (по праздничным дням здесь прямо из реки бьет фонтан высотой в 150 метров!), а прямо перед ним расстилается река, по которой катаются на лодках и где купаются горожане. Высота обелиска - 150 метров, высота факела - 20 метров. Внутри обелиска имеется помещение, в котором по стенам размещены каменные таблички, присланные специально для него различными партиями, организациями и отдельными лицами из более чем 90 стран мира. Естественно, каждый из нас сразу начал искать таблички, присланные из его родной страны... и мы все без труда их нашли. Но вернемся к смотровой площадке. Я не большая любительница многоэтажных домов, но от вида современного Пхеньяна просто захватывает дух! Каким-то непостижимым образом люди здесь умудряются создать гармоничное сочетание современности с традициями, и несмотря на всю свою многоэтажность, Пхеньян совсем не вызывает впечатления «каменных джунглей».

Кое-где между новостройками мелькают еще маленькие старые хижины. Как и повсюду в мире, в любом строящемся городе, скажете вы, что здесь особенного? Действительно, особенного - ничего, но «свиньи» и здесь умудряются «найти грязи». Например, некий российский дизайнер Артемий Лебедев, называющий самого себя ласкательно «Тема», увеличил фото этих старых хижин раз в 20, объявив их местными трущобами и уверяя, что гид «запретил ему это фотографировать». Интересно, когда Тема посещает «страны рыночной экономики» - скажем, Соединенные Штаты или ну хотя бы Румынию - он тоже с таким рвением стремится найти там трущобы и нищету, что даже прибегает к фотографическим трюкам?

Милый Тема, большой привет тебе из Пхеньяна! Я только что видела те же самые хижины, о которых ты ведешь речь с таким демократическим негодованием - и могу засвидетельствовать, что они составляют ничтожный процент жилого фонда в Пхеньяне (кстати, побывай, пожалуйста, в Туле, в Пролетарском районе, на улице Карла Маркса или на Пролетарской набережной, где старые дома никто сносить не собирается (это вам не при советской власти!), а у жителей теперь, благодаря свободе и демократии, нет денег даже на элементарный их ремонт. Пофотографируй там, или съезди в деревню Молчаново Чернского района, если получится (автобус туда в лучшие времена ходил из Тулы раз в неделю), вот уж где трущобы! Глядишь, удастся сорвать за эти фото серьезные баксы с тех, кому за рубежом не нравится излишне самостоятельный курс российского президента?). Более того, ни один из трех корейцев, которые нас сопровождали: гида и двух переводчиков, во время фотографирования нас не останавливал и ничего нам не запрещал. Видимо, в случае с тобой они просто знали, с каким нечистоплотным типом они имеют дело.

Пхеньян. Фото Франка Мюллемана, SOCFO
Пхеньян. Фото Франка Мюллемана, SOCFO

Да, Пхеньян – не Москва. Слава богу. В Пхеньяне и в других корейских городах и поселках, несмотря на все экономические трудности, несмотря на вынужденно высокие расходы на оборонные нужды, по-прежнему ведется массовое строительство новых жилых домов - в том числе и традиционного стиля, но современных в сельской местности - которые бесплатно предоставляются населению. Строительство это не останавливается даже в выходные дни, строителям помогают солдаты, рабочие и служащие, которые знают - дома эти строятся для них и для таких, как они, а не для тех, кто платит по 4000 долларов за квадратный метр.

Тема, тебя родители не учили, что врать (в том числе и пользоваться Фотошопом для подтверждения своих политических взглядов) некрасиво? Даже если ну очень хочется натянуть увиденное на воображаемое заранее.

Странно, когда человек, который девизом своей фирмы делает короткое выражение: «Без х*** ни!» специально едет в другую страну для того, чтобы научить именно этим словам тамошнюю интеллигенцию: «Монотонность дороги по пути в другие города я коротал тем, что обучал гида и стажерку русскому языку. Скажем, гид вообще никогда не слышала слова «бля». Во время урока я выяснил, что «х**» (в оригинале без купюр - ИМ) по-корейски — это нечто среднее между «кыш» и «брысь», употребляющееся по отношению к домашней птице».) . Тема напоминает человека, который снимает с себя на улице трусы, чтобы «прохожим стало стыдно» - когда на самом-то деле он выставляет на посмешище только самого себя. Ему даже невдомек, что реплика корейцев по поводу домашней птицы была с намеком адресована, скорее всего, ему самому. Так что х***, Тема, х*** из Кореи! Вы***ся будешь на московских тусовках...

«Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности вместе взятые», - написано на сайте твоей студии. Может быть, у тебя просто элементарно не хватило мозговых извилин, чтобы понять, что корейцы тоже и существуют так, как им нравится, и работают так, как сами считают правильным, и корпоративные ценности видали именно там? И уж как-нибудь обойдутся без твоих «уроков русского языка» (это тебя, наверно, мама-писательница такому лексикону научила?)

Я очень соскучилась по реализму в искусстве. Мне надоели уродливые треугольники, загогулины и прочие «чепурыслы», расставленные на наших улицах и набережных, которые якобы несут в себе какое-то высокое искусство, и от которых - ни уму, ни сердцу (только чьему-то кошельку).. Мне надоели полотна, намалеванные словно взявшей в руки кисть гориллой или шимпанзе. И это - еще одна причина, по которой мне так приятно было оказаться в Корее. Хотя здешние памятники и поражают воображение своими размерами, и я ожидала увидеть что-то в стиле скульптора Церетели, на деле они оказались удивительно гармонично, я бы даже сказала, тактично вписывающимися в местный пейзаж, а вовсе не такими чудовищными «соринками в глазу», как работы последнего. А какая великолепная здесь живопись! Люди и природа на картинах - словно живые. К слову, корейцы так же замечательно, как рисовать, умеют и вышивать вручную.

Мемориал Воссоединения Кореи. Фото Франка Мюллемана, SOCFO
Мемориал Воссоединения Кореи. Фото Франка Мюллемана, SOCFO

Особое впечатление на меня произвел Мемориал, посвященный воссоединению Кореи, представляющий собой скульптурную группу из двух женщин в традиционной одежде, протягивающих навстречу друг другу руки над ведущим из Пхеньяна шоссе. Нам, не знающим, что это такое - не иметь возможности не только увидеть своих родственников более 50 лет, но даже и переписываться с ними, вероятно, трудно себе даже представить, какое место в душе корейцев занимает эта проблема.

Местная «ВДНХ» - Выставка достижений Трех революций - именуется так по достижениям корейского народа в трех революциях: идеологической, технической и культурной. Выставка эта занимает площадь в 100 гектаров. На ней имеются 6 павильонов, а также парк для отдыха трудящихся, научно-исследовательские центры... Самое большое впечатление на нас произвел, конечно, космический павильон, посвященныи первому в КНДР запуску искусственного спутника Земли (того самого, который находился на орбите целых два года, и чье существование американцы продолжают отрицать!) . Запуск спутника «Кванменсон-1» состоялся 31 августа 1998 года. И трехступенчатая ракета-носитель, и сам спутник были изготовлены в самой КНДР по отечественным технологиям. «Дело в том, что техника запуска ИСЗ прямо связана с технологией МБР, и на ее экспорт наложено строгое эмбарго в мире, да и КНДР постоянно подвергается технической, экономической и военной блокаде со стороны Запада. После запуска корейского ИСЗ вице-президент Космического общества России в своем интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС отметил: чтобы вывезти ИСЗ в орбиту подобной категории, должен быть очень сильный носитель, который по своей мощности не уступает межконтинентальной баллистической ракете. Не было известно о каких-либо попытках КНДР иметь контакты с российскими специалистами по космосу, пояснил он, более того, не было обращений за помощью» ( «Корея ХХ века: 100 фактов и материалов», Пхеньян 2002, с. 223-224). Да, Тема, это тебе действительно без х***ни!

А еще врезались мне в память увиденные на этой выставке мотоциклы и мотороллеры отечественного же, корейского производства. И вспомнился невольно родной завод моей мамы, который в советское время тоже свои собственные мотороллеры разрабатывал и выпускал (на Кубе многие из них и по сей день еще хорошо работают!), а сейчас, во власти артемоподобных, держится на плаву только тем, что... сдает заводские цеха под складские помещения для «бизнесменов», торгующих зарубежным хламом...

Так почему же у корейцев получается выжить и развиваться, сохраняя общество социальной справедливости, - несмотря на такие ограниченные ресурсы, по сравнению с нашей огромной страной, одаренной несметными природными богатствами? И почему мы сорвались в такую пропасть, что на наших улицах сегодня - сотни тысяч беспризорных детей, что наши мужчины умирают, не дожив до 60 лет (средняя продолжительность жизни в «голодной» Корее - 71 год!), что наши женщины отказываются от детей или даже убивают их, а население уменьшается на почти миллион человек в год? В чем корейский секрет?

Ответ прост. Чучхе. И не надо смеяться, балаганничать над коротким «экзотическим» словом, о котором у нас большинство даже не знает толком, что оно означает. «...Идеи чучхе означают, что ты сам есть хозяин своей судьбы, и что в тебе есть и сила для решения своей судьбы» («Корея ХХ века: 100 фактов и материалов», Пхеньян 2002, с. 165) Для непонятливых объясняю: не надо сидеть сложа руки и ждать, пока «добрый дядя из-за океана» вложит в твою промышленность награбленные им миллионы. И не надо думать, что ты сам ни на что не способен потому, что этот дядя якобы «цивилизованнее» тебя.

Наши «Темы» не понимают происходящего в Корее потому, что им все не дает покоя стоящий перед глазами призрак «дорогого Леонида Ильича», на который они автоматически прожектируют увиденное и услышанное ими в Корее. А слабо понять, что тов. Ким Ир Сен - не Брежнев, а тов. Ким Чен Ир - не наследники Брежнева? Что дети и внуки у корейских коммунистов не выросли такими, как сын автора слов Гимна СССР, мечтающий стать царем Всея Руси? Вовсе не симпатизирующий корейским коммунистам англичанин Майкл Харрольд проговаривается в своей книге «Товарищи и чужаки», что как только за поведением детей высокопоставленных членов партии и правительства в КНДР замечается что-либо неподобающее, их тут же отправляют на трудовое перевоспитание! А у нас... Тема, оказывается, даже в детский сад не ходил. Да и университет не закончил. Зато берется учить других, как им жить. И заправляют нашей страной по большому счету именно вот такие недоучки, занимающиеся не своим делом, у которых одна только гордость – «Один год учился в балтиморской Parkville High School»...

Не помню точно наизусть это высказывание товарища Ким Ир Сена, т. к. прочитала его еще в детстве, так что могу быть немного неточной: «Если низкопоклонстом заражается человек - гибнет член общества, если низкопоклонством заражается партия - гибнет революция, а если низкопоклонством заражается нация - гибнет страна.» И по-моему, состояние России за последние 20 лет - достаточно наглядный тому пример!


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100