Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джон Мэйдж
Непальская революция и международные отношения

Революционная гражданская война в Непале окончилась фактически с победой масс над королем Гианендрой в апреле 2006 года и юридически – подписанием мирных соглашений в ноябре 2006 года. Королевская армия Непала (КАН) теперь называет себя армия Непала, и мирное соглашение предусматривает ее демократизацию под руководством нового правительства, включающего Коммунистическую партию Непала (маоистскую) – КПН(м). Ко времени написания данной статьи этого еще не произошло, и непальская армия все еще находится под командой тех (в основном феодальной элиты), кто, при помощи «советников» из США жестоко и безнаказанно вел гражданскую войну. Однако важно не недоценить степень революционных изменений в Непале. Сегодня как непальская армия, так революционные вооруженные силы (Народная освободительная армия, НОА), по сути, получили равное положение по мирному соглашению, достигнутому непальцами и проводимому в жизнь при содействии ООН 1 .

В период после убийства королевской семьи Непала 1 июня 2001, народная война, начатая 13 февраля 1996 подпольной КПН(м) перешла от регионального восстания, когда местные партизаны сражались против полиции, но не против КАН, в полномасштабную революционную гражданскую войну. После убийства короля Бирендры и его ближайших родных, КАН начала воевать против революционных сил с массовой поддержкой, контролировавших значительную территорию, и с формально организованной армией НОА. Так что вопрос стоит так: будут ли бывшие враги на самом деле пользоваться одинаковым отношением на международной арене.

После 11 сентября США вмешивались военной силой в дела Непала и пытались заклеймить революционеров как «террористов», что, с точки зрения США, не только лишало их легитимности, но и выводило их за рамки международного права касающегося вооруженных конфликтов. С 2004 года соседи Непала постепенно признавали законность революции и одновременно отказывались от терминологии «терроризма». Маоисты участвуют в правительстве Непала, и США – единственные в мире, кто продолжает называть КПН(м) «террористами». Хотя опасность не исчезла, такой ход событий показывает решительное подтверждение независимости Непала перед лицом иностранного вмешательства в его внутренние дела.

США начинают вмешательство в дела Непала: тибетские повстанцы «кхампа»

Притхви Нараян Шах (1723-1775), основатель непальского государства, объединенного под его властью в 1769 году, сравнил непальское геополитическое положение с клубнем ямса, уравновешенным меж двумя камнями. Непальская история подтвердила его правоту: когда Китай ослабевает, Непал попадает под такое сильное влияние Индии, что его независимость оказывается под вопросом. Сто лет с 1842 по 1945 год, когда единство и мощь Китая лежали в руинах, международные отношения Непала полностью попали под индийско-английский контроль. Единственным иностранным посланником в Катманду был английский. После получения независимости новое индийское правительство с переменным успехом пыталось достичь прежнего господства над Непалом. Индия навязала в 1950 неравноправный договор, и более чем шесть лет в 50-е годы в Катманду находилась индийская «военная миссия». Но с ростом силы революционного Китая расширились возможности для непальской инициативы. В 1955 году были восстановлены дипломатические отношения с Китаем, затем Непал вступил в ООН, и установил отношения с США и СССР.

В 1959 году Китай вернул себе контроль над Тибетом - соседом Непала, и Далай-лама бежал из Тибета в оплаченную ЦРУ базу в Индии. В декабре 1960 года король Непала Махендра (1955-1972) организовал путч, распустил парламентское правительство во главе с руковдителем Непальского Конгресса (НК) Б. П. Коирала, и установил «беспартийный панчаят» при господстве короля. Индия поддерживала НК и решительно протестовала, когда Махендра предложил Китаю построить шоссе между Катманду и Тибетом. Осенью 1962 года Дели начал блокаду Непала. Но вскоре началась пограничная война с Китаем, и Индия – в отчаянии от быстрой победы Китая и не желая воевать с Непалом – прекратила блокаду. Из-за конфликта с Китаем Индия запросила помощи у США – врага «красного» Китая.

США очень далеки от Непала, их торговля с Непалом крайне незначительна, и меньше туристов из США посещают Непал, чем жителей некоторых небольших стран Европы; однако притязания на мировое господство привели к тому, что США стали главной иностранной силой, вмешивающейся в дела Непала. Первый дипломатический контакт США с Непалом – посольство во главе с Джозефом Саттерсуэйтом, заместителем директора госдепа по делам Ближнего Востока и Африки – произошел только в 1947 году, с концом английской власти над Индией. Саттерсуэйт позднее назвал свою миссию «концом эксклюзивного контроля Англии над Непалом». Хотя вторая миссия (во главе с Честером Боулсом) прибыла в разгар войны в Корее в 1951 году с первым предложением «помощи», в Непале не было посольства США вплоть до тибетских событий 1959 года.

После поражения в пограничной войне, Индия не решалась позволять себе вооруженные нападения на Китай со своей территории. Нищий Непал с маленькой и плохо вооруженной армией не мог предотвратить организации на своей земле лагерей ЦРУ для тибетских повстанцев. С начала 1960-х по 1973 год США и их» контрас «кхампа оккупировали два района Непала на границе с Тибетом: Уаланчунг-гола на востоке Непала и Мустанг на западе. Только после визита Никсона в Пекин в 1972 году и последовавшего отказа США от поддержки различных антикитайских вооруженных групп, новый король Бирендра и КАН осмелились выступить против лагерей кхампа. Захваченное оружие все было американского производства

Внешняя политика короля Бирендры (1972-2001) и начало народной войны

После подавления США контрас, пользовавшихся поддержкой США, король Бирендра быстро установил тесные отношения с Китаем. Его отец официально посетил Китай однажды в 1961 году. Бирендра нанес визит как наследник престола в 1966 году, а как король в 1973, 1976 (включая Тибет), 1978, 1979, 1982 (опять посетив Тибет), 1987, 1993, 1996 годах, и, наконец, в 2001 году, за три месяца до убийства. Его отношения с Индией были, напротив, крайне напряженными. В 1989 году правительство Бирендры организовало покупку китайского оружия для КАН, несмотря на протесты Индии. Когда события на площади Тяньаньмынь парализовали Китай, Индия опять наложила эмбарго на Непал и предложила помощь повстанцам. Напряженность росла, запасы нефтепродуктов иссякали, и тут индийский министр иностранных дел прибыл в Катманду с предложением поддержать монархию против антимонархических партий в обмен на выполнение унизительного договора о «дружбе». Вместо этого Бирендра отказался от части своей власти и пошел на компромисс с растущим демократическим массовым движением, во главе с НК и несколькими компартиями, объединенными стремлением добиться демократии.

Согласно новой конституции 1991 года король сохранил верховное командование над КАН и решающий голос во внешней политике, но внутренние дела были отданы во власть правительства из политических партий, избранных в парламент. «Парламентское» правительство после 1991 года быстро дискредитировало себя неприкрытым стремлением получить выгоды от своего положения. И полиция продолжала подавлять оппозицию с усердием не меньшим, чем при власти «беспартийного панчаята». Революционные коммунисты, организованные в подпольный Единый Центр (ЕЦ), были представлены в парламенте 9 депутатами Объединенного Народного Фронта, и в нищих кварталах Рапти в среднезападном Непале ОНФ победил на окружных и местных выборах. В органы власти были избраны его руководители, например, Дхакку Прасад Субеди, стал председателем окружного комитета развития Ролпы. Митинги протеста разгоняла полиция, в ораторов стреляли. Все большему числу партийных активистов пришлось бежать из домов, и время от времени в отместку происходили нападения на полицию.

В ноябре 1995 года правительство – коалиция НК и монархистов – начало полицейское наступление на Ролпу под кодовым название «Операция Ромео». Жесткости полиции во время «операции Ромео» привели к резкому усилению антиправительственных настроений в Ролпе. В феврале 1996 года КПН(м), организованная на основе ЕЦ в 1995 году, начала народную войну с нападения на полицейские отряды, наиболее известные своей жестокостью. В следующем году партизаны уничтожили отряды полиции в Ролпе и Рукуме, а также в нескольких других районах страны. В конце сентября 2000 года сотни вооруженных бойцов вышли со своей базы в Рукума по горной тропе на высоте 4 километров, чтобы напасть на полицейский пост в Дунаи – окружном центре Долпа. Местные жители не предупредили полицию, и нападение было успешным. Партизаны захватили пост со всем оружием и освободили политзаключенных из окружной тюрьмы на другом берегу реки.

Убийство короля Бирендры и королевской семьи

Бирендра в ответ не послал отряды КАН. В Дунаи находился армейский пост в нескольких часах ходьбы, откуда не послали помощь полиции. В то время как партизаны очищали Рукум и соседние округа от последних полицейских постов, от Бирендры настойчиво требовали послать КАН против революционной молодежи в горах. Однако Бирендра отказался, посетил Китай, и, как сообщают, вступил в тайные переговоры с революционерами. 1 июня 2001 года он был убит вместе со всей семьей. О преступлении нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что большинство непальцев считают официальную версию - будто наследный принц Дипендра, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и озлобленный потому, что ему не позволили жениться на любимой женщине, перебил всю свою семью – ложью. Хирург, оперировавший Дипендру во время неудавшейся попытки спасти его жизнь, категорически заявил тогда же, что в крови принца не было обнаружено следов алкоголя или наркотиков. И пережившая убийство дворцовая служанка недавно показала по собственной инициативе, что видела Дипендру с простреленной головой лежащего ничком, в то время как стрельба продолжалась!

Китай отреагировал немедленно – с глубокой озабоченностью. Мадан Регми – председатель непальского «Центра изучения Китая» и в то время доверенное лицо китайских властей, немедленно посетил Китай и по возращении в Непал в июле 2001 года дал интервью. Хотя он отрицал, что говорит от имени официальных лиц, Мадан Регми повторил обвинение, что королевская семья пала жертвой заговора, вызванного тесными связями Бирендры с Китаем. Он сослался на «надежные» (но неофициальные источники), говоря, что Китай сразу после убийства «тонко» предупредил Индию о недопустимости любого военного вмешательства.

Вскоре после воцарения короля Гианендры (которого не было в Катманду 1 июня 2001 года) революционеры захватили крупный полицейский пост в Холери в центре Ролпы и взяли 71 пленного. Гианендра (через премьер-министра Гириджу Коиралу) послал КАН против них в первый раз. Но местные командиры КАН и революционные силы сумели достичь мирного решения, и Гириджа Коирала подал в отставку. Ему на смену пришел премьер-министр Шер Бахадур Деуба, также из руководителей НК, известный тесными связями с посольством США. Прекращение огня вступило в силу и революционеры в сентябре 2001 года организовали массовые митинги, приняв также меры для формального установления своей власти. Они провели первую национальную конференцию НОА и национальную конференцию Объединенного Революционного Народного Совета, координационного центра для возникающих альтернативных властей в районах, очищенных от полиции.

Новое правительство воспользовалось прекращением огня для подготовки КАН к наступлению. Начались нападения на известных маоистов или подозреваемых, местные руководители были убиты. НОА ответила 23 ноября 2001 года успешным наступлением на Гхорахи, центр округа Данг, захватив важнейший арсенал КАН. Такие же успешные боевые действия они провели в двух других округах. 26 ноября было объявлено чрезвычайное положение, и КАН приказали перейти в наступление. Эти события отмечают переход к качественно более высокому уровню («стратегическому равновесию» как выражаются маоисты) революционного конфликта, на котором две армии и две власти противостоят в общенациональной гражданской войне.

Зимой и весной 2002 года режим Гианендры смог привлечь внешнюю поддержку всех международных сил. Тогдашний премьер-министр Индии Джасвант Сингх во время визита в Непал, первым назвал маоистов «террористами», тем самым подав пример НК. Затем Индия направила властям Непала значительную военную помощь. Король также принял срочные меры для примирения с Китаем, вплоть для визита Гианендры в Китай в июле 2002 года. Китайский посол в Непале Ву Конгвонг 11 мая 2002 года назвал революционеров «террористами» и сказал, что политика Китая – называть революционеров «антиправительственными силами», избегая слова «маоист». Посол затем посетил революционный округ Горкха вместе с военным атташе и сказал, что КАН «хорошо поработала» и что Китай предоставит «необходимую помощь». После терактов 11 сентября Китай старался не настраивать против себя агрессивный режим США, который начал вмешиваться в дела Непала, поставляя оружие и советников.

Период Рокка (2001-2004)

Новая политика США – активного военного вмешательства в Непале - началась с назначения в апреле 2001 года Кристины Рокка заместителем государственного секретаря по Южной Азии. Согласно авторитетным источникам, госпожа Рокка – кадровый сотрудник ЦРУ с 1982 по 1997 год, замешанная в операциях ЦРУ против СССР в Афганистане в 80-х годах. Затем она контролировала выкуп ЦРУ неиспользованных ракет Стингер, которые ЦРУ сами поставляли в Афганистан. Затем Рокка была помощником по законодательным делам правого сенатора Браунбэка из Канзаса, известного рьяного сторонника независимости Тибета и враждебного Китаю. С такими взглядами Рокка начала период близкого сотрудничества вмешательства США в Непале с согласия тогдашнего правительства Индии.

В июне 2001 спустя всего несколько дней после убийства Бирендры, был организован американский «отдел оборонного сотрудничества» с Непалом в посольстве в Катманду. Вскоре после отставки Гириджи Коиралы в конце июля 2001 года, сама Кристина Рокка прибыла в Непал для встречи с чиновниками «служб безопасности». Деуба был премьер-министром только несколько дней, когда он встретился с Рокка.

В январе 2001 года, менее чем через два месяца после возобновления военных действий и введения чрезвычайного положения, тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл прибыл в Непал. Его сопровождали, кроме прочих, Кристина Рокка и вице-адмирал Уолтер Доран, заместитель председателя комитета начальников штабов. Пауэлл встретился с Гианендрой, Деуба и тогдашним начальником генерального штаба генералом Праджволлой Шумшере Ранай. Вскоре после этого правительство Буша сообщило, что просит о выделении начального специального финансирования (20 миллионов долларов) для непальских сил безопасности; и группа американских военных советников из тихоокеанского командования прибыла в Непал, включая полковника морской пехоты, главу подразделения тылового обеспечения и заместителя начальника инженерных сил. За ними прибыли подвижные группы, разрабатывавшие с пехотными частями КАН тактические планы. Программы, по которым офицеры КАН учились в военных училищах США, были значительно расширены. Офицеров КАН отправили в Военный Колледж армии США, в колледжи армии США и генштаба, в национальный университет обороны и в Азиатско-тихоокеанский центр стратегических исследований. Началось колоссальное увеличение численности армии и вооруженной полиции с помощью США. К 2005 году вооруженные силы, насчитывавшие в 2001 году 35 тыс. чел., состояли из более чем 100 тыс. чел., а к 2008 году была объявлена цель в 150 тыс. чел.

Правительство Гианендры во главе с Деубой, чувствуя себя сильнее со своими американскими хозяевами, распустило избранный парламент весной 2002 года, когда стало ясно, парламентское большинство предпочитает положить конец чрезвычайному положению. Но политика внутренней милитаризации при поддержке США не принесла предполагавшихся результатов; напротив, революционное движение распространялось и на округа, ранее им не затронутые. Монархия сменила курс, уволила поддерживаемого США Деубу в октябре 2002, и назначила монархиста Локендру Бахадура Чанга премьер-министром с полномочиями для переговоров и прекращении огня. Рассерженная Кристина Рокка прибыла в декабре 2002 года и немедленно постаралась прекратить мирные переговоры. В заявлениях для прессы она называла революционеров «террористами» и сравнивала их с Пол Потом. Как только она уехала, посольство США в Катманду начало процедуру занесения революционеров в американский список «террористов». Тем не менее, 29 января 2003 года было достигнуто соглашение о прекращении огня. Королевское правительство сделало перемирие возможным, согласившись на три условия: перестать называть революционеров во главе с маоистами «террористами»; отменить награды, назначенные за арест их руководства; и отозвать международные ордера на их арест.

С самого начала США были против перемирия и искали способов спровоцировать возвращение к гражданской войне. В январе 2003 года, пока велись переговоры, в Непал прибыла команда из 49 военных «экспертов» США для подготовки КАН. Одновременно прибыла первая партия из 8000 винтовок М-16. 4 февраля Кристина Рокка, как передало агентство «Рейтер», заявила что сомневается в только что заключенном мире: «может быть, существуют основания для надежды, но на самом деле положение ухудшается», - сказала она, - «непальские дела выглядят очень неважно». В мае, когда проходили переговоры между монархией и маоистами, посольство США сообщило, что маоисты официально объявлены «террористами» и включены в 2 из 3 американских списков «террористов». КАН, с подачи американских «советников», срывала переговоры. Командование США отказалось выполнить соглашение, достигнутое правительственными делегатами на переговорах, согласно которым КАН не должны была патрулировать на расстоянии большем, чем 5 километров от их бараков. В тот самый момент, когда происходила важнейшая часть мирных переговоров – 17 августа 2003 года – солдаты КАН в деревне Дорамба (округ Рамечап) хладнокровно убили 18 невооруженных маоистских активистов. Расследование показало, что «убитые... все были арестованы на политическом собрании, отведены со связанными за спиной руками на дорогу и расстреляны». Заместитель госекретаря Ричард Армитадж затем заявил, что Коммунистическая партия Непала (маоистская) «создает значительный риск совершения терактов, которые угрожают... национальной безопасности, внешней политике или экономике США» и что они формально включены в самый главный американский список «террористов».

Возобновление гражданской войны осенью 2003 года оказалось высшей точкой военного вмешательства США в Непале. В центре Катманду рядом с генштабом КАН были выстроены хорошо продуманные постоянные помещения для «советников» из США. Через свою Международную Программу Военного Образования и Подготовки (МПВОП) США тренировали силы безопасности в «спецоперациях». В результате возникла «политика, позволяющая массовые «исчезновения», вместе с молчаливым одобрением на высшем уровне государства для использования массовых пыток, убийств без суда и других явных преступлений» 2 . Правительство объявило план «Добровольцы-защитники деревень», основанный на латиноамериканском примере эскадронов смерти. Это оказалось уже чересчур для глав посольств Евросоюза в Непале, которые до тех пор не издавали ни слова протеста против вмешательства США. Они предупредили, дипломатическим языком, что в других странах такие планы «часто приводили к серьезным нарушениям прав человека».

Визит Кристины Рокка в декабре 2003 года ознаменовался предложением послать части КАН в Ирак (вежливо отклоненным непальским правительством), встречей с Гианендрой и с главой КАН генералом Пияр Джинг Сапа, который сообщил ей о планах «Добровольцы-защитники деревень», попросил еще больше оружия, вертолетов, оборудования для шпионажа, которое поможет армии найти и убить вождей революционеров, и продолжения антипартизанской подготовки. В начале марта 2004 года высокопоставленные офицеры сил безопасности США снова прибыли в Непал. Команда во главе с Дж. Кофером Блэком (координатором отдела антитерроризма в госдепе США), прилетела в штаб-квартиру среднезападной дивизии КАН в Непалгунж. В апреле другая группа американских военных прибыла в Непал для «совместных учений» с недавно организованными в КАН «специальными силами» вроде «батальона рейнджеров», под командой офицеров, обученных и специально отобранных США.

Посол Индии (под властью партии Бхаратийя Джаната) в Катманду Шиам Саран обещал неизменность политики Индии в Непале: полное согласие с военным вмешательством США. Это согласие лишило силы индийское толкование неравноправного соглашения 1950 года как запрещающего Непалу просить военной помощи у других стран, но недавно возникшее индо-американское военное сотрудничество оказалось важнее. В конце 2003 года Саран заявил, что Индия и США «смотрят одними глазами».

Изменения международного положения весной 2004 года

Апрельско-майские выборы 2004 в Индии неожиданно лишили власти правительство партии Бхаратийя Джаната и новое правительство во главе с ИНК зависело для достижения большинства от левых парламентских партий. Новое правительство вначале продолжало существующую политику сотрудничества с США, и военная помощь КАН продолжалась. Посол Саран, воплощение этой политики, в июне 2004 года был повышен до поста секретаря по иностранным делам в министерстве иностранных дел.

Значительная перемена в позиции Китая была обьявлена послом Сун Хепином в выступлении 28 мая 2004 года. Открыто отвергая согласие предыдущего посла Ву Конвона называть маоистских революционеров «террористами», он объяснил, что называть их «антиправительственными силами» не то же самое, что называть их «террористами» - как делали Индия и США. Он подчеркнул, что враждебная деятельность тибетских сепаратистов – главная забота Китая в Непале.

Эта перемена совпала с важными изменениями в составе посольства США. Посол США в Непале Майкл Малиновский играл очень незначительную роль. Политические вопросы решались в Вашингтоне, и Кристина Рокка не задумываясь, отправлялась в Катманду. Весной 2004 года Малиновский был неожиданно отозван до окончания своей аккредитации и заменен куда более влиятельным Джеймсом Ф. Мориарти – специальным помощником президента и старшим заведующим азиатскими делами в национальном совете безопасности (бывшим сотрудником политического отдела посольства США в Китае). Мориарти был хорошо известен как сторонник сотрудничества с Китаем. Поддержка тибетских прихлебателей со стороны США оказалась, как и раньше, разменной пешкой.

Еще одна перемена произошла в то же самое время. 14 мая 2004 года Рабиндер Сингх, из отдела по делам Юго-Восточной Азии индийской разведки внезапно отправился в Непал, получил американский паспорт и под покровительством ЦРУ получил убежище в США. В разведке он, предположительно, отвечал за непальские дела. Так что эпоха, начавшаяся с убийства короля Бирендры, когда ЦРУ и Кристина Рокка могли управлять отношениями не только США, но и Индии с Непалом, закончилась.

После провала мирных переговоров 2003 года Гианендра снова призвал любимчика США Деубу возглавить военное правительство. США оказали серьезное давление на парламентскую Коммунистическую партию Непала (Объединенную марксистско-ленинскую) чтобы вынудить ее присоединиться к правительству Деубы. Они считали, что только коалиция монархистов и главных парламентских партий может быть достаточно сильной для ведения гражданской войны. В 2004 году эта политика как будто принесла плоды и КПН (Объединенная марксистско-ленинская) вошла в правительство. Но это привело только к тому, что многие оставшиеся члены КПН покинули партию, потому, что не желали больше принимать участие в гражданской войне на стороне короля и США. Правительство парламентских партий оказалось абсолютно неспособно контролировать спецназ с советниками США, и чиновники всячески подставляли ножку политиканам, заинтересованным в наживе.

Королевский государственный переворот в феврале 2005

Доверяя разведданным КАН, что КПН(м) была на грани неизбежного и катастрофического раскола, в феврале 2005 Гианендра сформировал правительство, опирающееся на армию с министрами-монархистами, лично преданными королю. Главы политических партий, включая бывших министров, теперь обвиненных в коррупции, были арестованы. Король считал, что может возобновить мирные переговоры с одной или другой фракцией, на которые, как он думал, раскололась КПН(м), в то же время сохраняя военную помощь США и Индии для КАН. Эти расчеты оказались ошибочными. КПН(м) не раскололась, более того, интенсивные внутрипартийный дебаты привели к единству на более высоком уровне. Попытки возобновить переговоры были отвергнуты. И правительство Индии под сильным нажимом левых парламентских партий приостановило военную помощь королю, сбросившему последние лоскутья парламентской легитимности.

Учитывая необходимость рассчитывать на командование КАН для успеха переворота, и, учитывая близкие отношения командования КАН с США, не стоит слишком доверять послу Мориарти, когда тот отрицал, что знал о перевороте заранее. Куда более вероятно, что королю дали понять – США ему помогут. Если помощь не пришла, то только потому, что стало ясно: переворот не получил поддержки ни внутри страны, ни от Индии.

Тогда Гианендра обратился за оружием к Китаю, который отказался осудить февральский переворот, назвав его «внутренними делами». Шагом в сторону Китая было закрытие «Отдела благосостояния Тибета» в Катманду за несколько дней до переворота, что было бы невообразимо до начала новой американской политики, представленной послом Мориарти. Китай согласился на просьбу, чем разгневал секретаря по иностранным делам Шиама Сарана, который с тех пор постоянно высказывал свое несогласие. В июне 2005 года пять бронетранспортеров прибыли в Непал и Китая. В сентябре 2005 года Китай, как сообщали, согласился предоставить оружие и боеприпасы на сумму около 22 миллионов долларов. В конце ноября 2005 года 18 грузовиков с оружием из Китая, как сообщалось, пересекли китайско-тибетскую границу.

Тем временем, началось применение плана КАН по созданию эскадронов смерти. В феврале 2005 года они убили десятки невооруженных людей из горного племени «пахади» и сожгли более 700 домов в Капилвасту в Тераи, называя своих жертв «маоистами». Послы Евросоюза и правозащитные группы немедленно заклеймили эти полуофициальные убийства. Мориарти, вызванный в Вашингтон для консультаций, как сообщалось, указал на эти убийства как на причину для «оптимизма». Мориарти вернулся в Катманду в мае 2005 года и не отрицал эти сообщения, только сказал, что существует «разные мнения» об этих массовых убийствах. Мориарти сказал, что его главная забота – хватит ли КАН боеприпасов. Не желая открыто в противовес Евросоюзу и Индии оказывать военную помощь все более изолированной королевской власти, США обратились к Израилю. В августе «большой груз» пуль для американских винтовок М-16 был получен КАН из Израиля.

Кристина Рокка скоро последовала за Мориарти в Катманду, привезя с собой самолет «несмертельной» военной помощи, что было ее прощальным визитом. Рокка объяснила политику США: надавить на короля для преодоления противостояния с парламентскими партиями, а также усилить гражданскую войну. Несмотря на недовольство тибетских сепаратистов, она не критиковала Китай, и таким образом было достигнуто своего рода разделение труда: «несмертельную» помощь поставляли США и Англия, смертельную – Израиль и Китай.

Постепенное расхождение в политических позициях Индии и США, начавшееся с бегством Рабиндера Сингха и прибытием Мориарти, наконец проявилось открыто. Главы парламентских партий, кроме Деубы, который продолжал быть под обвинением в коррупции, были освобождены в мае 2005 года, и Индия теперь поощряла их организовать городское восстание против королевского правительства. Индийская разведка была права, когда сочла, что власть короля не имела больше поддержки, кроме как в армии. Главы основных парламентских партий, долгое время бывшие наиболее ценными связями Индии в Непале, могли рассчитывать на возобновление своего влияния только в случае организации восстания против короля в городах, где почти не было вооруженных маоистов, и где парламентские партии имели партийные кадры и активные студенческие организации.

Массовый отклик на возобновившуюся агитацию парламентских партий оказался ничтожным, и главы партий и их индийские советники поняли, что только при соглашении с революционерами план восстания может рассчитывать на успех. Слово «террорист» исчезло из речей индийских официальных лиц, в тот же год было заялено, что маоисты – « не террористы». В конце июля 2005 года местные активисты парламентских партий открыто сотрудничали с маоистами в сельской местности и внезапно марши протеста в городах стали массовыми.

Заключение

В августе НОА победила КАН лобовой атакой на укрепленную базу в Пили в округе Каликот. В сентябре 2005 года заседание центрального комитета КПН(м) в Чунгванге в освобожденном округе Рукум выработало условия соглашения с парламентскими партиями и обьявили об одностороннем трехмесячном перемирии. Посредники – среди них Бам Дев Гаутам из КПН (объединенной марксистско-ленинской) и товарищ Пракаш из КПН (объединенный центр/масал) – приехали в совобожденный округ подготовить почву для формального соглашения. Но два ведущих лидера парламентских партий Гириджа Коирала из НК и Махдав Непал из КПН (объединенной марксистско-ленинской) отказались прибыть в Ролпу – освобожденную территорию Непала – для окончательных переговоров, настаивая на загранице (Индии). Правительство Индии не возражало, и успешные переговоры между революционерами и парламентскими партиями о совместном восстании было одобрено в ноябре 2005 года (соглашение «12 пунктов»)

США открыто стали на сторону короля, заклеймив соглашение, настаивая, что маоисты «не имеют легитимности» и не могут участвовать в переговорах. Но события происходили очень быстро, и вскоре оказалось, что Гианендра и Мориарти остались в одиночестве. В апреле 2006 года скоординированное городское восстание, совместно проведенное парламентскими партиями и маоистами, бросило вызов полиции и армии – последней опоре короля. Наконец, командирам пришлось сказать королю, что солдаты не желают больше стрелять по согражданам, и королю пришлось уступить.

Как последняя попытка расколоть коалицию восставших, парламент с давно истекшими полномочиями (выбранный на 5 лет в 1999 году, без участия революционеров) был созван королем. Было организовано правительство парламентских партий во главе с Гириджей Коиралой, поставившее своей задачей достижение мирного договора с революционерами и согласия на их требование о выборах в конституционное собрание. Мирное соглашение, с целью разоружения под наблюдением ООН, было достигнуто осенью 2006 года. По сути, соглашение уравнивало непальскую армию и НОА, и было поддержано международным сообществом. К началу 2007 года осторожно-реалистичные китайцы начали встречи с революционерами и обозначение «маоист» появилось в китайских СМИ. Даже англичане, стряхнув поводок, в марте 2007 выдали визу Чандре Пракашу Гаджурелу – представителю маоистов по иностранным делам. 1 апреля 2007 года маоисты вошли в правительство.

Громадное военное вмешательство США в Непал в настоящее время пресечено. США продолжают называть «террористами» и угрожать уголовным наказанием КПН(м) и их сторонникам. Это показывает, что, как минимум, США продолжают враждебное вмешательство в дела Непала. Однако, хотя непальская армия все еще больше под командой США, чем Непала и тайные операции с целью возобновления гражданской войны продолжаются, худшая опасность миновала. США как мировая держава испытывает упадок, а Китай – подъем. Возобновление индийского военного вмешательства также было бы затруднительным. Как хорошо понимал Притхви Нараян Шах в начале династии, которая сейчас переживает последние дни, чем сильнее Китай, тем меньше Непал должен бояться Индии.

Народная победа в апреле 2006 года и последовавшее мирное соглашение были достигнуты самим непальцами. Несмотря на продолжающиеся манипуляции местных и иностранных врагов, революционные силы Непала получили передышку для движения к новой демократии, свободной от самых опасных форм иностранного военного вмешательства. Это – значительное достижение.

(Я хотел бы поблагодарить Траилокия Радж Ариял, Мэри Дес Чене и Прем Раман Уперти за полезные обсуждения и комментарии на ранние варианты этой статьи)

Оригинал статьи находится опубликован по адресу mrzine.monthlyreview.org/mage180507.html

Перевод с английского Аллы Никоновой

Примечания

1  Традиционным вопросом международного права было: будет ли признан статус «воюющей стороны» группы, бросившей вызов международно-признанному государству, тем самым позволяя применить законы о вооруженном конфликте. (См. Гаагскую конвенцию номер 4 «Уважение законов и обычаев наземной войны с приложением , 18 окт.1907 года, приложение статья 1, 36, статья 2277, номер 539 26 января 1910). При нынешнем состоянии международного права (см. новейшую историю Ирака) сосуществуют две недобросовестности. «Гуманитарная интервенция» во внутренние вооруженные конфликты» используется для оправдания агрессии против слабых государств со стороны США и их сателлитов. «Терроризм» используется для отрицания прав вооруженных групп, бросающих вызов США и их сателлитам, в рамках международных законов о военнопленных. В данном случае речь идет о фактическом продвижении международного признания полной законности непальских революционеров, что означает признания их «воюющей стороной», что может внушить надежду на возвращение к международному праву и в других случаях

2  Заявление Азиатского центра юридических ресурсов (ALRC) в январе 2005 года о «Насильственном «исчезновении» и отсутствии законности в Непале» для комиссии по правам человека СБ ООН. Находится на www.alrc.net/pr/mainfile.php/2005pr/76/


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100