Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Стивен Гованс
Социализм XXI или XIX века?

«Че был одним из величайших латиноамериканцев в истории, но наш социализм – XXI века» - заявил в начале октября президент Эквадора Рафаэль Корреа.

«Мы не верим в классовую борьбу и в диалектический материализм. Мы считаем возможным провести радикальные социалистические изменения в существующих структурах, демократическим путём»

Таким же образом многие другие люди в прошлом отвергали ортодоксальный марксистский взгляд на классовую борьбу и верили в возможность постепенного демократического перехода к социализму внутри существующих общественных структур.

Бернштейн, Бауэр, Эберт, британские лейбористы – когда они ещё считали себя социалистической партией и гордились этим. Эти люди также верили в социализм XXI века. Только они верили в него в XIX и XX веках.

Корреа, Чавес и другие говорят о социализме XXI века как о чем-то новом, свежем и новаторском, прежде не слыханном, а не как о вторичной версии чего-то, что уже было в истории, однажды воссияло на её небосклоне, а затем довольно быстро прошло, как луна после полнолуния или время года.

«Бернштейн был первым, кто приветствовал абстрактную демократию и свободу, противопоставляя их ортодоксальной марксистской концепции классовой войны и диалектическому материализму» - писал в 1980-х годах социолог Альберт Шимански 1 .

И действительно, все основные аргументы нынешних реформистов и прогрессистов были в большей или меньшей мере разработаны уже в 1899 году (Эдуардом Бернштейном в его «Эволюционном социализме»), и получили дополнительное развитие в конце 1920-х годов и, позже, в 1950-х и начале 1960-х годов. А также в конце 1980-х. В наши дни эти идеи материализовались под лозунгами «Социализма XXI века».

«Некоторым образом» – отмечает Шимански – «одни и те же идеи открываются заново, затем сжимаются до нуля, потом опять переоткрываются – и так до бесконечности»

Шимански подчеркивал, что хотя временами реформистские бернштейнианские идеи казались вполне соответствующими настроениям массового сознания и даже указывали путь к будущим переменам, в остальные времена они выглядели чересчур наивными.

Например, «хотя такие понятия, как «империализм», «капитализм», «революция» и «рабочий класс» в начале 1960-х годов подвергались высмеиванию за догматизм, после 1966 года они быстро стали центральными. Но к 1980-м годам все вернулось назад. Бернштейнианские идеи снова оказались востребованы»

Сегодняшние заявления Корреа, как и Бернштейна в 1899 году, были бы встречены сардоническим хохотом в Германии 1933-45 годов, или по всей Европе конца 1930-х. Их также решительно отвергли бы в Чили 1973 года, или в сегодняшней Палестине – где внутри существующих структур парламентскими средствами совершенно невозможно проводить постепенные изменения, тем более изменения социалистические.

Европейский парламентский социализм, стремившийся добиться изменений демократическим методами внутри существующих структур, позорно провалился, и сегодня от него осталось одно название.

Хотя Социализм XXI века объявляет себя свежей альтернативой ортодоксальному марксистскому подходу, который привел к революциям и реальному социализму в СССР и Восточной Европе – это всё тот же старый драндулет, хоть и заново покрашенный.

Реально существовавший социализм XX века – скрытый упрек бернштейнианству XXI века - добился глубочайших изменений и принес народам огромный материальный прогресс, пока контрреволюция, восславлявшая бернштейнианские концепции абстрактной свободы и демократии, не дала машине истории задний ход. Социализм XXI века – в своих версиях от XIX и XXI веков – не может похвастаться ничем подобным. В его активе – только лишь самые скромные модификации существующего капиталистического строя, которые чаще всего были инициированы самим классом капиталистов и его представителями, но плоды которых реформисты приписывали своим усилиям.

Социализм XXI века – есть, безусловно, положительное явление в сравнении с тем, что ему предшествовало, но он не в состоянии привести к тем радикальным социалистическим изменениям, о которых говорит Корреа. Глубокие и радикальные трансформации внутри существующих структур – невозможны. Попытка осуществить постепенный переход к социализму, отвергая ортодоксальный марксизм – как того хочет Корреа – в лучшем случае наивна.

Оригинал находится на: http://gowans.wordpress.com/2007/10/08/21st-or-19th-century-socialism/

Перевод Ильи Иоффе

Примечания

1  Albert Szymanski, “Crisis and Vitalization: An Interpretive Essay on Marxist Theory,” in Recapturing Marxism: An Appraisal of Recent Trends in Sociological Theory, (Rhonda F. Levine and Jerry Lembcke, eds.), Praegar. 1987.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100