Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Не «или-или», а именно третье!
Объединенный Левый Фронт против унионистов и(з) ПКРМ

Расклад событий такой, что без анекдота не обойтись. Бежит Вовочка по улице с пачкой газет и выкрикивает: "Последняя новость! Грандиозная афера! Сто человек обмануто!" – Прохожий покупает газету и начинает ее листать, а мальчик бежит дальше и кричит: "Последняя новость! Грандиозная афера! Сто один человек обманут!"... Очень похоже, что то был Владимир Николаевич – в детстве. Он и сейчас так делает при помощи газеты "Коммунист". И уже не сотни, а сотни тысяч людей кинул. Так что пора, ей-богу, с этим кончать.

Именно об этом – что пора с этим кончать – говорили с трибуны прошедшего в воскресенье в Кишиневе объединительного съезда партии Союз труда "Patria-Родина" и общественно-политического движения "Patria-Moldova", которое составляют молдавские гастарбайтеры. Таким образом, Третья сила приросла на 45 тысяч человек – в основном активных и решительно настроенных борцов, которых Воронину и его подручным мастерам не так-то просто обломать.

Как известно, в Молдове левой партии нет. Есть разрозненные группировки, которым до сих пор не удавалось объединиться. И есть две круто правые партии, различающиеся тем, что одна – у власти, а другая хочет у нее власть забрать. И только по этой причине между двойниками идет жестокая борьба. Народу же от борьбы двух этих сил – лишь страдания и потери. После поражения ПКРМ на местных выборах вся провластная пресса буквально кричит об опасности прихода к власти унионистов и, соответственно, поглощения Молдовы Румынией. Контекст незамысловат: мол, лучше уж ПКРМ, чем либералы, румынские националисты и проч... Даже некоторые российские и приднестровские издания подводят читателей к такой мысли. Мы не преуменьшаем опасность унии. Но хотим разъяснить: ПКРМ во главе с президентом Ворониным ничуть не лучше ХДНП и национал-либералов. Более того: ведя страну тем же опасным курсом, который вынашивают оппозиционные унионисты, партия власти весьма преуспела. И не стоит заблуждаться: развалив в Молдове все, что можно, Воронин не остановится перед сдачей страны Запрутью, если поступит команда с Запада.

Но на этой неделе произошло событие, которое, возможно, помешает совместным геростратовским потугам двух политических сил – правящим и рвущимся к власти унионистам. На сцену снова вышла Третья сила... И кто сказал, что, как считали в Древнем Риме, aut aut, tertium non datur? Может быть, наоборот: non aut aut... namque tertium datur! – не "или-или", а именно третье дано!

Куда девать вино и... сахар?

Кажется, пора закрывать "винную тему". Молдова, утомленная солнцем катастрофической засухи, вчистую проиграла эту войну. После визита российского министра экономического развития Германа Грефа стало ясно, что никто в России не собирается бастовать и проводить акции протеста, требуя молдавское шампанское хотя бы к грядущему Новому году. Проблема загнана в тупик еще и потому, что, по словам Грефа, "остались только технические вопросы", решение которых предполагает российскую инспекцию молдавских предприятий, но Воронин заявил, что больше не допустит туда этот самый "непотребнадзор". Остается уповать на то, что Ху Цзиньтао велит каждому китайцу купить бутылку "молдавского спиртосодержащего", и мы станем богаты, как нефтяные арабские эмираты. Но, скорее всего, Председатель Поднебесной не сделает этого, и мы окажемся нищими, как церковные крысы.

Параллельно оказалось, что нам не только вино некуда сбывать, но и сахар. Иными словами, наступил момент истины: выяснилось, почему мы экспортировали вина намного больше, чем могут дать наши виноградники. Потому что, кроме вина, мы гнали, и в основном в Россию, так называемый штапель. Знаете, как он получается? Очень просто. Берут виноградные отжимки, заливают водой и добавляют сахару по вкусу. Чтобы было зело борзо. Вот это и называется "спиртосодержащая жидкость", по определению российского Роспотребнадзора.

Единственный успешный экспорт

Нарастает опасный перекос во внешней торговле – отражение экономического краха. За семь месяцев торговый дефицит Молдовы достиг $1,2 млрд - на 42,1% больше, чем в аналогичный период 2006 г. В прошлом году этот показатель составлял $1,64 млрд, а в 2005 г. – $1,22 млрд. Страна имеет отрицательное сальдо в торговле со странами ЕС в размере $522,3 млн, со странами СНГ – $412,4 млн. Наибольший дефицит сложился в торговых отношениях с Украиной, затем следуют Россия, Германия, Румыния, Китай.

Как официально признано, российское эмбарго на экспорт вин, которое так и не снято Москвой, считается главной причиной низкого уровня экспорта. Заметим, к слову, что не только вино, но и мясная, и растениеводческая продукция, которую якобы давно разрешили экспортировать в Россию, туда не идет. Есть единственная статья экспорта, которую воронинская Молдова исполняет более чем успешно, – экспорт рабочей силы. Причем в России трудится больше гастарбайтеров, чем во всем остальном ближнем и дальнем зарубежье. По утверждению Андрея Цэрнэ, лидера движения "Patria-Moldova" (оно называется довольно длинно: "Международная общественная организация помощи гражданам Молдовы в России и за рубежом"), в России находятся на постоянных заработках более 700 тыс. молдавских граждан, тогда как в Европе – 300 тыс. Все вместе они присылают в Молдову свыше $1 млрд в год, на что в основном и перебивается наша задавленная воронищиной страна, поскольку эти "инвестиции" обеспечивают и устойчивость молдавского лея, и кое-какой товарооборот в стране.

"Владимир, ты не прав..."

В отличие от Владимира Воронина, полагающего, что вытесненные в трудовую эмиграцию молдаване станут на чужбине современными европейцами и возвратятся домой "с другим менталитетом", гастарбайтеров это не устраивает. Судя по высказываниям, обычным для активистов движения, наши соотечественники, работающие на российских просторах в большем числе, чем где бы то ни было еще, питают к правящему в Молдове режиму отнюдь не теплые чувства, которые следует назвать неприязнью, переходящей в ненависть. Что не устраивает их?

Прежде всего они недовольны тем, что воронинский режим не только вытолкнул их в чуждые пределы и не только наращивает усилия, чтобы выпихнуть туда же очередные волны трудовых эмигрантов, но и не проявляет должной заботы по отношению к оставшимся в стране людям, в том числе их близким. Они обвиняют молдавские власти в развале экономики страны взамен обещанного возрождения. Приезжая на краткую побывку домой, они видят, какое царит запустение на полях вокруг родных сел, какие контрасты между роскошью немногих и нищетой большинства в городах, и, наконец, как обострились межнациональные отношения, подогреваемые, с одной стороны, местными румыноунионистами, а с другой - "партией власти", не прекращающей интриги и инсинуации как против России, всегда слывшей среди молдаван дружественной страной, так и против приднестровцев. Привыкнув к российскому бытию и усвоив изрядные дозы тамошнего менталитета, они не приемлют западный вектор Воронина и задаются вопросами, с какой стати власти нейтральной страны идут на такие опасные связи с натовским генералитетом. Наконец, их глубоко возмущает и оскорбляет повальная румынизация и неприкрытая пропаганда унионизма, развязанные в Молдове местной "пятой колонной" и запрутскими спецслужбами, а также двуличие президента Воронина, который на словах отвергает, а по сути стимулирует эти процессы.

Левый – значит, разумный

Иными словами, политическая идеология движения "Patria-Moldova" характеризуется прежде всего благоразумием и здравым смыслом, что и определяет левизну этой гражданско-патриотической организации. Тем самым у движения российских гастарбайтеров обнаружилась широкая общая основа с партией Союз труда "Patria-Родина", чья идейная основа – гражданский патриотизм, так что их слияние выглядит вполне естественным.

Может быть, эта левизна скорее не политико-идеологическая, а ментально-нравственная. Есть довольно чуткий индикатор, позволяющий определить, кто есть кто, – кто благоразумный и левый, а кто уверовал в западные химеры и набит "демократическими" стереотипами, по большей части вздорными и ложными, как мы видим это на примере всевозможных "социал-демократических" и просто "демократических" элементов, претендующих на левизну. Типично в этом смысле высказывание Андрея Цэрнэ из видеообращения, озвученного на съезде: "Я, молдованин, родился в Советском Союзе, в Советской Молдавии...". Когда человек не только не стесняется, а гордится тем, что он, коротко говоря, советский человек, – это и есть благоразумие левизны.

История – это вам не фарс

Если история – объективный процесс, то для того, чтобы он соответствовал достойному развитию человека и общества, прошлые события не должны повторяться как фарс, потому что тогда это будет не развитие, а регресс и издевательство. И тут очень многое зависит от так называемого субъективного фактора, конкретно - от политиков и государственных мужей. К примеру, воронинский "социализм" – пошлейшее издевательство над идеей социализма, показывающее высшую степень деградации "еврокоммунистов".

В отчетном докладе на объединительном съезде лидер партии Союз труда "Patria-Родина" Георгий Сима назвал "большим позором для Молдовы" то, что левые силы в ней до сих пор разрознены, не объединены. Между тем было несколько попыток создать массовую левую организацию. Ее зародышем еще в 2004 г. стало движение "Patria-Родина", которое в печати часто называли "Третьей силой". Позже сформировался Союз труда, вскоре преобразовавшийся в партию социалистической программы. Тогда же шла работа по консолидации левой молодежи, вышедшей из воронинского комсомола, и коммунистов, порвавших с лжекоммунистической ПКРМ. 19 февраля 2005 г. под знаком борьбы с воронинщиной прошел чрезвычайный съезд молдавских коммунистов, который заявил, что "ПКРМ – не коммунистическая и даже не мелкобуржуазная партия. Это политическая организация крупной молдавской буржуазии.., тесно связанная с государственной бюрократией и криминальным бизнесом". Затем прозвучал призыв к созданию Объединенного Левого Фронта.

К сожалению, раз за разом режиму удавалось замалчивать оппозицию слева, срывать ее акции, засылать в движение своих агентов и раскалывать левые силы. Это не снимает вины с организаторов самого движения, потому что действовали они крайне вяло, явно не веря в перспективу. Чтобы история не обернулась очередным фарсом, на нынешнем этапе, когда, что называется, накипело и котел людского возмущения перегрелся, хорошо бы учесть прежние ошибки.

Основа трезвого оптимизма

Между тем условия для успешной борьбы налицо. Как излагалось в Заявлении Объединенного Левого Фронта Молдовы по итогам парламентских выборов 6 марта 2005 г., "у нас в стране без малого 15 лет активнейше действуют партии, собирающие от 0,5% до 5 голосов (эсдеки) или от 5 до 7% (фронтисты). И при этом, как ни подозрительно, они, да и более ничтожные силы, не умирают естественной смертью! Но ведь, с другой стороны, по недавним открыто поданным в прессе – и потому вряд ли точным – итогам соцопроса, за “восточный вектор” выступает 41% респондентов. По другим данным, которым мы доверяем больше, за указанное направление ратует свыше 70% населения".

В пользу того, что в Молдове существует массовая база для поддержки левых сил, куда более многочисленная, нежели приверженцы унионизации, "евроинтеграции" и "рыночной демократии", свидетельствуют периодические опросы (которые, скорее всего, всячески занижают соответствующие показатели), согласно которым большинство населения Молдовы можно твердо отнести к нормальным советским людям. Напротив, сторонники Евросоюза, объединения с Румынией и западного вектора насчитывают меньшинство, демонстрирующее серьезные моральные отклонения. Согласитесь, человек, выросший при социализме, советской власти, в СССР, а теперь от этого наследия отрекшийся, – в соответствующих обстоятельствах предаст любую организацию, любой коллектив и любую личность. Они – конченые люди, "погибщие за металл", грубо говоря, продавшиеся за западные коврижки.

Это кажется непостижимым, но в нашей действительности в подавляющем большинстве случаев гражданский патриотизм, верность национальным традициям (включая ориентацию на Восток), неприятие чуждых "ценностей" сочетаются с приверженностью социализму и убеждениями, близкими к коммунистическим (читай выше, о благоразумии левизны). Поэтому представляется, что при должных организационных усилиях в Молдове неизбежно возникнет мощное и массовое левое движение.

Назад, к родным пенатам

Молдавские гастарбайтеры в немалом числе, а может, и в большинстве, остаются патриотами своей страны. Хотя жизнь заставляет их не только годами работать "за бугром", но и перетягивать туда семьи, устраиваться там на постоянное жительство, все же многие не оставляют мысли возвратиться на родину. И им, во всяком случае, не безразлично, что происходит в Молдове. Мы не раз писали в газете, что если однажды молдавские гастарбайтеры, к примеру, работающие в России, устремятся назад, в Молдову, – это будет безусловным концом воронинского режима, и дай бог его приспешникам вовремя "сделать ноги" во избежание большого греха.

Конечно, для такого организованного возвращения мало одного лишь желания. Нужно создавать соответствующие условия для этого – резерв рабочих мест и другие гарантии выживания на родине, которую люди вынужденно покинули. Естественно, это не входит в интересы воронинцев. Вот почему так важно, чтобы левая оппозиция, помимо живущих за рубежом гастарбайтеров, имела прочную базу в стране.

Пока рано говорить о развернутой программе объединенных левых сил, однако уже сейчас ясно, что "Patria-Moldova" должна стать организацией, не только и не столько помогающей работающим за рубежом соотечественникам натурализоваться там, сколько содействующей их возвращению и одновременно – радикальной смене режима в Молдове. Во всякой политической программе есть конечные цели, но есть и ближайшие задачи. Насколько можно понять, для объединившейся в воскресенье организации это, в первую очередь, нормализация отношений с Россией, снятие блокады с Приднестровья и, наконец, дерумынизация страны. Решающим этапом для новой партии должны стать парламентские выборы 2009 г., поскольку понятно, что ни одной из ближайших задач не выполнить, не отстранив от власти ПКРМ и ее лидера.

Сбросить "бремя нашей доброты"

Не забудем, что подавляющее большинство молдавских гастарбайтеров – граждане Республики Молдова. И их голосование может оказаться без преувеличения исторически важным и судьбоносным. Парламентские выборы 2005 г. показали, что Кишинев активно отстраняет их от активной политической жизни, от гражданского волеизъявления. В странах пребывания проголосовать крайне сложно. Значит, чтобы выполнить свой гражданский долг - проголосовать, - надо приехать на родину. Дабы сбросить, наконец, "бремя нашей доброты" – политический труп одиозного режима.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100