Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Эдуардо Димас
Некоторые детали конституционной реформы Чавеса

Прогресо

13 сентября 2007

Я прочел в испанской газете, что предложенная президентом Уго Чавесом конституционная реформа – способ оставаться у власти навсегда. Возможно. Только одна маленькая деталь – для этого ему придется все время побеждать на выборах. Так что вечный мандат зависит не столько от него, сколько от решения масс. Чавеса уже выбрали четыре раза, если считать знаменитый референдум об отзыве в 2004, который на деле оказался вотумом доверия.

Большая часть венесуэльских СМИ, отвергающая это предложение Чавеса, называет его государственным переворотом. Если это верно, это будет самый странный переворот в истории, потому, что законопроект будет послан в парламент на обсуждение, принятие или внесение поправок депутатами, а после этого – в города, поселки и сельскую местность для обсуждения. А потом вынесен на референдум.

Чавес предложил 33 изменения в Конституцию, среди них – что президент избирается на 7 лет и столько раз, сколько захотят венесуэльцы. «Уловка, чтобы остаться у власти», - говорят некоторые. Однако они не говорят, что Чавес оставляет возможность своего переизбрания в руках народа.

До сих пор президентские выборы в Венесуэле были самыми тщательно проверяемыми в мире, с участием международных организаций, таких как Организация Американских Государств или фонд Картера. В каждом случае никто не смог обвинить организаторов выборов в подтасовке или доказать, что власти заставляют оппозицию голосовать в свою пользу.

Последние выборы в декабре 2006 года дали Чавесу более 60% голосов, несмотря на мощную кампанию агитации против него, в газетах, на радио и ТВ, которые находятся в руках венесуэльской буржуазии. И несмотря на миллионы долларов, которые правительство США дало оппозиции, согласно признанию бывшего посла США Уильяма Р. Браунфилда.

Среди самых решительных реформ, предложенных Чавесом – считать власть народа частью государства. Что это значит? То, что местное (районное) самоуправление, в городе и в деревне, получит право голоса в решении проблем, касающихся их, а также средства на их решение при согласовании с местными властями более высокого уровня (округа). Они станут самоуправляемыми общинами в полном смысле.

Кроме них, структура государства будет включать власть округа, власть провинции и власть общенационального правительства. Также власть народа организована в рамках исполнительной, законодательной, юридической, гражданской и избирательной властей. Кроме того, предлагается создание постов региональных вице-президентов.

Предложение Чавеса – решительное изменение нынешней формы венесуэльского управления. Изменяются также провинциальные, местные и общенациональные структуры. Последние будут состоять из федерального округа (включающего столицу), провинций, приморских районов, федеральных территорий, федеральных муниципалитетов, изолированных округов и общин.

Чавес также предложил внести в Конституцию закон, запрещающий эксплуатацию рабочих, создание фонда социальной стабильности, гарантирующего рабочим такие основные права, как пенсию, отпуска, отдых и экономические гарантии для беременных, до и после родов. Этот закон сократит рабочий день до 6 часов и запретит нанимателям заставлять работать сверхурочно.

Реформа рассматривает запрет на непродуктивные земли, как и запрет на частную добычу углеводородного сырья во всех формах. Закон запретит частное присвоение товаров и услугам, используемых для общественного блага или имеющих стратегическое значение.

Следует заметить, что ни одна из этих реформ, кроме тех, что защищают права рабочих, не новость для капиталистической системы. В некоторых развитых странах, где было введено ныне исчезающее «государство всеобщего благоденствия», были приняты еще более решительные меры.

Самое важное для тех, кто хочет знать, чем будет социализм XXI века – Чавес предложил признать в конституции пять видов собственности: общественную, государственную, коллективную, смешанную и частную.

Государственная собственность принадлежит госучреждениям. Общественная – всему народу. Коллективная – группе людей. Смешанная состоит из государственной и частной.

Этот закон гарантирует право на частную собственность, принадлежащую физическим или юридическим лицам. Другим словами, реформа сохраняет частную собственность на средства производства. Она только предотвращает систематическую эксплуатацию рабочих.

Внося проект реформ в парламент, Чавес обратился к бизнесменам: «Предприниматели, частный сектор, вы не исключены. Мы нуждаемся в вас как в союзниках. Вместе мы построим великую страну, какой становится Венесуэла. Эта цель позволяет нам всем сотрудничать!»

Уже не первый раз Чавес обращается с такими призывами к венесуэльской буржуазии и ТНК. Похоже, что буржуазное сознание и классовый интерес (крайне эгоистичный) не дают им понять, что это предложение не только не вредит им, но в долгосрочной перспективе окажется для них выгодным.

Дело в том, что им придется отказаться от смысла своего существования – контроля над государством, которое переходит в руки народа. В своей радиопрограмме : «Ало, президент» от 19 августа Чавес разоблачил планы оппозиции и ЦРУ помешать одобрению и введению реформ.

Предложены и другие реформы, но эти представляются мне самыми важными и значительными. Я думаю, вы поняли, что, если они будут воплощены в практику, они изменят структуру управления и дадут народу Венесуэлы степень участия и руководства никогда прежде невиданные ни в одной стране. Проблема в применении этих реформ, в том, чтобы они заработали.

Ясно, что Чавес предлагает революционные изменения, а революция – работа социальной инженерии, которая меняет экономическую, политическую и общественную структуру страны, успешно или провально. Успехи важны, но важны и ошибки, потому, что невозможно исключить их и они всегда будут иметь последствия, которые продолжаются годами, иногда десятилетиями.

Избежать ошибок других революций, которые строили (или пытались строить) социализм – постоянный совет Чавеса. Те же самые ошибки могут не повториться, но ошибки неизбежны, потому, что революции (как это ни банально звучит) совершаются людьми, а не машинами.

Так что нам следует задать два вопроса: Есть ли у Чавеса кадры, подготовленные для проведения таких реформ? И готов ли венесуэльский народ управлять, провести боливарианскую революцию социальной справедливости для всех?

Балласт идей капитализма и индивидуализма явно присутствует в Венесуэле, как и во всем мире. Избавится от этого балласта, создать нового человека, о котором говорит Чавес – нелегкая задача.

Прежде всего, потому, что легче думать об интересах одного, чем об интересах коллектива. Во-вторых, потому, чтобы создать «нового человека» нужны «воспитатели», которые, в свою очередь «должны быть воспитаны», как заметил с потрясающей проницательностью Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе».

Кроме конституционных реформ, это – серьезный вызов Чавесу. И это – основная причина, почему Чавес должен оставаться у руля так долго, как он сможет, пока народ – который, очевидно, больше всего выиграл от его работы – поймет этот вызов. И, похоже, они это понимают, не правда ли?

Оригинал опубликован на http://progreso-weekly.com/index.php?option=com_content&task=view&id=106&Ite

Перевод с английского Аллы Никоновой


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100