Тони Бюсселен
Дарфур: правда и полуправда о конфликте

Дарфур, западная часть Судана, уже который год - в огне. 17 июня правительство Судана дало согласие на введение туда ограниченного воинского контингента ООН и Организации Африканского Единства - для защиты местного гражданского населения. Что же там на самом деле происходит, и каковы ставки участников событий? Можно или нет назвать происходящее в Дарфуре геноцидом?

Борьба за то, кто будет руководить международным воинским контингентом

ООН и Организация Африканского Единства (ОАЕ) хотят послать в Судан смешанный воинский контингент под командованием африканского генерала. Соединенные Штаты и Франция добиваются, чтобы командование было отдано им.

12 июня СБ ООН добился от суданских властей согласия на введение в страну смешанного воинского контингента в 20.000 солдат ООН и ОАЕ и размещение этого контингента в Дарфуре.

Этот контингент призван будет заменить войска ОАЕ. Дарфур по величине равен Франции. 7000 солдат ОАЕ были просто физически не в состоянии поддержать там мир и стабильность, а правительство в Хартуме отвергало всякое предлагаемое расширение этого контингента, мотивируя такое решение тем, что Соединенные Штаты не скрывают своего желания поместить этот крупный кусок суданской территории под «международное опекунство». После того, как 12 июня было принято решение о новом контингенте, посол Южной Африки при ООН, руководивший процессом переговоров, обьявил о том, что солдат для контингента ООН готовы поставить Китай, Индия и Пакистан, и что командование им будет доверено африканскому генералу. Но американский зам. Госсекретаря по делам Африки, Джендай Фрэйзер, был этим недоволен. С февреля 2006 года американский Конгресс и президент Буш твердят о том, что руководить данным контингентом необходимо НАТО. И Фрэйзер немедленно заявил о том, что американцы и не подумают отменять принятые ими против Судана санкции. Тем временем новое правительство Франции дало понять, что оно тоже желает взять на себя ведущую роль в данном регионе. 25 июня новый французский министр иностранных дел Кушнер провел в Париже международную конференцию по положению в Дарфуре. Были приглашены представители 20 стран, но ни одна африканская страна, ни ОАЕ не откликнулись на французское приглашение. Пресса особенно отметила жесткий язык Кондолизы Райс и Саркози в отношении Хартума. Была заключена договоренность о новой встрече данной «расширенной контактной группы» в сентябре.

Контингент ООН и ОАЕ будет введен в действие еще через несколько месяцев. Тем временем ложку дегтя еще может добавить воинственное биение в барабаны, раздающееся из Вашингтона и Парижа.

Гражданская война в Судане идет со времени провозглашения его независимости

Судан делится на северную, южную и западную части. Но этот раздел является делом рук британских колонизаторов.

В конце ХIХ века британские колонизаторы проводили в этой стране далеко идущую политику «разделяй и властвуй». Они отделили север от юга и ввели в двух этих частях страны совершенно разные системы правления.

Север управлялся из египетской столицы - Каира. Ислам и арабский язык были введены там, и многочисленные суданские молодые люди учились в египетских университетах, а затем получали ответственные места в сильно централизованном государственном аппарате с Хартумом в качестве столицы.

Юг управлялся из Найроби в Кении. Ислам и арабский язык были там запрещены, этот регион получил типично колониальную систему правления, Британские чиновники заправляли всем в небольших автономных провинциях.

Запад, регион Дарфур, с ХII века представлял собой отдельное государство и только в 1916 году был окончательно присоединен британцами к Судану. С тех пор Дарфур поставляет многочисленные кадры для центрального госаппарата в Хартуме.

В период до достижения независимости в 1956 году британские колониальные власти пытались не допустить того, чобы север Судана принял участие в антиколониальном движении египетского президента Нассера (пришедшего к власти в 1953 году). Поэтому была мобилизована элита с юга Судана - против Севера, который якобы «угнетает Юг и не дает ему развиваться». Так уже в 1955 году, за год до провозглашения независимости, была развязана гражданская война. В 80-90 годы повстанцы с Юга получали масштабную поддержку со стороны Соединенных Штатов. За исключением короткого мирного периода в 80е годы, эта гражданская война продолжалась до... января 2005 года. В ходе ее погибло 2 миллиона человек. Мирное соглашение между Севером и Югом предполагало переходный период, в течение которого 2 части страны будут вместе составлять федерацию. В 2011 году на Юге должен будет состояться референдум об отделении от Севера. Но в 2003 году началась новая война - в Дарфуре.

Причинами войны являются перемена климата и экономические проблемы

Дарфур поставляет большое число чиновников в центральный аппарат столицы - Хартума. Но сам регион уже долгие годы недополучает средств для развития. К раздражению местной буржуазии.

В 2001 году выходец из Дарфура, Хуссейн Аль-Тураби, являвшийся важнейшим идеологом в Хартуме, подвергся тюремному заключению за критику властей. Во время мирных переговоров между Севером и Югом на Дарфур и его проблемы никто не обращал внимания. Этот факт приводит к образованию среди дарфурской элиты 2 повстанческих групп: СДО (Суданское Движение Освобождения) и ДСР (Движение за Справедливость и Равенство). В феврале и в апреле 2003 года они начали первые кровопролитные военные операции 1 .

Но есть и другая причина войны в Дарфуре: изменения в климатических условиях. «Согласно статистике ООН, количество выпадаемых осадков в регионе уменьшилось на 40% с начала 80х годов», говорит Генсек ООН Бан Ки Мун. «Раньше кочевники жили в мире с крестьянами. Но чем меньше стало выпадать дождей, тем больше крестяне начали защищать свою землю, не допуская на нее стада кочевников. К 2003 году это привело к разразившейся трагедии» 2 .

Вместо того, чтобы бороться с источником проблем, центральное правителсьтво вооружило наиболее слабую группу населения - кочевников, и направило их против повстанцев двух вышеупомянутых групп. Эти кочевники составляют ряды печально известных джаньявидов, которые, зачастую при поддержке суданской армии, нападают на деревни, оказывающие поддержку повстанцам, и терроризируют их население. Таким образом регион погрузился в спираль насилия.

С начала войны в Дарфуре в 2003 году там погибло около 200 000 человек, а 2,5 миллиона человек обратились в бегство и ныне живут в лагерях для беженцев.

Происходит ли в Дарфуре геноцид?

Французская организация Collectif Urgence Darfour  (в которой нынешний французский министр иностранных делл Кушнер был одним из ее ведущих лиц) и ее американские единомышленники из Save Darfur заявляют также, что Китай, как один из главных торговых партнеров Хартума, тоже несет ответственность за геноцид.

Во время французскоы избирательной кампании организации Collectif Urgence Darfour  даже удалось добиться от кандидатов на пост президента, таких, как Байру и Сеголен Ройяль подписания ими заявления, в котором те обещали, что если они будут избраны на пост президента, то призовут к бойкоту Олимпиады 2008 года в Пекине, если Китай «будет продолжать отказываться заставить режим в Хартуме остановить геноцид».

Но сами гуманитарные организации в Дарфуре совершенно не согласны с такой точкой зрения. Ронни Брауман, бывший председатель созданной Кушнером Medecins du Monde, 10 июня дал интервю французской газете «Le journal de Dimanche» . Он указывает на то, что гражданская война сегодня затихает, после пика ее в 2005 году. «С 2005 года мы наблюдаем изменение характера насилия, число погибших снизилось с 10.000 в месяц до 200. И из этих 200 погибающих в месяц большую часть составляют вооруженные мужчины, а не невооруженные мирные граждане, хотя в прессе продолжают писать о жертвах среди мирного населения» 3 . Он добавляет: «Религиозные группы, представители правых христиан и американских евангелистов, представляют собой мощное лобби, требующее, чобы США проводили более волюнтаристскую политику. Они также в прошлом выступали за поддержку американским правительством христианского и языческого Юга Судана. И продолжают в том же направлении. Это идеология вмешательства, считающая, что западные державы должны руководить мировым порядком. Все те, кто заявляет, что Франция должан вмешаться в суданский конфликт, являлись также сторонниками интервенции в Ираке. Им, очевидно, совершенно наплевать на то, что эта интервенция привела к гибели десятков тысяч людей.» И завершает: «Бойкотировать Олимпийские игры 2008 года в Пекине ... эта угроза в политическом плане смешна, а в моральном - весьма сомнительна. Перед нами - суданцы, убивающие суданцев, что с этим могут поделать китайцы? Если послушать таких людей, как Бернар Кушнер, с их нападками на Китай в Африке, что якобы китайцы там толко с коммерческими целями и с целю получения прибыли, то можно подумать, что у нас в свое время в Африке были какие-то другие цели: по крайней мере, у нас было наше «величие духа»...

Ни одна организация по оказанию помощи не поддерживает Collectif Urgence Darfour

Председатель французского отделения Врачей Без Границ (наиболее крупной организации, оказывающей помощь в лагерях беженцев в Дарфуре) протестует против кампании, ведущейся Collectif Urgence Darfour : “’Эта группа преследует политическую цель: заставить суданское правительство подчиниться путем использования военной угрозы. Лидеры Collectif Urgence Darfour ведут двойную игру: они заверяют, что выступают от имени гуманитарных организаций, хотя на самом деле ни одна гуманитарная организация на местах их не поддерживает.» Председатель Врачей Без Границ подчеркивает, что военное вмешательство нарушит поставки продуктов питания, питьевой воды и оказание медицинской помощи более чем. миллиону человек. ВБГ принимает участие в этих поставках. После военных интервенций в Ираке и Афганистане подобный сценарий «вызовет море крови, с учетом геополитического положения Судана» 4 .

Вывод: сегодня, в 2007 году, в Дарфуре нельзя вести речь о геноциде (то есть, систематичесом истреблении определенного народа с расистских позиций). Здесь идет гражданская война, которая жестока, но ее интенсивность значительно снизилась с 2005 года. А упорство, с каким организации, подобные Collectif Urgence Darfour , продолжают использовать термин «геноцид», связано с тем фактом, что при наличии геноцида СБ ООН обязан в одностороннем порядке вмешаться военным путем между сторонами конфликта. Но цели у такой интервенции, очевидно, совершенно другие, чем. защита населения Дарфура...

Соединенные Штаты больше интересуются тем, что находится под землей, чем тем, что происходит на ее поверхности

Как, разве вы не знали? Судан добывает нефть. И самые крупные нефтяные залежи находятся...на границе с Дарфуром и на Юге, - как раз там, где бушует гражданская война.

Для США Африка во все большей степени представляет собой альтернативный источник нефти. Согласно американскому журналу The New Statesman, американский импорт нефти из Африки через 10 лет превзойдет ее ввоз со всего Ближнего Востока и будет составлять 25-35% американского импорта этого продукта. Западные компании, такие как Exxon Mobil, Chevron, французский Total планируют там инвестировать на десятки миллиардов долларов 5 .

А в Африке Судан играет очень важную роль в данной сфере. Эта страна является источником напряженности в отношениях между различными державами.

В 1989 году американская нефтяная компания Chevron из-за бесконечной гражданской войны продала свои гигантские концессии в Южном Судане. Спустя 10 лет, в 1999 году, суданские власти продали эти концессии китайской фирме. Китай, где спрос на нефть растет на 30% ежегодно, стал вторым по величине экспортером нефти из Судана после США.

За прошедшие 8 лет Китай вложил в эту страну более 15 миллиардов долларов И сейчас ему принадлежит 85% экспорта суданской нефти 6 . Другие страны, такие, как Индия, Малайзия и арабские государства также активно участвуют в нефтедобыче в Судане.

Мысль о том, что растующая китайская экономика болше не будет пользоваться нефтю, покупаемой у крупных западных компаний, а получит прямой доступ к нефтеисточникам в Судане, не дает покоя США и Франции. Патрик Смит, редактор британского журнала Africa Confidential говорит: «Мы наблюдаем словно бы возвращение в период «холодной войны», когда США поддерживали одну политическую фракцию против другой, так как их политический профиль совпадает с их интересами» Путем отделения Западного Судана и превращения Дарфура в протекторат Запада Соединенные Штаты хотят остановить наступление азиатских нефтекомпаний в данном регионе. И сами наложить лапу на важнейшие нефтяные источники этой страны.

Оригинал опубликован на сайте http://solidar.org

Перевод Ирины Маленко

Предыдущие публикации Лефт.ру по теме Дарфура

Вилли Лангталер. «Дежа-вю» в Дарфуре?

Гарри Леупп. «Из Ирака - в Дарфур»?

Сара Фландерс. Роль США в событиях в Дарфуре, Судан

Примечания

1  СДО - нерелигиозное движение, которое поддерживают недовольные элементы Народной армии Освобождения Судана, организации на Юге страны, которая вела партизанскую войну начиная с 1982 года при поддержке американцев. ДСР - исламское движение, находящееся под влиянием фундаменталиста Хассана Аль-Тураби , бывшего идеолога центрального правительства в Хартуме, впавшего в немилость властей.

2  The Washington Post, 17 June 2007

3  Le journal du dimanche, 10 juin 2007

4  AFP, 23/03/2007

5  The New Statesman, 20 juni 2007

6  William Engdahl, Darfur ? It’s the Oil Stupid, global research 20 mei 2007

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна