Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дмитрий Якушев
О демографии, интернационализме и провале кремлевского партстроительства

С одной стороны население Земли стремительно растет, с другой целый ряд стран, прежде всего богатых и развитых, столкнулись с серьезным демографическим кризисом. В России, которая хоть и не относится к богатым странам, эта проблема стоит особенно остро. У нас высока доля городского населения, что характерно для развитых стран, а городские жители в условиях капитализма плодовитостью не отличаются. Прибавьте к этому все стрессы переходного периода, и вы получите современную российскую демографическую катастрофу.

Большой капиталистический город издавна пополняется за счет села и небольших городков, как насосом, высасывая из них рабочую силу – молодых мужчин и женщин. Для большинства российских городов этим селом, пополняющим его трудовые ресурсы, сегодня стала Средняя Азия. Своего села с традиционным укладом и большими семьями, способного произвести для города необходимое количество рабочей силы, в России уже просто нет. На Украине и в Белоруссии, кстати, тоже. Поэтому нравится кому-то или нет, но приток мигрантов в Россию из Средней Азии и Закавказья объективно неизбежен.

Эти люди уже прочно стали значительной частью современного российского рабочего класса. Естественная задача коммунистов заключается в том, чтобы спаять этот разноплеменной рабочий класс в единое целое. Но, что значит «спаять»? Это значит, в том числе, помочь ассимилироваться в России приезжим рабочим, всячески способствовать стиранию национальных различий между рабочими разных национальностей. И надо сказать в этом деле коммунистам помогает сама жизнь или вернее задачи коммунистов совпадают с объективным развитием исторического процесса. На стройках и в заводских цехах это стирание национальных различий происходит каждую минуту. В этом совпадении задач коммунистов с объективной логикой исторического развития залог их неминуемой конечной победы, и, между прочим, источник свойственного именно коммунистам исторического оптимизма. И, как ни странно, эта интернациональная задача коммунистов по спайке и ассимиляции рабочих (и не только рабочих) разных национальностей является одновременно глубоко национальной. Ведь именно в этой интернациональной спайке получает подлинное развитие и русское национальное, становясь подлинно великим и всемирно значимым явлением.

И как антинациональны на поверку оказываются националисты с их примитивным расизмом «Россия для русских», запирающим собственно русских в глухую изоляцию в пределах старого Московского княжества. Если в цехах и на стройках национальные различия стираются, то в церквях и мечетях они упорно воздвигаются вновь. И от того, чья линия возьмет верх, зависит возможность существования России.

Учитывая национальный состав складывающегося в России нового рабочего класса, нельзя недооценивать и опасность антирусского национализма, который, так же как и русский национализм, стоит поперек исторического процесса сплачивания людей и формирования у них общего классового сознания. И совсем не случайно при всем внешнем антагонизме русские и антирусские националисты становятся политическими союзниками в общем компрадорском оранжевом фронте. Все эти махровые реакционеры и человеконенавистники естественным образом оказываются на службе империализма, готовящего разделение Евразии по легкоуправляемым этническим заповедникам. В одном политическом строю оказываются расисты из «Родины» и ДПНИ и русофоб Джемаль, татарские и якутские националисты. Все они, так или иначе, готовятся вывести людей на общий оранжевый майдан.

Тут по ходу дела нельзя не сказать пару слов о провале кремлевского партийного строительства. Вспомните, сколько было разговоров о двух-трех партийной устойчивой политической системе, которую стремится создать Кремль, когда партии менялись бы, не меняя общего курса. Где сейчас эта система? Нет ее. Даже созданная в свое время Кремлем «Родина» сегодня оказалась отнюдь не «конструктивной» оппозицией и демонстративно сложила с себя звание спецназа президента, записавшись одновременно в спецназ обиженного Кремлем олигархата.

Зато «Родина» и КПРФ теперь прочно дружат с Каспаровым и его ОГФ. На сайте ОГФ можно узнать, что в Воронеже этот неолиберальный фронт провел совместно с «Родиной» международный фестиваль по брейк-дансу «All That Funk», на котором выступала достаточно известная и популярная в России группа «Многоточие». А в Тамбове при поддержке ОГФ местная КПРФ проводила митинг против повышения цен на услуги ЖКХ. При этом, конечно же, деятели из КПРФ забыли рассказать тамбовчанам, что наиболее близкие к ОГФ неолиберальные идеологи выступают за отмену еще существующих рычагов государственного контроля за ценами на услуги ЖКХ. Кстати, как это ни странно кому-то покажется, но именно «Единая Россия» провела недавно в Думе поправки к Закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», дающие возможность государству ограничивать рост коммунальных тарифов. Данные поправки вызвали настоящую истерику крупных частных компаний, инвестирующих в коммунальный сектор. Эта тема подробно освещена в «Коммерсанте» за 25 ноября 2005 года.

Понятно, что союз «левых патриотов» с неолибералами вовсе не случаен. Это не какие-то разовые мероприятия, а заказанный и оплаченный империализмом блок, подлинная цель которого, конечно, не защита каких-то социальных прав, а приход к власти компрадорской партии и торжество неолиберализма с приватизацией нефтегазового комплекса и закреплением за государством роли ночного сторожа. Что будет после этого с социальными правами и нормами объяснять подробно не стоит, и так должно быть ясно.

На сайте Kasparov.ru в статье «Переломить тенденцию» господин Каспаров констатирует следующий факт:

«Идея широкой оппозиционной коалиции (от правых либералов до левых патриотов), с которой Объединенный гражданский фронт появился на политической арене, и которую последовательно реализует, еще полгода назад казалась многим крамольной. Теперь, как стало ясно на заседании Комитета действия, она уже стала общим местом. И не только для оппозиции, но и для власти».

Фактически «Единая Россия» осталась сегодня в одиночестве, одна против всех. Но и внутри самой «Единой России» зреют антикремлевские оранжевые настроения. В чем же причина такого печального для Кремля положения вещей? Провал кремлевского партстроительства отражает очевидный факт неприятия российской буржуазией проводимого властями политико-экономического курса. СПС, Яблоко, КПРФ, Родина, ОГФ, Касьянов с Каспаровым, всякая политическая мелюзга, целый сонм правозащитников - все сегодня объединились против власти. Столь широкая коалиция и отсутствие у Кремля видимых союзников объясняется доминированием в России компрадорской буржуазии, которая подчиняет своему идеологическому влиянию значительную часть средней буржуазии и мелкобуржуазных слоев, а значит и интеллигенции. В этой ситуации создать устойчивую политическую систему под проводимый Кремлем курс просто невозможно. Задача не выполнима, так как нельзя найти то, чего нет.

Укрепление государства в нефтегазовом секторе, вплоть до масштабных национализаций, контроль государства за нефте- и газопроводами, укрепление централизма и обуздание местной вольницы, национальные проекты, предусматривающие серьезные госинвестиции – этот курс категорически не принимается западным империализмом, значит и российской компрадорской буржуазией, а через ее идеологическое влияние и всей буржуазной массой.

В этой ситуации, как это ни странно, своего рода «конструктивной» оппозицией к правящей бюрократической группе гипотетически могла бы выступить партия пролетариата, т.е. настоящая коммунистическая партия, с программой резкого усиления линии на национализацию, противодействие империализму и интеграцию бывших советских республик. Чем-то это было бы похоже на сталинский «великий перелом» после периода нэпа. Правда, учитывая сегодняшнее состояние пролетариата и степень осознания проблемы правящей бюрократией в лице ее ведущих идеологов Суркова, Павловского, Леонтьева такой сценарий выглядит вполне фантастическим. Но, в противном случае, нынешняя путинская группировка все равно рано или поздно будет сметена и буржуазия возьмет свое, так как силовые структуры коррумпированы, а пассивная массовая поддержка не вечна и не слишком надежна. Для многих людей, стоящих сегодня у власти, это вполне может кончиться скамьей подсудимых. А для России очередной катастрофой в среде катастроф, вызванных падением коммунизма.

Теперь собственно к демографии, с которой мы так опрометчиво начали эту статью и от которой так далеко отклонились в ходе рассуждений. Вообще, когда добропорядочные буржуазные журналисты пишут о демографии, то впору хвататься за голову. Вот, например, заметка с сайта Лента.ру рисует катастрофическую ситуацию с демографией в Японии:

«По прогнозам социологов, к 2050 году население страны составит 100 миллионов человек против сегодняшних 127 миллионов… Уровень рождаемости в стране начал снижаться с середины 1970-х годов и в 2004 году достиг самой низкой отметки в 1,29 рождаемости на женщину, сообщил Минздрав… 50 процентов из 1,11 миллиона детей, появившихся на свет в 2004 году, были рождены женщинами, возраст которых превышал 30 лет. В 1975 году 80 процентов детей были рождены женщинами, в возрасте 20-25 лет».

Из всего этого автор заметки заключает:

«Низкий уровень рождаемости и старение населения грозит Японии дефицитом на рынке труда и кризисом в системе сбора налогов и социального обеспечения».

Замечательно. Автор озабочен не тем, что нация вымирает, а страна имеет перспективу превратиться в огромный дом престарелых, учитывая, что при низкой рождаемости продолжительность жизни в Японии одна из самых высоких в мире, а кризисом в системе сбора налогов. Здесь хорошо видна тенденция капитализма ставить экономическую эффективность выше всего на свете, включая саму жизнь на Земле. Примерно также подходят неолибералы к России. Что с того, что вымрет миллионов 70-80 населения, зато будет эффективная экономика. Справедливости ради нужно заметить, что подобный человеконенавистнический подход капиталисты могут применять не только к России, но и к кому угодно вообще, включая население собственно империалистических стран.

Михаил Леонтьев не так равнодушен, как журналист Ленты.ру. Он предлагает России и миру свой путь выхода из демографического тупика, но от того, что он предлагает не могут не встать волосы дыбом. В своем регулярном комментарии на сайте КМ.ру Михаил Леонтьев рассуждает следующим образом:

«Многодетные семьи связаны с традиционным образом жизни, традиционными укладами, системой традиционных ценностей. Единственный способ спасти человеческую популяцию, даже не популяцию, а цивилизацию - это восстанавливать эти традиционные ценности. Налицо крах либеральной идеологии. Либеральная идеология, в том виде, в котором мы ее сейчас видим, то есть как торжество идей личного успеха и личных человеческих гедонистических ценностей в ущерб ценностям религиозным, семейным, коллективным, в том числе и общинным государственным, несовместима с выживанием популяции…Лучшим способом увеличения рождаемости была бы отмена пенсионной системы. То есть, когда у вас функция содержания и обеспечения стариков лежит на семье, в первую очередь: чем больше семья, тем лучше обеспеченность коллектива. Но при этом дети должны воспитываться в семейных ценностях».

Леонтьев здесь очень выпукло демонстрирует другую крайность буржуазного отношения к демографическим проблемам. Ужаснувшись увиденным, Леонтьев предлагает спасться бегством назад в средневековье: отказ от пенсий, возврат к традиционным ценностям. Очевидно, Леонтьев не понимает, что вернуться к традиционным ценностям невозможно без возвращения к традиционной аграрной, по существу докапиталистической экономике. А потому рецепты Леонтьева не только реакционны, но и безнадежно утопичны. Такой путь сохранения человеческой популяции попросту невозможен. Удивительно, но все эти люди вроде Михаила Леонтьева еще любят поговорить об утопичности коммунизма, бравируя собственным якобы рационализмом и знанием человеческой природы. И вот в своей нелепой позиции формулируемой лозунгом, «что угодно - лишь бы не коммунизм» Леонтьев сам скатывается к проповеди самых невероятных утопий.

Вместе с тем, коммунизм готов предложить реалистичное решение демографического вопроса, вместе с другими вопросами, порожденными капитализмом. Когда общество возьмет все средства производства в свои руки, и вместе с этим уничтожит товарный обмен, стихийность производства, конкуренцию и борьбу частных экономических интересов, то оно сможет сознательно и планомерно управлять всеми сторонами своей жизни, в том числе и деторождением. Создайте женщине необходимые условия, прежде всего, обеспечьте воспитание всех детей на общественный счет: гарантированные ясли, детский сад, школа, летний отдых, длительный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, т.е. фактическое признание ухода за ребенком общественным трудом, который должен вознаграждаться обществом, как и любой другой общественный труд. Создайте такую систему, и со временем вы сможете контролировать рождаемость, увеличивая или уменьшая ее в зависимости от общественной потребности. Но понятно, что такая система может быть создана только на экономической базе обобществленной собственности, т.е. на экономической базе коммунизма или социализма.

Капитализм с его конкуренцией, погоней за максимальной прибылью, постоянной вынужденной борьбой всех со всеми диктует необходимость варварской эксплуатации рабочей силы, что никак не способствует деторождению. Большие города превращаются в мясорубку перемалывающую людей. И уничтожить такое положение вещей возможно только вместе с капитализмом.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100