Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Гевиг Леруж
Евросоюз: протесты против «линии Болкештейна»

14 февраля Европейский Парламент проголосует за законопроект, «касающийся сферы услуг на внутреннем рынке», более известный под названием «линия Болкештейна» (Фриц Болкештейн - голландский политик, бывший лидер голландских либералов, ставший после этого на некоторое время европейским комиссаром – пер.). О чем именно идет речь?

Если данный законопроект будет одобрен Европарламентом, то уже в мае, вероятно, он предстанет перед Советом Европейского Союза (министрами). Если за него проголосует большинство министров, он станет обязательным для всех стран-членов Евросоюза.

Что представляет из себя «линия Болкештейна»?

Болкештейн когда-то был членом Еврокомиссии. 13 января 2004 года по его инициативе Комиссия одобрила «линию в отношении сферы услуг на внутреннем рынке». Такой проект является обязательным для всех стран-членов Союза. Он определяет правила, которые государства-члены Евросоюза должны будут включить в свое национальное законодательство, имеющее силу на их собственной территории.

Чего добивается данная линия?

На сегодняшний день любой гражданин любой страны-члена Евросоюза может свободно передвигаться в любую из стран-его членов. Данная линия предполагает предоставить подобную же свободу передвижения тем, кто предоставляет услуги. Для этого необходимо отменить все национальное законодательство, ограничивающее в тех или иных странах «свободу размещения и передвижения услуг». Данное законодательство во всех странах явилось результатом борьбы трудящихся и призвано защищать трудовое население и обеспечить доступность различных услуг для всех.

Что относится к сфере услуг?

Сфера услуг - такая же сфера экономики, как сельское хозяйство или промышленность. Сфера услуг включает в себя 160 секторов. Многие из видов работ, относящихся ныне к ней, раньше выполнялись рабочими самих предприятий в промушленности, либо прислугой. Сегодня на них выдаются субподряды самостоятельным небольшим предпринимателям или фирмам, специализирующимся на данных видах работ.

Речь идет о:

-ремонте

- уборке

-охране

- нахождении и контрактировании временной рабочей силы

- строительстве

- дистрибуции

- спортивных центрах

-услугах в связи со здравоохранением

- помощи старикам

Линия не касается работы банков, телекоммуникаций, транспорта.

Об образовании и здравоохранении в настоящее время ведутся дискуссии.

В чем кроется опасность в «свободе передвижения для сферы услуг»?

Основным принципом линии является «принцип страны происхождения». То есть, хозяева фирм должны будут соблюдать законодательство, включая трудовое и социальное, той страны, где они зарегистрированы, а не той страны, в которой они предоставляют свои услуги. Например, чешская фирма по уборке помещений сможет работать в Бельгии на основании чешского законодательства, без предварительного разрешения и без контроля со стороны бельгийской рабочей инспекции. Например, линия определяет, что страна, в которой предоставляются услуги, не имеет права требовать «контроля над используемыми материалами, являющимися составной частью предоставления услуг» (статья 16.3, h) Это означает, что мы можем столкнуться с использованием отклоняющегося от норм рабочего материала. Контролировать работу данных фирм должны будут не те страны, в которых они предоставляют свои услуги, а те страны, из которых эти фирмы происходят. Но можно ли себе представить, чтобы польская инспекция в действительности контролировала, что там делают польские фирмы на бельгийских верфях?

Кто является участником?

В принципе данная линия действительна только для самостоятельных предпринимателей. Но опасность видна уже в случае так называемых мнимых самостоятельных предпринимателей. Например, сеть супермаркетов открывает филиал с собственным менеджером, который является юридически самостоятельной фирмой, но на практике работает на данную сеть.

Для работников, получающих зарплату, уже сейчас деыствует принцип «детачиринга» (отделения). Фирмы сферы услуг могут временно посылать своих работников для работы в другую страну Евросоюза («детачировать» их). Польская фирма приезжает в Брюссель на строительство здания со своими польскими рабочими. Они подпадают под польское социальное законодательство. Правила детачиринга требуют, чтобы такая польская фирма подала заявку в бельгийские инспекции, назначила своего представителя в Бельгии, и чтобы польские рабочие имели такие же права, как бельгийские: на минимальную заработную плату, в отношении длительности рабочего дня, в отношении трудового законодательства.

Под предлогом ликвикации «бюрократии» линия Болкештеына делает контроль со стороны страны, в которой оказываются услуги, практически невозможным. Официальные документы работников не будет необходимо иметь при себе там, не нужно будет подавать никакой заявки заранее.

Последствия? Фирмы по контрактации временной рабочеы силы переместятся в страны с наименее благоприятным для работников социальным законодательством, где предявляются не такие высокие требования к выполнению тоы или иной работы. Они смогут отправлять свою нанятую рабочую силу во все уголки Европы за крайне низкую, позорно низкую оплату труда. Это, в свою очередь, окажет давление на заработные платы и социальные завоевания в западноевропейских странах. Инспекции не будут иметь возможности контролировать, получают ли работники минимальную заработную плату, оплачивают ли им сверхурочные. Ибо в большинстве новых стран-членов Евросоюза не существуют никакие рабочие инспекции.

Наши требования:

-отказ от «линии Болкештейна»;

- во всех странах- одинаковая оплата за одинаковый труд, и одинаковые условия труда;

- социальный контроль должен производиться инспекциями стран, в которых осуществляют свою деятельность данные фирмы.

Оригинал опубликован на сайте http://pvda.be

Перевод Ирины Маленко


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100