Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Петер Франссен
Коррекция социально-экономического курса
Что делает китайское правительство по поводу разрыва между богатыми и бедными?

За последние 25 лет в Китае наблюдался невероятный экономический рост. Материальное положение населения значительно улучшилось. Но одновременно вырос и разрыв в его уровне между отдельными группами населения. Государство заявляет, что отныне оно намерено заняться этой проблемой.

В последние 25 лет абсолютный приоритет был дан в Китае развитию его экономики. Социализм не может существовать, если люди будут голодать, и у них не будет крыши над головой. Ванг Мень-Ку, представитель Центра по Исследованию Развития при китайском правительстве, говорит: «Прежде всего перед нами стояла задача одеть и накормить наше население. Эта задача сейчас в основном решена».

В 2004 году ВВП Китая в 4 раза превышал его ВВП за 1978 год. Результатом этого стало построение общества, в котором по большей части ныне не существует бедность, говорят китайцы. И действительно, по подсчетам Всемирного Банка, в 1978 в Китае ниже уровня бедности проживало 53% населения, а в 2004 году - только 8% 1 .

Все становятся богаче, но далеко не одинаковыми темпами

Таким образом, было правильным выбором сделать главным приоритетом экономический рост. Сегодня, 25 лет спустя с начала реформ, можно сказать, что этот выбор позволил создать относительно сильную промышленную базу для дальнейшего строительства социализма. Но этот выбор принес с собой и неприятные побочные эффекты.

Доходы среднего городского жителя в Китае - в 3,2 раза выше, чем на селе. В 1978 году разница составляла 2,5 раза. Это не значит, что крестьяне стали жить хуже - нет, только их доходы растут более медленными темпами. Та же самая тенденция наблюдается в разрыве между богатыми и бедными провинциями, Хотя экономика бедных провинций за последние 25 лет получила значительное развитие, экономика провинций богатых развивалась гораздо более быстрыми темпами, так что этот разрыв растет.

Третий разрыв - между богатыми и бедными отдельными лицами. Разница в доходах между богатыми и бедными измеряется так называемым коэффициентом Джини. Если он составляет 0,00, то все доходы в стране равны; чем ниже эта цифра, тем лучше. В 1978 году коэффициент Джини в Китае составлял 0.20; к прошлому году он вырос до 0.44. Богаче стали все, но некоторые - гораздо быстрее других, отсюда и разница. Для сравнения - в соседней Индии данный коэффициент составляет 0.40. Это ниже, чем в Китае... но, согласно данным Всемирного Банка, там по-прежнему за чертой бедности находятся 250 миллионов человек.

Растет социальное недовольство

Кроме трех вышеупомянутых социально-экономических различий, наблюдается рост и других серьезных проблем. 120 миллионов крестьян, которые были вынуждены покинуть село и отправиться на заработки на городские фабрики, зачастую на частных фабриках безжалостно эксплуатируются. В частных шахтах и на частных заводах зачастую нормам безопасности уделяется меньше внимания, чем прибыли - со всеми ужасными последствиями того. Правительство выделяло слишком мало денег на образование и здравоохранение в сельской местности. Из-за масштабных приватизаций бывших государственных предприятий исчезли многие традиционные социальные гарантии - такие как оплата больничных, пенсии, что породило огромные дыры в системе социальной защиты населения. Индустриализация и урбанизация во многих местах привели к непродуманной ликвидации сельскохозяйственных угодий.

Все это привело к трениям и к социальному недовольству частей населения. В 1993 году в Китае было 10.000 социальных конфликтов, таких, как забастовки, протесты, занятие земельных участков, в которых в общей сложности участововало 700.000 человек. В 2003 году таких конфликтов было уже 60.000, с участием 3 миллионов человек.

Больше равновесия

Некоторые китайские коммунисты и исследователи заявляют: подобные болезни роста были неизбежными, ибо нужно было сделать все возможное и развивать экономику любой ценоы. Другие считают, что делать ударение на рост экономики было верным, но наблюдался слишком односторонний подход, много негативных явлений можно было бы избежать.

Как бы то ни было, сегодня Китайская Коммунистическая партия взяла курс на корректировение данного курса. Основные линии этого намечены в документах 11 пятилетнего плана, начинающегося с 1 января 2006 года. Танг Минь , главный экономист Азиатского Банка Развития, изучувший этот план, пишет: «Сегодня Китай концентрирует свои усилия на всеобшем улучшении благосостояния своего населения. Рост в ближайшие 5 лет намечается менее количественный и более равномерно распределенный» 2 . Один из ведущих экономистов, Ху Янь-Ган: «Конечно, мы будем продолжать борьбу за экономический рост, но теперь мы направим основные усилия на всеобщее благосостояние 1,3 миллиарда китайцев» 3 .

Китайская компартия стремится к принятию мер для достижения большего равновесия между человеком и экономикой человеком и природой, городом и деревней, нормами выпуска продукции и мерами безопасности, собственным новаторством и ввозом иностранных изобретений, промышленностью и сельским хозяйством, производством для внутреннего рынка и на экспорт, потреблением и накоплением капитала, различными категориями доходов...

При этом на сегодня партия обьявила своим абсолютным приоритетом сельское хозяйство, крестьян и сельскую местность. Продуктивность сельского хозяйства необходимо улучшать, доходы крестьян должны начать догонять доходы других групп населения, а государственные инвестиции должны сконцентрироваться на индустрализации, инфраструктуре, здравоохранении и образовании на селе.

Сотни новых городов для 300 миллионов китайских крестьян

В Китае в сельской местности проживают 800 миллионов человек. И тем не менее, сельскому хозяйству уделялось намного меньше внимания в последние годы, чем промышленности. Теперь пришла пора это изменить, заявляет китайское правительство.

В момент образования Китайской Народной Республики это была одна из беднейших и из самых отсталых стран мира. Уровень развития китайской экономики в 1949 году можно сравнить с европейской экономикой 1750 года. И путь к развитию, реализация социализма был возможны только путем индустриализации, так что она, совершенно естественно, стала абсолютным приоритетом. С 1978 года китайское государство сконцентрировало развитие индустриализации в 14 городских центрах на востоке страны, который издавна был ее наиболее развитой частью. Восточное побережье стало локомотивом для социально- экономического Большого Прыжка вперед.

Этот процесс развития на сегодня достиг таких успехов, что становится возможным - и пришло время для!- создание более устойчивого равновесия между сельским хозяйством и промышленностью, между деревней и городом, так, чтобы центральные и западные районы страны тоже стали ее экономическими локомотивами.

В первую очередь правительство намеревается повысить жизненныи уровень сельского населения. Оно начало уже отмену или снижение нескольких налогов. Благодаря этому крестьяне станут платит налогов на 30% меньше 4 . Кроме того, правительство немеревается создать ряд субсидий или повысить уровень субсидий, которые уже существуют. С крестьян будут брать пониженную плату за воду и за электричество. Производители органических удобрений получат скидку со своих счетов по оплате электроенергии, которую они будут обязаны перерассчитать и на крестьян. Крестьяне - производители зерновых получат ссуды на льготных условиях.

Третий пакет мер предполагает меры в области технологии и науки. Правительство повысит уровень механизации,- среди прочего, за счет стимулирования путем введения субсидий региональной специализации в сельском хозяыстве. Оно обеспечило работу в сельскохозяйственной сфере более 100,000 ученых и техников, на которых возложена задача модернизации и механизации сельского хозяйства.

Более 40% населения освобождено от уплаты налогов

До настоящего времени подоходный налог в Китае должны были уплачивать все работники, получающие более 800 юаней в месяц. С 1 января сумма минимальной облагаемой налогами заработной платы поднята до 1600 юаней. Благодаря этому от налогов освобождены 40% налогоплательщиков, большая часть из которых - крестьяне. Правительство также обязуется регулярно пересматривать и повышать уровень минимальной заработной платы. Оно также намеревается принять налоговое законодательство, которое позволит людям с минимальными доходами и крестянам облегчить доступ к жилью, образованию и здравоохранению. Для финансирования этого своего проекта власти намерены повысить налоги на предметы роскоши и на крупные наследства, а также ввести налог на капитал.

Промышленность в сельской местности

В Китае в сельской местности существуют 22 миллиона фабрик и мелких предприятий, на которых на полную или на половину ставки заняты в общей сложности 135 миллионов крестьян. На каждую фабрику приходится в среднем 6 крестьян или бывших крестьян. Продуктивность и технологический уровень таких предприятиы низки. Правительство намерено вести курс на увеличение масштабов промышленного труда в сельской местности. Раздаются голоса в пользу создания на селе филиалов государственных предприятий и того, чтобы транснациональным корпорациям преимущественныи режим предоставлялся только в виде исключения, - только в том случае, если они будут инвестировать на селе или заниматься деятельностью, стимулирующей сельское хозяыство.

Индустриализация сельской местности должна будет призвана трудоустроить избыточную рабочую силу на селе, так чтобы меньшее количество людей, проживающих в сельскоы местности, зависело своими доходами от сельского хозяйства.

В силу всех этих причин китайские власти делают все от них зависящее, чтобы ускоренными темпами достичь «огораживания» села. В ближайшие15-20 лет около 300 миллионов китайских крестьян переедут в города. Благодаря этому доходы от продажи сельскохозыыственной продукции будут разделяться на гораздо меньшее число крестьянских семей, и средний их доход возрастет. Для достижения этой цели китайское правительство намерено в ближайшие 15-20 лет создать сотни новых, средних по размеру городов. Это будет самый грандиозный такого рода проект в истории человечества.

10 самых крупных достижения Китая с 1980 года

1. Рост уровня жизни

С 1980 года доходы китайского горожанина возрастают в среднем на 9.7%, а сельского жителя - на 5% ежегодно.Речь идет о реальном росте доходов, с учетом индекса цен.

2. Победа для Третьего Мира

Рост китайской экономики помешал мировой рецессии. Ввоз товаров в Китай позволил создать в других странах 10 миллионов рабочих мест, большая их часть - в странах Третьего Мира. Торговля с Китаем позволила многим странам освободиться от удушающих обьятий Соединенных Штатов.

3. Рост крупных предприятий

В китайской экономике наблюдается начало концентрации. В составленном журналом «Forbes» списке 500 крупнейших фирм мира сегодня значатся 14 китайских фирм. Все они - государственные.

4. Рост числа студентов

В 1980 году студентами было менее 3% молодого населения Китая в возрасте от 18 до 25 лет, а сегодня - уже 18%.

5. Рост мобильности

С 1980 года Китай прокладывает 1000 км новых железных дорог ежегодно.На сегодня сеть китайских железных дорог составляет 75.000 км. Имеется 1,6 миллионов км шоссейных дорог, из которых 25.000 км приходятся на автострады. Число пассажиров воздушного транспорта возрастает начиная с 1980 года ежегодно на 16%.

6. Более равномерное распределение доходов

% доходов, уходящий на оплату питания, упал с 68% до 45% на селе и с 58% до 37% в городах.

7. Снижение младенческой смертности

С 1980 года смерность младенцев в возрасте до 1 года снизилась с 40 на 1000 до 24 на 1000.

8. Уменьшение уровня бедности

Согласно данным Всемирного Банка, бедность в Китае снизилась с 53% населения до 8%

9. Рост продолжительности жизни

Средняя продолжительность жизни выросла с 66 лет в 1980 году до 72 лет на сегодняшний день и до 81 года- в городах Пекин и Шанхай.

10. Ликвидация неграмотности

Число китайцев старше 15 лет, не умеющих читать и писать, снизилось с 25% в 1980 году до 8,4% на сегодняшний день.

Перевод Ирины Маленко

Примечания

1  Martin Ravaillon, Fighting Poverty: Findings and Lessons from China's Success,The World Bank, Washington, september 2005.

2  Ni Yanshuo, Plus de réformes pour plus d'équité, Beijing Information, 42/2005.

3  Fifth Plenary Session of 16th CPC Central Committee Adopts Proposal on 11-5 Program, Xinhua, 11 oktober 2005.

4  OESO, Economic Surveys 2005, China, Parijs, 2005, blz. 46.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100