Лисандро Отеро
Неприсоединившиеся продолжают борьбу

В течение столетий человечество разделялось на христиан и язычников, затем на цивилизованных людей и дикарей, а позже – на богатые и бедные страны. С появлением голода, который коснулся трех четвертей всех людей, мир пришел в новое состояние. Это описал Пьер Жали в своей классической книге о колониализме и его свержении «География неразвитости». Позднее возникло понятие Третьего мира для тех стран, не вошедших ни в один из военных лагерей: ни в НАТО, ни в Организацию Варшавского договора, к которой относились социалистические страны.

К моменту окончания Второй мировой войны Великобритания властвовала над Индией, Бирмой, Австралией, Новой Зеландией, Канадой. Южно-Африканским Союзом, Родезией и Ботсваной, среди прочих. Франция правила Алжиром, Тунисом, Марокко и Ганой. Голландия контролировала Индонезию. Были и другие, более красноречивые примеры, но вряд ли есть смысл продолжать этот длинный и отвратительный список.

Новая политическая реальность, последовавшая за поражением нацистско-фашистского тоталитаризма, привела к необходимости независимости колониальных народов, некоторые из которых преуспели в освобождении путем интенсивного насилия вооруженных движений или значительных актов гражданского сопротивления. Для этого крупнейшие руководители антиколониального движения решили собраться для выработки ряда главных принципов. Неру, Сукарно, Насер, Тито и Чжоу Энлай собрались в Бандунге в 1955 г.

Вслед за статьей Джорджа Кеннана, заведовавшего стратегической политикой в Государственном департаменте и позднее бывшего послом в СССР, опубликованной в 1947 г. в журнале Foreign Affairs, где рекомендовалась политика сдерживания Советского Союза и пресечение его поддержки прогрессивного и национально-освободительного движения, произошло определение основ Холодной войны. Позже, в мае 1947 г. президент Трумэн очертил доктрину Трумэна, и, вместе с ней, стремление раздавить освободительные движения в Греции и Турции. В том же 1947 г. был принят план Маршалла по реконструкции и захвату индустриальных ресурсов Европы, разрушенных войной.

Создание НАТО в 1949 г. и ответ советского блока в виде Варшавского договора в 1955 г. разделили мир на два военных лагеря. На это страны, участвовавшие в бандунгской конференции, ответили рядом принципов. Были провозглашены уважение к суверенитету и территориальной целостности государств, равенство рас, отказ от вмешательства во внутренние дела и отказ от участия в соглашениях по коллективной безопасности (НАТО и ОВД).

Эти принципы дополняла Декларация о проблемах зависимых народов. В ней провозглашались возможности, предоставляемые независимостью колониальных народов, было оглашено требование прекращение внешнего правления, представляющего собой преграду миру, и декларировалось, что колониализм – это позор, который должен исчезнуть с лица земли. В 1961 г. Движение неприсоединения вновь провело конференцию в Белграде, и добавило к первоначальным принципам еще ряд: неприятие Холодной войны, сожаление об укреплении военных блоков, необходимость прекратить запугивание, вмешательство или вторжение одного государства по отношению к другому, провозглашение права Кубы на выбор политической и экономической системы исходя из собственного усмотрения и право Китайской Народной Республики быть единственным представителем китайского народа (а не вместе с тайваньским режимом) в Организации Объединенных Наций. Также утверждалась неприемлемость силового решения немецкого вопроса, равно как и проблемы Берлина.

Уже в 1955 г. Движение неприсоединения выступило против доктрины Галльштейна, постулировавшей, что Федеративная Республика Германия – это единственный легитимный представитель немецкого народа и поддержало восточную политику Вилли Брандта, содействовавшего сближению с социалистическим лагерем, начатого политикой разрядки. Вскоре, другие события, такие как поражение США в войне во Вьетнаме, Исламская революция аятоллы Хомейни, провал горбачевской перестройки и распад социалистического лагеря определи новые условия, в которых народы Третьего мира искали свою свободу.

Поэтому, конференция, проходящая в сентябре в Гаване, имеет огромную важность для освободительного движения, возникшего после Второй мировой войны. Даже если великий лидер американского освобождения и родоначальник кубинской социалистической революции Фидель Кастро временно будет находиться за рамками этого процесса из-за необходимости восстановления здоровья, эта конференция в Гаване станет большим шагом в усмирении гегемонистических аппетитов США и их алчности в деле укрепления энергетических поставок по цене крови арабских народов. Она может и дать новое дыхание новой латиноамериканской левой. Безусловно, это знаковое событие в международных отношениях, претерпевающих радикальные трансформации на рассвете XXI века.

Оригинал опубликован по адресу: http://www.rebelion.org/noticia.php?id=36238

Перевод Юрия Дергунова

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна