Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Марк Вандепитте, Фредди Меркс, Пол де Фос, Дирк ван Дюппен
НГО: миссионеры новой колонизации?
(избранные главы)

Предыдущая публикация: http://www.left.ru/2005/6/vandepitte123.phtml

Глава 1. Новая колонизация.

Подчинение.

Колониальный период был отмечен постоянной (военной) оккупацией невероятно огромных территорий. Это не только ужасно дорого стоило, но в определенный момент и стало обходиться во слишком много жизней. Кроме того, это перестало быть по-настоящему необходимым в такой форме. Уже до начала Второй Мировой войны доминирование над целыми континентами путем инвестиций капитала, торговых договоров, регуляции обменных курсов валют, политической гегемонии и т. п. казалось рентабельнее, чем. постоянная колониальная оккупация с использованием войск. Однако это ещё не означает, что не было определенной военной стратегии, напротив. При необходимости применялись классические колониальные войны и оккупация (примеры: Корея, Вьетнам). Ведение войны странами Запада также все больше и больше расширялось при помощи введения массы новых её средств: быстрые интервенции (Гренада, Панама, Ирак), организация и поддержка государственных переворотов (Чили, Гватемала), подготовка местных военных и "эскадронов смерти" западными инструкторами и руководство ими западными советниками (Гаити, Сальвадор), открытая и скрытая поддержка контрреволюционных групп (Ангола, Мозамбик, Никарагуа), возрастающие поставки оружия периферийным странам; кроме того, была разработана специальная стратегия "конфликта низкой интенсивности" - для уничтожения групп местных повстанцев (Сальвадор, Филиппины, Перу)(1). Накладывание эмбарго, или экономической блокады также принадлежит к арсеналу империализма (Куба, Ирак, Никарагуа, Вьетнам). С того момента, как бывший Советский Союз оказался в прозападном лагере, интервенции пытаются камуфлировать под "гуманитарные акции" под флагом ООН (Сомали, Гаити). Как подтверждает приведенное выше описание, военное присутствие и вмешательство по-прежнему остаются важным и даже совершенно необходимым элементом.

Вторая "дверца" империалистической стратегии в развивающиеся страны - неоколониальная политика. Как явствует уже из приведенного выше, Запад во время и после завершения деколонизации постарался везде установить у власти "своих людей". Повсюду, где это считалось нужным, им оказывалась помощь и поддержка в ликвидации тем или иным способом местной военной и политической оппозиции. Так во многих странах Третьего Мира возникли авторитарные режимы, которые при возможности маскируются под демократическим фасадом по западной модели: многопартийная система, парламентская демократия, выборы и определенная степень свободы слова. Условием их существования является то, чтобы эти "гражданские" правительства не затрагивали существующую систему подчинения системе мировой и связи зависимости, существующие с Западом. Иногда терпятся или даже поддерживаются и популистские народные движения, при условии, что они не организуют население в антиимпериалистическую силу (Аргентина). Но "демократическое лицо" не всегда удается сохранить. Иногда встроенные социальные отдушины недостаточно функционируют, и тогда перед нами предстает капиталистическая диктатура в голом виде( Сомоса в Никарагуа, тонтон- макуты на Гаити, Пиночет в Чили, Мобуту в Заире) (2). Кроме того, если страны осмеливаются на по-настоящему автономное развитие (Египет при Нассере), или осмеливаются проявить себя как независимая региональная держава (Ирак) , их немедленно "призывают к ноге". Правительственные лидеры, осуществляющие действительно независимый курс, быстро рискуют государственным переворотом (Чили, Гаити), или их даже похищают (Норьега в Панаме). Короче говоря, политическое проявление власти больше не обязательно осуществляется напрямую, как в колониальные времена, но в особенности -непрямым путем. Для того, чтобы неоколониальная политическая стратегия добилась своих целей, международный капитал, кроме того, пытается насколько это возможно, использовать уже существующие инстанции, в особенности международные (ООН) , и правительственные и неправительственные "организации по развитию" . С момента окончания Холодной войны Западу удается успешно прятать империалистическую стратегию под флагом ООН.

Третьим "окошком" для империалистической неоколониальной стратегии является идеологическая война. Эта битва за сознание осуществляется в основном через СМИ: через то, что именуется UNISEF "революцией в сфере коммуникации"(3), империализму сегодня удается успешно прятать факты. Создается несостыковка между реальностью стран Третьего Мира и отражением их проблематики в массовом сознании, не уступающая тому, что творилось в этой сфере в наиболее жестокие колониальные времена. Хомский представляет мировую систему СМИ в качестве машины, фильтрующей факты (4). Сообщения в прессе обо многих фактах "затормаживается", отдельные избранные факты принимаются к сведению и перерабатываются в "события". (5)

СМИ являются индустрией и находятся в собственности все более и более ограниченного круга частных монополий. ¾ акций ABC, NBC и CBS (трех крупнейших американских телекомпаний) находятся в руках банкиров, таких, как Chase Manhattan Bank, Citybank, Bank of America и Morgan Guarantee Trust. 8 из 10ь сообщений новостей, циркулирующих по всему миру, выпускаются в свет 1 из 4 крупнейших агенств новостей: Reuter, AFP, UPI или AP. Нельзя недооценивать и влияние размещающих свои рекламные объявления на содержание теле-и радиопрограмм. Содержание програм новостей зачастую полагается быть очищенным от любой критики в адрес крупных спонсоров, то есть корпораций. (6)

Кто решает, о чем. будут говорить СМИ сегодня? Кто поставляет журналистам их источники? Источники у них все те же самые: правительства, администрации, большой бизнес. Этот эстаблишмент ежедневно производит готовый упакованный полуфабрикат в виде потока новостей: пресс- конференции, папки с документами, доклады различных комиссий, интервью и их транскрипты, бюджеты, приемные вечера и тысячи телефонных звонков. В одних только США более 150.000 человек работают в сфере «коммуникаций" при крупных фирмах, патрональных федерациях, лоббийных группах и торговых палатах. То, что мы видим по телевидению, - это не действительность, а лишь интерпретация действительности. Говорят, что идеология играет роль в "предвзятой прессе", но не в прессе "нейтральной." Якобы мы переживаем феномен быстрой деполитизации прессы, который вскоре приведет нас к сути журналистики: информации. Но это абсолютная иллюзия. "Деполитизированная" пресса продолжает информировать нас о "море крови, пролитом Секуритате в Тимишоаре" и о "войне в защиту международного права в Персидском заливе".

Четвертое "окошко" - стратегия экономическая. Она заключается в воспроизводстве и при возможности - усилении экономического доминирования, ведущего свое происхождение из колониального периода. Мы рассмотрим четыре его уровня.

1. На уровне производства данное доминирование осуществляется в основном через транснациональные корпорации (ТНК). Число ТНК быстро росло с начала 60 годов. Возрастает и концентрация их географической мощи: оборот 200 крупнейших ТНК вырос с 1982 по 1992 год с 3000 до 5900 миллиардов долларов. Их доля в мировом валовом продукте выросла с 24,4% до 26,8% (7). Это больше, чем. совместная продукция всех стран Третьего Мира, составляющая всего лишь 15% мирового валового продукта (8). Таким образом, 200 ТНК в экономическом отношении имеют больший вес, чем. четыре миллиарда человек, проживающих в странах Юга. Это означает и то, что в 1985 году данные корпорации имели оборот, в три раза превышающий общую сумму внешнего долга всех данных стран, вместе взятых (9). Цифры продаж Форда (97,7 миллиардов долларов ) важнее полного ВВП такой страны, как Аргентина (93,3 миллиарда) или Турция (96,5 миллиардов) (10). В 1990 году такая корпорация как IBM имела оборот в 69 миллиардов долларов, что больше экспорта всех ремесленных изделий из Латинской Америки,Африки и Индии, вместе взятых (11). ВВП Танзании - 2,1 миллиарда долларов, на 25 миллионов человек населения. Он равняется годовой прибыли Кока-Колы или Тойоты. (12)

Создаются впечатляющие сети перекрещивающегося участия, совместных инвестиций, технологических соглашений, раздела прибылей и рынков. Сотни связей привязывают американские, японские и европейские корпорации друг к другу. Они "охраняют" друг друга с близкого расстояния, сотрудничают друг с другом и одновременно борются друг с другом за преобладание на мировом рынке. Ведь сеть соглашений о сотрудничестве вовсе не мешает самой убийственной рыночной конкуренции. Наиболее верный способ завоевания рынков - по-прежнему уничтожение своего конкурента (13).

Контроля над ТНК практически не существует. Эти гиганты фактически сами определяют условия своего производства. Например, в середине 70-х годов в среде групп действия по проблемам Третьего Мира возникла всемирная кампания против практики корпораций, производящих детское питание.

Акции против корпораций и информационные кампании среди населения, как на Западе, так и в странах Третьего Мира, в мае 1981 года привели к составлению международного кодекса, принятого Всеобщим Собранием Всемирной Организации Здравоохранения. Этот кодекс намеревался заставить ТНК отказаться от рекламы искусственного детского питания в странах Третьего Мира. Но так как действует он только лишь на добровольной основе, то его нарушения являются скорее правилом, чем. исключениями.Что побудило Давида Сандерса, специалиста по проблемам здравоохранения, работающего в  Южной Африке, сказать следующее: "Добровольный кодекс - это, конечно, хорошо, но если годовой оборот «Нестле» больше ВВП любой африканской страны, за исключением Нигерии и Южной Африки, и эта корпорация за год тратит на рекламу больше, чем. весь бюджет Всемирной Организации Здравоохранения, та самая организация, от которой ожидается, что она заставит корпорации уважать этот кодекс, боюсь, что от осуществления этого кодекса на практике не приходится многого ожидать…" (14)

Только те немногие страны, которым удалось, национализировать ввоз и дистрибуцию детского питания, такие, как Замбия, Мозамбик и Папуа Новая Гвинея, смогли оказать явное влияние на ограничение питания в бутылочках и пропагандирование питания грудным молоком. (15).

Сегодня страны Третьего Мира борются между собой, наперебой предлагая ТНК дешевую рабочую силу, путем ликвидации защищающего работников трудового законодательства и мешая созданию профсоюзов (16). Из-за возрастающего проникновения иностранного капитала в сферу перерабатывающей промышленности большая часть местной национальной буржуазии в этих странах потеряла свою финансовую силу. Переплетение внутреннего и иностранного капитала в силу этого находит отражение в сотрудничестве местной буржуазии с корпорациями. Запад определяет, в какие сферы направляются инвестиции, требует, чтобы наилучшие земли, наилучшие кадры и т. п. предоставлялись в распоряжение ТНК, чтобы продукция полностью направлялась на экспорт, чтобы полученная прибыль утекала на Запад, а не инвестировалась на местах. Короче говоря, делается все для того, чтобы систематически мешать "собственному" производству и накоплению капитала в данных странах и даже сделать его невозможным.

2. На уровне рынка все тоже определяется международным капиталом. При поддержке МВФ и Всемирного Банка страны Третьего Мира принуждают к открытию их границ для империалистического проникновения, в то время, как Запад продолжает сохранять присвоенное им себе право накладывать гигантские ввозные пошлины на товары из этих стран. Там, где Север (в широком смысле слова) вынужден пользоваться полезными ископаемыми из этих стран Юга, он делает все возможное для снижения цен на эти ископаемые. Для этой цели он может рассчитывать на поддержку дружественных режимов (например, дешевая нефть из Саудовской Аравии). Кроме того, курс МВФ и Всемирного Банка на мировой арене ведет к снижению цен на полезные ископаемые. Бывший высокопоставленный чиновник МВФ, Дависон Буду, описывает это так: " Экспорт развивающихся стран целиком и полностью контролируется ТНК. Экспортные цены на сегодня практические повсеместно - самые низкие со времен Второй Мировой войны. МВФ и Всемирный Банк вынуждают страны Третьего Мира увеличить их экспорт, то есть, вывозить все больше и больше, но эти страны вовсе не получают за это больше денег, а прибыль возвращается в карманы ТНК. То, что происходит сегодня с ценами на полезные ископаемые, является результатом многолетнего навязывания этим странам политики, направленной на экспортирование, что приводит к перепроизводству определенных сельскохозяйственных продуктов." (17).

То, что свободный рынок является не более, чем. сказкой для самых маленьких, становится ещё яснее, если мы рассмотрим в увеличительное стекло соглашения GATT. GATT (General Agreement on Tariffs and Trade),- орган, который якобы должен обеспечивать либерализацию мировой торговли, на практике является инструментом в руках Запада. Предварительные переговоры по GATT иллюстрируют это со всей красочностью. Во время этого раунда переговоров, длившегося с 1986 по 1993 годы, сцена борьбы полностью находилась в руках США и Европы, а странам Третьего Мира была отведена лишь роль зрителей. (18) Результат этого "уругвайского раунда» переговоров угадать нетрудно: победителями стали крупные корпорации и те страны, в которых размещаются их головные конторы, проигравшими, причем с крупным счётом,  - развивающиеся страны. Более конкретно: ТНК через возрастающее дерегулирование усилили свои позиции в странах Третьего Мира, которые и так уже почти не контролировали свою уязвимую экономику.  Финансовые гиганты получили возможность уничтожить при помощи конкуренции большое количество местных банков и страховых компаний. Из-за обеспечения копирайта вырастут цены даже на самые необходимые медикаменты, а мелким крестьянам придется тратить гораздо большие суммы на закупку семян и пестицидов. Наконец, многочисленные страны, ввозящие сельскохозяйственную продукцию, столкнутся с возросшими мировыми ценами. (19).

Примечательно, что либерализация не распространяется на те сектора, которые могли бы оказаться выгодными для стран Юга, но невыгодными для стран Севера. Например, была отложена либерализация торговли текстильными товарами. (20). Таким образом, совершенно очевидно, что меряют здесь двумя различными аршинами: под маской "свободного рынка" скрывается торговая война против стран Юга.  Недавно созданная Всемирная Торговая Организация (ВТО), которая должна обеспечивать соблюдение уже заключенных соглашений,  тем более станет оружием в руках богатых стран и защитницей  интересов корпораций (21). Фредерик Клермон, бывший "старший экономист" на конференции ООН по "Торговле и развитию" в Женеве говорит по этому поводу так: "Запуск ВТО является сигналом образования Большой Тройки (МВФ, Всемирный Банк, ВТО) , которое может привести только к усилению империалистических сил." (22).

3. Уровень финансовый. МВФ и Всемирный Банк были созданы для того, чтобы усилить финансовое превосходство США над европейскими державами, Японией и периферийными странами после Второй Мировой войны. (23) Там, где гегемония США  не шла вразрез с интересами Европы и Японии, это трио всемирного масштаба вместе затягивает удавку на шее остального мира. Важную роль в этом сыграла так называемая проблематика долгов. После нефтяного кризиса в начале 70-х годов  большое количество нефтедолларов, оказавшееся в западных банках, должно было где-то инвестироваться (24), причем инвестироваться продуктивно. Низкие (но вариабельные, т.е., переменные) проценты стимулировали гигантские инвестиции и "престижные" проекты в странах Третьего Мира, благодаря совпадению интересов местных элит и международного финансового мира. С той поры возникла финансовая удавка, не отпускающая весь Юг из своих смертельных обьятий. Из-за нарастания долгов страны Третьего Мира оказались целиком и полностью зависимыми от "доноров" с Севера, , которые имеют право (по условиям МВФ) навязать им свои условия неолиберального экономического курса, через так называемые СПП (структурные программы приспособления).(25) Бремя налогов - это финансовая и экономическая война, вызывающая в периферийных странах колоссальный ущерб. Последствия, как мы знаем, уничтожающи. Благодаря крайне тяжелым "мерам экономии", "затягивания поясов" практически все, что удалось построить в сфере развития, в считанные годы или даже месяцы оказывается сравненным с землей. Сфера образования, здравоохранения, социальных услуг, уничтожается по приказу МВФ, и это приводит к социальной катастрофе. Ни в какой другой сфере не очевидно так, как в этой,  как "недоразвитость" является продуктом, производимым на Севере для Юга, путем осуществляемой им там политики.

  СПП - продукт подхода к решению проблемы кризиса долгов 1982 года, особенно поощряемого Соединенными Штатами. Его результатом стал совместный подход МВФ и Всемирного Банка, , при котором "структурные приспособления" (СП), применяемые и ранее Всемирным Банком с 1980 года, комбинируются с "программой экономии", вводимой и ранее МВФ. Данные СПП содержат в себе, среди прочего: ограничение импорта при одновременном увеличении экспорта, девальвацию местной валюты, ограничение государственных расходов (образование, здравоохранение, администрация) и субсидий (на сельское хозяйство и местную промышленность), ограничение внутреннего кредита, полную либерализацию экономики, и наконец, приватизацию целых секторов промышленности, что на практике фактически означает дешевую распродажу наиболее привлекательных частей национальной экономики (26). Последствия этого курса трояки:

А) Под предлогом экономического оздоровления производится атака на местное население. Благодаря девальвации резко падает его покупательная способность, свертывание системы образования оставляет целые поколения неграмотными,  резкие сокращения расходований на государственный аппарат ведут к коррупции, парализации государственного сектора и "утечке мозгов", ликвидация государственной системы здравоохранения и либерализация цен на медикаменты, в сочетании с падающей покупательной способностью, ведут к тому, что медицинское обслуживание становится фактически недоступным для рядовых граждан, и т. п.... Возьмем в качестве примера Гану. В классификации 25 африканских стран 1991 года, изучаемых Всемирным Банком  в связи с проводимой им там макроэкономической политикой  она занимала первое место (27). Она была наиболее примерным учеником Всемирного Банка. Однако в докладе UNISEF за тот же период мы видим, какой ценой за это на самом деле заплачено: в то время, как детская смертность в других развивающихся странах за последние десять лет снизилась в среднем на 20%, в Гане она увеличилась на 8%…(28) Б) Даже одни только чисто экономические результаты данной политики, без учета социальных последствий, далеко нельзя назвать блестящими. Экономист МВФ Мохсин Хан пришел к следующему малоприятному выводу: "Экономический рост в СПП-странах значительно снизился по сравнению с ростом в странах, не следующих мерам, предусмотренным СПП…" (29) Вместо экономического роста, роста числа создаваемых рабочих мест и новых инвестиций, как то было обещано, экономики под гнетом мер "структурного приспособления" оказались в замкнутом кругу стагнации и кризиса. Вместо облегчения налогового бремени стран Третьего Мира СПП привели к увеличению задолженности: с 785 миллиардов долларов в начале долгового кризиса до более чем. 1300 миллиардов на 1992 год. МВФ и Всемирный Банк подвергли СПП 36 из 47 стран Тропической Африки, но их общий долг на сегодня превышает производимую ими всеми вместе взятыми продукцию (30). На сегодня 200 миллионов из 690 миллионов жителей данного региона живут за чертой уровня бедности (31). Роль в этом СПП настолько очевидна, что Ури Дадуш, "главный экономист" МВФ для Африки, был вынужден признать: " Мы не ожидали, что человеческая цена данных програм окажется такой высокой, а экономичекие результаты - такими медленными."(32). В) Единственные, кто получил выгоду от этих СПП - это ТНК и банки. Вышеописанный подход со времен долгового кризиса обеспечивает постоянный поток денежных стедств с Юга на Север. Разница между долговыми выплатами стран Третьего Мира и помощью и займами, поступающими с Севера, составила за период с 1982 по 1990 годы 418 миллиардов долларов, или 6-кратный эквивалент плана Маршалла, в переводе не сегодняшний курс доллара (33.). 4) На технологическом уровне также можно говорить об империализме в отношении  стран Третьего Мира. Коммуникационные космические спутники для определения на расстоянии местных условий погоды и условий для урожая в странах Третьего Мира позволяют на сегодняшний день  узнавать заранее, до того, как об этом узнают сами страны, о которых идет речь, какой рыночной стоимости в данном году достигнут их предстоящие урожаи. Кроме того, существует и действует экономическая монополия на информацию, при помощи компьютерных баз данных, культурной пропаганды, захлестывающей  все местные телестанции через концерны СМИ, и т.п (34). Контроль, существовавший в годы Холодной войны в отношении вывоза технологии в страны Восточного Блока, всегда существовал и продолжает существовать в отношении вывоза в так называемые периферийные страны. Запад желает сохранения постоянного технологического превосходства для сохранения лучшей конкурентной позиции.

Описанием данного последнего "окошка" мы в общих чертах завершили нанесение на карту стратегии империализма. Эта стратегия проявляет себя как спрут с многочисленными щупальцами.  Империализм пользуется целым арсеналом средств - правильнее было бы сказать, оружия,- для удерживания периферийных стран "в упряжке". Эти средства тесно переплетены друг с другом и друг друга взаимоусиливают.

Грубо говоря, можно сказать, что на первом месте стоят средства экономическоно контроля. Даже без прямого политического контроля над тамошними режимами Северу удается по большей части удерживать Юг в своей удавке. Но для максимальной аккумуляции капитала необходимы политическая и социальная стабильность, и поэтому идет борьба за установление в как можно большем числе стран своих местных марионеток. А если этого оказывается недостаточно, а также для гарантированного обеспечения себя стратегического значения ископаемыми и доступом к важным торговым путям, империализмом при необходимости применяется военная сила.

Все эти усилия в целом оформляются и подкрепляются постоянной психологической войной. Данный комплекс стратегий представляет собой насильственные, принудительные рамки, в которых размещаются отношения между Севером и Югом и проблемы данных отношений. Такие проблемы, как «гуманитарные интервенции», «помощь для развития», гражданское общество и деятельность НГО, миграции, социальные исключения и др., можно понять по-настоящему только в том случае, если учитывать весь комплекс империалистических стратегий, инструментов и соотношений сил. Любая наивность в отношении этого опасна и только на руку империалистическим силам. Об этом будет подробнее сказано в последующих главах. Кроме того, данный комплекс стратегий дает понять, что до тех пор, пока страна будет продолжать действовать в рамках, отведенных ей империалистической системой, не может идти и речи ни о какой самодостаточности или собственном, автономном производстве и развитии.

(Продолжение, "Недоразвитость", читайте в следующем номере)

Ссылки:

  1. Heirman M. Noord Zuid Cahier, 03/1990, 2-16
  2. Amin S. L’empire du chaos, p. 102v
  3. UNISEF De toestand van de kinderen in de wereld, 1992. p.1
  4. Collon M. Attention Medias, 1992, p. 198
  5. Idem, p. 198- 235
  6. Idem, p. 198-235
  7. Le Monde Diplomatique, 03/1994, p. 27
  8. Human Development Report, 1993, UNDP, P. 187
  9. George S. A fate worse than debt. 1988, p. 12
  10. ‘Translational Corporations” in World Investment Report, 1993, p. 13-21
  11. Trade and Development Report, 1993, p. 17-19
  12. The Wall Street Journal Europe, 09.1993, p. 18
  13. Cottenier J., Hertogen K. Idem, p. 137
  14. Sanders D. Struggle for health, 1986, p. 145
  15. Idem, p. 145
  16. Sivanandan A. New circuits of imperialism, in Race & Class, jaargang 30, no.4, 1989, 1-19, p.10
  17. Budhoo D., neopublikovannoe interv’yu ot dekabrya 1990.
  18. Buelens F. De GATT en het einde van de Uruguay-ronde. In Economische Strategische Berichten, 05/01/1994, p.17; Raghavan C., Uruguay- round ends but pressure on South will continue, in Third World Resurgence, no. 42, 01/1994, 10-12, p. 11; Lapitz P., Un instrument contre l’ Europe. In Le Monde Diplomatique, 11/1993, p.13
  19. Buelens F. Idem, p. 17; Kissan Thussu D., The Third World loses out in the GATT deal – in Third World Resurgence, no. 41, 01/1994, 15-16; Raghavan C Recolonisation: l’avenir du Tiers Monde et les negociations commerciales du GATT, Brussel, 1990.
  20. Kissan Thissu D. Idem,p. 16
  21. Raghavan C. Order or disorder after the Uruguay round? In Third World Resurgence, no, 41, 01/1994, 13-14
  22. Clairmont F. GATT – the false down. In Third World Resurgence, no, 41, 01/1994, 17-18, p. 18
  23. Amin S. Le systeme monetaire internationale est caduc. Par quoi le remplacer? Serie Documentaire Cetri, nr. 52, 1993,p. 2; George S. A fate worse than debt, p.47v
  24. De Sebastian L., La Deuda Externa de America Latina y la banca international, San Salvador, 1987, p. 26v
  25. Hinkelammert F., La Deuda Externa de America Latina: El automatismo de la deuda. P.98v
  26. Brett E. e.a., The Poverty Brokers. The IMF and Latin America. 1983, p.44
  27. Comeliau C. Les relations Nord-Sud, Collections Reperes, no. 101, 1991, p. 30
  28. Worldbank. Adjustment in Africa. Reforms, results and the road ahead. Washington, 03.1994.
  29. UNISEF The progress of nations. The Nations of the world ranked according to their achievements in health, nutrition, education, family planning and progress for women. New York, 1993, p. 12
  30. Khan M The Macroeconomic Effects of Fund-Supported Adjustment Programs. IMF Staff Papers, vol. 37, no. 2 , 07/1990, p.215
  31. World Bank. World Debt Tables 1991-1992. p. 120, 124
  32. World Bank Global Economic Prospects and the Developing Countries. 1993, p. 66
  33. Sm. Bello, W. P. 45
  34. Hinkelammert F. De verborgen religie van de markt. In Boer D. (e.a) Vrije markt: armoedeproductie en theologie. Intermat reeks no. 2, 1990, 74-83, p.78
  35. Ullrich O. Technology. In SachsW. Idem, 275-287, p.285-6

Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100