Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дмитрий Якушев
Заря «свободы» над Киргизией и новый альбом Земфиры Ромазановой

Как и предсказывали, вслед за Грузией и Украиной полыхнула «революцией» Киргизия. Причем произошло это почти сразу же после того, как сияющий лучезарной улыбкой президент Акаев дал самодовольное интервью российскому телевидению, в котором опрометчиво похвастался своими успехами на ниве предотвращения «революций». У нас все хорошо – докладывал Акаев – выборы прошли спокойно, оппозиция проиграла и теперь утирается. Акаев даже вызвался поделиться передовым опытом с коллегами из других республик. И тут - на тебе. На момент, когда писались эти строки, следы бежавшего президента Акаева затерялись не то где-то в гостиницах Бишкека, не то по дороге на российскую авиабазу в Канте. Где теперь всплывет беглый киргизский президент, и всплывет ли вообще?

Грузия, Украина, Киргизия - казалось бы, неприступные бастионы властей рушатся, как карточные домики от дуновения ветра. Возвещенная миру из Вашингтона «свобода» и «демократия», победоносно шествует по территории бывшего СССР, сметая «диктаторские» режимы. Что и говорить – впечатляющая картина. Кажется, нет таких крепостей, которые не взяли бы поддерживаемые Вашингтоном «демократы». Эй, господа российские политики, бизнесмены и губернаторы, кто из вас еще смотрит на Путина? Скорее бегите к Касьянову, Рыжкову, Каспарову, там ликвидационная комиссия, которой Вашингтон доверил закрытие и роспуск нашего государства, уже вовсю принимает уверения в лояльности. Спешите, а то опоздаете.

А лидерам республик, еще сохраняющим власть, стоит скорее перенять опыт молдавского президента Воронина, самолично развернувшего политику на 180 градусов и ставшего из друга и союзника самым рьяным врагом России. Это как в известном советском фильме о приключениях итальянцев в России, когда один из героев сам сломал себе ногу, чтобы этого не сделал подошедший к нему гангстер. Так и Воронин не дожидаясь «революций» взял и сам себе все кости переломал, за что был демонстративно обласкан империализмом. Очень сознательный и положительный персонаж, чем не пример для остальных.

Режимы, вроде акаевского, в Киргизии, конечно, заслуживают ненависти народной. Их в общем-то даже и защищать невозможно. Пятнадцать лет бессменно в стране правит клан Акаева, страна нищенствует, а клан цветет. При этом правящая верхушка открыто презирает свой народ, относится к нему, как к безмолвному скоту, предназначенному для эксплуатации «элитой». И этот клан будет сидеть еще 15, 20, 100 лет, если ему не дать хорошего пинка. Все это, конечно, так. Но отчего-то и «восставший» «народ» совсем не вдохновляет. И даже сверх того, вызывает презрение едва ли не большее, чем свергаемая им власть. Отчего так?

В «Феноменологии духа», рассматривая революции и антагонистические формы сознания, Гегель говорит о трех типах сознания социальных низов: «низменное сознание», «разорванное сознание» и «просвещение». Характеризуя «низменное сознание» Гегель пишет, что оно «видит в верховной власти … оковы и подавление для –себя - бытия, а потому ненавидит властителя, повинуется с затаенной злобой и всегда готово к мятежу». В отличие от него суть «просвещения» состоит в беспощадной критике существующих порядков во имя реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Где-то между «низменным сознанием» и «просвещением» находится «разорванное сознание». Очевидно, что в любой настоящей революции присутствуют все три указанных Гегелем типа сознания: «низменное сознание», «разорванное сознание» и «просвещение». Именно явное наличие в русской революции «низменного сознания» заставило в свое время Горького написать его горькие «Несвоевременные мысли», которые, заметим, действительно были несвоевременными. Мысли великого писателя оказались несвоевременными потому, что у нас была настоящая революция, а значит, кроме «низменного сознания» в ней обязательно было и «просвещение». И это было главным, это оправдывало все. Совсем на так обстоит дело с происходящими на наших глазах оранжевыми «революциями», в которых ничего кроме этого самого гегелевского «низменного сознания» нет.

Представьте, как в барак к рабам пришел некто богатый и сильный, объявивший, что теперь он будет их новым хозяином и предложивший рабам поучаствовать в расправе над старыми господами, выпустить кишки им и их семействам. В награду всем участникам расправы дадут бочку вина и по куску мяса. К тому же пришедший сказал, что рабам ничего за их шалости не будет, так как у него все договорено с местным шерифом. Как ни крути, славное дело получается, на которое среди рабов всегда найдется полно охотников. Старому хозяину, подлецу и мерзавцу, кишки безнаказанно выпустить, да еще и на выпивку заработать. Кишки, конечно, не всем разрешат выпускать, а только тем из старых, кто с новыми начальниками не договорился.

Вот и вся нехитрая «революция». Конечно, такие «восставшие» массы ничего, кроме презрения и отвращения у нормального человека вызвать не могут. Видели мы этих «восставших» на киевском Майдане, на который с Западной Украины свозили десятки тысяч простоватых, но весьма расчетливых хлопцев. Когда еще в Киев бесплатно съездишь, да еще и грошей на суточных заработать можно. А в Киеве и выпивка, и концерты - настоящий фестиваль. Весело, шумно и безнаказанно. Словом, никакие это не восставшие, а просто рабы и хамы, которые и не думали восставать против рабства. Они даже довольны своим рабством, им вот теперь только позволили немного похулиганить и они этим, конечно, с удовольствием воспользовались. А как похулиганили, дело сделали, так послушно вернулись в свои рабские бараки и стойла. И теперь за дешевой водкой этот «революционный народ» тоскливо вспоминает, как славно гулялось в Киеве в дни «революции» и, вздыхая, мечтает, что их еще когда-нибудь призовут на такое веселое дело.

«Революция» в Киргизии – еще один звонок для российских властей, возможно последний. По-моему, уже должно быть очевидно, что обезопасить Россию и себя власть может только резко повернув руль влево, начав встречную революцию сверху, предложив внятную политику, которая могла бы поднять на активную поддержку власти значительную часть населения. Речь должна идти как минимум о национализации ТЭКа и перенаправлении ресурсов на внутреннее развитие страны, в том числе на широкие социальные программы. Но к такому повороту власть, очевидно, не готова. Тогда на чем она собирается держаться? Только на том, что за оппозицией стоят США и олигархи и что в случае ее победы будет еще хуже. Очень слабая основа. Кто же будет с энтузиазмом защищать плохое от еще худшего? Может оказаться, что уставшие люди сознательно предпочтут ужасный конец ужасу без конца.

Создание абстрактно антиамериканских «наших», назначение главного редактора ИА REGNUMМодеста Колерова начальником управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, с задачей противодействия «революциям» в соседних республиках говорит о том, что власть выбирает для защиты от империализма радикальную консервативно-охранительную идеологию. Это с одной стороны. А с другой - будет продолжаться постоянный подковерный торг с Западом с целью обмена части нефте - газовых ресурсов на лояльность. То есть, ребята, вы здесь рвите рубашки на груди за Россию против империализма, а мы одновременно тихонько под столом будем торговаться с этим империализмом. Не самая красивая политика. Впрочем, выторговать, конечно, ничего не удастся, потому как Западу нужен полный контроль над российскими ресурсами и не торгующееся, а полностью послушное правительство. Путин и Россия в сегодняшнем виде приговорены империализмом и торговаться здесь бессмысленно.

Избранная властью для обороны от империализма консервативно-охранительная модель – верный путь к скорому поражению, так как охранять, в отличие от Запада, у нас особенно нечего. Народ беден и недоволен жизнью, средний класс тонок и слаб, крупный капитал настроен компрадорски и вообще не хочет видеть такое государство, как Россия, а средние слои, в свою очередь, идеологически в значительной мере ориентируются на крупный капитал. Какая же здесь, к черту, может быть консервативно-охранительная модель? Глеб Павловский «положительно» охарактеризовал Модеста Колерова словами «безупречный либерал, антифашист и контрреволюционер». То есть, иными словами человек для защиты России от очередного оранжевого путча совершенно бесполезный.

Хорошо, но причем здесь Земфира? Дело в том, что я сначала хотел написать отдельную заметку об ее новом альбоме «Вендетта», который, на мой взгляд, достоин внимания и является событием в нашей культурной и общественной жизни. Но потом мне показалась, что в нем есть что-то очень важное, что лучше может быть понятно в общем контексте нашей тревожной и не очень радостной жизни. То есть пластинка Земфиры, как и все ее творчество, не будучи прямым политическим манифестом, все-таки как-то очень связана со всем происходящим в стране.

Мы, постоянно врем себе и окружающим, теоретизируем о том, как должны вести себя коммунисты, как они не сегодня-завтра поднимут рабочий класс и спасут страну. По правде сказать, все это похоже на анекдот, в котором психи тренируются в бассейне без воды. На самом деле, в стране нет коммунистов, объединенных в партию, рабочий класс незрел и слаб. И спасать нас совершенно некому. Народ устал и надломлен всем произошедшим с ним и со страной.

Как ни странно, но вся эта правда становится очевидной после прослушивания пластинки Земфиры, которая вроде бы совсем о другом. В ее песнях как раз очень точно пойманы народные настроения, которые есть и настроения ее собственные, и в этом смысле лирика Земфиры по-настоящему народна.

Что же мы, занимающиеся политикой, можем найти для себя в этом альбоме? Народ безразличен и к антипутинской оппозиции, выстроившейся в очередь за подрядами на оранжевую «революцию», и к судорожным дерганьям властей со всеми этими искусственными «Нашими». Ни те, ни другие народ не вдохновляют. Но это безразличие к разного рода политическим мошенникам совсем не значит, что народу безразлична судьба Родины. Он все видит и тоскует.

Я ухожу, оставляя причины
для споров
Мою смешную собаку,
мой любимый город
Недокуренный план,
гигабайт фотографий…
Оставляю мечту,
Может кто-то захочет
Три тетради сомнений моим неровным почерком…
Оставляю друзей, тех,
что наполовину
Себя на радиоволнах,
коротких и длинных
Осчастливленных мною
и обиженных мною...
Терзает ночь мои опухшие веки
Я ничего-ничего об этом не помню
Моя любовь осталась
в двадцатом веке...

Ведь это написано очень про нашу страну, которая тоже куда-то уходит. Здесь нам все тоскливо, а любовь там - в 20 веке, когда мы были действительно великими и вдохновенными, когда герои были настоящими, а не ряженными.

Я ухожу, оставляя горы окурков
километры дней
Миллионы придурков
Литры крови подаренной
Или потерянной

«Миллионы придурков» - это и жертвы нашего шоу-бизнеса, которым впихивают всю эту «фабрику звезд» и одновременно толпа с «революционных» майданов. Между этими явлениями, вообще, есть самая прямая и органическая связь.

Вспомните «миллионы придурков», распевающих на площадях украинских городов «Ющенко - це наш президент» «Нас богато и нас не подолаты». Здесь и дива с Евровидения Руслана, и столпы украинского рока «Океан Эльзы» с «Воплями Видоплясова» и куча всякой мелкой «революционно-музыкальной» шпаны, спешащей заработать на своем показном радикализме, но не имеющей, вообще, никаких талантов в отличие от тех же Вакарчука и Скрипки.

Сознательно или нет, но Земфира отвечает и им всем. Отвечает тем, что становится понятно, что здесь настоящее живое и народное, а там показное, лживое и вычурное.

В песнях Земфиры есть грусть и тоска, но нет безысходности и отчаяния, и это дает надежду на то, что наш народ жив и его пробуждение еще впереди. Он как бы смотрит, оценивает все вокруг, думает.

Плач
Я не откликнусь
В этой квартире холодно слишком
В эти минуты падает небо
Так и оставим
Боль тем и полезна, что заставляет двигаться дальше…

Что ж, возможно и вправду еще не пришло время для появления настоящего подлинно народного освободительного движения. Может быть, чаша до конца еще не выпита…

Но все-таки чувствуется, что рождение настоящего где-то рядом, это чувствуется и в альбоме Земфиры, где наряду с тоской мелькают искры радости и оптимизма. В конечном счете, все равно все будет хорошо. Время ряженых проходит.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100