Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Ирина Маленко
Революционный пустоцвет, или Люся- попутчица.

“А этa "всеобщая" любовь к Че - это так, фрондёрство, лёгкое взбрыкивание на фоне повседневной скучной жизни. Как написал мне, буквально, вчера один мой московский знакомый, который весьма далёк от нашей проблематики: "Посмотрел, вот, в Интернете - да ты еще и фильмы переводишь!!! Снимаю шляпу…Нда, романтика революции, неизбывные мечты детства, одни названия чего стоят... Будем, как Че, одним словом... Наверное, такая мечта должна быть обязательно, иначе кранты, офигеешь от "нормальной"-то жизни". И это рассуждение очень неглупого человека, который занят сейчас просто проблемой выживания. Конечно, Че становится светлым пятном на фоне этого каторжного труда. НО И НЕ БОЛЬШЕ. По сути дела, это просто ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ революционера, а, значит, превращение его в мертвеца.”

(из письма российского товарища)

… Московская девушка по имени Люся долго посылала мне длинные, восторженные письма. Об Ирландии и ирландских борцах за свободу. Даже целые поэмы, посвящeнные им и лично ею сочиненные.

Сначала я не отвечала ей - слишком надоел выходящий за всякие рамки инфантилизм подавляющей части того, что принято именовать "московской  ирландской тусовкой", с её ежегодными празднованиями Дня Св. Патрика и Хэллоуина ритуальным распитием пива "Гиннесс", под пение одних и тех же ирландских народных песен, которые в самой-то Ирландии крутят весь день, не переставая,только в дешевых магазинчиках для туристов. Эта группа молодых людей жила себе своей сказочной, напридуманной жизнью, не обращая внимания на то, что происxодит в стране или даже  - раз уж их так интересуют другие культуры - в мире. Было такое впечатление, что многие из них доходили в своих "фантазиях Веснухина" даже до того, что всерьез начинали воображать себя самих ирландцами- недаром именовали они друг друга исключительно кличками на ирландский (как им казалось) манер, забыв про свои настоящие имена.

Конечно, это были молодые ребята и девушки, которые могли позволить себе такую в наше время роскошь, как фантазии - вряд ли такое уж большое число детей потерявших работу после закрытия заводов рабочих или месяцами не получающих зарплату провинциальных учителей будет еженедельно бродить по клубам, пробуя разные сорта ирландского пива или часами на полном серьезе обсуждать в интернете, какого цвета были глаза у ирландского героя Брайана Бору.

Люся показалась мне по первым письмам ещё одной из этой немногочисленной группы любителей лепрехонов. Тот же интерес к ирландскому языку (который многие из них пытаются или по крайней мере, делают вид, что пытаются, освоить), та же манера именовать себя ирландским "ником" (мне, при всей моей любви к Ирландии, никогда не приходило в голову изменить свою фамилию или имя на ирландский манер). Но Люся была настойчива и изо всех сил пыталась заверить меня, что она - "не такая, как все остальные." И в какой-то момент мое сердце дрогнуло: я вспомнила свою юность (правда, не в 25 +, а лет эдак в 15, когда для меня тоже главным жизненным критерием личности было "не быть таким, как все"), и Люся отдаленно напомнила мне саму себя в её годы (та же любовь к языкам и книгам, то же "синечулочное" отношение к жизни, та же восторженная эмоциональность). Прочитав очередную её поэму (тут она пошла явно дальше меня, я в её годы писала стихи только на родном русском, а не на английском! Но ведь прогресс, товарищи, транспарантность, толерантность и эксклюзивность! Темпора, как говорится, мутантум, и мы меняемся вместе с ними…) , я решила ей ответить, и между нами завязалась переписка.

Согласно Люсе, вся её сознательная жизнь была посвящена Ирландии. И не какой-нибудь там Ирландии лепрехонов и Гиннесса, а непременно Ирландии бойцов ИРА. Что с тех пор, как в руки ей случайно попала книжечка стихов и рассказов Бобби Сэндса, их борьба стала и её борьбою. И опять дрогнуло мое сердце, вспоминая мои собственные пламенные в 15 лет чувства в адрес Патриса Лумумбы, АгостиньoНето с его МПЛА- Партией Труда и Саморы Машела и его ФРЕЛИМО… "Язык девических мечтаний…" - и далее по тексту.

Люся была очень культурная, начитанная, явно домашняя девушка - в чем, конечно, нет ничего плохого. Из такого человеческого материала может получиться очень многое. Если только материал этот серьезен в своих намерениях, а не витает в облаках, считая, что он уже прошел в этой жизни через огонь, воду и медные трубы - даже ни разу не пожив отдельно от родителей, а не то чтобы уж в застенках Лонг Кеша (тюрьма, в которой погибли десять ирландских политзаключенных на голодовке протеста в 1981 году - прим автора) .

Люся заверяла, что её жизненный путь решен - вот закончит аспирантуру, и тогда… Британцы, держитесь! Когда я ей мягко намекала на то, что она ещё не знает, по сути дела, настоящей жизни  - не потому, что хотела её обидеть, а просто предостеречь, что не стоит говорить "гоп", пока не перепрыгнешь, - она неизменно оскорблялась в своих лучших чувствах. Да нет же, нет, она уже прошла в своей жизни через такие страдания (дразнилки в школе - за то что "не такая, как все", - и маму, у которой были слишком высокие к ней требования и от нее ожидания: эта мама хотела, видимо, вырастить не нормального, хорошего  человека, а эдакую Мери Поппинс - "леди Совершенство"), что ей теперь нипочем даже пытки в застенках североирландской охранки! И как это я сама этого не вижу? 

Ещё Люсе все время ужасно хотелось что-нибудь взорвать. Нет, не самой, конечно, и не в буквальном смысле: пусть взрывают другие (ирландцы), а она будет ими за это громко восхищаться, воображая себя на их месте. Как я ни обьясняла ей, почему её любимые герой - бойцы ИРА этого здесь не делают сейчас, в чем. состоит мирный процесс в Ирландии, и что это вовсе не "сдача оружия врагу и капитуляция" - до нее это не доходило. Ещё бы, скука какая - пытаться достичь независимости путем политических переговоров! То ли дело раньше… Но дело-то как раз и было в том, что раньше такой мирной возможности у ирландцев не было. Именно вооруженная борьба их и привела к политическим переговорам, и именно для этого - а не как самоцель - она и велась. Подобные "эсеровские" романтики встречались мне среди знакомых, увлекающихся Ирландией, и раньше (например, Миша с его фантасмагорическими планами о том, как надо решить североирландскую проблему: а пусть-ка ирландцы с юга в массовых количествах возьмут да и переселятся на север! Тогда католиков там сразу станет больше, а значит, и вопрос о воссоединении страны будет быстренько решен. Но Миша хоть  не заверял, что он в действительности собирается посвятить этому делу всю свою жизнь: так, поиграл мальчик в "ирландскую войну", вдохновленный песнями Боно из U2 (кстати, почетного гостя на недавней партийной конференции лейбористов продолжающего сопротивляться изо всех сил объединению Ирландии Тони Блэра!), да и бросил)…

Мне показалось, что это - большой эгоизм: сидеть  в уютной квартирке с родителями в далекой Москве, бродить по интернету и всерьез желать, чтобы кто-то где-то совершал геройские поступки и жертововал собой (и другими) тогда, когда можно обойтись и без этого. Ведь в том-то все и дело, что создалась ситуация (после 30 с лишним лет страданий и крови!), когда можно - хотя бы, возможно, и временно, - без этого обойтись, и я попыталась показать это Люсе, посылая ей разные книги и газеты, посвященные "ирландскому вопросу". Но она все пыталась склонить меня в "диссиденство" (ирландские диссиденты - против мирного процесса, который они считают предательством, но в том-то все и дело, что они не предлагают никакой серьезной практической альтернативы для осуществления курса на независимость - их хорошо можно описать одной фразой "визгу много - шерсти мало".) И была весьма разочарована, что ей это не удавалось.

Постепенно я начала замечать, что у Люси есть нечто общее с вышеописанным Мишей: за что бы она ни бралась - с ярым, подлинно революционным энтузиазмом, - она ничего, собственно говоря, до конца не доводила. Недавно забрела я как-то на сайт, который Люся начала в свое время делать. В то время она горела гневным возмущением по поводу того, как меня кинула на произвол судьбы моя предыдущая вебмастер (которая, к слову, никогда не клялась мне в верности ирландской революции, а просто помогала с сайтом из личных дружеских чувств ко мне, и пока у нее было время, из чего она не делала секрета).

05.05.2004 Анна:   Огромное спасибо за вашу работу! Все. что вы делаете, действительно важно и нужно. У меня огромная просьба. На сайте "Окно в зеленый мир" была куча переводов книг Джерри Адамса, интервью с ним, почему жe здесь нет этого сокровища? Пожалуйста, выставите все это на сайте, зачем добру пропадать! Спасибо, удачи вам!

27.02.2004

Илья: Нда. Похоже это всё-таки мёртворожденный проект. На left.ru появляются рассказы и переводы Ирины, а тут полный застой.

19.02.2004 06:252004-02-19 09:25:20 Алексей   Добрый день, уважаемые создатели сайта! А что случилось с прежним сайтом? Не могли бы Вы подсказать, где-нибудь в Инете выложены песни IRA в виде звуковых файлов (о двух песнях на сайте "Кельтский круг" я в курсе)? А насчёт книг об IRA и о Северной части страны на русском языке чё-нибудь известно? Успехов!!! :-)

18.01.2004

Авторы   Спасибо всем за внимание и комментарии! Самый острый вопрос - это, конечно, обновления. Илья и все остальные: КАК ТОЛЬКО, ТАК И СРАЗУ . Пока что ждите отвeта…»

Вот они его и ждут... А на дворе-то уже - весна 2005. Такое чувство, что сама  наша героиня  туда больше, после 18/01/2004, не заходила!...

Постепенно проявлялась одна из подспудных целей её стремления в Ирландию (возможно даже, что  сама Люся не осознавала этого в такой открытой форме)" "лилии" Так романтично именовала она тех самых ирландских ребят, бойцов ИРА, которые побывали в британских застенках (лилия, а точнее - калла - символ ирландского Паcxального восстания 1916 года и борьбы за свободу). "Лилии", которые "нуждаются в уходе и заботе"…. (Как тут не вспомнить знаменитую Донну Розу Д’ Алвадорес - "Я, кажется, начинаю догадываться… Неужели нежная фиалка на залитом солнцем луге, - это я?"!)

Ребята -бойцы ИРА (а среди них много и молодежи) - слов нет, ребята, конечно, стоящие. Кого ни попало в ряды этой организации не берут. И такие чувства в их адрес вполне можно понять (влюблялись же наши тургеневские героини, например, в болгарских революционеров в свое время!)  Но дело в том, что Люся хотела общаться только с теми, кто уже освобожден, - и как черт от ладана, бежала от самой идеи переписки с теми, кто ещё томится в тех самых вражеских застенках (и "нуждается в уходе и заботе»!), о которых она так много говорила. Я предложила ей как-то послать, к примеру, новогодную открытку ирландцам, томящимся по политическому обвинению в тюрьме одной из далеких стран. Им было бы приятно, что о них знают и помнят люди на другом конце земного шара. Ну что вы! Как кому-то могло такое прийти в голову! "А то ещё меня возьмут под наблюдение спецслужбы…", - написала мне эта юная московская «Пассионария ирландской революции"…

Затем я заметила в моей Пассионарии заметное охлаждение к ирландской тематике. Что случилось? Неужели мирный процесс виноват? Оказалось, что у Люси начался, по названию популярной телевизионной программы одной из российских областей, "Час Че" - период увлечения Че Геварой. Она начала учить испанский. С такой же страстностью, с которой она описывала мне всего год назад Бобби Сэндса и его место в её жизни, ныне она описывала легендарного Эрнесто. Причем таким тоном, будто это место в её жизни он занимал всегда, чуть ли не с самого её рождения. Люся с головой ушла в организацию кампании против использования образа покойного Че в рекламах. И возмущенно осадила меня, когда я осторожно попробовала ей намекнуть на то, что раз товарищей из кубинского посольства (которых Люся так же клеймила за их "позорное равнодушие", как в свое время  - и моего вебмастера)  это не беспокоит до такой степени, как её, значит, не так уж это и важно, тем более, когда в нашем сегодняшнем мире столько живых революционеров, за которых можно  - и нужно - вступиться. Таких, например, как томящиеся в американских застенках пять кубинцев-патриотов, именуемых в англоязычной прессе Miami5. Нo начать кампанию в их поддержку Люсю не прельстило. А то ещё в  американском посольстве обидится кто…

После летних отпусков сообщения о Че начали сходить на нет. Да так же неожиданно, как и об Ирландии, - только быстрее. Может, кампания Люси достигла своей цели, и светлый образ Че больше никем не используется в России в коммерческих целях? Да нет…В чем. же причина? Оказывается, "из посольства ушел единственный стоящий человек"… К этому времени я уже почти  дозрела до того, чтобы напрямую спросить :"Холостой был, наверное?"… Но из вежливости не стала.

Неожиданно Люся совсем исчезла с моего горизонта. Я забеспокоилась. Она ссылалась на диссертацию (которую все никак не допишет уже много лет, а теперь и не хочет, ибо диссертация-то должна быть об Ирландии, а тут "прошла любoвь завяли помидоры, ботинки жмут, и нам не по пути"), но оказалось, что все обьясняется гораздо проще: новым предметом её изучения стали… болгарский язык и богатый внутренний мир некоего "болгарского бизнесмена", за которого она мечтает выйти замуж по чату, даже ни разу ни встретив ("мы сейчас решаем, кто где будет жить"??)

Может ли взрослый человек, считающий себя закаленным в боях революционером, всерьез нести такую ерунду:

“....я просто стараюсь узнать человека получше через interaction... Очень многое становится очевидным еще до момента встречи, потому что его не видишь, но уже чувствуешь характер, особенно если общаешься в "прямом эфире". Надо сразу что-то говорить, нет времени подумать и "сделать вид". Тот, с кем я познакомилась, уже не так молод, ищет не романтики, а серьезных отношений. Вроде все есть, собственная квартира, получает что-то около 1000 евро в месяц... Словом не хватает только женщины, которая бы его понимала и была рядом... Он... "на все согласный" :-))). На первый взгляд, очень решительный, спрашивает постоянно, когда приехать, и все такое :-))). Не знаю, конечно, что из всего этого выйдет, но, если местные варианты не "прозвонятся", то летом я его вытащу сюда! И будь, что будет!”

А как же ирландцы? Как же их недостигнутая ещё  независимость? Как же кубинцы и незаконченная кампания в защиту чести Че? Как, наконец, недовыученный испанский  язык?

Вот что думает по этому поводу другой мой (по-настоящему заслуживающий этого слова) товарищ:: “Что же, боюсь, что мы столкнулись с тем явлением, которое именуется "попутчиком". Ты знаешь, я в таких случаях всегда вспоминаю классическую фразу Энгельса о мелкой буржуазии: "На них можно надеется лишь после победы, когда они заполняют трактиры победоносными воплями, от которых трещат уши". И ты совершено права, что это создаёт впечатление наших зарубежных товарищей, что все эти увлечения - вещи несерьёзные, временные. Может, поэтому они так скептически относятся к нам.” Мол, иностранцы, любители экзотики, что с них взять….

Сначала я переживала - как переживаешь за младшую сестренку, творящую на твоих глазах невероятные глупости.  Потом мне стало просто противно. Как бывает, когда натыкаешься на дороге на кучку мусора...

Да, я тоже мечтала "встретить в жизни своего Че", когда была моложе. Но я была готова что-то сделать, чтобы его найти, и не прыгала от одной мечты к другой, даже когда и серьезно на ней обжигалась. Но самое главное - я знала, что личное - не главное. Если повезет- я его встречу, если нет - это моего отношения к борьбе и её необходимости не меняет.

Эх вы, барышни-попутчицы из серии "уж замуж невтерпеж"… Но Люся даже не замечает, как карикатурно выглядит её  "революциoнерство". Она искренне продолжает считать себя такой же, какой считала все это время.

Было бы грустно, если бы "попрыгуньи- стрекозы" (обоих полов) -  это было  все, что смогла вырастить в молодом поколении наша Революция. Но если мы поищем вокруг себя  - не в виртуальной жизни, куда так радостно убегают от реальности "неоцененные обществом" пустоцветы от революций, а в реальности, - то, без сомнения, увидим, что, к счастью, это не так. Наше молодое поколение ещё только начинает просыпаться. Важно научиться отделять зерно от плевел.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100