Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дэвид Бааке
Идеология Гарри Поттера, или либерализм против фашизма

 

 

17 июля 2005 года

 

Трудно припомнить другое явление массовой культуры последнего времени, сравнимое по странности с серией книг Роулинг о Гарри Поттере. У этих книг и фильмов по этим книгам появлся квази-религиозный культ, напоминющий о культе «Звездных войн». Каждая книга расходится тиражом более чем 10 миллионов экземпляров, и их читают люди всех возрастов, по всему миру, превратив Роулинг, сочинявшую эти книги на бумажных салфетках, живя на пособие, в суперзнаменитость. Поучительно, и весьма интересно, спустя всего несколько дней после нашумевшего выхода в свет шестой книги, проанализировать идеологическое содержание таких важных в общественном плане книг, как эти, дабы лучше понять, в чем кроется хотя бы часть их успеха.

 

Книги рассказывают об обществе ведьм и волшебников, существующем параллельно с обществом обычных людей, хотя волшебники изо всех сил стараются, чтобы «магглы» (люди без способностей к волшебству) не знали об их существовании, потому, что они наслаждаются своей привилегированной жизнью. Время от времени в семье «магглов» рождается  ребенок с волшебными способностями. Волшебники воруют их у родителей и берут к себе.

 

Основная сюжетная линия серии – о долгой борьбе между Лордом Волдемортом – черным магом с явными чертами Гитлера, мобилизующем своих «пожирателей смерти» ( напоминающих  гитлеровских штурмовиков), дабы очистить мир волшебников от «нечистокровных» (рожденных в семьях «магглов») и для завоевания диктаторского контроля над миром волшебников – и Гарри Поттером, добродетельным школьником, которого Вольдеморт еще в младенчестве проклял страшным заклятием, но который чудом выжил и продолжал сражаться с ним.

 

Значимые параллели можно провести между битвой между Гарри Поттером и Вольдемортом -  и битвой между союзниками и нацистской Германией. Как я уже упомянул, Вольдеморт без всякого стеснения срисован с Гитлера, и его «пожиратели смерти» - типичные фашистские громилы. Вольдемор и его последователи также показывают другие типичные фашистские черты: ненависть к «нечистой крови» (в данном случае, волшебникам, рожденным в семьях неволшебников, в отличие от евреев в случае нацистов); пристрастие к символике ( у каждого «пожирателя смерти» на руке татуирована «метка пожирателя смерти», вроде свастики); ницшеанское пренебережение к этике и волю к власти (как говорит один из подручных Вольдеморта : «нет ни добра, ни зла: только власть и те, кто слишком слабы, чтобы добиваться ее») Вольдемор также замышляет геноцид. Он хочет очистить мир волшебников, уничтожив «нечистокровных», и силой обьединить общество волшебников под своей тоталитарной властью.

 

В одном интервью, Роулинг даже указывает на психологическое сходство между Вольдемортом и Гитлером: «(Вольдеморт) видит то, что считает изьяном в себе, другими словами – нечистоту своей собственной крови (один из его родителей родился в семье не-волшебников), и проецирует его на других. Это как Гитлер и арийский идеал, на который он сам нисколько не походил. И Волдеморт делает то же самое. Он берет свою неполноценность и обращает ее против других, и пытается истребить в них то, что ненавидит в себе.» Последователи Вольдеморта почти все аристократы и чванятся этим, они смотрят свысока на волшебников из низших классов. До определнного предела, признает Роулинг, они «неоконсерваторы или тэтчеровцы» (1)

 

В то же время Гарри Поттер и другие отважные волшебники, сражающиеся с Вольдемортом, представляют идеализированное изображение США и Британской империи во время Второй Мировой войны. Гарри жил среди магглов до 11 лет, и одна из его лучших друзей – «нечистокровная» (Гермиона Грэнжер). Гарри и другие анти-вольдемортовоцы – чистой воды либеральные капиталисты, они верят во власть «заслуженных»: любой с волшебными способностями может быть принят в общество волшебников, неважно, кто их родители.

 

Было бы ошибкой просто хвалить Гарри за его антифашизм. На самом деле, одна из наиболее поразительных черт рассказа Роулинг о битве фашистов и либералов за власть в волшебном мире ( и в общепринятой истории Второй Мировой) – неспособность увидеть, что фашизм и либеральный капитализм в сущности, вышли из единого идеологического течения; что фашизм – просто форма либерализма в минуту опасности. Это более чем очевидно из книг Роулинг. Например, общество волшебников основано на рабстве, в которм содержаться домашние эльфы, без отдыха работающие на своих хозяев, и в которых вбита полная физическая, психологическая и эмоциональная покорность господам. Единственная ведьма, для которой это рабство оказывается морально непримлемо – Гермиона, и за это ее безжалостно высмеивают все остальные волшебники. Общество волшебников в целом – «сверхчеловеки», обладающие «талантами и способностями выше обычных людей», но они «явно не использует свои дары для блага человечества в целом», а вместо этого «удаляются в свои общины (похожие на огражденные и охраняемые поселки богачей) потому, что не желают беспокойства от магглов, которые бы захотели от них полезного для себя волшебства», что помогло бы повысить качество жизни для всего человечества, как пишет автор  весьма интересной статьи «Добро и Зло, Фашизм и Хогвортс». Продолжим цитату:

 

«Они также  культурно бесплодны в своих скрытых замках. Их игры, культура, артефакты и деятельность украдены у мира «магглов» - с подобающими изменениями, разумеется, отражающими их специфические способности. Короче говоря, они – культурные паразиты Можно подозревать, что они также и экономические паразиты (вытягивающие соки из) мира «магглов»...У них нет профессий кроме начальства – бюрократического или ученного. Они ведут себя как аристократы-помещики, включая упор на «кровь», т.е. на наследственность среди привилегированного класса.» (2)

 

Другими словами, фашизм Вольдеморта – только более крайний случай либерализма Гарри; оба они в основе антигуманные, репрессивные и элитистские. То же самое можно сказать об идеализированной версии сражения США и Великобритании против фашизма. Господствующая история Второй Мировой войны представляет все в тех же самых рамках  «добро против зла», что и Роулинг в своих смехотворных сочинениях. В них благородные либералы, с руками, абсолютно не запачканными кровью, альтруистически воюют за уничтожение фашизма. Разумеется, фашизм был чудовищен, но, как мы видим в американской внешней политике после Второй Мировой войны (почему только «после»? –пер.), либерализм может быть таким кровожадным, что куда там его более крайнему собрату.

 

Книги Роулинг дополняют господствующую идеологию, и при этом полностью обеляют преступления либерализма, изображая его праведным противником фашизма, вместо радикальной критики обеих бесчеловечных, элитистских систем.

 

1http://www.the-leaky-cauldron.org/quickquotes/articles/2000/0700-cbc-solomon.htm

2http://home.tiac.net/~cri/2002/potter1.html

 

Дэвид Блааке живет в Техасе, ему 16 лет. Его адрес

dbaake@sbcglobal.netи его блогwww.humanitarian.tk

 

Перевод Аллы Никоновой

 

Оргинал опубликован на

http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=105&ItemID=8314

 


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100