Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Маттиас Матусек
Британские навязчивые идеи
Мой личный День победы

Сейчас, когда нас благополучно миновала 60-я годовщина окончания Второй мировой войны, корреспондент журнала «Шпигель» в Лондоне Маттиас Матусек думает, что пора бы британцам оставить своё помешательство с «триумфаторством» относительно неё.

Британия имеет сильный патриотизм, но что касается истории Второй мировой войны, то он переходит в навязчивую идею. Для послевоенного немца критиковать британский взгляд на историю в день вроде Дня победы (VE Day – “Victory in Europe Day” – День победы в Европе») – похоже на акт публичного самоубийства. Делать это – значит быть обруганным как ностальгирующий по нацизму или как безнадёжный неудачник.

Но несколько британских коллег попросили меня дать решительную отповедь британскому помешательству на Германии и войне.

Итак, приступим: мы, немцы, рассматриваем День победы как день, когда был наконец побеждён террор Гитлера.

Мы узнали значение скорби и решили больше никогда не допустить новый геноцид.

По контрасту, наши британские соседи не научились почти ничему кроме триумфального воспевания победителя.

Мы, немцы, ежедневно противостоим вине и позору прошлого, и этим более основательно и одержимо, чем возможно любой другой народ в мире до этого. Даже спустя 60 лет после окончания ужасов, мы по-прежнему поглощены этим, и возможно больше, чем раньше. В центре столицы только что открыт мемориал Холокоста в виде леса из серых бетонных столбов (http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/4099183.stm ).

Каждый немецкий школьник знает истории о немецких зверствах. Но в Англии принц Гарри идёт на вечеринку, имея повязку со свастикой на рукаве (http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/4170083.stm ). 80% среди юношества не знают, что собой представлял Аушвиц (http://news.bbc.co.uk/1/hi/magazine/4206441.stm ), но каждый будет в достаточной степени знаком с героическими фильмами о «Битве за Британию», чтобы верить, что он лично дал гунну по заднице.

Откуда берётся эта пустая гордость, так же как недостаток сочувствия по отношению к жертвам?

Между тем русские рассматривают нас как друзей, даже несмотря на то, что они потеряли 25 миллионов человек в борьбе с нацистской ордой. Они уважают нас как работящий, миролюбивый народ, который вышел обновлённым из опустошения.

Британцы, которые выжили только благодаря русским и американцам, ведут себя так, как если бы они победили орды Гитлера в одиночку. И они продолжают смотреть на нас как на нацистов, как будто им приходилось каждый вечер повторять битвы. Они стали в полном смысле околдованы нацистским аспектом.

Англичане продолжают концентрироваться на этом образе: разгром зловещего нацистского рейха. Не пора ли им отбросить стереотипы?

Британцам нравится ненавидеть нас, немцев. Настолько, что моего 10-летнего сына преследовали английские школьники, повторяя: «Нацист, нацист». Фактически, охота на нацистов стала салонной игрой неврастенических англичан. Британцы испытывают подлинное наслаждение, вороша прошлое немцев вместо того, чтобы заняться собственным. В психоанализе это называется «актом замещения».

Как написал мне мой друг Энтони Барнетт (Anthony Barnett) из openDemocracy ( www.opendemocracy.net ), День победы является для британцев прекрасным историческим моментом, чтобы подняться над собой и распрощаться с собственными уловками. Например, с мифом, что война была объявлена Германии из солидарности с преследуемыми евреями, как утверждал не так давно Тони Блэр в интервью газете «Обсервер».

Как хорошо знают за пределами острова, это далеко от правды. Британская политика умиротворения помогла Гитлеру одержать победу над Чехословакией. Откладывая начало войны, она сделала её худшей. Нацистская Германия пользовалась симпатией прежде всего, у британской аристократии. Президент Израиля Кацав справедливо указал на это во время последних церемоний в Аушвице: британцы ничего не сделали для того, чтобы остановить Холокост.

Английские книги по истории ничего не говорят о пассивности Союзников по отношению к Холокосту. Они также игнорируют, как недавно было продемонстрировано газетой «Индепендент», другие тёмные стороны своей империи. Министр финансов Гордон Браун только что заявил, что в империи не было ничего такого, чего британцы должны стыдиться. Вместо этого «новые лейбористы всё больше философствуют о блаженстве быть британцем, не ощущая, что должна быть и тёмная сторона, как для всех других народов.

Возвращаясь к войне. Правительство Черчилля ещё в 1940 г. имело от польского сопротивления данные о нацистских лагерях. И к 1944 г. были получены точные аэрофотоснимки концлагеря в Аушвице (http://www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/air_photo/air_photographs_31_5_44.html ). Несколько бомб, сброшенных на железнодорожные пути, могли бы остановить поезда смерти. Ничего такого не случилось. Вместо спасения евреев британцы предпочли бомбить Дрезден и другие германские города, чтобы раз и навсегда уничтожить культурный облик ненавистного соседа.

Разумеется, это ужасно.

Даже когда ужасы нацизма стали очевидны, британские колониальные власти, мягко выражаясь, не особо заботились о евреях. Я никогда не понимал, как британские колониальные правители могли отсылать обратно выживших после голода узников концентрационных лагерей, которые надеялись эмигрировать в Палестину, часто в те самые лагеря, откуда они были выпущены.

Об этом не говорят. Вместо этого британцы тщательно выискивают признаки поражения нацизмом у третьего послевоенного поколения немцев.

Это снова стало очевидным недавно, когда меня попросили участвовать в «круглом столе» о фильме Оливера Хиршбигеля «Падение» (Oliver Hirschbiegel, “Downhill”) (http://www.imdb.com/title/tt0363163).

Участники дискуссии под председательством Макса Гастингса настаивали на том, что фильм, показывавший мрачные последние дни Гитлера в бункере, надо рассматривать как доказательство новой германской ностальгии по Гитлеру.

Это мнение подкреплялось глупейшими аргументами. Например: «музыка была очень трагической». А какую следует ожидать в фильме об убийстве и самоубийстве, бессмысленной солдатской верности и страшном конце от проглоченных ампул с цианистым калием? Битлз?

В фильме показаны подростки, в последние дни войны отказавшиеся от своей верности Гитлеру. «Не было такого», заявили участники дискуссии. «Они все были до самого конца увлечёнными Гитлером юнцами. И это делает сильно сомнительными устои новой Германии, даже и сегодня».

Некоторые думали, что в фильме Гитлер был изображён слишком человечным, другим казалось, что он был показан слишком бесчеловечным – это его бесчеловечность является причиной того, что немецкий народ выглядит как жертвы. И так далее. Но намерение всегда одно и то же: показать варварскую сущность немцев, что они до сих по ещё не цивилизованны. Газета «Франкфуртер Альгемайне» недавно правильно назвало это «моральной надменностью».

Британцы предпочитают жить в славной истории, а не в довольно сером настоящем. Вот вам повторное издание битвы при Ватерлоо.

Между тем, нет недостатка в хороших темах для обсуждения по британской истории. Я предложил участникам «круглого стола», чтобы мои британские друзья лучше бы занялись проблемами прошлого Британии, с массовыми убийствами в бурской войне (http://en.wikipedia.org/wiki/Boer_war ), позорными Опиумными Войнами (http://en.wikipedia.org/wiki/Opium_wars )и концентрационными лагерями в Кении в 1950-х годах.

Это вызвало много суматохи в прессе. Но в тот вечер я получил аплодисменты за эти замечания. Аплодисменты от думающей британской публики.

Я полагаю, что официальному британскому триумфаторству надо что-то делать с иракской войной. Если вы постоянно чванитесь своей важностью от воспоминаний о величии во Второй мировой войне, то у вас будет искажённый взгляд на сегодняшние проблемы.

Британец, который слишком много о себе воображает в части обладания всеми достоинствами, имеет опасные приметы самовозвеличивания. Обман и маневрирование могут привести к тому, что вы обнаружите себя втянутым в войну, нарушающую международное право и стоящую тысяч жизней невинных гражданских лиц – просто из-за воспринимаемой некритически веры в историческую миссию. Тони Блэр, как мне кажется, применяет призыв «Правь, Британия» и на моральную сферу.

Я выучил из истории, что Германия потерпела поражение не в День победы, а в день, когда Гитлер пришёл к власти. Правитель и манипулятор, который уверовал в свою историческую миссию и растоптал право и гуманность.

В тот день побеждёнными были германская культура, дух и порядочность. Побеждёнными были Лютер, Гёте и Бах. День победы также является днём, когда они снова одержали победу, при помощи русских, американцев и британцев.

Британцы обуяны тем, что как они верят, было их звёздным часом. Но был ли он на самом деле таким прекрасным? А как насчёт остального в их истории?

И кстати, если бы не было Дня победы, то меня не было бы здесь сегодня. Мой отец, который как католик не доверял режиму (хотя он был ослеплён им в первое время), рассказывал мне, как он не мог дождаться этого Дня победы. Не в последнюю очередь потому, что он не хотел погибнуть в бессмысленной войне, которая уже была проиграна двумя годами ранее в битве за Сталинград.

Для меня День победы это повод для радости и благодарности, но также и для переоценки ценностей. Как и многие люди моего поколения, я посетил концентрационный лагерь в Бухенвальде – рядом с Веймаром, где Гёте и Шиллер привели к вершине германскую классическую культуру. И я был ошеломлён до глубины души тем, что человек может сделать с человеком. И опечален. Больше, чем я могу выразить. И почувствовал беспомощность.

И самым худшим в этом было то, что я знал, что это продолжается. Человек продолжает делать это с человеком. Война, массовые убийства, Холокост – всё это, к сожалению, не является отличительными чертами Германии. Они универсальны. Возможно, это один из уроков, которые надо извлечь из Дня победы: что те, кто смотрят в сторону и не вмешиваются, когда людей истребляют – будут ли те евреями, тутси, армянами, камбоджийцами, русскими или китайцами – тоже виновны.

Мы все должны это выучить, побеждённые и победители, британцы и немцы вместе. Только тогда этот День победы станет им для всего человечества.

Статья впервые опубликована в www.opendemocracy.net (http://www.opendemocracy.net/themes/article-2-2485.jsp )


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100