Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джеймс Петрас
Империя в 2005 году

«Ребеллион», 24 декабря 2004 года

Развитие событий в мире в 2005 году будет определяться важнейшими явлениями и тенденциями 2004.

Прежде всего, 2004 год показал, самым решительным образом, что имперская военная машина США может быть побеждена.

Иракское сопротивление доказало, что империя США уязвима. С числом погибших в бою близким к полутора тысячам, с около 25 000 раненых и свыше 35 000 страдающих от "тяжелых психических травм", оккупационная армия США неспособна выиграть эту колониальную войну. Колонизаторы и их приспешники подвергаются более чем 100 нападениям в день. Достоверные сообщения возвращающихся солдат указывают на распространение деморализации и недовольства. Напротив, иракское сопротивление растет, тысячи новых добровольцев вступают в бой, при этом 95% из них - иракцы.

Иракское сопротивление и слабость США означают, что вероятность развязывания США большой войны против любой крупной страны в 2005 году (Иран, Сирия, Венесуэла) снизилась. (В связи с проектом нового бюджета власти США признают, что войны в Афганистане и Ираке оказались более длинными, и главное - дорогостоящими, чем планировалось -пер.) Неудачи колониальной войны и продолжающийся вывод "союзных" сил (Венгрия, Польша, Украина) вызовет важные споры в 2005 году. Несколько ведущих Демократов, включая Хилари Клинтон, Республиканцы и сионисты призывают к углублению войны и призыве новых солдат, до 100 000. Большая часть "либеральных" критиков Рамсфельда в конгрессе еще воинственнее, еще большие милитаристы. В 2005 году США еще больше увязнут в Ираке, будет больше жертв, и возрастет противодействие семей отслуживших, возвращающихся солдат и "средних американцев".

В начале 2005 года экономика США продолжит расти, основываясь на внешнем финансировании и спекулятивных прибылях. Резкое падении доллара ускорится в 2005, что приведет к более решительному отказу от долларов как резервной валюты. К середине 2005 года можно ожидать серьезного кризиса долларовой экономики, резкого падения фондового рынка США и крупных продаж обесценивающегося доллара Японией, возможно, также Китаем. Это может вызвать всеобщий экономический кризис, который ослабит основания американской империи.

Противоречия внутри правящей элиты США усилятся, как никогда раньше. "Новые милитаристы" (либеральные Демократы, неоконсерваторы и сионисты) нападут на Буша и Рамсфельда за их "слабость" на Ближнем Востоке. Профессиональные военные и службы безопасности (ФБР) бросят вызов контролю сионистов/неоконсерваторов над Пентагоном. Руководители крупнейшего израильского лобби AIPECмогут быть арестованы и судимы за шпионаж в пользу Израиля. Это может вызвать раскол среди основных еврейских организаций. Не менее важным будет столкновение между идеологами неоконсерваторов в Пентагоне и крупнейшими ТНК и банками по поводу отношений с Китаем. Китай развивается, и его экономика движется за границы, обеспечивая доступ к источникам энергии и сырья. Неоконсерваторы (и их союзники "правозащитники") потребуют более агрессивной политической и военной конфронтации. Реалисты с Уолл-стрит понимают, что покупка Китаем ценных бумаг США необходима для предотвращения обесценения доллара. Инвестиции СЩА в Китай превышают 300 миллиардов долларов и 50% китайского экспорта в США состоит из продукции, произведенной в Китае американскими ТНК.

Внешний военный и экономический кризис и внутриклассовые конфликты ускорят рост социального протеста со стороны оживившегося антивоенного движения. Однако профсоюзная бюрократия останется изолированной, бессильной и бездеятельной, представляющей только 8% работников частного сектора. Большинство "прогрессивных интеллектуалов" продолжат протестовать против войны в Ираке, но не осмелятся прямо выступить против "новых милитаристов", особенно пентагоновских сионистов и либеральных поджигателей войны вроде Клинтон.

Европа и Китай продолжат соперничать и сотрудничать с империей США, получая выгоду от сделок с врагами США вроде Ирана и Сирии, и конкурируя за контроль над стратегическими запасами нефти и сырья. В 2004 году Китай подписал важные соглашения об инвестициях и торговле с Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой, Боливией, Чили, Кубой и Россией, что обеспечивает ему крупные и надежные долгосрочные поставки энергоносителей, других ископаемых и сельскохозяйственных продуктов, а также доступ на их промышленные и потребительские рынки. Европа и Япония инвестируют в широком масштабе в Иран, Россию, Ливию и Африку для обеспечения поставок энергии. Эта межимпериалистическая конкуренция углубляет зависимость Латинской Америки от ее роли в международном разделении труда как поставщика сырья и покупателя промышленных товаров. Особенно верно это по отношению к Китаю, который в основном инвестирует в добывающую (невозобновляемые источники) промышленность для поддержки своей перерабатывающей промышленности. Латиноамериканские соглашения с Китаем, хотя и позволяют снизить зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей, тем не менее продолжает тот же колониальный грабеж, начатый Испанией, расширенный США, и ныне практикуемый новой мировой империей Китая.

В Латинской Америке США продолжат обращать особое внимание на Колумбию и политическо-военную победу над партизанами, пользующимися широкой поддержкой масс. США увеличат количество своих наемников, будут играть большую роль в руководстве колумбийскими элитными частями, и углубят сотрудничество с военными ведомствами Эквадора, Венесуэлы и Бразилии для укрепления внешнего "кольца окружения" партизан, в то же время продолжая политику массового убийства колумбийских крестьян с целью очищения территорий. Нефтяные ТНК США усилят свою роль в Латинской Америке, особенно в Мексике, Венесуэле, Аргентине и Эквадоре, добиваясь крупных "совместных" соглашений о добыче, особенно выгодных для США.

Политически США продолжат давить на правительство Чавеса в Венесуэле и Кирчнера в Аргентине, дабы вынудить их на бОльшие уступки во внутренней и внешней политике. В обеих странах скрытное влияние США проявляется в верхушках армий, министерств иностранных дел и сил безопасности. От США можно ожидать продолжения " двухколейной политики" поддержки крайне правых вне (Макри, Мененм и Мерфи в Аргентине и путчистов Ковергенсы в Венесуэле) и так называемых "умеренных" внутри правительств.

США продолжат решительную поддержку неолиберальных режимов в Бразилии, Боливии, Перу и Эквадоре, но также будут тесно сотрудничать с неолиберальной оппозицией.

Учитывая общее ослабление военной позиции США в связи с положением в Ираке, США еще больше будет полагаться на латиноамерканских военных и спецслужбы для подавления растущей политической оппозиции.

Вашингтон сосредоточит усилия на том, чтобы заставить Аргентину, Бразилию и Венесуэлу ослабить их связи с Кубой в торговле и безопасности: или по линии "внутриамериканских" соглашений или через "сотрудничество в области безопасности" с вассалом США - Колумбией.

Главный вызов США и их политическим лакеям в Латинской Америке в 2005 году будет исходить из ряда новых и возрождающихся сил: организованных рабочих в Аргентине; групп рабочих, безработных и крестьян в Боливии; нового профсоюза CONLUTA в Бразилии наряду с боевыми слоями движения безземельных крестьян и профсоюзов госслужащих; возрожденного движения индейцев Эквадора CONAIEи ожидающегося крупного контрнаступления партизан в Колумбии. В области выборов, выдвижение кандидатуры Лопеса Обрадора в президенты и создание "пересекающегося" независимого союза рабочих, крестьян и гражданских групп может привести к углублению политического противостояния в Мексике с важными политическими последствиями. В Венесуэле весьма вероятен дальнейший раскол между массовой базой чавистского движения и важными секторами "умеренного" руководства.

В 2005 году в целом придет "конец иллюзиям" по поводу "левоцентристских" предвыборных союзов, новая политическая поляризация в Венесуэле, Бразили и Мексике. Вашингтон, с руками, связанными ближневосточно-азиатскими войнами, будет полагаться на своих вассалов - Лулу и Урибэ, а в экстренных случаях - на местные силы безопасности.

Тем не менее в начале нового года военные и экономические перспективы империи США хуже, чем год назад. Можно ожидать года углубления войн, экономического кризиса и роста ответных действий.

В Ираке, как и во Вьетнаме, больше поражений приведут большей эскалации войны - больше солдат, больше оружия, больше пыток, массовых убийств и разрушений иракского общества. Тотальная война США превратит борьбу за национальное освобождение во "всенародную войну".

Марионетки США, все более изолированные у себя дома и чующие крупное поражение в Ираке, продолжат бросать США. В 2005 году лакеи и выборы будут приходить и уходить, но война продолжиться с новой свирепостью, что вынудит даже американцев понять, что их правительство не может победить и не победит: что они, массы, платят цену проигранной войны. Но Вашингтон не отступит: штатские милитаристы поставили все на то, что США - непобедимая, единственная сверхдержава; пентагоновские сионисты твердо намерены сделать Израиль неоспоримым господином региона, даже если это означает ослабление империи США в других районах мира. Политики (Демократы и Республиканцы) и большая часть генералов считают, что после вывода войск - поражения - другие страны осмелятся бросить вызов мировому господству США. Логика Вашингтона в 2005 году: война должна продолжаться, победа должна быть обеспечена, любой ценой - в человеческих жизнях - иракских или американских. Казна и бюджет оказались заложниками "военной логики": во имя защиты образа имперской несокрушимости, империя падет.

Перевод Аллы Никоновой

Оригинал опубликован на http://globalresearch.ca/articles/PET412A.html


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100