Left.ru
Рик Келли
Пакистан и Зимбабве: повесть о двух диктаторах

26 мая 2004 года

Британское Содружество после лондонской правительственной встречи (CMAG) в Лондоне отменило временное исключение Пакистана из своих рядов, введенное в ответ на военный путч 1999 года. Не обращая внимания на очевидные факты, Содружество провозгласило, что «в восстановлении демократии и возрожднении демократических учреждений в Пакистане наблюдается прогресс».

Реальность, однако, состоит в том, что генерал Первез Мушарраф - такой же диктатор, каким был и пять лет назад, когда он свергнул избранное правительство премьер-министра Наваза Шарифа. Истинная причина позволения, данного Пакистану - активная поддержка Мушараффом так называемой американской «войны с террором», особенно оккупации Афганистана и Ирака.

Согласно многочисленным сообщениям прессы, правителсьтво Буша оказывало давление на Содружество с целью вновь допустить туда Пакистан. Английская газета «Гардиан» пишет, что верные союзники Вашингтона - английский премьер-министр Тони Блэр и его австралийский коллега Джон Ховард - изо всех сил навязывали это решение девяти странам, чьи представители участвовали в CMAG.

Лондон давил на все педали целые месяцы. В ноябре прошлого года министр иностранных дел Джек Строу встретился с пакистанским коллегой и выразил поддержку возвращению страны в организацию. «Партнерство с Пакситаном для нас все более важно», - заявил он.

Знаменательно, что решение Содружества было провозгашено спустя всего несколько дней после того, как заместитель госсекретаря США по Южной Азии Кристина Рокка посетила Исламабад с целью подтолкнуть Мушарафа к усилению военных действий против анти-американских повтанцев на границе с Афганситаном и предоставить солдат для оккупации Ирака.

Возврашение в Содружество - только один пример из множества финансовых и политических взяток, призванных поощрить Исламабад к продолжению поддержки «войны против терроризма», несмотря на растущее недовольство внутри страны. Хотя членство в Содружестве - организации стран, некогда составлявший Британскую империю - приносит мало практической отдачи, оно помогает придать более законный вид правлению Мушаррафа.

Решение Содружества не было основано на каком-либо сереьзном изучении положения с демократическими правами в Пакистане. Когда Мушарраф сверг Шарифа в 1999 году, он приостановил дествие конституции, разогнал парламент и позднее назначил себя президентом. С тех пор он провел ряд политических реформ, но все они в основном поверхностные и не меняют серьезным образом диктаторской натуры его правления. Парламент, который Мушарраф создал, - политически бессильная организация, не имеющая реальной власти, кроме как по разрешению президента.

Выборы 2002 года были фарсом. Любому, не имеющему высшего образования (98% населения) было запрещено вытсавлять свою кандидатуру. По официальным данным (раздутым вбросом бюллетеней) только 41% избирателей проголосовал. Обозреватели Евросоюза обвинили пакистанскую армию в «неоправданном вмешателсьтве в орагнизацию выборов и демократические процедуры» и заявили, что «пакистанские власти участвовали в действиях, приведших к серьезным изьянам в процессе выборов».

Хотя Мушарраф дал понять, что собирается уйти с поста главы вооруженных сил в конце этого года, как президент он останется председателем Национального Совета Безопасности - организации, где заседают военные начальники. Этот пост дает Мушаррафу диктаторские полномочия, включая практическое право вето решений правительства, власть назначать и смещать высшее военное и гражданское руководство и возможность распускать парламент.

Ряд правозащитных групп критиковал режим Мушаррафа. В начале этого года американская организация Хьюман Райтс Уотч заметила, что «видимость законности скрывает вопиющие нарушения прав человека в Пакистане. Наиболее важными из них являются запугивание и подавление СМИ, рост насилия на религиозной почве, узаконенная дискриминация женщин и религиозных меньшинств, пытки политических противников, и отстутствие должных процедур при ведении «войны с терроризмом» в сотрудничестве с США».

Мушарраф продолжает препятствовать возращению изгнанных политиков Беназир Бхутто и Наваза Шарифа. 11 мая он выслал брата Шарифа - руководителя Пакистанской Мусульманской Лиги-Н - в Саудовскую Аравию. Месяц назад еще один оппозиционер Махдум Джавед Хашими был осужден на 23 года тюрьмы по ложному обвинению в подстрекательстве к мятежу.

Как и Содружество, правительство Буша смотрит сквозь пальцы на проложающееся нарушение Мушарррафам демокартических прав - в благодарность за оказанные им услуги. До 11 сентября 2001 года Пакистан один из немногих официально признал власть талибов. Военная и материальная поддержка была жизненно важна для власти Талибана. Но поняв, что может превраться в мишень для враждебных США, Мушарраф моментально передумал и поддержал свержение бывших союзников в Кабуле.

Во время американской бомбежки Афганистана Мушарраф позволил армии США использовать пакистанские военные базы и воздушное пространство. Он также втихомолку позволил американским войсками, как и агентам ФБР и ЦРУ, действовать на территоррии страны в поисках предположительных бойцов Талибан и Аль-Каиды. Сотни «подозреваемых террористов» были схвачены местными спецслужбами в сотрудничестве с американскими агентами.

Пакистанский диктатор также согласился с тербованиями США о провдении военных операций против приграничных племен. США заявили, что их отдаленные земли использовались как убежтще членами Талибана и Аль-Каиды. В марте около 70 000 пакистанских солдат начали наступление на приграничные районы, в то время, как Мушарраф уверял, что его войска окружили важного руководителя Аль-Каиды.

Причины «платежа» Мушараффу были настолько очевидны, что генсек Содружества Дон МакКиннон почувствовал нужду неуклюже отрицать, что американская политика имела к этому отношение. «Каждый министр-участник хорошо знает, что происходит в мире в целом», - обьяснил он. «Но все министры также твердо знают, что их задача в CMAG - принять решение по Пакистану в связи с восстановлением там демократии - а не в связи с его геостратегической или политической позицией».

Пакистан и Зимбабве

Бесстыдство, лежащее в основе этого решения, еще нагляднее в сравнении с тем, как обошлись с Зимбабве. Так вышло, что обе страны провели выборы в 2002 году, при этом в обоих случаях прозвучали обвинения в широко распространненной подтасовке результатов. В случае Пакистана выборы восхвалили как «шаг к демократии». В отношении Зимбабаве они, однако, стали предлогом для нового политического наступления против президента Роберта Мугабе, что привело к временному исклучению страны из Содружества . Говоря о результатах выборов в Зимбабаве Буш лицемерно провозгласил: «Мы не признаем результатов этих выборов. Мы с нашими друзьями работаем, чтобы решить, как поступить с этими негодными выборами.» Блэр и Ховард также отказались признать законность выборов, в результате которых Мугабе был переизбран.

После выборов Англия успешно надавила на Содружество с целью временного исключения Зимбабве. Как уступка возражаяющим африканским странам, был организован комитет по проверке положения с правами человека в Зимбабве -в составе Австралии, ЮАР и Нигерии.

Австралийский премьер-министр Ховард сыграл на руку США и Англии. Он отверг попытки африканских стран найти какую-либо форму примирения с Мугабе, призвал к более жестким экономическми и димпломатическим санкциям и сумел добиться обновления исключения в декабре прошлого года. В результате Зимбабаве вообще вышла из Содружества.

Нет сомнения, что Мугабе - авторитарный правитель, но не это послужило причиной изгнания Зимбабве. Ранее Мугабе был союзником США и Англии, ценимым за успешное поддержание стабильности и охрану частной собственности после свержения расистского правителсьва Яна Смита в 1980 году. Тогда державы не обращали внимание на подавление политических противников Мугабе в Матабелелэнде (провинция Зимбабве -пер.).

Однако в конце 1990 годов Зимбабаве страдала от глубокого экономического и социального кризиса, усугубленного навязанной МВФ «Программой структурного приспособления». С ухудшением экономического положения, все более жесткие требования МВФ вызвали сопротивление среди рабочих и сельской бедноты. Мугабе желал обновить свою поддержку в сельской местности, вернувшись к своей старой антиимпериалистической риторике и приказав начать беспорядочный захват принадлежащих белым поместий.

Это вызвало злобные обвинения Лондона. Не только английские экономические интересы в Зимбабве оказались под угрозой, но громкие речи Мугабе грозили получить отклик в других странах, также страдающих от все более бесцеремонного вмешательства Англии, США и других держав в африканские дела.

Двуличное отношение к Пакистану и Зимбмбабве еще раз разоблачает несостоятельные претензии Блэра, Буша и Ховарда на роль проводников демократии в мире. Все трое - соучастники преступного вторжения в Ирак под предлогом его «освобождения» и превращения в образец демократии на Ближнем Востоке.

Возрващение Пакистана в Содружество подтверждает, что будет ли глава государства заклеймен как «диктатор» или вознесен как «демократ» определяется исключительно его политической и стратегической ценностью для Запада - прежде всего, для Вашингтона.

Оригинал опубликован на http://www.wsws.org/articles/2004/may2004/comm-m26.shtml

Перевод Аллы Никоновой





Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service