Left.ru
Эми Уолдман
Неожиданные результаты голосования в Индии показали: высокие технологии остаются на поверхности

Нью-Йорк Таймс, 15 мая 2004 года

Весной этого года накануне голосования стратеги правящей партии составили план первой современной избирательной кампании в истории страны.

Они хвастались, что послали избирателям 4 миллиона электронных писем и передавали запись голоса популярного премьер-министра Атала Бихари Ваджапайи (как выяснилось на выборах, не такого уж популярного) на 10 миллионов обычных и мобильных телефонов.

Но весь шум насчет высокотехнологичной кампании оставил в тени некоторые цифры. Из 180 миллионов индийских семей только 45 миллионов имеют телефоны, и из миллиарда индийцев только у 26 миллионов есть сотовые телефоны. И в то время, как около 300 миллионов живут на менее чем доллар в день, только около 659 000 семей имеют компьютеры.

Так что послание правительства, возглавляемого индуистами-шовинистами, о наступившей эре процветания, попросту не дошло до большинства населения - за отстутствием должных каналов связи.

Этот разрыв - сочетание растущего среднего класса с растущей обидой тех, кого туда не пустили - позволяет обьяснить, почему правительство господина Ваджапайи попросили удалиться, что оказалось крупнейшим сюрпиризом с 1977 года, когда Индира Ганди потерпела поражение после обьявление чрезвычайного положения.

«Это было народное восстание», - сказал Махаш Рангараджан, политический аналитик.

По результатам выборов правящая коалиция партии Бхаратия Джаната даже близко не смогла набрать необходимого количества парламентских мест для формирования правительства. БД, от которой еще недавно ожидали победы, отчасти на основании эскономичесокго роста, оказалась только второй по числу голосов.

Индийский Национальный Конгресс сформирует правительство в коалиции с меньшими партиями, включая коммунистические.

Приписывать результаты выборов только экономическим факторам было бы, однако, упрощением. Касты, религиозно-общинная рознь, союзы с мелкими партиями, враждебность против тех, кто уже находится у власти, и местные проблемы - все играло роль. Но было бы ошибкой, как говорят аналитики, недооценивать роль недовольства экономическми положением.

«Это серьезное предупреждение для всех», - сказал Судхиндра Кукарни, помощник господина Ваджапайи.

Господин Рангараджан назвал это «победой рядовых мужчин и женщин».

Это замечание о классовой мести может удивить американцев, которых в последнее время бомбардировали новостями о рабочих местах, уплывающих в Индию, и о том, что рост экономики там ожидается в размере 8%.

Эта все еще развивающаяся страна и впрямь во многизх отношениях изменилась, но эти изменения еще не затронули большую часть населения (точнее, они затронули большинство приблизительно в том же духе, что и подобные «рыночные реформы» в России -пер.) Вся отрасль высоких технологий нанимает менее миллиона человек, при том, что 40 миллионов зарегистрированы как безработные.

За последние пять лет рост экономики в среднем сотсавил 5% в год, совершенно недостаточно для того, чтобы избавить от нищеты сотни миллионов. И реформы, вроде приватизации государственных предприятий или допущение большего числа иностранных инвесторов, которые помогли развязать экономику, все еще не помогли сельскому хозяйству, в котором занято около двух третей населения (зато эти реформы «помогли» уволить рабочих приватизированных фабрик и оставили мелких крестьян беззащитными против конкуренции с крупнейшими сельскохозяйственными фирмами США, получающими субсидии от властей -пер.).

БД и ее союзники были чувствительно побиты во всех крупнейших городах, получив всего три места в парламенте от Дели, Мумбай, Ченннай и Калькутты. Но именно в сельских районах они были разбиты наголову, осбенно на юге, а именно там решалась судьба правительства за последние 14 лет.

Н.Рам - главный редактор газеты «Хинди» - сказал, что избиратели «наказали тех, кто был к ним безжалостен, тех, кого они считали защитниками богатых, кто не помог им во время засухи».

Не только БД пострадала от этого - в Карнатаке, где находится Бангалор, центр индийской технической промышленности, избиратели проголосовали против правительства штата во главе с ИНК.

То же самое произошлов штате Андра Прадеш, где главный министр Н. Чандрабабу Найду - союзник БД - превратил Нидерабад, столицу штата в «Киберабад», залучив Билла Гейтса и других, и рекламируя возможности реформ и технологии в изменении штата.

Но из-за засухи,последствия которой можно было бы облегчить вложениями в орошение (чего он не сделал), правительство господина Найду потерпело поражение в результате массового голосования фермеров.

Это было нетрудно предсказать, стоило только попутешествовать по штату, а особенно по району Варангал, всего в двух с половиной часах езды от Хидерабада. Около 300 обремененныз долгами феремров совершили самоубийтсво с 1997 года, согласно официальным данным. Во всем штате - почти 3000.

И еще сотни накладывают на себя руки в пораженных засухой южных штатах, таких, как Карнатака и Керала. Эти самоубийства превратились в символ экономических страхов, а в некоторых штатах, включая Андра Прадеш, они оказались и предвыборным вопросом.

Менне 40% штата орошено, и при электроснабжнеии всего около 10 часов в сутки, фермеры неспособны противостоять засухе, разорявшей штат за последнее десятилетие.

Самоубийства - не единственный признак экономических страданий. Округа также находится в центре марксистской партизанской войны - движения Наксалит, действующего в 15 из 16 штатов Индии. Засуха, нищета и безработица толкает молодежь к экстремизму, говорят чиновники.

Теперь те же причины послужили поражению и господина Найдуб и БДб и их союзников.

Госпожа Ганди и другие представители ИНК неустанно напоминали о безработице и страданиях фермеров. В своей предвыборной программе ИНК пообещал заняться обеими проблемами.

Но господин Кулкарни сомневается в способности ИНК выполнить эти обещания. Партия находилась у власти большую часть последних 50 лет.

«Они не могут убедить нас, что за эти 50 лет не было нищеты, и вся она возникла за последние 5 лет», -сказал он. (На самом деле, нынешниие «реформы» начал именно ИНК, БД их продолжила, хотя и с большим рвением. Все это в целом называется «неолиберализмом» и «глобализацией экономики» и началось еще в в начале 90-х годов, тогда же, когда и в России -пер.)





Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service