Left.ru
Таня Рейнхарт
Израиль разрушает нормы, направленные на сохранение рода человеческого

(«Едиот Ахронот», 30.03.04)

Вопрос о том, насколько целесообразным было убийство шейха Ясина, удостоился в Израиле широкой дискуссии. Однако правовой аспект этого действия не обсуждается должным образом.

Международное право не дозволяет убийство кого бы то ни было на оккупированной территории. Женевская Конвенция, родившаяся в результате ужасного опыта Второй мировой войны, устанавливает границы применения силы даже в военное время. Конвенция различает между состоянием войны и состоянием оккупации. Основной её принцип гласит, что, во-первых, люди, живущие на завоеванной земле, находятся под «покровительством» завоевателя, который несет ответственность за их безопасность. Во-вторых, определяет Конвенция, завоеванный народ имеет право бороться за своё освобождение.

Международные конвенции - это одно из средств, разработанных человечеством с целью самосохранения. Если их не будет, существует опасность, что человеческий род уничтожит сам себя: сначала сильные «сотрут» слабых, а затем - друг друга.

В течение 37 лет оккупации Израиль успел нарушить каждый пункт Женевской Конвенции. Но то, что он сделал сейчас,  знаменует новый этап.  Как заметил Роберт Фиск из «Индепендент», «в течение многих лет существовал неписаный закон в борьбе правительства с народным восстанием: ты можешь убивать людей «с улицы», изготовителей оружия и бойцов, но не политических или духовных лидеров». Если даже лидер провозглашает линию насилия и террора, он может быть посажен в тюрьму, но не убит.

Ахмед Ясин видел себя борцом против оккупации. Как сообщалось уже в «Едиот Ахронот», он требовал полного отвода израильской армии с завоеванных территорий, к границам 1967 года. В 1993 году ХАМАС согласился принять принципы Осло, но не верил, что Рабин переведет приципиальные соглашения в факты на местности, и призывал палестинский народ помнить, что оккупация ещё не закончилась. В период тактики «железного кулака», применяемой Бараком и Шароном, Ясин был готов и сам предлагал длительное перемирие («худну»). Но он не верил, что Израиль способен прекратить оккупацию по своей доброй воле. «Враг понимает только силу, только язык войны, бомб и взрывов» - проповедовал он, - «каждый израильтянин - цель для нас».

Женевская Конвенция признает право завоеванного народа вести вооруженную борьбу против армии завоевателя, но не против мирного населения. Террор не имеет морального оправдания и не находится под защитой международного закона. Но назрела необходимость нам, израильтянам, проверить самих себя и спросить: какие средства мы оставляем палестинскому народу для борьбы за освобождение? Например, в тех местах на Западном берегу, где должен пройти «забор безопасности», в последнее время развилась новая форма гражданского сопротивления: крестьяне, чья земля должна быть изъята в результате строительства, сидят на земле перед бульдозерами вместе с израильскими противниками Стены. Какая форма протеста может быть более мирной и ненасильственной? Однако израильская армия стреляет по этим демонстрантам.

Израильская армия блокирует палестинцам все пути ненасильственного сопротивления. Таким самоуверенным шагом, как убийство лидера и символической фигуры - да еще в тот момент, когда он выходил из мечети, - армия сознательно создает условия для новой волны насилия и террора. Трудно не прийти к выводу, что террор выгоден армии и Шарону.  Это помогает им убедить мир в том, что Женевскя Конвенция неприложима к палестинцам, поскольку из их среды выходят террористы. Следовательно, по отношению к ним «всё позволено».

После 11 сентября, в русле войны с терроризмом, США стремятся разрушить все защитные механизмы, предусмотренные международным правом. Но даже США не решились ещё на публичное убийство религиозного лидера (например, афганского Талибана). Теперь Израиль, с благословения США, постановил, что и это дозволено. Милитаристское правительство превращает Израиль в ведущую силу разрушения механизмов защиты, созданных человечеством для самосохранения - тех механизмов, которые, как учит история, могут однажды понадобиться и нам самим.

Перевод: В. Рейдер

Автор - профессор Тель-Авивского университета.





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service