Left.ru
Ноах Пэйдж
Как состряпать «народное движение»: «Граждане за здоровую экономику» в Орегоне

13 февраля 2004 года.

Кампания правой организации «Граждане за Здоровую Экономику»(ГЗЭ) против одобренного местными законодателями повышения налогов (на корпорации -пер.) и за сокращение финансирования социальных расходов (образование, здравоохранение и т.д.) более чем на полмиллиарда долларов изображалась и ГЗЭ и их сторонниками как «народное» политическое действие. Это утверждение заслуживает внимательного рассмотрения.

Штаб-квартира ГЗЭ, основанного Дэвидом и Чарльзом Кохом фирма (Кох Индастриз), находится в Вашингтоне . ГЗЭ - весьма типичный продукт ситуации, беспокоившей американский капитализм в послевоенную эпоху. Только изучив силы, стоящие за этим явлением, и вглядевшись пристальнее - точнее, в отличие от орегонских СМИ - вообще взглянув на социальные слои, которым служит ГЗЭ, можно понять эту «антиналоговую» кампанию.

В начале 1970-х годов корпоративной Америке был брошен серьезный вызов. С окончанием послевоенного экономического бума, при продолжающейся и имеющей все меньше поддержки войне во Вьетнаме, в стране ширилось недовольство. Массы серьезно радикализировались, при этом ширились антикапиталистические настроения, что напугало господствующие классы - в правительстве и в корпорациях.

Эту надвигающуюся угрозу проанализировал в то время Льис Ф. Рауелл-мл., корпоративный юрист и будущий судья верховного суда в сочинении, известном с тех пор как «Пауэлловский манифест». Написанный по запросу руководства Торговой Палаты, документ был разослан всем членам этой организации в августе 1971 года.

Он начинается со взгляда на популистские нападки на «систему свободного предпринимательства» глазами правящих классов:

«То, что ныне беспокоит нас - сравнительное новое явление в американской истории. Теперь мы имеем дело не со случайными и отдельными нападками относительно небольшой кучки экстремистов или даже социалистически настроенного меньшинства. Скорее эта атака на систему предпринимательства имеет широкую базу и проводится последовательно. Она набирает силу и привлекает сторонников.»

Пауэлл советовал своеобразную стратегию: «Пришло время - точнее, оно пришло уже давно - для войны мудрости, изобретательности и средств американского бизнеса против тех, кто собирается его уничтожить.»

Эта докладная записка, чье содержание позднее сделал достояние гласности журналист-расследователь Джэк Андерсон, привела к ощутимым результатам. Провозгласив, что на кону стоит само выживание системы свободного рынка и призвав к хорошо проплаченному контрнаступлению, «манифест» вызвал немедленный и широкий приток корпоративных прибылей для создания новых правых «мозговых трестов» и поддержания уже существующих.

Сюда относятся Круглый Стол Бизнеса (Business Roundtable), основанный в 1972 году управляющими Алкоа, Дженерал Электрик, ЮЭс Стил и другими корпорациями; Фонд Наследия (Heritage Foundation), основанный в 1973 на четверть миллиона долларов, подаренных крайним консерватором бизнесменом Адольфом Курсом и Институт Катона (Cato Institute), созданный в 1977 году нефтяным магнатом Чарльзом Кохом. Фирма Кох Индастриз, осонованная в 1927 году правым экстремистом и расистом Фредом Г. Кохом - образец крайнего зверства даже среди мирового капитала. О ней стоит рассказать подробнее, но пока ограничимся тем, что ее связи с семьей Джорджа Буша-мл. и реакционными кругами подтверждаются многочисленными документами.

Вот недавний пример: в сентябре 2000 года Кох Индастриз была под судом за нарушение природоохранного законодательства 97 раз. Ей угрожал штраф в 352 миллиона. В том же году, как пишет журнал Мамаша Джонс Mother Jones (прогрессивное издание -пер.) Дэвид Кох и его жена Джулия пожертвовали республиканской партии 478 000 долларов. В апреле 2001 года министерство юстиции уладило дело полюбовно, и Кох Петролеум Групп согласилась заплатить штраф в 20 миллионов - мелочь для семьи Кох.

Кох Индастриз, со штаб-квартирой в Уичита (штат Канзас) владеет нефтью, газом, сельхозугодьями, страховыми и финансовыми компаниями. Это одна из богатейших корпораций мира. В 1984 году с помощью президента Рейгана братья Кох основали политическую организацию - ГЗЭ, которая делает куда больший упор на деятельность активистов, чем Cato Institute . Пол Бекнер, председатель ГЗЭ, описывает ее цели на сайте организации: «Мы не «мозговой центр», которому достаточно изучать вопросы и публиковать отчеты», - пишет он. «В этой области трудится достаточно других организаций. Наша задача - привести их идеи в действие».

Два года спустя рейгановский Белый дом организовал еще одну правую группу - Американцы за Налоговую Реформу (АНР), чтобы подготовить почву для «реформы» налогового законодательства 1986 года. АНР стала в конце концов самостоятельной, ее возглавляет правый идеолог Гровер Норквист, отвратительный тип, который точнее всего изложил свои «политические идеи» журналистке Национального Общественного Радио Маре Лиассон 25 мая 2001 года: «Я не собираюсь упразднить правительство. Я попросту хочу сократить его до таких размеров, чтобы я смог притащить его в ванную комнату и утопить ванне.» (Речь шла, разумеется, не о военных и полицейских функциях машины подавления, а о ее «общественно полезной» деятельности -пер.). О том, насколько деятельность ГЗЭ осуществляется на деньги большого бизнеса, рассказывает отчет, опубликованный в октябре 2000 года группой защиты прав потребителей Паблик Ситизен. В 1998 году самые крупные спонсоры ГЗЭ принадлежали к следующим отраслям : нефтегазовой, телефонной связи, табачной, электрической, сахарной, торговле продовольствием, автомобильной, фармацевтической, страховойи финансовой.

В том году ГЗЭ получила более 13 800 000 долларов от корпораций, консервативных организаций и нескольких богачей (например, 242 453 доллара от бывшего советника Белого дома Бойдена Грэя). Среди крупнейших корпоративных жертвователей: ЮЭс Уэст Коммюникейшионс (1 200 000), Филип Моррис (1 000 000), Кох Индастриз (626 500), Даймлер-Крайслер (535 000) и Дженерал Электрик (500 000).

Вашингтон Пост описала скрытое влияние ГЗЭ в статье от 29 января 2000 года. ГЗЭ получила более миллиона долларов от Филип Моррис в то же время, как эта «народная» организация выступала против налогов на табак. В то время, как ГЗЭ поддержала отмену ограничений, которая бы позволила ЮЭс Уэст начать бизнес в области дальней телефонной связи, компания пожертвовала ей миллион долларов.

Документы ГЗЭ для внутреннего пользования, пишет Вашингтон Пост, «дают редкую возможность наблюдать ее обычно скрытую роль в качестве оружия в арсенале современных корпораций. Эта организация предоставляет отчеты, телевизионную рекламу, опросы и научные исследования в пользу корпораций, при этом не раскрывая имен своих жертвователей». Эта статья, написанная Дэном Морганом, цитирует Гэри Раскина из Проекта Подотчетности Конгресса : «Это - пример явления наемных защитников. Эти группы наемников выступают тогда, когда корпорация считает, что неблагоразумно действовать от собственного имени.»

Тут стоит припомнить, что именно об этом писал Пауэлл в 1971 году, объясняя, почему компании должны финансировать такие организации, вместо того, чтобы прямо заниматься пропагандой: «Любая корпорация не проявляет горячего желания выходить так явно на авансцену и делать себя слишком заметной мишенью».

Кампания ГЗЭ в Орегоне, хотя и получила небольшие пожертвования от местных граждан, финансировала свои действия прежде всего на корпоративные деньги своих хозяев в Вашингтоне. Даже такие мелочи, как канцпринадлежности и рекламные воздушные шары закупались центральной конторой в Вашингтоне.

Да и в Орегоне пожертвования в основном шли от местных компаний и торговых оргнаизаций, как Коламбия Хеликоптерс (85 000), Эдек (80 100), Сенека Соумил (75 000), Джелд-Вен (55 000), Фререс Ламбер (27 550) и Орегон Гросери Ассосиэйшин (7 500).

Орегон - только один из фронтов общеамериканского наступления корпоративными «народными» организациями вроде ГЗЭ и АНР. Уверенные, что Буш и конгресс с республиканским большинством будут пробивать их планы, эти группы чувствуют, что у них развязаны руки для войны на уровне штатов, один штат за другим.

Уолл Стрит Джорнал в передовице от 5 февраля описывает« ободряющие новости» из Орегона. После отмены повышения налогов, АНР Норквиста сделала заявление для печати, называя кампанию ГЗЭ «крупнейшей победой».

«С таким конгрессом и президентом, повышение налогов на общегосударственном уровне немыслимо», - заявил Норквист. «И с решительными победами налогоплательщиков в Алабаме, калифорнии и теперь - в Орегоне, национальный консенсус против повышения налогов укрепляется даже в либеральных штатах».

Оригинал опубликован на http://www.wsws.org/articles/2004/feb2004/ore2-f13.shtml

Перевод Аллы Никоновой





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service