Left.ru
Барри Мэйсон.
Сверхэксплуатация женщин-работниц транснациональными корпорациями

25 февраля 2004 года

Отчет благотворительной организации «Оксфам» «Наши права на продажу: Женский труд на корпоративных поставщиков» выдвигает на первый план участь жещин, занятых в производстве одежды и продовольствия для крупнейших западных торговых сетей.

Документ основан на положении работниц в 12 странах: Бангладеш, Чили, Китае, Колумбии, Гондурасе, Кении, Марокко, Шри Ланке, ЮАР, Таиланде, Англии и США. В нем показано, как крупные торговые компании Запада наживаются на глобализации производства за счет рабочих, в основном женщин.

В отчете объясняется, что снижение пошлин за последние 20 лет резко уменьшили торговые издержки. Многие страны, особенно развивающиеся, ввели поощрения для инвесторов. Зоны экспортного производства (ЗЭП) растут как грибы.

Эти ЗЭП, основанные в «промышленных парках» предлагают временное освобождение от налогов и другие виды поощрения инвестиций. Их число резко выросло за последние тридцать лет - от 80 в 25 странах до 3000 в 116 странах в 2002 году. Все ЗЭП конкурируют с ЗЭП в других странах и даже в той же стране, предлагая все новые стимулы для инвесторов.

В пределах ЗЭП рабочие часто имеют меньше прав. Цитируется сообщение Всемирной Кофедерации Свободных Профсоюзов о том, что по меньшей мере в 16 странах рабочие в ЗЭП имеют меньше профсоюзных прав, чем за их пределами. Контракты обычно краткосрочные. Отчет сообщает, что в Китае рабочие принимаются в ЗЭП на годичные контракты и лишаются права оставаться там, если теряют работу.

Крупные торговые компании используют компьютерные технологии и Интернет для связи с поставщиками. Это позволяет им выбирать среди производителей, которые перекладывают снижение цен на рабочих.

Местные производители находятся во власти мирового бизнеса, особенно в связи с резким снижением цен на перевозки товаров. С начала 1980 гг. до середины 1990гг тарифы грузовых морских перевозок упали на 70%. Расширились воздушные перевозки. Цитируется заявление МБ о том, какую власть получили крупные розничные торговцы. «Местные фирмы не могут использовать преимущества технологии транспортировки и повышения производительности, если ТНК имеют широкий выбор поставщиков в разных частях света и монопольное положение в качестве покупателя (один покупатель выбирает среди многих производителей). В такой ситуации конкуренция среди поставщиков может снизить цены, и выгоды от повышения производительности местных фирм попадают в карманы ТНК».

Монополии используют интернет-технологии для урезания цен поставщиков. Отчет объясняет, как это отражается на положении рабочих:

«В Чили 75 процентов работниц сельского хозяйства работают на сборке фруктов по краткосрочным контрактам, и трудятся более 60 часов в неделю в сезон урожая. Но все равно треть из них зарабатывает меньше минимальной зарплаты. Меньше половины работниц в текстильной и швейной промышленности Бангладеш работает по писанному контракту, и подавляющее большинство не имеет права на оплату больничного или декретного отпуска...В китайской провинции Гуандунь, одной из самых быстрорастущих промышленных зон в мире, молодые женщины отрабатывают 150 часов сверхурочно в месяц на фабриках одежды - но у 60% нет писанных контрактов и 90% не имеют доступа к социальному страхованию».

Производство одежды с готовностью реагирует на давление глобализации. В отчете утверждается: «Стадия превращения тканей в одежду - высокотрудозатратная. Ни одно изобретение не может пока конкурировать со скоростью и умением рабочего, обычно работницы, за швейной машинкой. И поскольку швейные машинки дешевы и их легко перемещать, инвесторы уже десятилетия двигают свое производство по всему миру в поисках мест с низкими издержками, зная, что рабочие руки найдутся в любом месте.»

Крупная розничная сеть Эль Корте Инглес, контролирующая 90% универсальных магазинов Испании более чем удвоила свою прибыль с 1997 года. Идуико - фирма-поставщик - закупила во всем мире более 12 миллиардов единиц товара для Эль Корте Инглес в 2001 году. Отчет рассказывает, что Идуико использует 11 мелких и средних фирм в Марокко в производстве одежды для Эль Корте и других испанских фирм. Эти фабрики нанимают 6500 женщин. За последние 3 года цены на продукцию этих фабрик снизились на 30%. В то же время срок выполнения заказов снизился с 14 дней до 5-7 дней. Этот срок -один из самых коротких в этой отрасли.

Многие из этих работниц не имеют писанных контрактов, и некоторые работают по трехмесячным, что лишает их уверенности и дает меньше прав. В период повышенного спроса женщины должны вырабатывать огромные сверхурочные, работая до 12, 13 и даже 16 часов в сутки (читавшие «Капитал» помнят, без сомнения, историю двадцатилетней английской швеи Мери Анн Уокли, умершей в 1863 году в Лондоне от чрезмерного сверхурочного труда. Теперь эту женщину зовут Мариам и она живет и умирает в Марокко - таков прогресс капитализма за последние полтора века -пер.). Часто им даже не платят полностью за сверхурочную работу. Их здоровье страдает, работницы мучаются от болей в спине, заболеваний дыхательных путей и болезней почек, потому, что их ограничивают в посещении туалета!

Супермаркеты господствуют в розничной торговле. Вол-Март - крупнейший розничный торговец мира. Он закупает товары у 65 000 тысяч поставщиков во всем мире и имеет 1300 магазинов в 10 странах - своего рода образец в своей отрасли.

Согласно отчету, в США Вол-Март и Крогер контролируют 92 процента объема розничной продажи новых товаров, и в Англии 5 супермаркетов контролировали 70% рынка в 2003 году.

«Оксфам» сообщает, что Теско (английский супермаркет) контролирует более четверти рынка бакалейных товаров и привозит продукты из более чем 100 стран. В 2002-2003 году его прибыль до вычета налогов была 2 500 000 000 долларов. Теско покупает вино и фрукты в ЮАР. «Оксфам» сообщает, что компания требует «открытого расчета затрат» - полной информации и стоимости производства с целью сокращения закупочных цен. Большая часть снижения цен идет в пользу Теско. Управляющий упаковочной фабрикой рассказывает:

«Они следят за ценовой цепочкой и мы должны сообщать им все цены, а потом они говорят : «этот расход - излишний», и его урезают. Все дело в том, что они присваивают 80% сэкономленного, и только малая доля идет производителям... А если ты не согласен, они найдут других поставщиков.»

«Оксфам» опрашивал фермеров и рабочих в ЮАР. Садовод сказал : «Все меньше постоянных рабочих и меньше поощрения для тех, кто остался. Это - результат перепроизводства и диктовки цен розничными торговцами.»

Джоанна, которая работает на фермах почти 20 лет, сказала : «Многие фермеры сокращают число постоянных рабочих потому, что больше не могут их нанимать...Куда нам деваться?»

Этот отчет - результат подробного исследования, и наглядно показывает условия жизни рабочх по всем миру. Однако когда авторы задают вопрос: что делать для борьбы с подобным положением, они не могут придумать ничего больше, как взывать к «благородным чувствам» правительств и ТНК.

Они пишут : «Это не неизбежно, чтобы глобализация ухудшала положение бедных в целом и особенно бедных женщин. Не неизбежно и то, что развитие международной торговли создает «соревнование за меньшую зарплату», когда инвесторы используют возможности перемещения производства. Рост торговли и улучшение условий труда могут идти параллельно, если правительства, компании и международные организации создадут должные политические условия. Но все дело в этом «если». Как показывает наше исследование, могущественное политическое и коммерческое давление подрывает стандарты условий труда.»

Затем добавляется: «Одна компания или правительство не могут обеспечить изменения, необходимые для уверенности, что бедные, особенно женщины, получат выгоду от работы на поставщиков всемирных корпораций...совместная инициатива компаний, правительств, международных организаций, потребителей и инвесторов может привести к изменениям».

Сводить такие коренные изменения в экономических и социальных отношений к недостаточно высокому моральному уровню нескольких управляющих корпорациями - значит закрывать глаза на реальность. Глобализация производства и экспансия финансового капитала, особенно с 1980 гг., представляет собой ответ разных секторов капитала на падение нормы прибыли, которое отметило конец послевоенного бума.

Кейнсианское экономическое регулирование международной торговли - которое использовали для стабилизации мировой экономики после Второй Мировой войны - уступило место усилиям крупных корпораций повысить прибыль путем экспорта капитала и производства в менее развитые страны, где издержки, включая рабочую силу, гораздо ниже. От этого выигрывает финансовая элита, контролирующая крупный бизнес, и это возможно только за счет обнищавших масс, чью рабочую силу используют.

Поэтому в конечном итоге участь этих работниц может измениться только в результате всемирной борьбы за преобразование мировой экономики на социалистической основе, ради блага трудящихся.

Оригинал опубликован на http://www.wsws.org/articles/2004/feb2004/wome-f25.shtml

Перевод Аллы Никоновой





Ваше мнение

При использовании этого материала просим ссылаться на Лефт.ру

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service