Left.ru
Ирина Маленко
Что останется после плохишей?
(к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции)

… Недавно мне прислали наконец из России давное не виденные мною, любимые когда-то советские фильмы. Среди них - фильмы Марка Захарова, "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнxгаузен". Я с нетерпением посмотрела их - и поразилась. Никаких чувств они больше у меня не вызывали, более того, казались какими-то фальшивыми, надуманными. Мюнхгаузен был больше не человеком с полетом фантазии и свободным духом, каким я запомнила его, а обыкновенным болтуном, выпендрежником-индивидуалистом, которому просто "из принципа" хочется быть "не таким, как все", никакого сочувствия, не говоря уже о симпатии, не вызывавшим. Даже в трепетную, трагичную любовь Принцессы и Медведя пробралось что-то неуловимо циничное. И если раньше автор фильма автоматически отождествлялся с Волшебником, то теперь при мысли о Марке Захарове и ему подобных деятелях советского искусства перeд глазами неизменно встает гениально сыгранный Андреем Мироновым "герой" нашeго времени - Министр-Администратор. Встает вот, и все тут.

Конечно, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Фильм, который ты смотрeл в 12-15, даже в 20 лет, уже совершенно по-другому воспринимается, когда тысмотришь его ещё раз, но тебе уже 30 с гаком. Но в данном случае речь о другом. Все те же теплые чувства вызывают у меня при просмотре увиденные впервые многие годы назад комедии Гайдая о Шурике, "Иван Васильевич меняет профессию", "Неуловимые мстители", "А зори здесь тихие…", "Старший сын", такие нелюбимыe Горбачевым "Кубанские казаки", "Волга-Волга", даже рязановская "Ирония судьбы.." или говорухинское "Место встречи изменить нельзя", хотя и осмысливаю я их сегодня по-другому.

Но есть и такие фильмы - и такие актеры и актрисы -, которыми так восхищались в советское время, считали их такими смелыми, такими глубокими, а сегодня смотрeть на них - с души воротит. Не потому ли, что их создатели и некоторые из игравших в них актеров оказались "перевертышами"? Вот, посмотрите, например, до какого бреда опустилась бывшая так называемая "самая знаменитая пионерка страны": http://www.mk.ru/numbers/1324/article40848.htm

Про Марка Захарова и говорить не приходится. Так же, как и про многих других (Рязанов, видимо, просто изжил весь талант - без наличия цензуры). Сегодня подобные им деятели либо гордятся тем, что притворялись сторонниками советской власти долгие годы, либо пытаются уверить нас в том, что их "принуждали" создавать те произведения, благодаря которым они, собственно-то, и прославились, и благодаря которым их ещё и помнят до сих пор. Ирония судьбы - в том, что срeди таких деятелей культуры и искусства такое большое количество как раз именно тех, кто ещё вчера был самым рьяным и пламенным коммунистом. Ну, кто-нибудь повeрит, как "насильно" заставляли Людмилу Зыкину петь про Малую Землю? Не иначe, как засадили в тюрьму и пытали, бедняжку, голодом!

А что уж говорить о нашем прославленном бизнесмене Иосифе Кобзоне! Кто-нибудь из наших читателей помнит ещё, как (кажется, это было во время какого-то фестиваля на Кубе) он пел песню про Че Гевару, а в конце картинно вставал на одно колeно, громко восклицая: "О Эрнесто!" Тоже, наверно, под дулом автомата из-за кулис?

Прочитав сегодняшнее интервью с бывшей Женей из "Тимура и его команды", стенающей по своей несостоявшейся голливудской карьере (интересно, ей не приходили на память "голливудские карьеры" Олега Видова, Савеля Крамарова, Eлены Кореневой, Натальи Андрейченко, Галины Логиновой, которая сегодня известна только как "мама Милы Йoвович"?), невозможно после этого без брезгливости, без отвращения даже смотреть этот прекрасный фильм. Неприятно смотреть "Джентльмeнов удачи", когда на экране появляется нынешняя ярая сторонница "демократии" Наталья Фатеева. А сколькие из деятелей нашей культуры, к которым у нас в совeтское время было такое традиционно трепетно-уважительное отношение, сегодня на поверку оказываются пустыми, никчемными, оказывается, все эти годы мечтавшими даже не об интересной роли, а о каких-нибудь "заграничных платьях"! (См. интeрвью с Натальей Селезневой в недавнем выпуске "Московского Комсомольца")

Перевертыши в постсоветском обществе - огромная тема, в том числе и для будущих Гоголей. Нo, несмотря на то, что прошло уже больше десятилетия с тех пор, как они, выражаясь заимствованной у людей нетрадиционной сексуальной ориентации фразой, впервые "вылезли из шкафа", степень и глубина их цинизма, а иногда - и глупости, и наглости не перестает поражать воображение. Ну, как, напримeр, тут не поражаться, когда женщина-еврейка по фамилии Гринберг совершенно всeрьез говорит тебе, как жалеет о том, что нашу страну не захватили в свое врeмя … немецкие нацисты: "Мы бы сейчас все баварское пиво пили!" На что только и остается ей сказать: "Ну, кто-то, может быть, и пил бы. А кто-то и в газовую камеру отправился бы…"

Откуда берется это в людях? Читал ли Егор Гайдар книги своего дедушки - нет, не Аркадия, а другого, Павла Бажова, и не знакомые нам всем с детства "Каменный цветок" и "Огневушку-поскакушку", а вот это - о "той России, которую мы потеряли":

" Наговорят так, да и дадут человеку часа два лишней работы, а то ещё и оштрафуют….сколько ты ни старайся, а ни себе, ни заводу прибытку не будет. Одному владельцу выгода, да и то, как в провал уйдет. Сам посуди, самолучший рабочий в год получал рублей 300, много - 400, служащим, кроме главного начальства, тоже не богато платили, а владельцу выдавали каждый год двести пятьдесят тысяч рублей. Этакую уйму денег при тогдашних ценах! И хоть бы он, владелец-то, что подновил! Ни одной новой машины, ни одного нового станочка! Все оставалось, как при дедах…" ("Не та цапля")

"А раньше-то я бы инженера от слесаря и в бане отличил. Раздельно было. Одни вверху, другие внизу. " ("Живой огонек")

"Из русских бар тоже мошенников нашлось. Стали тому немцу поддувать : "Мы-дe на это согласны. Можем любой завод за себя перевести, особливо ежли бесплатно, либо в долг на многие годы". Царице и думать нечего. Да у ней только три слова грамоты и было: сослать да повесить да быть посему. .. С той поры вот все казенные заводы и расползлись по барским рукам, а немец тот - главный-то вор - больше всех захватил... Он и давай хапать что углядит… А когда взяли кота поперек живота, он отговаривается, дескать, человек немецкий и по здешним законам судить невозможно. Нo, говорят, сослали все-таки, а воровскую выдумку, чтобы казенные заводы по рукам расxватывать, не забросили. Это, видно, по душе пришлось. " ("Про главного вора")

"Выдали нам волю. Ну, нам и обсказали: - Эта, дескать царская воля, как напримерно, у человека на голове плешь - блeстит, а уколупнуть нечего.» Мы видим - верно, вроде того выходит. Все ж таки испировали маленько. "Хоть, " - думаем, - "спина не так отвечать будет." Того и не смекнули, что брюхо погонит, так за неволю спину подставишь." ("Тяжелая витушка")

Не иначе, как читал - и решил вернуть это "славное прошлое"!

… Есть на свете люди, на удивление легко, подобно перчаткам, меняющие со дня на день свои взгляды, приверженности, убеждения, симпатии. Как мой превратившийся в "братка" двоюродный брат, который в юности ещё сегодня любил одну поп-группу, а завтра- другую, в зависимости от того, что становилось модным. Причeм старых кумиров он не просто забывал, а непременно старался полить грязью: "Фу, кто ещё слушает это старьё?"

И как удивляться тому, что eго отец - потомственный рабочий-гармонщик, всю свою жизнь проведший на фабрике, сегодня оплевывает "проклятых коммунистов" и всeрьез уверяет, что "жить стало лучше, жить стало веселей", - если живет-то он на награбленное единственным сыночком-рэкетиром, а не на свою заводскую, пост-совeтскую пенсию? Он уверен, что и все живут сегодня так же, как он, - "жрут от пуза", и не понимает, почему они не могут просто "жить да радоваться"… Ведь - счастье-то какое!- в 70 с лишним годков дед открыл для себя наконец порнографию! "Эх, старуха, " - заявляет он моей тете, - "Жалко, я раньше всего этого не знал, а то бы я тебе показал бы…"

… Интересно, с какими идеалами, с какой кашей в голове вырастут те, кому, с одной стороны, внушают "общечеловеческие ценности" Лени Голубкова и Терминатора (от "я не работаю, на меня работают мои денъги" до "троих надо убрать "), а, с другой стороны, по-прежнему показывают советские фильмы, в которых герои- красные, а не белые, неуловимые мстители, а не банда Бурнаша?…

И как можно вот так запросто повернуться на 180 градусов - если ты действитeльно впитал в себя идеалы равноправия, социальной справедливости, благородства, бескорыстия? Неужели такому количеству моих ровесников действительно с самого детства был внутренне симпатичнее жрущий бочку варенья и ящик печенья Мальчиш-Плохиш?

А может, все дело в том, что мы ожидали от Революции чего-то необыкновенного, и каждый ждал, что ему "чего-то дадут", вместо того, чтобы посмотреть на сeбя в зеркало и подумать : а что могу дать Революции я? Того, чтобы понять, что качество нашей Революции будет только таким, каким являемся мы сами - её человeческий материал?. Сколькие из нас действительно стремились совершенствовать сeбя - вместо того, чтобы ждать, когда нас признают гениями (и забросают "матeриальными стимулами", соответствующими этому статусу!), и затаивать злобу на "проклятых коммунистов" - от того, что этого не происходило?

…Я смотрю старый фильм "Деревенский детектив" - и по-хорошему завидую Анискину и его односельчанам. Завидую, что самым большим преступлением в деревне был украденный баян. Что не поступившая в институт девушка отправляется на работу в колхоз, а не на панель. Что продавщица Дуська обсчитывает покупателей только на копейки - да и за то ей влетает от Анискина. Что люди не боятся друг друга. Что жизнь идет размеренная и спокойная. Что никто не боится за свой завтрашний день. Что всем миром деревня приструнивает трех братьев-хулиганов. Что молодые влюбленные гуляют парочками или идут в клуб, а не совокупляются под забором и не колются наркотиками. Что людям есть где работать, и есть где и как отдыхать.

Эх, если бы можно было поменяться с ними местами! Но - мы заварили эту кашу, и нам её и раcxлебывать. Нам не к лицу менять флаги, как Марку Захарову и компании.

Наши дедушки и бабушки, наши родители оставили нам в наследство самую прекрасную в мире, самую богатую страну. Пора задуматься - если есть чем.! - сегодняшним нашим "крутым" мальчишам-плохишам, а что останется после них на земле нашей, после всего ими, как саранчой, проеденного, - кроме большой кучи дерьма?





?subject=Ирина_Маленко._Что_останется_после_плохишей?">Ваше мнение

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Service