Башир Абу-Мане Иллюзии Империи Исторически, Ленин рассматривал империализм как упадочный, умирающий
капитализм, при котором возможен переход к социализму – как произошло
в России в 1917 году, но не в остальной Европе. Его наиболее разрушительный
эффект на рабочее движение, утверждал он, заключается в усилении оппортунизма,
в примирении между пролетариатом и буржуазными партиями – свидетельством
чему стал крах Второго Интернационала. Хардт и Негри сочли ленинское определение империализма более неподходящим для понимания нашего сегодняшнего мира. После империализма приходит Империя, заявили они, приходит как новая форма глобального юридического суверенитета «состоящего из серии национальных и наднациональных организмов, объединенных под единой логикой власти». Если империализм характеризовался борьбой суверенных национальных капиталов за мировое господство, рождение Империи означает закат этой эпохи: «Различные национальные цвета империалистической карты мира смешались
и слились в мировую радугу Империи». Отсюда следует, что Империя пространственно
неограничена, бесконечна, социально всеобъемлюща, политически децентрализована,
и универсально миролюбива. Хотя в таком описании явно слышатся каутскианские
обертоны, Хардт и Негри настаивают на укорененности своих аргументов
в ленинской мысли. Это сам Ленин, говорят они, «был способен предвидеть
переход к новой фазе капитала за пределами империализма и определить
место (точнее отсутствие места) нарождающегося суверенитета Империи».
Несмотря на то, что они признают что это «преувеличение», они продолжают
утверждать, что «ленинский анализ империализма и его кризиса выводит
прямо к теории Империи». «Это скрытая в ленинских работах альтернатива:
или мировая коммунистическая революция, или Империя, и между этими
двумя вариантами есть глубокая аналогия». Очевидно, что это неверно.
Единственное, что Ленин предвидел, была революция; Империя (или ультраимпериализм)
никогда не бралась в расчет. Ленин настаивал, что: Если бы Хардт и Негри действительно повторяли Ленина, они должны были бы категорически отвергнуть возможность Империи/ультра-империализма. Если после империализма приходит социализм, тогда Империя/ультра-империализм основана на отрицании социализма. Здесь находится решающий довод ленинской аргументации: каутскианская концепция теоретически ошибочна, потому что она игнорирует неравномерное развитие капитализма, и политически оппортунистична, так как отрицает возможность социализма. По Хардту и Негри ленинский анализ империализма был вытеснен историей. Вьетнамский похоронный звон по американскому империализму и его продолжению европейского колониального проекта, возвестил новый период, окрещенный ими Империей: «ровное пространство», где «нет места власти – она везде и нигде. Империя есть ou-topia, или реально отсутсвие места». Следовательно нет более необходимости отвергать ультра-империализм: «Империя материализовалась у нас на глазах». Моя задача в дальнейшем будет заключаться в том, чтобы показать посредством конкретного политического анализа, что Империя не стала менее утопичной чем она была тогда, когда Каутский впервые предложил её в 1914 году; Хардт и Негри неверно истолковали процесс глобализации, наивно приняв его определение как «процесс без субъекта». Они ошибочно заключили, следовательно, что империализм был преодолен. В действительности он был только усовершенствован под американской гегемонией. Как заметил Ленин в 1916 году «Американская этика», которую европейские профессора и добропорядочные буржуа столь лицемерно оплакивают, в век финансового капитала стала этикой буквально каждого большого города в любой стране. Радуга привидившаяся Хардту и Негри – это всего лишь мираж, закрывающий звезды и полосы американского флага. «Американский капитализм», - говорил Троцкий в своей речи «Перспективы мирового развития» в 1924 году, - «стремится к мировому господству; он хочет установить на нашей планете американскую империалистическую автократию». Для Троцкого, судьба человечества зависела от исхода международного конфликта между революционным большевизмом и американским империализмом. В этом контексте Европе будет позволено возродиться в перделах, установленных США и она постепенно превратится в «американский доминион нового типа». Для Англии «возможны только уступки», чтобы избегнуть межимперского столкновения с США. Внутреннее политическое устройство Европы также изменилось. Американизм приходит под личиной социал-демократии: «Европейская социал-демократия на наших глазах превращается в политическое агенство американского капитализма » . Единственная надежда Троцкого – революционный потенциал американского пролетариата: «Американизированный большевизм разобьет и завоюет империалистический американизм». Произошло обратное. 20-ый век стал свидетелем сдерживания революционного большевизма, его перерождения в сталинизм и его внутреннего распада с 1989 года. Впервые в истории произошла универсализация капитала. «Он тотализовал себя как интенсивно так и экстенсивно. Его охват глобален и он проникает в душу и сердце общественной жизни и природы». Новый мировой порядок был надлежащим образом провозглашен Дж. Бушем старшим, обещавшим всеобщий мир и процветание, одновременно угрожая войной Ираку. Этот двойной реестр войны и мира определился в 1990 году. Хардт и Негри увидели в войне в заливе 1991 года симптом Империи,
нового мирового порядка, выразившегося в этичности и эффективности
войны: Точно так и представили США свою интервенцию в Ираке. Нужно поддерживать международные нормы, и Соединенные Штаты вынуждены вмешаться, чтобы исправить преступное поведение. Принять и некритически воспроизвести этот гегемонистский американский дискурс управления миром, прав и «справедливой войны», значит попасть в ловушку проецирования внутреннего уголовного законодательства на поведение государств. Это предусматривает «трансфер дискурса, обслуживающего систему внутреннего законодательства либеральной демократической страны в пространство мировой политики», ведущий к деполитизации глобальных конфликтов типа войн. Ввиду того, что война в Заливе не могла действительно быть оправдана в либеральных и демократических понятиях, моральный дискурс правого и неправого должен был быть импортирован в международные отношения. Международная политика, национальные интересы и даже стратегии воспроизводства капитала подменяются гуманитарным дискурсом, одобряемым Хардтом и Негри. Его авангард – неправительственные организации(НПО), которые подготавливают военную интервенцию и «представляют напрямую мировые и универсальные интересы человечества», имеющие отсюда цели соответсвия «потребностям самой жизни». «За пределами политики» правит мораль. Но чья это мораль? И чья гуманность была представлена в войне в
Заливе? Какая «жизнь в своей всеохватности» была утверждена? Конечно
не иракцев, как многие сразу поняли. Западная гуманитарная интервенция
и «глобальное право» фактически предполагают деградацию и дегуманизацию
иракского народа. Как сказал Эдвард Саид: Саид также показал, что война в Заливе была частью долгой и страшной
истории американского империалистического обустройства региона, как
замечали и другие антиимпериалистические интеллектуалы, такие как
Робин Блэкбёрн и Ноам Хомски. Дополнительный красный свет должен был
зажечь у Хардта и Негри тот факт, что это «глобальное право» применялось
избирательно. Каким международным юридическим нормам следовали, если
они применялись только к иракской оккупации Кувейта, но не к израильской
оккупации Западного берега, Газы и Голанских высот? Если существует
такая вещь, как «новое наднациональное право», то почему она применяется
столь селективно? Хардта и Негри этот вопрос не озадачил. По ним,
Соединенные Штаты просто законодательно и исторически привилегированны
и потому могут альтруистически действовать в качестве мировой «полиции
мира» чтобы защищать и гарантировать общественное благо, роль, которую
их попросили исполнить международные организации после распада советского
блока. Как утверждает Нил Смит, Хардт и Негри «полностью проглотили
сплав узких эгоистических интересов американских элит с фасадом воплощения
глобального добра». Политически это означает их согласие с любым актом
разрушения, совершенным во имя глобальных либеральных норм, от войны
в Заливе до Косово: На самом деле новый мировой порядок существенно отличается от того,
что описано в «Империи». Империализм действительно существует. И Американская
империя есть настоящая цель глобализации. Это было четко продемонстрировано
в книге Петера Гована «Глобальная игра:Фаустианская претензия Вашингтона
на мировое господство». Давление на остальной мир дало сильнейший результат, понуждая страны становиться «эффективными агенствами капиталистической глобализации». Но это не привело к возникновению глобальной Империи. Одна из основных черт глобализации по американски, в противоположность Хардту и Негри, является то, что США использует другие государства для продвижения своих интересов. Государство необходимо для глобализации, и вопрос, требующий рассмотрения, состоит в том, какой реструктуризации подверглось современное государство, чтобы осуществлять стремление США «идти глобально». Важно понять процесс, через который другие страны усвоили глобальные требования Соединенных Штатов, и уяснить способ, которым США оказывают давление на другие страны с целью подчинить их своей воле. Этот вопрос не только экономический или военный, он также и юридический. Как отметил Аджаз Ахмад: «национальные законодательные системы подвергаются постоянному давлению с целью сделать их более совместимыми с американским законодательством – и подчас просто его копией». Он приходит к заключению: Некоторые из этих черт специфичны для 1990-х годов, но некоторые можно проследить к началу 70-х, если не ранее. Одной из доминантных черт американского империализма в послевоенный период была его способность копировать свои производственные отношения в метрополиях империи. И этот процесс продолжался, расширялся и интенсифицировался. Другая важная особенность состоит в том, что Соединённые Штаты никогда не стремились подражать старомодному европейскому империализму, создавая собственную юридическую империю. Всё было как раз наоборот. Деколонизация и формальная политическая и юридическая независимость были необходимыми условиями для американского господства и расширения. США должны были полагаться на согласие других государств с их военно-политическими проектами, и это было одной из наиболее важных черт эры холодной войны. Через создание хорошо разработанной системы протекторатов, Соединенные Штаты могли управлять своими союзниками и определять своих друзей,врагов, чрезвычайные положения, внешнюю политику и стратегии накопления. Союзники зависели от США в удовлетворении их потребностей в области безопасности, и наиболее важное стратегическое партнерство каждого союзника должно было быть с Соединёнными Штатами. Межимперское соперничество и антагонизмы сдерживались, таким образом, обеспечиваемым господством США единством. Никогда не стремясь устранить своих союзников в качестве самостоятельных центров аккумуляции капитала, Соединённые Штаты всегда стремились детерминировать их независимость. Поэтому Европа и Япония стали стратегически зависимы от отношений США с Советским Союзом, которые Соединенные Штаты использовали для поддержания своего политического и экономического превосходства на мировом рынке. Дейсвительно, как утверждал Давид Гиббс, США проводили стратегию «двойного сдерживания» во время холодной войны, «чтобы сдерживать одновременно и коммунизм и своих союзников в Европе». Первое использовалось для легитимизации второго. «После распада СССР , с 1989 года, сдерживание союзников осталось центральной задачей для США». Кризис 1990-х должен отсюда рассматриваться как кризис легитимности американского могущества: как поддерживать и воспроизводить структуры гасподства и зависимости холодной войны, когда официально надобность в них отпала. Это был тот вызов, который надо было принять американским элитам в 1990-х годах. Другими словами, основная задача Соединённых Штатов осталась неизменной
со времени окончания 1-ой мировой войны: мировое господство. Как сформулировал
в 1990 бывший помощник министра обороны Ричард Эрмитаж: «Не существует
абсолютно никакой альтернативы решительному и ясному американскому
главенству». Настоящей проблемой для США в 1990-х стал поиск новых
путей легитимизации этого утверждения. Третий мир и восточная Европа
должны были вынести основную тяжесть этого процесса, тогда как антиимпериалистическая
напряженность проецировалась наружу. Ирак,Босния,Косово, «гуманитарные
интервенции», «справедливая война», расширение НАТО и множество других
форм искусства управления государством не могут быть поняты вне этого
существенного факта. Это объясняет, как заметил Гован, бурность в
трансатлантических отношениях в 1990-х: Соединенные Штаты решительно отказались пересматривать основные
сроки и условия «сильного партнерства» между собой и Европой: В результате США продолжали оказывать сопротивление тому, что может
быть описано как европейский ультраимпериалистический проект равного
дележа остального мира. Как отмечал Ленин в начале прошлого столетия,
неравномерное развитие и неравномерное распределение власти подрывают
любое равенство в международных отношениях. Это отчетливо видно в
современной международной политике. Соединённые Штаты не принимают
то, что британский дипломат Роберт Купер сегодня называет постмодерном
или кооперативным империализмом: «структура, в которой у каждого есть
доля в управлении, в которой нет одной доминирующей страны, и в которой
руководствуются не этическими, а законодательными принципами». Этот
проект, включающий Международный трибунал и другие институты для будущего
слияния государств, выглядит очень похожим на юридическую империю
Хардта и Негри. И он находится в резком противоречии с американской
стратегией достижения непререкаемого мирового господства. Соединённые
Штаты продолжают интерпретировать «кооперативную империю» как прямую
угрозу своей конституции и национальным интересам, так как она накладывает
ограничения на их внутреннее законодательство. Евросоюз решительно
возражает против такого прочтения. Он видит свою версию глобализации/империализма
- сети распределенного суверенитета – как позитивное развитие в международных
отношениях. Как недавно заявил его комиссар по внешним сношениям,
Крис Паттен: США категорически отказываются участвовать в европейском «неолиберальном космополитанизме»: «Соединённые Штаты не проявили никакой заметной тенденции к прекращению политики силы или подчинению себя наднациональным мировым властям». Как ясно продемонтрировали 1990-е годы, поддержание иерархически структурированного однополярного мирового порядка остается главной задачей США. Именно в этом контексте следует понимать «войну с терроризмом». Для Хардта и Негри она означает прорыв в проекте Империи. После 11 сентября 2001 года, утверждают они, Соединённые Штаты приняли односторонний империалистический проект, отказываясь от децентрализованного сетевого порядка: Империя более не существует, она переходит из актуальности в потенциал, становится одной из альтернатив в мировой политике. Такая концепция современной международной политики есть чистейший идеализм. Империя, как и ультраимпериализм, всегда были лишь теоретической концепцией, и никогда реальностью – и никогда не могут быть ею, как того хотят Соединённые Штаты. «Война с терроризмом» только дала США стедства для легитимизации ряда новых империалистических средств(включая «изменение режима» и «упреждающий удар»), с целью усилить своё глобальное проникновение. Сочетая растущий авторитаризм дома с усиливающимся интервенционизмом заграницей, Соединённые Штаты использовали террористические атаки 11 сентября для консолидации и расширения своих стратегий мирового господства. Как отмечает National Security Strategy of the United States of America от сентября 2002 года, глобальная экономика, свободные рынки и национальное развитие других стран являются теперь вопросами безопасности для США. Например, «возврат сильного экономического роста в Европе и Японии жизненноважен для национальных интересов безопасности Соединенных Штатов». Сфера глобального вмешательства США, следовательно, увеличивается. Внутренние дела других стран всё более становятся внутренними для Америки: «Сегодня различие между внутренними и внешними делами уменьшается. В глобализирующемся мире, события за пределами американских границ имеют всё большее влияние и внутри них». В военном плане, сдерживание более не достаточно. Проактивная политика
предотвращения и предупреждения необходима для противодействия такому
невидимому и непостоянному врагу, как терроризм, она дает США право
диктовать любые меры, которые они сочтут необходимыми для своей защиты.
Это звучит довольно иронично, хотя и подходяще, что такую глобальную
стратегию господства и вмешательства администрация называет «Американским
интернационализмом». То что пугало Троцкого в прошлом столетии, стало
явью: мир окончательно американизировался. Или, как сформулировал
Перри Андерсон, Америка интернационализировалась: Дезертирство не является специфично социалистическим (или даже политическим)
качеством, хотя оно и занимает центральное место в концепции изменения
Империи Хардта и Негри. Дезертировать, согласно Оксфордскому словарю
английского языка, означает «оставить,бросить,покинуть, уступить (вещь);
уйти (с места или позиции)», оно обозначает невыполнение и нарушение
клятвы или верности. Дезертирство есть добровольное сложение с себя
обязательства или долга. Оно также является условием заброшенности,
опустошенности, которые, в теологическом смысле значат духовную подавленность:
«Чувство богооставленности»(Джонсон). По Хардту и Негри миграция становится новой авангардной деятельностью
– хотя они и отрицают авангардизм как политическую форму. Вспоминая
«Коммунистический манифест», они утверждают, что «призрак бродит по
миру, призрак миграции. Все мировые державы объединились в беспощадной
борьбе с ним, но это движение необоримо». «Миграция» подменяет тут
«коммунизм» Маркса и Энгельса. Эта подмена эмблематична. Политическая
партия/субъект исторического действия подменяется неким социальным
процессом. Такая же логика лежала в основе общественных движений,
начиная с 1970-х годов, как отмечает Джеймс Хартфилд: Но кто в постмодерне будет противостоять и преодолеет «Американский
интернационализм», и гарантирует, что «неолиберальный космополитанизм»
- его европейский империалистический соперник – тоже будет повержен?
Настоящая проблема несколько отлична, как заметил Ральф Милибанд:
кто обладает структурной способностью трансформировать глобальный
капитализм и преодолеть логику его господства? У Милибанда нет сомнений,
что это может быть только рабочий класс, подчиненное меньшинство.
Если рабочий класс не преодолеет власть капитала, то тогда, никто
больше этого не сделает. |
|