Лефт.ру __________________________________________________________________________


Сергей Ермолин

День беды и Русский Мир – взгляд из диаспоры

Прошло уже несколько дней после празднования так называемого «Дня России», натужно представляемого коллаборационистским режимом и продажными буржуазными СМИ главным праздником России, всенародно отмечаемым радостными «россиянами», что само по себе представляется абсурдным, потому что это день траура и беды, день величайшей трагедии нашей Родины-России (Советского Союза). Это праздник ненавистников России, осуществивших планы Гитлера по ee расчленению, это праздник независимости от миллионов русских людей, брошенных на произвол националистических русофобских режимов, это черный день в нашей истории, положивший начало уничтожения Советского Союза и приведший к преступлению в Беловежской пущи.

Казалось бы, что после всего произошедшего со страной этот день для миллионов русских людей, оказавшихся брошенными в бывших республиках Союза, должен быть днем протеста против разрушения Родины, днем ненависти к разрушителям Родины, в конце концов, днем скорби по униженной и потерянной Родине, но никак не праздником. Однако в этом году, в отличие от прошлых лет, когда этот так называемый праздник отмечался лишь на уровне российских посольств с официальными приемами, впервые в Прибалтике он был отмечен массовыми мероприятиями с песнями и плясками, организованными российскими посольствами и различного рода русскими общественными организациями, лояльными местным режимам. Я до сих пор не могу отделаться от горечи, негодования и обиды  - русские люди с песнями и плясками отмечают день позора и предательства  своей Родины. Что может испытывать после всего этого нормальный русский человек, независимо от того, где он находится – в Российской ли Федерации или в бывших республиках Союза?  В левых, патриотических и даже в либеральных СМИ периодически появляются публикации в защиту русских в Прибалтике и осуждением тамошних русофобских режимов, но зададимся вопросом: а нуждаются ли они в защите и надо ли защищать всех русских в Прибалтике? 

Разные мы люди в русских диаспорах, причем непримиримо разные. Условно говоря, бывших советских русских людей, оказавшихся вдруг за рубежом, можно разделить на четыре группы, независимо от имеющегося гражданства.
Первая – ассимилированные или стремящиеся ассимилироваться с местным населением. Россию не считают Родиной.
Вторая – антисоветски настроенная русская интеллигенция (в основном), лица, принимающие настоящие реалии жизни и в России и здесь, стремящиеся интегрироваться в местную жизнь. При наличии российского гражданства, голосующие за буржуазные партии и Путина.
Третья – не имеющие особых политических убеждений, типичное российское болото, оказавшееся за границей, легко манипулируемое СМИ, сюда же можно отнести всякого рода маргиналов и асоциальных элементов. В Латвии к ним можно добавить категорию так называемых «неграждан».
Четвертая – русские советские патриоты, как правило, граждане России. Ни с первой, ни со второй, ни с третьей группами – им не по пути. Это те, кто считает себя не русскоязычными, а русскими и кто не желает ни ассимилироваться в русофобское общество, ни интегрироваться в него.

Вторая группа и составляет основу различных русских общественных организаций, отмечающих День России совместно с российскими посольствами и при поддержки местных властей.  Группу эту представляет часть русской антисоветски настроенной интеллигенции, полностью принявшей современные реалии, но чувствующей себя не очень уютно из-за общей антирусской политики правящих режимов. Политика властей – выталкивание или, в лучшем случае, ассимиляция, т.е. растворение. А так как ассимилироваться они не могут в силу возраста, языка, общественного положения и т.д., они демонстрируют свою лояльность режимам, просят власти не отторгать их в обмен на помощь в сохранении стабильности и суверенитета. Цель – равноправие в обмен на лояльность и поддержку властей.

«...впервые за многие годы день независимости России в Литве ознаменовался грандиозным мероприятием, в котором могли принять участие все желающие. И это мы расцениваем как жест доброй воли со стороны Литвы – нет больше конфликтов и разногласий, которые омрачали наши взаимоотношения. А те проблемы, которые были актуальными: долги России, ратификация границ, договор о реадмиссии и т. д., уже решаются, и весьма успешно. Это свидетельствует не просто о потеплении, а об очевидном улучшении отношений Литвы и России. Об этом же свидетельствует и нынешнее мероприятие, посвященное Дню принятия декларации государственного суверенитета России. Мы без всяких проблем получили разрешение на проведение такого мероприятия. Я очень рад, что праздник состоялся!», - выражает удовлетворение Сергей Дмитриев – председатель партии Союз русских Литвы и член сейма, правда не от своей партии, потому что за нее никто не голосует, а по списку социал-демократов.

Такая позиция нам, живущим в Прибалтике, очень хорошо знакома, причем она одинакова, что в Литве, что в Латвии, что в Эстонии. Русские сами выбрали свой путь, когда поддерживали местных националистов при голосовании о независимости, особенно это касается Латвии, в силу того, что русские в Латвии, в отличии от Литвы, представляли внушительную силу в количественном отношении (более 40% населения). В массе своей настроенные антисоветски, они рассчитывали, что отколовшись от Советского Союза, вольются в Европу и окажутся в капиталистическом раю. Оболваненные антикоммунистической трескотней и в силу своей полной политической и национальной дегенерации они не могли уразуметь, что им места в этом раю нет, что они враги только потому, что они русские, независимо от их политических убеждений.  Эти люди сами отказались от национального достоинства. Гражданского равноправия не получили и не получат никогда. А получили по носу. Оказалось, что победителям они не нужны и гражданства не получат. Логично было бы предположить, что не получив гражданства Латвии, надо получить гражданство России, благо препятствий к тому тогда не было, то есть определиться кто ты и с кем ( что, кстати, и произошло в Литве, где проблемы неграждан нет). Но Россия для них отрезанный ломоть, они ее не ощущают своей исторической Родиной, а себя русскими, поэтому, оставшись без латвийского гражданства, они не принимают и российского, предпочитая стать «неграми» - негражданами, людьми второго сорта, надеясь, что латыши оценят их лояльность. Пока не оценили, хотя они и стараются продемонстрировать свою лояльность и преданность Латвии песнями и плясками в День позора России. Сотни тысяч «негров» - этот феномен заслуживает психологического и политического анализа. Ситуация в Литве в этом отношении коренным образом отличается – проблемы лиц без гражданства практически не существует, как практически не существует и самих лиц без гражданства, хотя какое-то количество их есть: маргинальные и асоциальные элементы, которые и не заметили, что произошла смена общественного строя  и разрушение Советского Союза. Конечно, это было связано и с упрощением выбора – «нулевой» вариант без проблем позволил всем желающим стать гражданами Литвы, что большинство русских и сделало, смирившись с действительностью, остальные, кто не собирался ассимилироваться или интегрироваться стали гражданами России, но это не значит, что все они придерживаются одних политических взглядов. К сожалению, здесь такой же разброс взглядов, что и в самой России – от КПРФ до Единой России, Яблока, СПС и ЛДПР. И такое же политическое болото, не имеющее четких политических убеждений и подверженное манипуляциям СМИ, а так как никаких оппозиционных средств информации у нас нет, то в итоге все решает телевизор.

А сейчас хотелось бы в этой связи коснуться одной проблемы, периодически декларируемой различными представителями российской общественности, озабоченной разобщенностью русской диаспоры за рубежом и желающей объединения всех русских в единый «Русский мир». Данной проблемой озабочены и русские так называемые патриоты, и российские либералы, но подходы к решению проблемы у них разные. Патриоты полны фантастических мечтаний об объединении всех русских с помощью православия и покровительства церкви, вот и русское зарубежье они стремятся объединить с помощью православия. Создается такое впечатление, что патриоты не от мира сего и ничего не знают о классовом делении, об антагонистических противоречиях между социальными группами, даже если они ходят или пойдут в одну церковь. Нет единого Русского Мира и не будет его никогда, как нет его сейчас и в России. Русский Мир и заграницей раздроблен, разделен идеологическими, имущественными, историческими границами, но, отнюдь, не отношением к церкви и православию. Русские не делятся по религиозному признаку – религия это второстепенный фактор. И считать, что религия, православие – объединяющая сила, наивно и недальновидно. Православные патриоты в своих маниакальных стремлениях соединить несоединимое – «белых» и «красных», не имея никакой общей идеологической основы для объединения, а ее и быть не может у разнообразных русских, как за соломинку хватаются за православие, уповая на то, что православие сохранит русскость русских за рубежом.  Но опыт, сын ошибок трудных столетней эмиграции, увы этого не подтверждает, несмотря на приверженность православию первой волны эмиграции. Потомки ее не только не говорят по-русски, самое главное, они себя не ощущают русскими, как не ощущают себя русскими наши бывшие русские сограждане, ассимилирующиеся в прибалтийский этнос. Надо реально смотреть на вещи, а не витать в облаках иллюзий о спасительной роли православия. Русскую диаспору первой волны на Западе объединяет не русский язык, который они забыли, не церковь, куда они ходят, отдавая дань традиции, а классовая, сословная общность. Ностальгия у старших об утраченном буржуазно-помещичьем прошлом, у младших – сожаление об утраченном имуществе по рассказам старших.

Есть один фактор, объединяющий или способный объединить народ – национальный, или, если хотите, националистический, который умело использовали разрушители страны и действия которых мы, живущие сейчас заграницей, испытали и продолжаем испытывать на себе. Жизненный опыт и особенно события последних лет показали, что в отличие от других народов, русский народ не способен к сплочению, единению на национальной, тем более, на националистической основе. В этом, может быть, наша слабость или наше величие и сила – неспособность опускаться до низости национализма. Задумался ли кто над тем, как и каким образом была объединена немецкая диаспора в предвоенные годы, а она была достаточно многочисленная и во многих странах. Для нее, исключая антифашистов, объединяющим фактором была, отнюдь, не церковь, а идеология национал-социализма и преданности Германии. Причем, объединение именно в таких идеологических рамках проводилось целеустремленно руководством Рейха, а не немецкой общественностью.

О чем же мечтают русские патриоты? «Формирование Русского Мира, как единой цивилизации, включающей в себя Россию и все многочисленные русские диаспоры дальнего и ближнего зарубежья», - пишет известный публицист и патриот Владимир Бондаренко в статье «Виртуальная Россия» (газета «Завтра» №49 – 2002 г.) Звучит очень возвышенно, но уж как-то идеалистически для бывших советских людей, раздробленных и разбросанных развалом советской цивилизации, озабоченных проблемой выживания, и весьма далеких от возвышенных рассуждениях о единой русской цивилизации. И есть ли единая русская цивилизация, и что это такое? Для автора ответ ясен – Православие (та самая соломинка). А для нас – нет. И зря старается автор и прочие поборники православия – Православие, как идеологическая основа единой цивилизации, не пройдет, несмотря на усиленную клерикализацию всей страны. В связи с единой цивилизацией вспоминаются слова В. И. Ленина (из фильма) о крестьянстве: есть бедняк, есть середняк и есть кулак – мироед. Так и сейчас – есть противники режима и есть сторонники, есть бедные и есть богатые, есть патриоты и есть космополиты, есть верующие и есть атеисты.  А у наших так называемых патриотов навязчивая маниловская идея «объединения всех созидательных сил России, всех политических направлений, обеспокоенных судьбой России и русской культуры». Хотя давно уже пора понять, что единственный способ сохранить Россию и русскую культуру – восстановить Советскую власть. Остальное от лукавого.

Хотелось бы обратить внимание на очень существенный момент в позиции русских патриотов-поборников за единый Русский Мир. Тот же Владимир Бондаренко в своей статье заявляет: «Я обеими руками за это обозначение – проект Русский Мир, с которым мы входим в третье тысячелетие, предлагая свою цивилизационную модель антикризисного будущего». Вы поняли? Я нет, но кое-какие подозрения закрадываются. Какого кризиса опасается автор? Международного кризиса? Он перманентен и не зависит от Русского Мира. Покончили с коммунизмом, появился терроризм, покончили с Ираком, возникает в перспективе Иран... дойдет очередь и до России. Социального кризиса в России? Он продолжается в вялотекущей форме уже 15 лет. Похоже, что русские патриоты считают, что можно и нужно погасить кризис, не меняя общественного строя, а признав нынешнюю реальность незыблемой, и для сохранения ельцинско-путинской России объединить все силы в России и за рубежом, ради этого отбросив все «идеологические и эстетические разногласия с либеральными интеллигентами». Но, как я понял, слиться в едином порыве с либералами не получается. Либералы огорчают православного патриота своим безбожием, ну прямо, как воинствующие безбожники во главе с Емельяном Ярославским-Губельманом. Оказалось, что в их «русском цивилизационном проекте нет места ни русскости, как этническому началу, ни православию, как вероощущению русского мира». Вот что беспокоит русских патриотов – процент русской крови и приверженность к церкви у претендентов на объединение. Что-то знакомое –  Союз Михаила-Архангела или Черная Сотня. Значит, осеняющий себя крестом бандит, полицай, бывший белогвардеец и его потомки ощущают русский мир, а мы, русские советские люди, этот русский мир не ощущаем, потому что не приемлем церковных догм. Все время выпячивается этническая сторона претендентов на объединение в Русском Мире, а куда деть наших товарищей – украинцев, белорусов и других, не отделяющих себя от России и ощущающих себя русскими и даже православными (некоторые)? Русскость определяется не кровью, а духом и самоощущением себя русским. В противном  случае Русский Мир станет в один ряд с Израилем и гитлеровской Германией, националистическими режимами Прибалтики и других бывших республик СССР.

Согласен с Владимиром Бондаренко в одном: «Только русскость (я бы добавил – и русские) нигде не ценится, ни нашим государством, ни нашей интеллигенцией». Вот с чего надо создавать Русский Мир – с реальных государственных действий по поддержанию и защите всех, считающих себя русскими, по изменению отношения с безразличием и пренебрежением к ним со стороны государственных и общественных органов, а не с химерических проектов объединения всех сил, да еще под эгидой церкви. Тот, кому надо, дорогу к церкви найдет сам. «Но без православия и без русскости русская диаспора существовать не может. Это аксиома», - настаивает публицист. Я полагаю, что это не аксиома – это догма, овладевшая публицистом и редактором «Дня литературы» вместе с другими поборниками патриархально-православного патриотизма.

Началом, основой, краеугольным камнем или замковым камнем, как в арке, держащим всю конструкцию Русского Мира, должна быть государственная политика России, выражающаяся в БЕЗУСЛОВНОМ (я подчеркиваю – БЕЗУСЛОВНОМ) ПРИЗНАНИИ ПРАВА БЕЗ ВСЯКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ И СРОКОВ НА ГРАЖДАНСТВО РОССИИ
1. любого русского и его потомков, где бы и когда бы они не родились,
2. любого человека, родившегося в исторической России (Советском Союзе) и его потомков, где бы и когда бы они не родились.

Духовно-идеологической основой, общей для всех людей, ощущающих себя частицей России, должен быть Российский патриотизм – понимание, осознание факта неестественного, принудительного разделения России и русского народа и непринятие этого разделения, поддержка безусловного права России на восстановление в границах исторической России (Советского Союза) и воссоединение русского народа.

Вот что только может быть основой Русского Мира, что может объединить всех настоящих патриотов России –  белых и красных,  левых и правых, русских по рождению и русских по духу, верующих и атеистов.

Вот такие размышления вызвало празднование Дня России в бывших республиках Союза и попытки объединения русских в единый Русский Мир.
 

От редактора.  Концовка этой статьи нашего уважаемого и ценимого автора показалась мне идейно расплывчатой и могущей произвести впечатление, что Сергей Николаевич Ермолин в чем-то перешел на позиции наших буржуазных "патриотов", а вернее, шовинистов.  Бывает так, что полемист в целях своей полемики становится как бы на территорию своего идейного противника, чтобы показать внутреннюю противоречивость его аргументов.  Это эффективный прием, но и опасный, требующий предельной ясности.  Бывает так, что увлечешься и забудешь уйти с этой территории.  Редакция сообщила Сергею Николаевичу о наших сомнениях.  В своем ответе-разъяснении он предложил нам (в том случае, если мы по-прежнему находили бы его первоначальный текст идейно неясным)  добавить следующее:
 "для нас советских патриотов наша России - это Советский Союз, и не русскостью определяется принадлежность к Русскому Миру, а в данной трагической ситуации ощущением себя гражданином великой страны - Советского Союза. И если и есть какая-то общая точка соприкосновения всех абсолютно различных политических, религиозных, национальных сил, то это только может быть отношение к СССР, не важно как его называть - Россия или Советский Союз, как к нашей Родине и необходимости ее восстановления. Только и всего, а, отнюдь, не примирение белых и красных, о чем мечтают мечтатели из газеты "Завтра".
 Подчеркну еще раз, чтобы не было недопонимания в отношении белых и красных. Белые и красные - это сегодня не исторический анахронизм, а реальность. Это миллиардер Ходарковский и рабочие-нефтяники, это миллиардеры и миллионеры, присвоившие народную собственность, и рабочие, создавшие своим трудом эту собственность, заводы, фабрики, шахты, рудники... О каком историческом примирении  можно говорить? Примириться - это значит отказаться от своей Родины - Советского Союза, от своих убеждений, от решения главного вопроса о собственности и власти. На какой платформе примиряться красным с белыми - капиталом? На платформе Великой Криминальной Революции, а другой платформы у новых белых, новой буржуазии просто нет? Посыпать голову пеплом, назвать разгром страны и контрреволюционный переворот демократической революцией, еще раз плюнуть в советское прошлое, приветствовать приход во власть капитала, требовать передачи остатков государственной собственности капиталу и просить принять в компанию к новым хозяевам жизни. Если такой Русский Мир устраивает "русских патриотов", то нам с ними не по пути в их Русском Мире".
 

Ваше мнение

 При использовании этого материала просим ссылаться  на Лефт.ру 

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100 Service