Легко ли быть женщиной?
Извечная проблема Узбекистана и не только Осторожно: работа за границей Аня Дементьева
ЧАЩЕ ВСЕГО ЕЮ ПРЕЛЬЩАЮТ ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ, ОБЕЩАЯ БАСНОСЛОВНУЮ ЗАРПЛАТУ, КОТОРУЮ ТАМ ЯКОБЫ ПОЛУЧАЮТ РЯДОВЫЕ ПРОДАВЩИЦЫ, ОФИЦИАНТКИ И ГОРНИЧНЫЕ. Наивные дурочки, похлопав глазами, впадают в радостный экстаз от предоставленного
им «счастливого случая», почти не глядя подписывают контракт, на крыльях
грез о лучшей жизни пересекают границу и вскоре… становятся проститутками,
безвольным товаром в руках совершенно равнодушных к их судьбам «мам Роз».
Прочитали? Теперь прошу внимание к следующей заметке (Д.Л.): Суд в Эмиратах приговорил 4 гражданок Узбекистана к тюремному заключению за аморальное поведение и кражу РИА "Новости", 30 сентября
Суд в городе Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) приговорил 4 гражданок
Узбекистана к 1 году тюрьмы и дальнейшей депортации за аморальное поведение
и кражу.
Еще одна неоконченная повесть Д. Салохитдинова
ЮНАЯ УМИДА МЕЧТАЛА О СЧАСТЬЕ, КАК, ВПРОЧЕМ, И ВСЕ ЕЕ СВЕРСТНИЦЫ – СТУДЕНТКИ ОДНОГО ИЗ САМАРКАНДСКИХ ВУЗОВ. ОДНАЖДЫ ЕЕ МАТЬ ПРИВЕЛА В ДОМ СЫНА СВОЕЙ ЗНАКОМОЙ – АЗИЗА: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ПАРЕНЬ, ЛУЧШЕГО МУЖА ДЛЯ ДОЧЕРИ НЕ НАЙТИ. УМИДЕ ОН ТОЖЕ ПОНРАВИЛСЯ, ТАК ЧТО БРАК ЗАКЛЮЧИЛИ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ. Отзвучали карнаи и сурнаи, прошел медовый месяц. Когда у молодых родился сын, его назвали звучным именем Фаррух. Несколько лет прошло в безмятежном благополучии. Сын подрастал, радуя родителей. Вот только между собой у них со временем что-то перестало ладится… Мучительно размышляя о том, что же отдаляет от нее мужа, Умида пришла к выводу, что нужно сделать «паузу» в супружеской жизни, может быть, небольшая разлука подогреет их чувства. Вместе с сыном она уехала к матери. Несколько дней ждала: вот-вот зазвонит телефон, Азиз попросит ее вернуться… А ведь в доме остались любимые цветы, вряд ли он вспоминает, что нужно их полить… И Умида поехала домой. Первое, что бросилось ей в глаза в прихожей – чужое женское пальто и
туфли. Приехала Севара, золовка? Но почему так тихо?
Через несколько минут Умида, не помня себя от увиденного, выбежала в одних тапочках на улицу, под мокрый снег. Ее била дрожь. На рыдающую на скамейке молодую женщину с удивлением оглядывались прохожие… Вскоре она развелась с мужем. А через несколько месяцев ей передали,
что он погиб в автокатастрофе. Азиз так и не узнал, что бывшая жена носит
под сердцем его второго ребенка, не увидел дочь, Фарангиз. И та тоже никогда
не увидела отца…
И Умида решила продать квартиру и уехать на заработки за границу. Детей оставила у матери. А тут как раз «кстати» подвернулись «нужные» люди, пообещали золотые горы за рубежом… Следующая страница жизни нашей героини застает ее уже в чужой стране.
Лишь по приезде сюда выяснилось, что никакой обещанной работы не предвидится.
Умида оказалась вместе с несколькими десятками человек, тоже из Самарканда,
в одной трехкомнатной квартире, где был общий туалет, и не было горячей
воды... Все питание состояло из макарон и картофеля. А через некоторое
время «работодатели» развезли их всех по разным городам.
К несчастью, она ошиблась. Правда, работу ей действительно нашли – в
кафе, официанткой. А через неделю, когда вечером, падая от усталости, она
вернулась в свою комнату, увидела там одного из своих «благодетелей», бесцеремонно
расположившегося на ее постели.
Ночью обезумевшая от страха женщина без документов, собрав только самое необходимое, выпрыгнула из окна на улицу незнакомого города незнакомой страны… Она бежала, боясь оглянуться назад. Замаячивший вдруг впереди огонек
такси показался ей соломинкой, за которую хватается утопающий. Сев в такси,
хотя не знала даже, какой адрес назвать, Умида неожиданно для самой себя
рассказала таксисту свою историю…
Отец Лио принял нашу землячку как родную дочь. Умиде выделили все необходимое, пригласили к ней психолога, невропатолога. Сегодня она живет в чужой стране, в монастыре, где помогает таким же беднягам, как и она сама. Ее судьба еще не решена. Умида страстно хочет вернуться домой, к детям, но пока дороги назад нет. Нет ни средств, ни документов. И все же верится, что самое страшное для нее уже позади. Не может человек с доверчивой, чистой душой вот так просто потеряться в нашей непростой жизни. А иначе – как же называться нам всем людьми?.. Легко ли быть женщиной? Гульчехра Маткаримова, Исфандияр
ТРУДНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ДРЕВНИМ ТРАДИЦИЯМ, КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОПРЕДЕЛИЛИ МЕСТО НЕПРЕРЕКАЕМОГО АВТОРИТЕТА И ХОЗЯИНА ДОМА МУЖЧИНЕ. И хотя время кардинально переместило акценты и роли во многих семьях, где главным кормильцем стала женщина, ей до сих пор приходится доказывать несправедливое отношение к себе как к «слабому полу». Дамы проявляют свои разноплановые способности, деловую хватку, коммуникабельность, удивительную выживаемость и приспособляемость к новым условиям жизни, но тем не менее, суждение «волос долог – ум короток», продолжает бытовать. Существуют уродливые проявления действительности, в которых активно
фигурирует «слабый пол»: трафик женщин, добровольная и принудительная проституция,
челночный заработок, а также черная поденщина, которой занимаются женщины
с «мадикер базара». На все это они идут ради заработка. Отчасти потому,
что многие представители сильного пола сегодня не в состоянии содержать
семью. Но при этом они не желают расставаться с традиционными привилегиями
хозяев дома, хранителей традиций и устоев.
Почти все семьи, за редчайшим исключением, при выборе невесты для сына думают только о том, что она обязана делать, когда войдет в их дом. А именно: угождать, ублажать, ухаживать, предупреждать любое желание и прихоть не только молодого мужа, но и многочисленной родни. Если вдуматься, все эти требования свидетельствуют о том, что в семью берут не верную и любимую подругу для сына, а бессловесную рабыню, которая должна выполнять работу по дому. Все, что было до свадьбы, остается за порогом жениховского дома, теперь девушка должна забыть свои прошлые «прихоти» и подчиниться требованиям и обычаям новой семьи. А ведь когда выбирают невесту, хотят, чтобы она была из образованной,
почитаемой семьи. Во время сватовства родственники жениха обещают не вмешиваться
в дела молодых, не препятствовать учебе невестки, ее профессиональной деятельности.
Но часто об этом все быстро забывают, а переживания и слезы образованной
служанки никого не волнуют.
До сегодняшнего дня исторически сложившиеся традиционные взгляды на
воспитание девочек довлеют в обществе. Именно эти древние традиции и обычаи
исподволь, медленно, но неуклонно формируют в сознании людей идеал женщины,
как «мягкой, теплой перины» - покорной и опрятной служанки, умелой и экономной
хозяйки. Только такая женщина, считает большинство мужчин, способна сделать
их жизнь счастливой и комфортной.
Быть настоящей женщиной – это своего рода талант, огромный дар, которым награждает своих избранниц природа. И чтобы быть на высоте, нужно постоянно поддерживать себя в форме. Но для того чтобы быть еще и Человеком, необходимо совершенствоваться, обогащать свой интеллектуальный, внутренний мир, а это, надо признать, тоже труд. Кропотливый и достаточно тяжелый, для очень многих женщин – непосильный. А жаль… Послесловие Буржуазная культура в Узбекистане слагается из двух взаимоисключающих, но одинаково отвратных компонента. Первый компонент есть традиционализм, второй – «массовая культура» западного образца. На ташкентских улицах можно сегодня часто увидеть девушек с закрытыми лицами. (Что не мешает их отцам разделять мнение, что «Девушка должна иметь высшее образование». Конечно не для того, чтобы приносить пользу обществу, а «чтобы воспитывать детей».) Это – традиционализм. Рядом - откровенная проституция. Это - «массовая культура». Различие между ними заключается в степени лицемерности. Традиционализм порицает «безнравственность», ставшую известной. «Массовая культура» возводит безнравственность в новую «нравственность», откровенно одобряет то, что традиционалисты делают за высокими дувалами. Граница между обеими «культурами» зыбка и преходяща. Как то одна узбечка «просвещала» меня на этот счет: «Ты думаешь, что девчонки с закрытыми лицами «какие то не такие»? Ты бы видел, что они на дискотеках вытворяют. Просто на следующий день они закроют лицо покрывалом, и ты их не узнаешь». Впрочем, лицемерность традиционализма все более уступает место агрессивной откровенности маскультуры. Традиционалистам приходится забираться во все более отдаленные и отсталые кишлаки в поисках «нравственных» невест для своих сыновей. Но и этот резерв традиционализма постепенно иссякает. Провинциальные хранители «духовности» также бьют в набат о «падении нравственности среди девочек». А чего бы ей не падать, когда «нравственность» отвратительна, а безнравственность, когда дело касается денег, таковой не является? Д. Левый
|