Left.ru __________________________________________________________________________

 

Босния : ООН и проституция

Тони Робсон
21 августа 2002 года.

Все больше становится известно о том, как ООН покрывает своих сотрудников, замешанных в контрабанде людей и проституции в Боснии . Этот бизнес переживает небывалый бум со времен превращения этой бывшей части Югославии в западный протекторат семь лет назад. 

Американка, служившая в Международных Полицейских Силах (МПС) в Боснии, недавно выиграла дело о неправомочном увольнении против субподрядчика США. Ее уволили за сообщение о организации сутенеров, включающей других служащих МПС.

Кэтрин Болковач работала на ДинКорп Текникал Сервисез - одну из 25 крупнейших американских компаний на службе у правительства США, с 23 000 работников во всем мире. В Боснии ДинКорп обеспечивает техническую поддержку американской армии, а также вербует американцев в МПС через свой филиал в Англии ДинКорп Аэроспэйс Оперэйшионс ЛТД. С 1995 ДинКорп получила миллиард долларов года за техобслуживание американских войск во всем мире. На наборе в МПС фирма заработала 15 миллионов долларов.

Дело против ДинКорп Аэроспэйс Оперэйшионс ЛТД было возбуждено по английскому закону о Разоблачениях в интересах общества, известному как "хартия внутренних источников", который защищает работников, разоблачающих злоупотребления в их фирмах. Болкович отправили в Сараево в 1999 году расследовать контрабанду молодых женщин из Восточной Европы, которых вынуждали к  проституции.

"Когда я начала собирать показания жертв, стало ясно, что некоторые служащие ООН из нескольких стран были в этом замешаны, немало из них - англичане", сказала она. "Я была потрясена - это было ужасно и отвратительно. Они приехали сюда помогать, а сами совершали преступления. Но когда я сообщила об этом начальству, никто не хотел слушать".

Болкович впервые привлекла внимание к этим преступлениям в октябре 2000 года в электронном письме руководству ДинКорп. Сначала ее понизили в должности, а через полгода уволили. 2 августа сего года Саутгемптонский суд по трудовым спорам вынес решение в пользу Болкович против ДинКорп Аэроспэйс Оперэйшионс ЛТД. Решение занимает 21 страницу. Утверждение компании, что увольнение произошло по причине грубого нарушения правил, было отвергнуто судом безоговорочно. Доказательства нарушений правил об отметке рабочего времени были оценены "сомнительные вплоть до полного отсутствия". Председатель суда  Чарльз Твисс заявил : "Мы рассмотрели объяснения ДинКорп о причинах увольнения и нашли их абсолютно неправдоподобными. Нет сомнения, что ее уволили потому, что она сообщила о том, что подпадает под действие закона о неправомочных увольнениях".

Болкович не единственная из сотрудников ДинКорп, требующая судебной отмены незаконного решения об увольнении. Американский авиаиамеханик Бен Джонстон подал в суд против своего увольнения в 1999 году, когда он сообщил о соучастии своих сотрудников и начальников в секс-бизнесе в ангаре ДинКорп на базе Команч, одной из двух военных баз США в Боснии. Его перечень включает половые сношения с несовершеннолетними, изнасилования и куплю-продажу женщин.

В ответ на его обвинения 48-й взвод военной полиции проверил базу 2 июня 2002 года. Отдел Расследования Преступлений  (ОРП) армии США начал подтверждать заявления Джонстона. Однако расследование было прикрыто после того, как ОРП решил, что, согласно Дейтонским соглашениям, чиновники и служащие ООН не должны привлекаться к ответственности за подобные действия. Двое из названных Джонстоном, виновные в особенно гнусных деяниях, были уволены, но против них не было возбуждено уголовных дел.

За день до проверки базы Джонстона уволили за нарушения дисциплины - без всяких подробностей. Он просто получил письмо об увольнении за "подрыв репутации своей компании и армии США во время работы в Тузле (Босния и Герцеговина). С 1998 года 8 сотрудников ДинКорп были посланы домой из Боснии, трое - за связь с организованной проституцией, никто не был судим.

Болкович сообщила о результатах своего расследования главе ООН в Боснии Жак-Полю Клейну и полицйескому уполномоченному ООН в Боснии в ноябре 2000 года, но заместитель представителя МПС в Боснии Майк Стейез назвал ее "нервной и опустошенной" и ее контракт с ООН был разорван после ее увольнения.

Разоблачения пришлись очень невовремя. Отчет Болкович совпал с рядом "странных" проверок публичных домов в Прижедоре наблюдателями ООН и полицией. Владелец этих борделей после этого предположил, что причиной был его отказ платить за "покровительство" чинам полиции и ООН. Шестерых служащих ООН отослали домой за превышении полномочий, но обвинения в незаконных деяниях были отозваны. В заявлении для печати в мае 2001 года Клейн заявил : "Во время моего пребывания в этой должности ничьи преступления не покрывались и я провожу политику нетерпимости к преступлениям на сексуальной почве и прочим серьезным нарушениям."

Несмотря на эти опровержения, не все складывается гладко между органами, призванными бороться с преступлениями в сфере секс-бизненса и теми, кто наблюдает за соблюдением прав человека. Маделен Риз, представитель главного упраления ООН по правам человека в Боснии, заявила : "Правда о проверках в Прижедоре и последующей отставке их участников так и осталась неизвестной".

В феврале 2001 года бывший полицейский из Филадельфии Дэвид Лэмб, работавший следователем ООН по правам человека  до апреля того года, расследовал обвинения против шести румынсих, фиджийских и пакистанских служащих в городе Бижелина. Предварительные результаты показали, что есть основания для полномасшабного уголовного расследования. Однако Лэмб и его сотрудники жаловались на препятствия и запугивания высших чинов МПС. Газета Вашингтон пост процитировала слова Лэмба : "Я нашел надежных свидетелей, но ...руководство ООН совершенно не желало расследования этих обвинений"(UN Halted Probe of Officers’ Alleged Role in Sex Trafficking, September 27, 2001).
Доказательства Лэмба состояли из показаний источников в полиции Боснии и женщин, сбежавших из борделей и ожидающих репатриации. Следователи выяснили личность одного  служащего, который признал покупку в румынском посольстве документов на право работы для двух женщин, но предупредил, что следствие придется прекратить. Отчет для служебного пользования утверждает, что дальнейшему расследованию канадского служащего Росарио Иоанна помешали румынские чиновники, попыташиеся перевезти в другое место четырех женщин - жертв сексуальной эксплуатации и запугать их своими допросами.

Полицейские информаторы сообщили, что в обмен на сообщения о предстоящих полицейских проверках представитеи МПС получали подарки от содержателей борделей. Список 10 других румынских полицейских, покровительствующих публичным домам, составлен по словам одной из женщин-жертв. Начальник штаба МПС Олег Савченко (Украина) приказал Иоанна закрыть дело и сосредоточится на менее серьезных нарушениях, вроде сутенерства, пяти полицейских  из Фиджи и Пакистана. Четырех из них отослали домой и пятый уехал сам. Расследования участия МПС в контрабанде людей повисло в воздухе. Расследования участия полиции ООН в контрабанде женщин - обещанное Мэри Робинсон, главным уполномоченным ООН по правам человека - не привело ни к чему. После предварительного изучения  двумя следователями, присланными из Отдела по Международным Наблюдениям в Боснию 26 июня 2001 года, дальнейшее полицейское расследование было отменено. Это решение приняли уже через две недели. Ни разу ООН не связалась с Лэмбом или Болкович, и из женщин, давших показания, ни об одной не известно ее нынешнее местопребывание. 

МПС пытались отвести от себя критику, более активно демонстрируя свою борьбу с контрабандой женщин. ООН начала Специальную Программу Против  Контрабанды (СППК) - по английски сокращение -СТОП -пер.)) в июле 2000 года. Организация Международная Кризисная Группа(МКГ) - - описывает СППК как организацию " для руководства и наблюдения над местной полицией, спасения женщин от сексуального рабства и поддержания поведения  персонала ООН на должном уровне" (выделенно нами).С 1 марта по 25 июля 2001 года МПС сопровождали местных полицейских в более чем 200 проверках публичных домов. В своем отчет об успехах, опубликованном 1 августа 2002 года, они сообщают, что специальное подразделение полиции ООН и Боснии провело 600 проверок баров и клубов, по подозрению в использовании для проституции привезенных контрабандой женщин. Половину заведений закрыли и 182 женщин, в основном из Румынии, Украины и Молдавии, отправили домой. Однако только небольшая часть из 56 осужденных владельцев баров оказалась за решеткой. 78 баров, признанных центрами проституции, позволили продолжать работать на основе юридических тонкостей. Согласно опубликованному в мае 2002 года отчету МКГ, только 7 человек были осуждены за преступления, связанные с контрабандой женщин. Приговоры - от 4 до 30 месяцев заключения и штрафы от 600 до 5000 долларов.

Как сообщила Международная Организация по Миграции (МОМ) от 6 000 до 10 000 женщин заставили заниматься проституцией в Боснии. Согласно некоторым источникам, число публичных домов доходит до 900. В марте 2000 года МОМ показала, что более половины этих женщин - из Молдавии, а остальные - из других бывших республик СССР - Украины, Беларуссии, и значительное число - из Румынии. Более двух третей из них никогда раньше не занимались проституцией.

Многих заманили обещанием работы на Западе - официантками или нянями. После того, как женщины оказываются в их власти, контрабандисты отбирают у них документы, а самих продают сутенерам - от 500 до 1500 долларов за человека. В некоторых местах, например в Брско, возле серьско-боснийской границы, женщин продают владельцам борделей с аукциона, как скот. Это место сейчас называется "аризонский рынок" (признание американского влияния). Оно находится в зоне, разделяющей республику на две части, власть там принадлежит НАТО. США дали средства на организацию зоны свободной торговли, которая стала центром торговли незаконными товарами.

МОМ предоставляет убежище и помогает вернуть домой женщин, которых похитили и принудили к проституции. С августа 1999 года помощь получили 429 женщин и молодых девушек - их вернули домой, а одной помогли перебраться в другую страну.  Из них 12 были несовершеннолетние - самой младшей - двенадцать лет. Когда полиция проверила ночной клуб в декабре прошлого года, там нашли пятнадцатилетнюю девочку. Она рассказала, что ее похитили в Румынии по дороге в школу.

Иностранные служащие и чины ООН и НАТО составляют большинство  клиентов публичных домов. Маделен Риз утверждает : "Когда гражданская война кончилась в 1992 году, у простых людей не было машин или денег." Кроме 20 000 натовских солдат и служащих в Боснии, там же находятся около 1600 полицейских МПС из 48 стран.

Похожая история происходит в Косово, где проституция не достигала больших масштабов до установления протектората. Иностранцы составляют около 30% посетителей борделей, но приносят 80% дохода, и поэтому являются самыми важными клиентами. В Косово сейчас около 120 клубов со стриптизом. Один из самых первых - клуб Апаш, названный в честь американских боевых вертолетов, задействованых в войне 1999 года. Он находится только в 14 километрах от огромной военной базы США Кэмп Бондстил.

Эти два протектората обеспечили существенный рост  контрабанды женщин, а также служат главным перевалочным пунктом на пути к Западной Европе. Низкий уровень органов юстиции, коррупция и дырявые гараницы создают благоприятные условия. По оценкам МОМ около 250 000 жещин из Восточной Европы провозят через Сербию и соседние страны. По приезде в Сербию их делят на две группы. Большую часть отправляют в Косово и Боснию, остальных - на Запад через Черногорию или Северную Албанию.

Многие боснийские женщины оказываются в убежищах для спасающихся от проституции. Если их не похитили, то нищета и лишения вынуждают к этому. Недавний отчет "Плана Борьбы с Нищетой" показал, что только одна из восьми семей с Мусульманско-Хорватской федерации имеет денег достаточно для норамльной жизни, а в Сербской части только одна из 25 семей живет выше уровня бедности. Безработца здесь самая высокая в Европе.

Многие банды, которые раньше занимались контрабандой оружия и наркотиков, переключились на контрабанду женщин, поскольку это прибыльнее и легче наказуемо по закону. Сотрудничество уголовников и официальных лиц - в основном националистических политиков в обеих частях Боснии - хорошо видно из того, что многие из женщин имеют разрешение на работу "официантками", хотя официально уровень безработицы в протекторате - 40%.

Дэйтонские мирные соглашения дают ООН "полную и неограниченную свободу передвижения" и "избавление от ответственности за ущерб, причиненный  имуществу". Дополнение Б дает служащим НАТО полную законную безнаказанность за их действия "в любых обстоятельствах и в любое время" и подчиняет их "юрисдикции исключительно их страны", касательно любых преступлений или проступков в Боснии. Это же распространяется на всех служащих западного протектората. Говоря короче, власти Запада правят Боснией как хозяева колоний в прошлом.

Оригинал опубликован на сайте wsws.

Перевод Лидии Волгиной.
 
 
 
 

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service