Left.ru __________________________________________________________________________


 
От редактора. 
Сегодня мы публикуем материал, продолжающий тему исторических судеб лейбористских партий, поднятую в статьях «Баррикада», «Протоколы сибирских мудрецов»«АТТАК – альтернативный медик у больничной койки капитализма»«Выборы в Бразилии. Соглашение с МВФ – мошенничество против народа», «Звезда и смерть Бразильской партии трудящихся и  живой труп Российской партии труда». Эта статья – прекрасная иллюстрация бесперспективности борьбы лейбористских и антиглобалистских организаций за улучшение положения трудящихся путем вымаливания у правящего класса процента от крупных сделок. Тем левым и рабочим активистам, которые еще верят иллюзиям, распространяемым в России представителями АТТАК о том, что борьба антиглобалистов за налог Тобина, за «перераспределение доходов от богатых к бедным» будто бы является антикапиталистической, очень полезно посмотреть, каким пшиком и предательством кончилась политика так называемого «Бюджета Участия», реализованная правящей в Бразилии лейбористской Партией Трудящихся. Причем не где-нибудь, а в Порту-Алегри – Мекке антиглобалистов и месте проведения последнего Социального Форума. Важными являются сведения из публикуемой статьи о том, что «Бюджет Участия», рекламируемый лидером АТТАК Бернардом Кассеном, получил поддержку ООН и других институтов империализма - таких, как Всемирный Банк и Интерамериканский Банк Развития. Таким образом, здесь ситуация точно та же, как и в случае с борьбой АТТАК за налог Тобина, которая поддержана крупными империалистическими фигурами – Джорджем Соросом и президентом Бразилии Фернандо Кордозо. Скажи мне, кто тебя поддерживает, и я скажу, чего ты хочешь…
Статья важна еще и тем, что наглядно дает понять: дело вовсе не в плохих персоналиях - 
мэре Дутре, «забывшем» о своих предвыборных обещаниях или другом обанкротившемся 
политике. Просто если у трудящихся нет своей крепкой классовой революционной партии, если власть в буржуазном государстве берет лейбористская, реформистская партия, которая провозглашает социализм и борьбу за интересы трудящихся, но сохраняет это государство в неприкосновенности, если на смену системе господства капиталистов, обкатанной и отшлифованной за сотни лет, не приходит новое, пролетарское государство Советов, подконтрольных трудящимся и потому способных вырывать власть и собственность из рук эксплуататоров и бюрократов, - то все «социалистические» лозунги взявшей власть партии так и останутся розовыми тряпками, прикрывающими мерзкую наготу уродливого тела капитализма.
Т.Апарина

___________________________________

ЖУЛИО ФЛОРЕС, лидер профсоюза учителей Порту-Алегри, член Объединенной социалистической партии трудящихся в штате Риу-Гранди-ду-Сул

"БЮДЖЕТ УЧАСТИЯ" ГОРОДА ПОРТУ-АЛЕГРИ: 
В ПРЕДЕЛАХ БУРЖУАЗНОГО ПОРЯДКА

Бразильский штат Риу-Гранди-ду-Сул и его столица - город Порту-Алегри (в том и в другом правит так называемая Партия Трудящихся) - по всему миру пропагандируются как новая модель социализма и образец для подражания всем международным левым организациям. Некоторые наиболее рьяные популяризаторы даже говорят о существующем в этом штате Бразилии и его столице правительстве «народногo фронта», называют его «марксистским правительством Риу-Гранди-ду-Сул». В эпицентре этой «новой модели» стоит так называемый «Бюджет Участия», который в Бразилии представляется как одна из наиболее сладких конфеток «способа правления» Партии Трудящихся. Бюджет Участия создан в 1989 году при правлении мэра от Партии Трудящихся Оливиу Дутры в Порту-после того, как последний отказался от введения Народных Советов (хотя эти советы были частью его предвыборной платформы в 1988 году).

Среди внутренних группировок ПТ, есть такая, которая утверждает, что Бюджет Участия - это «начало Процесса радикальной демократизации Государства на пути к строительству социализма». С другой стороны, Тарсу Женру, нынешний мэр Порту-Алегри, принадлежащий к правому крылу ПТ, твердит, что Бюджет Участия - "это модель расширения общественного контроля над государством, модель совместного управления, целью которого является усиление республиканских властей".

Вопреки тому, что говорят представители ПТ, Объединенная социалистическая партия трудящихся (ОСПТ) Бразилии утверждает: «Ситуация в Порту-Алегри не выходит за рамки того, что происходит в стране: безработица, голод, угнетение и страдания, которые давят на плечи рабочего класса Пopmy-Алегри такие же, как и в других городах Бразилии. Несмотря на пропагандистскую кампанию, (вокруг «качества жизни» в нашем городе, на самом деле действительность не отличается от той, которая существует в других больших городах Бразилии при правительстве президента Кардозу: дороговизна, безработица, нехватка жилья, низкие зарплаты, уничтожение здравоохранения и бесплатного образования... Вопрос о Бюджете Участия занимает важное место в этой пропаганде...

Бюджет Участия не только далек от того, чтобы быть настоящим инструментом власти трудящихся, но вообще не может им быть в существующих условиях. Он распределяет в консультативном (!) порядке малую часть общего бюджета города (около 10%) и только ту его часть, которая касается инвестиций. И в этом весь его демократизм и участие. Потом эти демократические решения утверждаются или не утверждаются в Городском Законодательном Собрании, где буржуазия имеет абсолютное большинство. Но самое главное это то, что все решения, которые могут затронуть интересы буржуазии, принимаются, минуя Бюджет Участия!» (Революционная Программа для Порту-Алегри - ОСПТ - октябрь 2000 года).

Что же такое на самом деле Бюджет Участия и как он работает?

Один из идеологов Партии Трудящихся вообще, и Бюджета Участия в частности, Убиратан де Соуза пишет о своем чаде так: «В случае Бюджета Участия, следует отметить его значение как революционного эксперимента демократического планирования, который противостоит технобюрократической концепции центрального планирования. Статьи бюджета и планируемые инвестиции определяются не правительством с его финансистами, сидящими в кабинетах, а вырабатываются в процессе обсуждения и учета требований трех основных участников: населения, организованного по территориальному признаку, населения, организованного по тематическому признаку и правительства».

Город делится на 16 округов. В этих округах жители выдвигают свои предложения, для определения четырех приоритетных направлений среди восьми предложенных: канализация, жилищный вопрос, асфальтирование улиц, образование, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт, организация города, - и определяют размеры инвестиций по каждой конкретной теме. Пять тематических собраний проходят уже не по территориальному принципу, а по темам: транспорт, здравоохранение и социальное обеспечение, образование, культура и отдых, экономическое развитие и налоговая политика, организация и развитие города.

Правительство, со своей стороны, активно участвует в процессе обсуждения и определения Бюджета Участия, так как Секретариат Экономики и Комиссия по Планированию фактически составляют и предлагают общий бюджет и, прежде всего, определяют размеры инвестиций, распределяемых демократическим путем (они никогда не превышают 10% общего бюджета). К тому же технические критерии, которые определяют, какие мероприятия являются приоритетными, разрабатываются специалистами из правительства.

В год проходят, по крайней мере, два территориальных и тематических собрания. Тематические собрания открыты для любого жителя округа или города. Перед этими собраниями проходят еще предварительные встречи, где определяют нужды округа. В первом туре собраний происходит отчет по плану инвестиций предыдущего года и предлагается план на текущий год. Во втором туре жители - составители Бюджета Участия представляют властям избранные на предварительных встречах приоритеты. На этом этапе избираются делегаты и советники каждого округа и каждой темы, формируется Форум Региональных и Тематических Делегатов, а так же Совет Бюджета. Совет - высший орган принятия решений. В нем 48 представителей: 2 советника и 2 заместителя советника, избранных в каждом окружном собрании. То же самое для тематических собраний. К ним добавляются представители Союза Ассоциаций Жителей города Порту-Алегри, Профсоюза Муниципальных работников, Комиссии по Планированию и Комиссии по Связи с Населением.

Комиссия по Планированию предлагает бюджет. Потом формируется так называемый План Инвестиций, с соблюдением трех факторов: а) приоритет округа (каждая статья, согласно степени приоритетности получает определенную оценку); б) население округа (густонаселенные округа получают больше количество баллов); в) средняя зарплата округа (округа победнее получают большее количество баллов). В целом в собраниях, вырабатывающих Бюджет Участия, принимают участие около 15 тысяч человек.

Уже готовый План Инвестиций идет на голосование в Совет, после чего его отправляют в Городское Законодательное Собрание для окончательного принятия депутатами.

Бюджет Участия на уровне штата вырабатывается примерно так же. Штат делится на 22 округа. Проходят Муниципальные Открытые Собрания во всех городах штата, которые выдвигают делегатов на Региональные Собрания. Эти Региональные Собрания избирают членов Совета Штата. В Совете Штата - 204 члена. На Муниципальных Открытых Собраниях Бюджета Участия штата в 1999 году принимали участие около 190 тысяч человек. Всего таких собраний было в случае Бюджета Участия штата окончательного принятия бюджета проверяют его выполнение.

По данным опроса, проведенного в 1998 году, большинство участников собраний принимает участие в выработке Бюджете Участия из-за необходимости новых строек в городе. 53% принимают участие именно из-за этого. С тех пор, как одиннадцать лет назад начал работать Бюджет Участия, главными приоритетами были канализация и асфальтирование улиц. В 1998 году канализационная сеть охватывала 76% населения, а асфальтированные улицы составляли около 77% общего числа улиц города.

Что же такое Бюджет Участия и какова его цель?

Для Убиратана де Соузы это: «Борьба против социального бесправия требует мер, которые способны изменить существующее распределение богатства и власти в городах и в стране, для чего нужно включить население в процесс принятия решений. Именно из-за этого Бюджет Участия признан на национальном и международном уровне, потому что он дает ответ на вызов нашего времени, прежде всего, в том, что касается легитимности государства».

На самом же деле Бюджет Участия является инструментом распределения мизерной части ресурсов государства. Естественно, что эта мизерная часть распределяется жителями - участниками составления Бюджета Участия, намного эффективнее и демократичнее, чем это делают депутаты городских законодательных собраний и законодательных собраний штатов. Но это только лишний раз доказывает, что если бы власть находилась в руках организованных рабочих и трудящихся, они могли бы творить настоящие чудеса. Однако, Бюджет Участия, в собраниях которого участвуют тысячи рабочих и трудящихся, превращается в инструмент «смягчения» кризиса капитализма, в инструмент коллаборационизма - вовлечения населения в сотрудничество с буржуазией в рамках буржуазного государства и правящего режима, в рамках святая святых капитализма - в рамках частной собственности. Через Бюджет Участия Партия Трудящихся пытается предотвратить организацию и самоорганизацию масс и прямое столкновение их с буржуазией. На собраниях Бюджета Участия делегаты и регионы борются между собой за жалкие крохи ресурсов, выделяемых для «демократического» распределения, уважая при этом все «финансовые ограничения» буржуазии и буржуазного государства. Но даже эти их предложения потом могут не утвердить депутаты законодательных собраний. Эти «ограничения» Бюджета Участия устанавливаются как раз неолиберальным правительством страны, буржуазией города, штата, и, в конечном итоге тем же МВФ, с которым правительство Порту-Алегрии Риу-Гранди-ду-Сул ни в коем случае ни хочет конфликтовать. И это   «марксистские» правительства «народного фронта» города и штата называют «гражданским воспитанием», с помощью которого они пытаются контролировать рабочих и других трудящихся.

Действительная власть совсем не в руках тех, кто дает предложения по составлению Бюджета Участия

Все решения, которые могли бы затронуть интересы буржуазии, принимаются в обход тех, кто принимает участие в составлении Бюджета Участия. Налоговая политика является прерогативой правительства и законодательного собрания. Решения о концессиях в городском транспорте принимаются исключительно правительством. Вопросы о повышении тарифов на общественный транспорт или контроле над прибылью от транспорта решаются в узком кругу Городского Совета, контролируемого правительством. Решения о политике расчленения предприятий, проводимой в широких масштабах администрацией ПТ, принимаются тоже исключительно правительством. Бюджет Участия не может, например, решить вопрос об экспроприации пустующих городских земельных участков для строительства жилищных комплексов, доступных беднейшим слоям населения.

Правда состоит в том, что Бюджет Участия распределяет какие-то крохи по сравнению с нуждами бедной части населения Порту-Алегри. Таким образом, все эти демократические собрания - всего лишь формальность, ширма для прикрытия господства буржуазии и чиновников буржуазного государства. Бюджет Участия не является в действительности элементом демократизации государства. Но хуже всего то, что пропаганда ПТ Бюджета Участия скрывает главный факт: демократия для рабочих и других трудящихся при капитализме абсолютно невозможна. Нет и не может быть демократии, когда подавляющее большинство населения вынуждено работать по 8-14 часов в день на крупных капиталистов, собственников всего богатства, всех средств производства, фабрик, предприятий, телевидения и т. д. Не случайно, по данным опроса, проведенного самой администрацией города, большинство участников собраний Бюджета Участия являются пенсионерами.

Поэтому не выдерживает никакой критики утверждение о том, будто в Порту-Алегри происходит перераспределение доходов. В последние 13 лет безработица в городе выросла в три раза, как и по всей стране. По данным профсоюзов, безработица в городе достигает 17,1% работоспособного населения, зарплаты были понижены, как на частных, так и на муниципальных предприятиях. Политика расчленения предприятий города, которая помогла в снижении дефицита городского бюджета, привела к потере многих завоеваний рабочего класса в этом, управляемом «марксистским правительством», городе.

В целом по штату Риу-Гранди-ду-Сул ситуация еще печальнее. Губернатор штата от Партии Трудящихся Оливиу Дутра выполняет все требования правительства страны и МВФ по сокращению расходов в бюджетной сфере. Этот губернатор применяет даже репрессивные меры против рабочих и трудящихся, лишь бы выполнить все свои договоренности с буржуазией.

Правительство штата направляет 15% бюджета на погашение долгов федерального центра, который в свою очередь использует эти деньги для погашения внешнего долга. В начале второго срока правления президента Бразилии Кардозу штат Минас-Жерайс объявил о прекращении выплат по долгу перед федеральным центром. «Губернатор трудящихся» Дутра не только исключил саму возможность прекращения выплат штатом долгов перед федеральным центром, но и поспешил приехать к президенту Кардозу выразить свою поддержку действиям исполнительной власти. Дутра был избран благодаря своей позиции «против неолиберализма», но его правительство не отменило ни одной из скандальных сделок предшествующего неолиберального правительства штата. Он не только продолжает платить по долгу перед федеральным центром, но и выполняет все обязанности, взятые предыдущим правительством перед транснациональными корпорациями, такими, как General Motors, Dell, Gerdau и др. С другой стороны, крупные транснациональные фирмы задолжали штату больше полутора миллиарда долларов налогов, но у правительства Дутры не хватает смелости даже на то, чтобы обнародовать список должников.

Правительство Дутры преданно выполняет даже не свои обязательства перед федеральным центром и перед буржуазией в рамках капиталистического порядка, но, в то же самое время, правительство не выполняет свои обязательства перед рабочими и бедной частью населения, которые само на себя брало. Не выполняет план по землеустройству безземельных крестьянских семьей, снижает зарплату бюджетников, отменяет льготы для пенсионеров, принимает репрессивные меры против социальных движений.

Говорит бывший секретарь Администрации Правительства Риу-Гранди-ду-Сул Жоржи Сантус, подавший в отставку в ноябре 2000 года: «После двух лет многие наши мечты стали рушиться. В качестве секретаря Администрации Правительства (пост, который я занимал до начала ноября 2000 года) и в качестве члена Финансовой Комиссии, я увидел изнутри всю бюрократическую деградацию наших планов... В письме, которое я адресовал партии, я излагал все причины моей отставки. Первая из них - отсутствие политического ориентира для нашего проекта в рамках классовой борьбы. Поскольку мы взяли только часть власти, а социалистический проект должен идти намного дальше этого этапа, постольку нужно делать опору на меры, которые приводят к структурным изменениям. Наше правительство же, наоборот, растратило всю свою энергию на то, чтобы управлять буржуазным государством, веря в то, что, управляя им и демократизируя его, можно будет прийти к желанным изменениям.

Вторая причина - неспособность установить диалог с социальными движениями... В аграрном вопросе наблюдалось постоянное напряжение, вплоть до репрессий против движения Безземельных Крестьян. В результате - незначительно количество землеустроенных семьей. Бюджетникам мы неустанно повторяли, что не будем увольнять, когда на практике снизили зарплаты и урезали права... У профсоюзов мы просили помощи для выхода из кризиса, когда сами помогали федеральному правительству сокращать расходы.

Третья причина лежит в том, что воля партийной правящей верхушки имеет силу закона, и эта верхушка ищет поддержку через популистские меры…

Четвёртая проблема… - нет места для обсуждения. Все решения принимает узкий круг лиц, действующих в соответствии со своими узкопартийными интересами.»

«Марксистское» правительство Риу-Гран-ди-ду-Сул в решающий момент защищает собственность буржуазных «граждан» и репрессирует «граждан» рабочих

В марте 2000 года с собрания, в котором приняли участие больше 15 тысяч человек, началась забастовка работников образования штата Риу-Гранди-ду-Сул. Эта забастовка означала новую главу в истории правительства Партии Трудящихся и в ее отношении к рабочим и трудящимся.

Незадолго до столкновения с учителями правительство уже показало свое намерение возложить всю тяжесть кризиса штата на плечи трудящихся. Вместо того чтобы отменить все позорные соглашения с крупными капиталистами, оно предложило пакет мер, который, среди прочего, повышал налоги, взимаемые с населения. Этот пакет был отвергнут CUT (Единый Профсоюзный Центр) и профсоюзом учителей. Тем не менее, правительство, вопреки решению Совета Бюджета Участия и всех рабочих организаций, заключило соглашение с ассоциацией крупных промышленников штата и буржуазным большинством в Законодательном Собрании для того, чтобы этот пакет был принят.

Работники образования больше года добивались заключения соглашения с правительством, которое ничего не предлагало им в качестве альтернативы. Все это время учителя были уверены в том, что правительство предложит выход из ситуации и выполнит их основное требование, а именно: повышение заработной платы для учителей и работников образования всех уровней. Правительство ссылалось на то, что нет денег, и предложило 10%-ное повышение растянуть на 6 месяцев. В течение 30 дней учителя бастовали и устраивали многотысячные демонстрации против правительства Партии Трудящихся. На их плакатах и транспарантах было: «Пусть президент останется без денег!» или «Дутра, возьми у грабителей, а не у учителей!» или же «Где деньги от сделок?». Но правительство казалось глухонемым. Оно заключило союз с местной реакционной частной телекомпанией, чтобы агитировать население против учителей. В итоге забастовка крупнейшего профсоюза штата потерпела поражение. Это был тот же профсоюз, который помогал Дутре на выборах, и за плечами которого огромная история борьбы с буржуазными правительствами.

Но классовая сущность правительства Партии Трудящихся становится яснее всего, когда репрессивные силы штата задействуются на защиту частной собственности буржуазии. Движение Безземельных Крестьян не только ждет до сих пор выполнения обещаний, данных правительством Дутры,  но и подверглось репрессиям, когда члены движения заняли здания Министерства Аграрной Реформы в знак протеста против замедления процесса землеустройства безземельных крестьянских семей. Пострадавших в этом печальном эпизоде насчитываются десятки. Это значит, что правительство Партии Трудящихся обходится с безземельными крестьянами также, как это делает президент страны господин Кардозу.

Лживая пропаганда

В начале этой статьи мы утверждали, что существует международная кампания, которая показывает город Порту-Алегри и штат Риу-Гранди-ду-Сул как примеры, которые должны вдохновить все левое движение. В авангарде этой кампании находится Бернард Кассен, главный редактор известной французской газеты Le Monde Diplomatique и президент организации АТТАС. В качестве примера того, что мы говорим, можно процитировать его статью, опубликованную в Le Monde Diplomatique под названием «Демократия Участия в Порту-Алегри». Среди прочего, Кассен утверждает, что в Порту-Алегри происходит «образцовый эксперимент: Бюджет Участия является опытом прямой демократии, не имеющей аналогов в мире». (Тетради Le Monde Diplomatique № 2, с. 22)

Статья достаточно длинная и по количеству «деталей» ясно, что ее автор является знатоком бразильского эксперимента. С другой стороны, тоже ясно, что Кассен «забыл» про некоторые другие «детали».

Кассен ни разу не упоминает, что Бюджет Участия распределяет только средства, которые идут на различные строительные работы и которые никогда не превышают 10% общего бюджета. В статье также не говорится о том, что решения Бюджета Участия имеют только консультативный характер, что они подлежат утверждению депутатами Законодательного Собрания, которому в действительности принадлежит право распределения государственных средств. Эта «забывчивость» Кассена вполне понятна: только забывая такие «мелочи» можно говорить о «прямой демократии» без аналогов в мире. Что это за прямая демократия, где население не может распределять 90% бюджета? Что за прямая демократия, где решения Бюджета Участия утверждаются Законодательным Собранием?

С другой стороны (в частности, это важно для не бразильских читателей), нужно сказать, что Кассен - сознательно или несознательно - но ошибается, когда говорит, что это опыт «без аналогов в мире». Только в Бразилии больше, чем в 100 городах существуют Бюджеты Участия. Многими из этих городов правят классические буржуазные партии, в том числе и самые реакционные. К этому факту нужно добавить, что Проект Бюджета Участия получил поддержку ООН (о чем Кассен упоминает) и других институтов международного империализма - таких, как Всемирный Банк и Интерамериканский Банк Развития (об этом уже Кассен предпочитает молчать). Представители этих двух банков читали лекции на Международной Конференции по "Демократии Участия", проводимой мэрией Порту-Алегри в 1999 году при правлении Рау-ла-Понта от Партии Трудящихся.

И последний вопрос: что же позволяет создать такой широкий фронт, который начинается с так называемых «марксистов» Социалистической демократии, секции Объединенного Секретариата IV Интернационала, проходит через такие фигуры, как Тарсу Женру (нынешний мэр города порту-Алегри) и заканчивается Всемирным Банком? Что их объединяет? Их объединяет то, что все они говорят о возможности создания "гражданского" города, "гражданской" страны и "гражданского" мира, без уничтожения буржуазного государства, а только путем его реформирования.

Вопрос о государстве снова в центре дискуссии левых. По иронии истории все старые течения приходят в новых, «оригинальных» упаковках. Некоторые воскрешают Бернштейна, другие - Каутского, а третьи говорят, что всё, что было создано рабочим движением в XIX и XX вв. нужно выбросить в мусорную корзину, и обратится к... Руссо. Именно они называют «динозаврами» тех, кто считает себя марксистами-ленинцами и стоит на позициях рабочей революции и неизбежной необходимости уничтожения буржуазного государства. 

Журнал «Живой марксизм», № 2, август 2002 г.

Ваше мнение

 

TopListRambler's Top100 Service