Left.ru __________________________________________________________________________

 

Андрей Петров

Думаю, что стоит: Маоистская Народная война и сендерология.
 

На днях в Перу произошла обыкновенная история, имеющая отношение к теме затронутой нашим читателем.  Правительство президента Алехандро Толедо продало две государственных электростанции (Эгаса и Эгесур) бельгийской ТНК  Трактебель (наши читатели возможно помнят, что она является монополистом в Казахстане), несмотря на протесты законодателей, общественности и постановление суда, запретившего эту сделку.
Трактебель была единственной компанией, допущенной к аукциону, две электростанции достались ей за 167 миллионов долларов.

Эта сделка немедленно спровацировала массовые протесты во втором по величине городе Перу, Арекуипа, во время которых было ранено 26 человек, включая главу полиции города.  Протестовавшие кричали: "Арекуипа, революция!"  В настоящий момент парализовано практически все южное Перу.  Когда законодатель Артуро Валдеррама, объявивший голодовку в знак протеста против незаконной продажи национальной собственности проник в зал, где заключалась эта сделка, и стал кричать: "Они пытаются отдать законную собственность Арекуипы!",  собравшиеся там бизнесмены и бюрократы встретили его возгласами изумления, потом закричали: "Убирайся отсюда, клоун, убирайся!"

Я привел этот ординарный случай из жизни Перу, чтобы сказать, что если бы конгрессмен Вальдеррама пришел в тот зал в сопровождении исполнительного взвода бойцов Народной армии, чье политическое руководство осуществляет  Коммунистическая партия Перу (КПП), бюрократы и бизнесмены встретили бы конгрессмена куда вежливее.  Я даже подозреваю, что они охотно согласились бы с аргументами конгрессмена, и эта бесстыдная сделка не состоялась бы.

Или возьмем другой пример.  Наш корреспондент, Дмитрий, с одобрением описывает, как "перуанские повстанцы MRTA взяли заложников в японском посольстве, но сразу же отпустили всех женщин и детей, а затем и всех остальных, кроме генералов и высших чиновников." И добавляет: "поведение, совершенно отличное от методов Сендеро Луминосо".  Это так.  Но разве в хорошем поведении состояла цель этой акции MRТА?  Разве эта организация пожертвовала своими лучшими и последними кадрами для того, чтобы заслужить похвалу людей типа нашего корреспондента, т.е просвещенных гуманных представителей широкой левой?   Конечно, нет.  Цели они себе ставили куда более практические, но не смогли их достичь.  Почему не смогли?  Думаю, что, в конечном анализе, только по одной причине: они позволили себе остаться в плену  у буржуазного "общественного мнения".  Или, другими словами, руководство MRTA стало жертвой психологической войны, которую в течение многих лет вели против них и КПП специалисты этих дел в Перу и их наставники из США и Израиля.  На их крючок попался и Дмитрий и "широкие круги международной левой".  Этот крючок называется "хорошие и плохие революционеры".  А кому, скажите, не приятно, когда "цивилизованный мир" гладит тебя головке и называет бякой, но цивилизованным, своим бякой.  А твоих политических соперников - бесчеловечной, тоталитарной сектой.  Разве можно после этого не оправдать высокой оценки "цивилизованного мира" и не выпустить "всех женщин и детей, а затем и всех остальных"?  Но когда перуанский спецназ, обученный израильскими и американскими мастерами заплечных дел, добивал в этом посольстве раненых бойцов MRTA, не мелькнуло ли у кого из них в последний предсмертный миг, что, быть может, их долг состоял не в благородных жестах на утеху безжалостному и неизмеримо превосходящему врагу, а в том, чтобы поставить его на колени, расстреляв, если потребуется кого надо и сколько надо из захваченных ими представителей правящего класса. 

Так вот бойцы Маоистской народной армии КПП сделали бы это, не моргнув глазом.  Вот почему их так ненавидит и страшится этот правящий класс.  Не потому что они "жестоки" и "кровожадны".  В этом они младенцы по сравнению с "цивилизованным миром".  А потому, что Коммунистическая партия Перу не является частью буржуазного общества, как в той или иной степени 90% "левых сил" в Перу и по всему свету, а противостоит ему своими идеями, политическим курсом, организацией и оружием.  КПП ведет Маоистскую Народную войну (МНВ).  И в 2000 году друзья свободы по всему миру отмечали двадцатилетие этой войны.  И это в период повсеместного краха коммунистических движений! Вот почему КПП - единственная из революционных сил Латинской Америки, для борьбы с которой империализм создал специальную дисциплину, т.н. "сендерологию".  Один из ее последних продуктов - сборник статей, выпущенный издательством Дюкского университета США,  привилегированного научнo-образовательного центра, который, в частности, специализируется на изучении Латинской Америки для нужд правящего класса США.   Опубликованный в этом сборнике список работ, так или иначе посвященных КПП и МНВ к 1998 году составляет 20 страниц.

Кстати, именно потому, что КПП возглавляет Народную войну, ее бойцы вряд ли пошли бы на захват посольства и подобные телегиничные акции, которыми в основном и занималась MRTA.

Для правильной оценки КПП и МНВ надо найти правильный угол зрения.  Все согласятся, что наша оценка и реакция, скажем, на разгон пикета или митинга на Пушкинской площади формируются  в иной системе координат, чем когда речь идет о нашем отношении к событиям гражданской войны.  Никому не прийдет в голову применять критерии одной ситуации к другой.   Дмитрий обвиняет КПП в "неразборчивости средств".  Мы разберем некоторые из приведенных им примеров.  Но начнем с самого популярного.  В вину КПП "левая общественность" неизменно ставит "убийство деятелей левого движения".  Не скрою, на меня эта фраза вначале тоже производила магическое действие: я немедленно чувствовал отвращение к никогда не виданным мною маоистам из Перу.  Но потом я вспомнил, что "левые" это всего лишь непременная часть буржуазной политической сферы.  Потом я вспомнил эсеров, меньшевиков, анархистов...  Почему же, подумал я, никто не удивляется, что во время гражданской войны они могли расстреливать большевиков, а большевики их?  Или что якобинцы рубили головы жирондистам, и наоборот?  А вот во время гражданской войны в Перу это почему-то считается чем-то неприличным?    Кем считается?  Вот в чем главный вопрос.  И ответ на него очень прост.  Считается жирондистами и меньшевиками (и это в лучшем случае) наших дней.  Считается "легальными марксистами".  Считается широкими "левыми и прогрессивными кругами", остающимися составной частью буржуазного империалистического общества.  Но этому, согласитесь, удивляться не стоит.

Маленькая маоистская группа, которую левый истэблишмент Перу, уже успевший легализоваться и все более привыкавший к маленьким радостям жизни на деньги "программ развития" фондов с добротными буржуазными именами, считал "провинциальной", "отставшей от времени", "незначительной сектой", - эта группа неожиданно объявляет Маоистскую Народную войну (МНВ) и начинает ее не с поджогов полицейских участков и атак на армейские депо, а сжиганием избирательных урн и учетных книг в отдаленной деревушке Чуши в провинции Аякучо, повстанческой базе МНВ.  В этом была продуманная символика: в Перу появилась сила, которая не собирается играть в представительную демократию.  Еще одна символическая акция в увертюре МНВ: вешая дохлых собак с табличкой "Дэн"  в общественных местах, маоисты КПП давали понять, что они не имеют ничего общего с нынешним китайским руководством, что их борьба в Перу основана на борьбе с ревизионизмом.

Важно понять именно эту первичность политического курса, организации, стратегии, идеологии над военными аспектами МНВ.  Пока специалисты по психологической войне упорно работали над демонизацией КПП в глазах "мировой общественности", аналитиков научно-разведывательных центров империализма поражала не динамитная война, не решительное уничтожение своих "левых" агентов, вроде Марии Мойано, не говоря уже трех японских "агрономах", а поразительная продуманность и согласованность всех аспектов революционной войны, умение КПП  дать национальное содержание маоистской теории партизанской борьбы.  Но вернемся к обвинениям КПП в жестокости, убийствам "гражданского населения" и т.п. Посмотрим, что представляла из себя эта война.

В декабре 1982, еще до наступления Народной армии, ввиду явной неспособности полиции, было принято решение задушить МНВ в зародыше, уничтожая ее массовую базу - крестьянство провинции Аякучо. В дело вступила регулярная армия, а также морская пехота и ВВС.  Уничтожались целые деревни.  Если по теории партизанской войны Мао партизаны должны были двигаться в массе населения как "рыба в воде", теоретики анти-повстанческой стратегии рекомендовали генералам "осушить море".  Настольной книгой кровавого генерала Чиснероса Висгуэры была "Эпоха контр-повстанчества" американского военного аналитика Дугласа Блауфарба.  Убийство 10 крестьян было оправдано, если среди них находился один повстанец. Только в городе Аякучо с июля по октябрь 1983 было армией убито около 800 человек.  ВВС бомбили деревни, с вертолетов крестьян поливали пулеметным огнем.  Армия широко практиковала похищения, пытки, изнасилования.  Детям перерезали горло. Исчезли тысячи крестьян.  Массовые захоронения были повсюду.  Но это не остановило расширение Народной войны.  Из Аякучо она разливалась по всей стране, постепенно окружая главные города.  По сообщению El Diario International (№19) к 1994 году, т.е. за 14 лет гражданской войны,  режим убил 35 тысяч сынов и дочерей перуанского народа, 10 тысяч исчезло без следа.  Согласитесь, что контекст, в котором вела свою работу КПП существенно отличался не только от "левого движения" на Пушкинской, но и таких эпизодов действительно классовой борьбы в России, как "рельсовая война" или защита Выборгского ЦБК.

"Гражданское население", против которого пришлось воевать бойцам МНВ это так называемые рондас, контрреволюционные отряды местной "самообороны", созданные армией в сельской местности высокогорных районов.  Или возьмем такой случай как казнь Паскуало Росадо бойцами МНВ в марте 1996.  В прессе Росадо именовался "лидером" бедняцкого района Гуакан в Лиме.  На самом деле он занимался созданием "комитетов самообороны" в этом и другом районе Лимы в тесном контакте с генералом Антонио Видалом, директором национальной полиции.  В этих районах КПП пустила глубокие корни, и режим пытался создать там аналог сельских рондас

Вот как один сендеролог объясняет значение своего исследования, посвященного борьбе с КПП в городских районах:

"Многие левые активисты и местные организации пытались бороться с Сияющим путем (СП) и его попытками укрепить свое влияние в Вилла эль Сальвадор.  Маоисты не колебались применять насилие, угрозы и убийства, когда это было нужно для достижения своих целей, но эта террористическая деятельность была только одним элементом  в репертуаре активностей СП.  Сендеристы действовали на политическом уровне во многих областях жизни этого района, и во многих отношениях умение СП маневрировать в сложном пространстве городской политики оказалось недооцененным (силами местной и имперской реакции, а также "сендерологами" на их службе -- А. П.).  Детальное исследование деятельности СП в Вилла эль Сальвадор, реакция местных субъектов на их присутствие и характер отношений к СП со стороны масс помогут пролить свет на некоторые ключевые аспекты, которые позволили СП завоевать значительную политическую базу в этом районе, как и в других барриадас Лимы". (Burt, 274).

Вилла эль Сальвадор, бедняцкий район Лимы, занимал особое место в стратегии режима Фухимори против МНВ.  Там были сконцентрированны главные силы перуанских и западных НГО для создания своего рода потемкинской деревни, образцово-показательной бедности, чистенькой, покорной, не думающей дальше тарелки супа из кухонь Марии Эланы Мойано, вице-мэра этого пролетарского дна.  15 февраля 1992, накануне объявленной КПП вооруженной забастовки в этом районе, бойцы МНВ расстреляли Мойано на площади, во время организованного ею барбекю, а ее труп взорвали динамитом.  Имперская пресса сделала все возможное, чтобы использовать этот случай для компрометации КПП.  К счастью, в 1995 представители пропагандистских организмов КПП вышли в Интернет и смогли разоблачить созданный западными СМИ миф и рассказать правду о Мойано. Мойано оказалась не "независимой" активисткой, содававшей "автономные" организации бедноты, а влиятельным членом MAS, Движения за социалистическое утверждение.  MAS входит в IU, Объединенные левые, представляющее из себя собрание псевдо-прогрессивных "левых" групп. Представители IU при режиме Фухимори занимали государственные  позиции разных уровней.  MAS вместе с другими группами IU поддерживало Фухимори на президентских выборах.  А член MAS, Глория Хелфер, была его первым министром образования.  Сама Мойано стала вице-мэром в 1989, благодаря победе диктатора.  Иначе говоря, Мойано была частью правящего режима, который вел отчаянную и жестокую войну против наступающей революции.

В качестве вице-мэра и главы женской федерации своего предместья, Мойано играла ведущую роль в филантропических программах "Народные кафетерии", "Стакан молока" и т.п.  Эти программы прессой преподносились как независимые от государства и иностранных агенств, как основанные на взаимопомощи самих жителей и на местных ресурсах.  На самом же деле эти программы  финансировались правительствами США, Голландии, Испании, Германии и других империалистических стран через их НГО. Зачастую они шли от Церкви, Мирового банка и AID, продовольственной программы Госдепартамента.  Мойано не была настолько наивной, чтобы не понимать действительных целей  "программ помощи" США в бедняцких районах Лимы, которые в стратегии КПП долны были стать железной удавкой на горле буржуазной столицы.  Вот что Мойано говорила в своем интервь  реакционной газете Каретас: "Эта страна давно бы взорвалась без солидарности народных организаций".  А ее коллега из другого предместья объясняла в той же газете, что "когда пришел второй шок (экономический, по указке МВФ после победы Фухимори), люди могли выйти на улицы, но этого не произошло, потому что народные кухни кормили всех приходивших в них".  Между тем, система продолжает угнетать массы.  Больше и больше детей умирает от голода. 

Но Мойано  была вовлечена и в более открытую борьбу против революции.  По ее собственному признанию в газете Ла Република она организовывала районные патрули: "Если люди организуются и объединят свои усилия, мы победим Сендеро". Ее последним делом было помешать вооруженной забастовке 14 февраля, к которой призвала КПП.  Забастовка проводилась против политики голода, нищеты и репрессий, и она сумела парализовать всю столицу.  Призыв Мойано организовать контр-демонстрацию провалился. 

Наконец, как выяснилось, Мойано была и доносчиком.  9 февраля 1992 кандидаты IU и Мойано на выборах руководства Ассоциации мелких предпринимателей Вилла эль Сальвадор потерпели сокрушительное поражение.  Тогда Мойано использовала буржуазную прессу, что бы осудить победителей этих выборов как "Сендеристов", т.е. сторонников КПП. По сообщению Эль Диарио Интернешнл, в результате ее доноса десятки активистов были брошены в тюрьму, похищены и убиты полицией или правительственными эскадронами смерти.  "Левое" IU выступило с угрозой добиться объявления этих выборов незаконными и прекращения субсидирования этой Ассоциации.  Этот эпизод полностью раскрыл истинное лицо Мойано.  Он также показал, что картина ее массовой популярности, созданная буржуазной прессой в Перу и заграницей, имело мало общего с действительностью.  После казни Мойано, КПП выступило с заявлением, что она не борется с филантропическими программами, вроде "Стакана молока" и "Народные кафетерии", но что она будет и впредь решительно действовать против использования этих программ в качестве прикрытия для контрреволюционной борьбы.

Я намеренно так подробно остановился на деле Мойано, потому что оно позволяет дать представление о том, как реакция использует "левых" для борьбы с революцией. 

Напоминаю: мы говорим о гражданской войне.  Представьте себе, что правые меньшевики и эсеры поддерживают пришедшее к власти правительство диктаторов Корнилова или Деникина, и большевистские боевики застреливают их организатора в рабочих кварталах Петрограда.  Я не думаю, что это вызывало вы особое возмущение у тех, кто ведет свою родословную от большевиков.  Другое дело, если оценщиками будут идейные потомки эсеров и меньшевиков.  Или давайте проведем такое, вполне исторически уместное сравнение.  Красный террор в Советской России включал такие методы, как взятие заложников из гражданского населения и их расстрел.  Как известно, эти крайние, в высшей степени жестокие меры были ответом на контрреволюционный террор, как со стороны белых, так и их "левых" друзей.  Скажем ли мы вместе с Дмитрием, что "ничего, кроме вреда и бессмысленных жертв" борьба большевиков не принесла?  Опять же ответ на этот вопрос зависит от того, кто мы, где мы находимся на "левом" фланге.  А ведь ничего подобного красному террору в Перу не наблюдалось.  Даже тогда, когда практически весь ЦК во главе с Председателем Гонзало попал в руки перуанской охранки.  Представьте себе, что где-нибудь в 1919 контрразведка Деникина захватывает большевистский ЦК вместе с Лениным.  И только Троцкий ускользает он них на своем бронепоезде.  Какой приказ дал бы он ЧК больших городов?  Думаю, что Дворянского собрания у нас сейчас бы не было по причине полного отсутствия потомков такового сословия.  КПП же не прибегло к взятию заложников из верхушки перуанской буржуазии и бюрократии, включая их семьи с детьми, как это могли делать большевики.  Только их представитель в Лондоне коротко сказал: "Если с головы Председателя Гонзало упадет хоть один волос, пусть Фухимори пеняет на себя."  И насколько нам известно, ни один волос с его головы не упал. 

Об убийстве трех японских "агрономов".  У меня нет никаких данных о том, что они были убиты именно бойцами МНВ.  Насколько мне известно, КПП не брала на себя ответственость за их смерть.  Но при подготовке к написанию этой статьи меня озадачило то, что ни один "сендеролог" из перечисленных мной в списке литературы даже не упоминает об этом событии.  Moжет быть, наш читатель сможет предоставить достоверную информацию об этом случае.  Но я не исключаю, что у "сендерологов" была какая-то информация об этих "агрономах", которая привела их к решению, мягко выражаясь, не заострять на них внимание читателей.  Значит ли это, что КПП, командиры и  бойцы МНВ не совершали ошибок, в том числе трагических, приводивших к жертвам невинных людей?  Конечно, нет.  Наверняка совершали.  Не было такой гражданской войны, которая избежала бы неоправданной жестокости и невинных жертв.  Означает ли это, что на этом основании мы должны осудить МНВ и любую другую гражданскую войну?  Тогда надо осудить и любую революцию, которая говорит не только языком лозунгов, но и оружия.  Опять же ответ на этот вопрос будет зависеть от того, к какой левой принадлежит ответчик: к левой, являющейся составной частью буржуазной политической сферы, или к левой, которая порвала с буржуазным обществом ради его революционного отрицания.

Теперь о политических симпатиях и антипатиях КПП, которые критикует Дмитрий.  Я не согласен с нападками КПП на кубинское руководство, потому что они могут только играть на руку империалистам США.  Но я знаю, что в 1990х гг. RIM  (маоистский интернационал), включая представителей КПП,  выступил с критикой антисоветизма китайских коммунистов и самого Мао, признав, что нельзя было ставить на одну доску империализм США и Советскую бюрократию.  Но думаю, что если КПП  выражала свою критику в адрес СССР и Кубы в недипломатических и даже, если верить Дмитрию, в насильственных формах (лично мне о попытке покушения на советских моряков ничего не известно), для этого были весьма серьезные причины.  Полное отмежевание от советской бюрократии в 1980х гг. было непременным условием для каждой революционной партии, тем более для партии, ведущей революционную войну.  Необходимо иметь ввиду и то, что для того, чтобы начать МНВ КПП должна была порвать не столько с чиновниками в Кремле, сколько с другими группировками радикальной левой в Перу, прежде всего с маоистской Патриа Роха (Patria Roja) или PCP-U, которая после раскола в 1964, сохранила контроль над организациями молодежи и в университетах. Эта организация стояла на троцкистских позициях "безусловной защиты" СССР (вообще очень популярного в Перу, где даже вне левых кругов СССР был символом независимого от империалистов развития), а главное, ее лидеры выступали против вооруженной борьбы в пользу медленного "накопления сил".   Недаром радикальная молодежь счиатала эту партию "креольской" версией советской бюрократии в Перу.

И последнее.  Я не думаю, что можно вообще ставить вопрос о "пропаганде" КПП и МНВ на сайте вроде Лефт.ру.  Это было бы, мягко говоря, странно.  Россия и Перу слишком разные величины и качества для пропаганды перуанской революции  у нас.  Я убежден, что Лефт.ру должен выразить свою поддержку борьбе КПП и как можно шире освещать ее.  Но было бы нелепо призывать к копированию и просто пропаганде опыта Перуанской революции в России, где нет ни андийского крестьянства, ни городских барриадас, ни живой революционой традиции Латинской Америки, и вообще, где  мало чего есть, кроме левого движения пушкинистов.  Язык, пригодный для политического образования индейцев Аякучо, не может быть языком коммунистических рабочих Урала и социалистической интеллигенции Москвы.  Маоизм и МНВ хороши там, где для них есть исторические и социальные предпосылки.  У нас это может быть только сектантской модой изолированных группок мелкобуржуазной молодежи. 

Использованная литература

Сендерология: 

Jo-Marie Burt.  "Shining Path and the "Decisive Battle" for Lima's Barriadas: The Case of Villa El Salvador." Shining Pathe and Other Paths: War and Society in Peru, 1980-1995. Ed. Steve J. Stern. Durham: Duke UP, 1998: 267-306.
Gustavo Ellenbogen. The Shining Path : a history of the millenarian war in Peru. Translated, with an introduction, by Robin Kirk.  Chapel Hill: University of North Carolina, 2001.
Ivan Hinojosa.  "On Poor Relations and Nouveau Riche: Shining Path and the Radical Peruvian Left." Shining Pathe and Other Paths: War and Society in Peru, 1980-1995. Ed. Steve J. Stern. Durham: Duke UP, 1998: 60-83. 
The Shining Path of Reru.  Ed. David Palmer.  New York: St. Martin Press, 1992.
Deborah Poole and Gerardo Renique.  Peru: Time of Fear.  London: Latin American Bureau, 1992.
Simon Strong. Shining path: Terror and Revolution in Peru. New York: Times Books, 1992.

Литература Коммунистической партии Перу

"Who Really Stands For Women's Liberation in Peru." Revolutionary Worker. August 23, 1992 * No. 669. 
Interview with Luis Arce Borja, Editor of El Diario Internacional by Jaime Padilla. Resumen magazine August 1995
 
 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

 Обсудить статью на форуме

 
TopListRambler's Top100 Service