Left.ru __________________________________________________________________________

Андрей  Лиховод 

СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ВРАГ…
Забастовка предпринимателей – классовая борьба против режима Лукашенко

«Уважаемые господа!
Нет необходимости подробно объяснять вам, что происходит в Беларуси, вы все видите сами. Вопреки общей тенденции мирового развития, вопреки положительному опыту стран с рыночной экономикой общественное развитие Беларуси повернуто вспять».

Такое красноречивое, всепоясняющее определение положения в республике Беларусь для многих может показаться весьма неожиданным. К примеру, российские марксисты все еще определяются в рассылочных дискуссиях, к какой разновидности капитализма – государственного, полугосударственного, или еще какого-нибудь, – следует отнести политическую и экономическую природу современной Беларуси, старательно вычисляют сравнительную степень бюрократичности лукашенковского режима, – словом, занимаются привычным, невинным и познавательным теоретизированием.

А вот для автора цитируемого обращения, лидера мятежных предпринимателей Беларуси, г-на Валерия Левоневского подобный вопрос давно не стоит. Признаки катастрофического положения в стране, по его мнению, налицо. И при этом они, что называется, имеют устойчивые тенденции к углублению и развитию: «Мы возвращаемся к временам коммунизма под другой вывеской. Идет национализация всей экономики, монополизация средств массовой информации, подвергаются преследованию политические оппоненты нынешнего режима».

 Ну, и так дальше, в том же духе: о репрессиях, политических преследованиях, поруганной свободе слова, идеологическом терроре и прочем тоталитаризме, который, что твой сорняк, нагло красуется посреди окультуренного правового поля свободной Европы.

Разумеется, такое плачевное положение дел требует немедленных и решительных действий. И предприниматель г-н Левоневский, надо отдать ему должное, выходит за рамки бесплодных стенаний либеральной буржуазии, практическими действиями показывая собратьям по классу пример борьбы за лучшее будущее. Об этом свидетельствует однодневная общенациональная политическая забастовка белорусских предпринимателей, проведенная его «стачкомом» 18 марта 2001 года в ряде регионов, а точнее – на ряде базаров республики.

Стачка предпринимателей в наше время – дело серьезное. Поэтому Левоневский и его предпринимательский стачком не поленились тщательно обосновать проведение данной акции, сделав это в нескольких заявлениях и обращениях к «коллегам».

«Мы долго и терпеливо ждали, когда же правительство и президент начнут прислушиваться к мнению предпринимателей. К сожалению, этого не произошло, и правительство и президент оказались невосприимчивыми к другим идеям к другим представлениям об обществе, об экономике, о государственном устройстве, о демократии. Несмотря на то, что повсеместно в экономике и в обществе Беларуси кризис углубляется, правительство, и президент упорно продолжают тащить Беларусь по сталинскому пути».

Как видите, угроза стране отнюдь не надумана. Действительно, эта, явно ненормальная «невосприимчивость» белорусского режима. резко выделяется на фоне рыночной продвинутости сопредельных с республикой государств. Сами подумайте, страна граничит с главным полигоном либерализации в Восточной Европе – Польшей, Литвой, Украиной. А здесь, извольте наблюдать, напрямую игнорируются эти самые «идеи и представления» по поводу рыночных свобод и демократий. Самый, что ни на есть, настоящий сталинский путь. И куда только, спрашивается, НАТО смотрит? 

«Всем командовать, все распределять все контролировать, неугодных и несогласных убирать – вот основные принципы сталинской системы», – сообщает нам г-н Левоневский. «В этой системе предприимчивые и инициативные люди (предприниматели) не нужны. В этой системе нужны послушные безропотные «винтики»».

Левоневский, как мы уже отметили, как раз и является таким пассионарием своего класса. Сталинская система, по его словам, очень мешает его бизнесу, в основном, благодаря повышенным ценам за торгместо на базаре. И убрать ему хочется всего-то на всего одного президента и парочку его единомышленников, причем, из чисто деловых соображений. За то, что, так сказать, не сработались с категорией предприимчивых и инициативных граждан республики.

«Мы как могли, пытались довести до руководства страны, что это тупиковый путь, мы предлагали использовать опыт реформирования соседних с нами стран, но ни наши усилия, ни положительный опыт соседних с нами стран не смогли убедить президента и правительство, что выбранный ими путь ошибочный. Президент и его ближайшее окружение продолжают считать, что чем крепче их власть, тем лучше для народа».

Надо сказать, что Лукашенко при всем своем желании было бы нелегко следовать этому доброжелательному предпринимательскому совету. Потому, что за образец для сравнения белорусские граждане, как правило берут не закачанную кредитами Польшу, не Литву, ставшую экономическим филиалом Дойчебанка, и  даже не Россию с ее богоизбранностью, выраженной в  месторождениях природного газа, а, скажем, сопредельную Украину. Ту самую, где, по ооновским данным, уровень смертности превышает среднебелорусский в полтора раза, – как раз настолько же, насколько уступает белорусскому показателю уровень жизни на Украине. Конечно, об этой, и прочей статистике слыхали далеко не все блоруссы.  Да и то, что радиоактивный базар Гомеля еженедельно посещают до 20 тыс. граждан Черниговской и Сумской областей Украины, они, скорее всего, чувствуют на глазок. Как и приток волынских зюйдарбайтеров в сопредельную Брестскую область. Квалифицированные работники братской Украины как мотыльки слетаются на работающие предприятия Беларуси, создавая существенные неудобства местным работникам. В общем, до сегодняшнего дня идеологическая борьба с лукашенковским режимом встречала достаточно вялую поддержку среди широких масс населения страны, чаще всего наталкиваясь на глухую стену пассивности и непонимания, столь характерных для тоталитарного общества. Но очевидно, Левоневский эти выводы учел. Он, заметьте, вовсе не тратит свою энергию и инициативу на авантюристские всенародные призывы, а ограничивается достаточно узкими в социальном плане обращениями к «коллегам по классу». 

«Коллеги, мы окончательно убедились, что с этим президентом и правительством, как для всего народа Беларуси, так и для предпринимателей, ждать хорошего бесполезно!»

Толковое резюме. И главное, есть все основания к тому, что оно встретит подлинное понимание среди своих адресатов – работников ларьков и офисов. Которые, в условиях достаточно, кстати сказать, рыночной Белоруссии, представляют собою ощутимую социальную силу.

У белорусских предпринимателей старые счеты с «бацькой». Широко известны, например, цитаты на предпринимательскую тематику из «раннего» Лукашенко, который как-то высказал следующую образную классовую характеристику: «предприниматели – это вшивые блохи».

Кроме того, в своих выступлениях тиран неоднократно подчеркивал второстепенность частного предпринимательства для белорусского государства.

В ноябре 1998, выступая на минском заводе холодильников, он заявил следующее: «частное предпринимательство у нас на втором плане по сравнению с промышленностью. Оно должно помогать ставить промышленность».  Эта крылатая речь перед трудящимися получила широкую международную огласку благодаря незабвенному НТВ, где еще, помнится, острили по поводу того, что бацька, по всей видимости, произносил ее с вершины холодильника. Разумеется, ни предпринимателей, ни МВФ такая постановка вопроса совершенно не устраивала. Это ведь, по сути, сплошное сползание к сталинской системе. 

Но хуже всего, конечно, были драконовские налоги, которыми власть ощипывала скудный предпринимательский доход. «Инициативных и предприимчивых» подстерегал целый набор госрепрессий: таможенный налог на ввоз товара в республику, обязательная плата за торговое места на рынке в муниципальный бюджет, платная сертифицикация различных видов товара, причем при отсутствии сертификата товар подлежал самой беспощадной конфискации и в дальнейшем реализовывался в государственных магазинах, подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые при осуществлении предпринимательской деятельности, экологического налога, не говоря уже о налоге на добавленную стоимость. А кроме того, несколько раз, в особо критические для родины моменты государство вежливо просило предпринимателей «скинуться» на посевную и уборочную компанию. И судя по всему, отказать здесь было весьма нелегко.

Поясняя эти акты вопиющей социальной дискриминации тиран Лукашенко заявил, что только путем интенсивного налогообложения сферы частного предпринимательства страна сможет избежать необходимости в зарубежном кредитовании. И, продолжая свою вредительскую антирыночную деятельность, 17 мая 2001 года декретом «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью», запустил этот самый единый предпринимательский налог, который должен позволить государству на законных основаниях лишить частную инициативу еще 5% прибыли, хотя при этом и отменял ряд прежних налогообложений.

И в этих нелегких условиях значительная часть трудового белорусского предпринимательства нашло в себе силы и мужества для классового протеста и борьбы против притеснений властей. Они сплотились вокруг Стачкома предпринимателей Республики Белорусь и его лидера В. Левоневского, решительно заявившего «18 мая – это не просто политическая забастовка предпринимателей, это акция солидарности предпринимателей! В этот день выйдут работать только те, кому нравятся штрафы и конфискации, кто приветствует талонную систему учета и произвол чиновников, кому нравятся сертификация, унижения, «валютный» декрет и декрет №14, высокая аренда мест и т.п. «штучки» от А. Лукашенко». Данная акция была приурочена к проведению так называемого "вертикального" «Съезда представителей белорусского народа» – одной из первых масштабных предвыборных мероприятий Лукашенко. И если верить Левоневскому, то, несмотря на сплошной тоталитаризм со стороны властей, в стачке приняло участие до 90 тыс. человек – более 40.000 предпринимателей и примерно 50 тысяч лиц, работающих по найму у субъектов предпринимательской деятельности (около 40% от общего числа по вcей республике). А самое большое количество бастующих предпринимателей (90% и выше) наблюдалось на двух самых крупных вещевых рынках Беларуси: «Южном», в Гродно и «Ждановичах». Причем на этих рынках были заблаговременно образованы стачкомы.

Левоневскому, конечно, можно не верить, или верить не до конца. Но акция состоялась, и, по более объективной информации, в ней приняло участие около 40 тыс. человек. Однако и это количество – достаточно симптоматичный результат, существенные основания для обеспокоенности левых. 

Во-первых, забастовка выполнила свою задачу уже в плане информационного шума – ее активно освещало радио «Свобода», CNN со ссылкой на польские и литовские СМИ, многочисленные украинские издания проющенковской ориентации, особо чуткие к проявлениям защиты демократических ценностей. Одним словом, акцию раскрутили – а это, несомненно, и было одной из ее основных целей. «Необходимо учитывать, что это первая политическая забастовка в истории Республики Беларусь за время правления А. Лукашенко» – так утверждает Левоневский, и его слова следует принять во внимание. Для Запада и российской демобщественности это долгожданное свидетельство «массового протеста против диктатуры», которое, естественно, заслуживает открытой демократической поддержки. А также, прецедент, дающий повод для самых разнообразных санкций и международного притеснения белорусского правительства. 

Во-вторых, сама новая форма борьбы против Лукашенко может оказаться намного эффективнее прежних, применяемых оппозицией чуть ли не с самого 1994 года. Здесь, кстати, сразу же стоит обратить внимание на то, что Левоневский на каждом шагу демонстративно отмежевывается от Свободных профсоюзов, находящихся под контролем Г. Быкова и БНФ. Эти меры более чем разумны – белорусские националисты давно дискредитированы как пропагандой властей, в частности, указывавшей на последствия правления их коллег на Украине, так и своими собственными придурковатыми заявлениями, внутренней грызней и сомнительными действиями в виде традиционных мелких провокаций на столичных праздниках. Г-н Левоневский же принципиально против всякой политики – разумеется, кроме той, которая отстаивает законные рыночные интересы граждан. У него имеется практически полностью сформированный имидж честного (по предпринимательским понятиям), отвязного борца за конкретный частный интерес – свой собственный, и своих «коллег по классу». Такой образ вполне может стать эффективной приманкой для многочисленных обывателей буржуазной Беларуси, которые, как и все обыватели, любят, чтобы все выглядело «по делу», «без дураков» – т.е., без всякой фигни, вроде политики и идеологии. При таком условии они вполне могут признать в Левоневском «своего парня», и поверить  в то, что дело идет и защите их личных (частных) интересов. На что способна эта «рыночная стихия» в социально-активном состоянии, говорить не приходится – это и есть питательная масса для любых «акций протеста», вроде белградской «осени свободы» 2000 года. 

Спрашиваете, при чем тут Белград? Отвечаем малопрозрачными намеками г-на Левоневского, открыто обещающего, что в случае, если Лукашенко наскоро не образумится, «ему, как и Милошевичу не избежать уголовного разбирательства».

Конечно, одних базарных люмпенов для свержения диктатуры маловато будет. Но очевидно, что за ними стоит значительная часть крупного банковского капитала, который тоже имеется в Белоруссии, и в основном завязан на российские деловые круги, где бацька, мягко говоря, «непопулярен». Безусловно, мнение этих самых кругов определяет и позицию многих чиновников из государственного аппарата. Очевидно, что к антилукашенковской компании будут всемерно привлекаться и белорусские рабочие – через «красных директоров» и профбоссов типа Гончарика, вооруженного шмаковским благословением и поддержкой, скорее всего, отнюдь не «моральной». Одним словом, бить будут со всех сторон. Причем уже ясно, что демоппозиции навряд ли удастся организовать серьезное сопротивление Лукашенко на близких президентских выборах. Скорее всего, Запад и здесь пойдет по привычному югославскому варианту – планомерному раскачиванию непокорного режима с помощью подобных внутренних «акций протеста» а также внешнего информационного и экономического давления.

Видит ли эту перспективу сам Лукашенко? Весьма вероятно, хотя его действия против «предпринимателей» показывают, что он чувствует себя хозяином положения. Недавно Г. Шредер в интервью немецким журналистам доверительно заявил, что слабо верит в искренность белорусского президента, вдруг заговорившего о возможном возобновлении кредитования МВФ. На Западе считают, что эти заигрывания с международной демократией нужны режиму для признания легитимности продолжения правления президента, но признания чисто формального, поскольку на сегодня он сохраняет контроль над ситуацией в стране. Густав Купитц, обозреватель журнала «Шпигель», отмечает, что в случае открытого конфликта с ЕС и США Лукашенко «способен действовать решительней Милошевича, который не рискнул захватить собственность западных компаний даже во время военного конфликта с силами мирового сообщества». Таким образом, на Западе не верят в «нового Лукашенко», и, по всей видимости, готовятся к долгой и решительной борьбе против него.

В складывающимся таким образом положении немаловажное значение может иметь и позиция российской левой. По нашему мнению, уже сегодня левое движения должно начать подготовку к кампании в защиту режима Лукашенко. Это вовсе не означает, что современная буржуазная Белоруссия движется к построению какого-либо «социализма». Однако именно она на сегодня, после падения Югославии, является одним из самых основных участков сопротивления международному империализму, занимая в этом ведущую, ключевую роль среди всех стран СНГ. 

Кроме того, рабочее движение в республике пока еще не развито настолько, что до сих пор не смогло дать ни одной полноценной, массовой рабочей организации (и дело тут не в «диктатуре», она не сильнее российской или украинской, и в Беларуси полным-полно оппозиционных партий и деятелей). «Отстраненная позиция» наших левых может привести только к тому, что империалисты вполне могут использовать белорусских рабочих для борьбы с «диктатурой» Лукашенко и заставить трудящихся своими же собственными руками посадить себе на шею какую-нибудь туземную Валенсу. И, напротив, только широкое и активное вмешательство левых организаций СНГ в белорусские дела, мощная антиимпериалистическая  и антикапиталистическая агитационная кампания сможет развить и активизировать рабочее движение Беларуси. Только так можно создать предпосылки для самостоятельной борьбы трудящихся этой республики, которая в будущем может привести к революционному устранению режима национально-государственной буржуазии, режима Лукашенко или его преемника.

Стачки бывают разные – и красные, и самые что ни на есть «белые», – реакционные по своим целям и действиям. «Политическая забастовка предпринимателей Беларуси» показывает, что сегодня у левых общие с Лукашенко враги, и во многом общие задачи – в первую очередь, необходимость отразить наступление империализма. Проявление идеологического чистоплюйства в этом вопросе означает отход от марксистской тактики классовой борьбы, а вероятной расплатой за это будет установление в республике обычного и заурядного «демократического режима» по классическому югославскому образцу.

Обсудить статью на форуме